В Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» впервые было обнаружено появление самого термина государственно-частного партнерства. Это понятие регламентируется региональными актами, а также Федеральными законами от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отчасти влияние на ГЧП имеет и закон от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», а также от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Несмотря на обилие актов и норм, можно с уверенностью сказать, что не все вариации ГЧП оговорены в вышеуказанных документах.
Такое партнерство, по словам А. Федосеева, имеет основной целью внедрение методики максимально эффективного и экономичного использования затрат на проекты с учетом возможных рисков и перспективной выгоды, то есть, добавленной стоимости. Также среди основных целей Федосеев выделил поднятие уровня экономической рентабельности и максимального использования ресурсов. При этом получить наилучший результат и считать цель достигнутой можно только тогда, когда секторы несут взаимные обязательства и понимают уровень ответственности за проект не только в целом, но и частично, каждый за ту половину, в отношении которой сектор более компетентен. Аналогично обстоит и с рисками: каждая сторона берет на себя ту их часть, с которой объективно способна справиться лучше, минимизировав вероятность негативного исхода. Законодательные акты РФ представляют государственно-частное партнерство, как взаимодействие двух сторон: публичной и частной. Такое взаимодействие может быть регламентировано и оговорено документально на основе взаимного соглашения, которое заключено по результатам конкурсного отбора. Основная направленность сотрудничества в поднятии качества услуг, а также гарантии их доступности для населения, побочным результатом является работа над привлечением дополнительных источников инвестирования из частных фондов.
В качестве стороны, представляющей частный сектор, может выступать ИП, вне зависимости от географического расположения (российская или зарубежная компания). Исключения составляют:
1) компании под государственным управлением;
2) корпорации под государственным управлением;
3) предприятия унитарного типа (государственные или муниципальные);
4) учреждения государственного или муниципального типа;
5) общества хозяйственного типа, акциями или долей в которых целиком владеет РФ, любой отдельный субъект РФ или образование муниципального типа.
В роли же публичной стороны в партнерстве выступает либо РФ, либо отдельный субъект, либо совокупность субъектов РФ, а также местные властные структуры, либо лица, представляющие органы местного самоуправления.
В России бурное развитие ГЧП началось с 2004 г. после создания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, что связано с развитием транспортного комплекса. В дальнейшем проявилась ярко выраженная тенденция рассматривания ГЧП как эффективного механизма привлечения долгосрочных инвестиций. Наряду с решением инфраструктурных проблем к приоритетным направлениям ГЧП стала относиться сфера инвестиций в наукоемкие технологии и региональное развитие, прежде всего при создании свободных экономических зон[1].
Для организации ГЧП в России в качестве основных используются следующие институты (инструменты): Инвестиционный фонд; Банк развития; институты венчурного финансирования (Российская венчурная компания, ВИФ, региональные венчурные фонды); особые экономические зоны. Инвестиционный фонд рассматривается как один из инструментов ГЧП, призванный облегчить бизнесу финансирование проектов, имеющих стратегическое значение для экономики, но отличающихся низкой возвратностью на инвестиции и длительными сроками осуществления. На финансовом рынке он, по сути, выполняет функции банков развития.
Созданный Банк развития не является специализированным финансовым институтом развития, обособленным от Внешэкономбанка и принципиально отличающимся от него по основным характеристикам. Государственная поддержка венчурного инвестирования также осуществляется с использованием механизмов ЧГП. Развитие системы венчурного инвестирования как одного из основных внебюджетных источников финансирования инновационных предприятий в странах с развитой экономикой относится к наиболее перспективным направлениям финансирования инновационных проектов в частном секторе.
Однако практика создания Российской венчурной компании характеризуется опасным разрывом между продекларированными целями стимулирования инновационной деятельности и фактическим стимулированием развития венчурного капитала без установления прямой связи с реализацией инновационных проектов. В реализуемой схеме венчурного финансирования содержится противоречие: механизм передачи ресурсов в финансовый сектор разработан профессионально и детально[2], но одновременно не контролируется механизм целевого расходования средств на стимулирование инновационного развития, отсутствует формализованная процедура принятия решений по использованию этих ресурсов для создания высокотехнологичных производств наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Механизмы ГЧП способны значительно повысить конкурентоспособность инфраструктурных и инновационных проектов на рынке частных инвестиций, что позволяет существенно ускорить темпы их реализации[3]. Благодаря ГЧП создается возможность реализации инновационных проектов, а также создание новых и модернизацию действующих инфраструктурных объектов за счет стимулирования бизнеса к эффективному инвестированию, привлечения технологий и опыта частного сектора в сферу управления и работы с потребителями.
Фактическое развитие механизмов ГЧП в Российской Федерации и, в частности, в регионах, которые являются объектом исследования, имеет свою специфику. Это обусловлено тем, что органы власти, как государственные, так и муниципальные, имеют сложившийся уклад действующей практики по отношении не только друг к другу, но и к бизнес-сообществу[4] и его непосредственным представителям. Выполнение и претворение в жизнь тех проектов по инвестициям, которые являются на данный момент приоритетными, проводится под действием предпосылок и конкретных действий со стороны административных органов районного масштаба. Эта организация подразумевает две тенденции: сотрудничество властных структур, бизнес-сегмента и организаций по общественной деятельности, а также работу над совокупным бюджетным ресурсом на всех уровнях, включая частное инвестирование, перспективное инвестирование, использование займов и средств, выделенных из бюджетов компаний, находящихся под государственным регулированием[5].
[1] Габдуллина Э.И. Оценка эффективности проектов ГЧП как механизма взаимодействия власти и бизнеса в регионе. ФГАОУВПО Казанский федеральный университет, 2012. URL: http://www.science-education.ru/102-5928
[2] Магомедов А. М. Государственно-частное партнерство в основу развития логистической инфраструктуры региона //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 3.
[3] Колмаков В. В. Государственно-частное партнерство как инструмент обеспечения регионального развития //Инновации в науке. – 2013. – №. 28.
[4] Дружинин Н. Л. Проблема Развития Системы Государственно-Частного Партнерства В России (Использование Международного Опыта) //Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2015. – №. 2 (12).
[5] Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.
|