Строительство автомобильной дороги Западного Скоростного Диаметра осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга №627-100 от 25 декабря 2006 года «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».
Еще в 1960 годах Ленинград испытывал сложности с сообщением между северными и южными районами. Постоянное увеличение грузооборота в Морском порту привело к критичному уровню нагрузки на внутригородские дороги, ориентированные на порт. В 1966 году в Генеральном плане развития Ленинграда появилась перспективная автомагистраль, соединяющая север и юг города по максимально короткому маршруту, проходя рядом с Морским портом. Активная работа над реализацией проекта началась только в середине 90-х годов. В 1996 году был разработан и утвержден план проектирования скоростной дороги, получившей название «Западный скоростной диаметр». В 2000 году губернатор Санкт-Петербурга одобрил Акт выбора трассы строительства Западного Скоростного Диаметра. Это было сделано после согласования со всеми надзорными органами и затрагиваемыми строительством организациями. Всего потребовалось 65 согласований. Строительство первой очереди Западного Скоростного Диаметра началось в 2005 году. 23 декабря 2011 года Обществом с ограниченной ответственностью «Магистраль северной столицы» подписано Соглашение о ГЧП с Санкт-Петербургом и ОАО «Западный скоростной диаметр» со сроком действия 30 лет.
20 декабря 2012 года в Москве подписаны Акт о достижении финансового закрытия и обновленная редакция Соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги ЗСД. Также был подписан Договор подряда с ICA Astaldi-IC Içtaş WHSD Inşaat Anonim Şirketi (совместным объединением компаний Astaldi, IC Içtaş Inşaat и Mega Yapi) и ряд документов, необходимых для получения доступа к финансированию, в том числе, обновленная редакция Кредитного соглашения, прямой договор города с Подрядчиком между Обществом, Санкт-Петербургом, ОАО «ЗСД» и Подрядчиком.
Участниками Консорциума являются ВТБ Капитал, Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Içtaş Inşaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inşsaat ve Ticaret (Турция) – технический консультант подрядчиков.
Для обеспечения финансирования проекта строительства Центрального участка Западного Скоростного Диаметра привлекаются кредиты ведущих финансовых организаций: ВТБ Капитал, Газпромбанк, European Bank, Eurasion Development Bank и Банк Развития.
Условия Соглашения содержат минимальный гарантированный Правительством Санкт-Петербурга доход от эксплуатации ЗСД в размере 9,6 млрд руб. в год. Если годовая выручка проекта будет превышать эту сумму, то МСС выплатит Правительству Санкт-Петербурга 90% разницы.
На данный момент проект создания и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги ЗСД является крупнейшей ГЧП сделкой в сфере дорожного строительства в мире. Проект создания Западного Скоростного Диаметра был удостоен множества наград. Издание Project Finance International назвало эту сделку «Сделкой года в европейском дорожном секторе в 2012 году», издание Project Finance Magazine назвало эту сделку «Сделкой года в европейском секторе платных дорог в 2012 году», издание World Finance назвало эту сделку «Лучший городской проект развития в Европе», издание Infrastructure Investor признало эту сделку «ГЧП сделкой года в Европе», а издание «Рынок ценных бумаг» назвало этот проект «Лучшим проектом года».
По сути Западный Скоростной диаметр – это магистраль, которая имеет не только городское. Но и федеральное значение. Переоценить роль Западного скоростного Диаметра в жизни города сложно - Западный Скоростной диаметр обеспечивает транспортную связь между северо-западными, центральными и южными районами города, решает проблему транспортной изолированности Васильевского острова и разгружает транспортно-дорожную сеть Санкт-Петербурга. На Федеральном уровне Западный Скоростной диаметр улучшает транспортную доступность портовых, железнодорожных, воздушных и автомобильных терминалов. Уже сейчас Западный Скоростной Диаметр обеспечивает рабочие места и заказы для городских предприятий, а также налоговые отчисления в городской бюджет от эксплуатации.
|