Размышляя о правовом государстве, нельзя упустить вопрос о путях и закономерностях его формирования. В историческом аспекте можно определить несколько этапов формирования правового государства. Обратимся к этапам, выделенным Ф.М. Раяновым.
На первом этапе происходит теоретическое осмысление философии правового государства. На основе анализа деятельности реального государства, сравнения его с другими, более прогрессивными государствами, вычленения его изъянов и пороков происходит осмысление и поиск некоего идеального правового государства. Идеи правового государства, как правило, возникают как реакция на авторитарный режим правления, на абсолютизм, тоталитарное государство.
Второй этап начинается, когда основные теоретические выводы об идеальном народном государстве реализуются в различных документах (декларациях, конституциях, отдельных законах), принятых в более или менее прогрессивных государствах планеты. Так нужно оценить Декларацию прав человека и гражданина, провозглашенную Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 г. Сюда можно отнести Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в качестве закона Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г.
Третий этап характеризуется тем, что само общество, государство которого формально закрепило основные принципы правового государства, созрело для восприятия этих принципов и готово создать необходимые условия для дальнейшего продвижения идеи правого государства в реальной жизни.
На четвертом этапе, когда государствообразующее общество становится правовым, наступает время для реального функционирования правового государства[1].
В масштабе сегодняшней России мы сегодня находимся на уровне осмысления идей правового государства и формально-юридической реализации их в соответствующих законах. Нам еще очень далеко до реального правового государства, однако мы сознаем, что альтернативы ему нет. Отсюда необходимо последовательно развиваться в этом направлении, преодолевать преграды, стоящие на пути к цели.
Для создания правового государства в РФ необходимо преодолеть идеологию безусловного главенства общественных интересов над интересами личности. Следует исходить из того, что в ряде случаев интересы личности священны и неприкосновенны. Ничто не может служить основанием ограничения прав человека, кроме прав и свобод других людей. Нужно юридически закрепить и реально придерживаться превосходства общечеловеческих ценностей над национальными, внутригосударственными. Следует преодолеть негативное отношение к идее подлинного разделения власти, к теории сдержек и противовесов в механизме функционирования государственной власти. Необходимо преодолеть исторически сложившееся негативное отношение к праву, созреть до уровня, позволяющего рассматривать его как социальную ценность, объективно необходимый регулятор общественных отношений в цивилизованном обществе; преодолеть народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, в любой вышестоящей инстанции, а не на суде, который функционирует в каждом районе; преодолеть субъективное стремление правящих любого уровня объявлять свою волю правом и законом. Следует покончить с отсутствием правовых знаний, правовой культуры у населения.
Рассуждая о путях формирования правового государства в России, нельзя не учитывать ее огромную территорию, многонациональный состав населения и исторически сложившееся сознание как у управляющих, так и управляемых.
[1] Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003. С. 147.
|