Одним из наиболее действенных механизмов противодействия коррупции является регулирование нормативно-правовой сферы государства.
Плановым документом, который определяет комплекс мер по противодействию коррупции, является Национальная стратегия противодействия коррупции.
В указанном документе определены основные направления реализации стратегии противодействия коррупции:
- обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
- повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;
- внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
- совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;
- устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;
- совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
- расширение системы правового просвещения населения;
- модернизация гражданского законодательства;
- дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
- повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;
- совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
- периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
- совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
- повышение эффективности исполнения судебных решений;
- разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;
- совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;
- повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
- распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;
- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;
- совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;
- повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.
Новые нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность системы МВД России, – ФЗ «О полиции», ФЗ «О службе в органах внутренних дел» – во многих положениях согласованы с ФЗ «О противодействии коррупции». Так, в статье 29 ФЗ «О полиции» говорится, что на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Федеральным законом «О противодействии коррупции» оговорены некоторые обязанности, запреты и ограничения, которые превентивно способствуют предотвращению коррупционных проявлений и на рассмотрении которых мы сосредоточимся.
Так, ст. 8 ФЗ № 273 устанавливается обязанность предоставлять справки о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера государственного служащего на себя, супруга или супругу, несовершеннолетних детей. Эта норма также содержится в ст. 27 ФЗ «О полиции» и подкреплена санкцией, предусматривающей наказание за невыполнение этих требований. Так, в ст. 49 ФЗ «О службе в ОВД» указывается, что непредставление сотрудником ОВД сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел.
Более того, п. 4 ст. 82 ФЗ «О службе в ОВД» устанавливает, что сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых у граждан возникает необходимость предоставлять сведения о доходах, был определен Указом Президента РФ от 18 мая 2009 № 557, а порядок предоставления сведений – Указом Президента РФ от 18 мая 2009 № 559.
В системе МВД этот перечень определен Приказом МВД РФ от 31 августа 2009 года № 680 «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Таким образом, следует отметить, что обязанности и запреты государственным служащим, закрепленные в международных документах и в федеральных законах, направленных на противодействие коррупции, нашли свое отражение в ведомственных приказах МВД России и, в целом, обладают большим профилактическим потенциалом для формирования правомерного поведения сотрудников МВД.
|