Как уже упоминалось в предыдущей главе курсовой работы, административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан и общественную нравственность, предусмотрены статьями главы 6 КоАП РФ.
При рассмотрении вопросов, связанных со здоровьем населения, нужно обратить внимание на тот факт, что сотрудники полиции осуществляют следующие действия, направленные на борьбу с наркоманией:
- выявляют тех лиц, которые допускают немедицинское употребление средств наркотического характера, а также совершающие иные правонарушения на почве, которая связана с наркотиками. Сотрудники полиции применяют к таким лицам медико-правовые, административно-правовые, а также уголовно-правовые меры воздействия;
- устанавливают лиц, которые совершают незаконное выращивание и посевы наркосодержащих растений для того, чтобы осуществлять реализацию наркосодержащего сырья другим лицам, которые приобретают его для изготовления наркотиков кустарным способом. Сотрудники полиции привлекают таких лиц как к административной, так и к уголовной ответственности;
- выявляют лиц, которые совершают незаконные операции с наркотическими веществами и распространяют их среди отдельных граждан. Сотрудники полиции осуществляют применение к ним мер, которые направлены на то, чтобы пресечь подобную преступную деятельность;
- выявляют лиц, которые приобщают других граждан к немедицинскому приему наркотических средств. К таким гражданам полиция также применяет определенные меры воздействия;
- устанавливает лиц, которые создают условия, которые способствуют поступлению в оборот наркотических и иных одурманивающих средств. Полиция привлекает таких лиц к административной или же к уголовной ответственности в зависимости от состава правонарушения (преступления);
- выявляет тех лиц, которые способствуют посткриминальной деятельности, которая связана с наркотическими веществами путем укрывательства, применяя к таким лицам меры воздействия в порядке, установленном законодательством.
Освещая вопрос предупреждения, выявления и пресечения административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарное благополучие населения и общественную нравственность, сотрудниками полиции, необходимо указать составы правонарушений, по которым сотрудники полиции имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях и составлять протоколы.[1]
К ним относятся следующие статьи главы 6 КоАП РФ:
- статья 6.8 — незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;
- статья 6.9 — потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
- статья 6.10 — вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ;
- статья 6.11 — занятие проституцией;
- статья 6.12 — получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией;
- статья 6.13 — пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
- статья 6.15 — нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;
- статья 6.16 — нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
- статья 6.16.1 — незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.[2]
Деятельность сотрудников полиции при выявлении указанных правонарушений сложна и многогранна — большая часть перечисленных правонарушений в зависимости от конкретной ситуации может быть квалифицированна и как преступление.
Так, ст. 6.12 КоАП РФ «Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией» предусматривает ответственность лиц, получающих доход за занятие проституцией другими лицами, в УК РФ есть почти аналогичный состав преступления — ст.241 УК РФ — «Организация занятия проституцией — деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией». Различия заключаются в общественной значимости (опасности) этих двух деяний, и полицейским необходимо их разграничивать.
В свою очередь примерный алгоритм действий сотрудника полиции при выявлении правонарушений, предусмотренных главой 6 КоАП РФ, может быть таким:
- получение информации о совершенном правонарушении: зафиксировать информацию о правонарушении (получить заявление, составить протокол устного заявления и т.д.); установить личность заявителя и зафиксировать его данные в служебной книжке; установить возможных свидетелей и очевидцев правонарушения, зафиксировать их данные, объяснить свидетелям их права и обязанности в соответствии с действующим законодательством;
- пресечение правонарушения: установить личность правонарушителя, проверив его документы; зафиксировать выявленные в них сведения;
- определение обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию по делу: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения;
- квалифицировать деяние в соответствии с действующим законодательством, составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ;
- составить необходимые документы о применении мер, предусмотренных главой 27 КоАП РФ.[3]
В зависимости от обстоятельств совершения правонарушения последовательность действий сотрудников полиции может меняться, исходя из конкретной ситуации.
В случае невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте совершения правонарушения, а также учитывая то обстоятельство, что за некоторые правонарушения предусмотрено наказание в виде административного ареста сроком до 15 суток и (или) требуется проведение исследований (экспертиз) по делу об административном правонарушении, правонарушитель доставляется в подразделение полиции. Так, например, для доказательства факта потребления наркотических средств или психотропных веществ лицо может быть направлено на медицинское освидетельствование, протокол о результатах которого приобщается к материалам дела.
В соответствии с приказом МВД России от 05.05.2012 № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию»[4] по правонарушениям, указанным в главе 6 КоАП РФ, имеют право составлять протоколы следующие должностные лица полиции на территориальном (районном) уровне:
- начальник управления (отдела); заместитель начальника управления (отдела) — начальник полиции; заместители начальника полиции; начальник, заместитель начальника отдела (отделения) полиции; начальник пункта полиции; оперуполномоченный;
- начальник подразделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; заместитель начальника подразделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; начальник отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; старший участковый уполномоченный полиции; участковый уполномоченный полиции;
- начальник отделения по делам несовершеннолетних; старший инспектор по делам несовершеннолетних; инспектор по делам несовершеннолетних;
- должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства;
- должностные лица подразделений дознания;
- начальник дежурной части; заместитель начальника дежурной части; начальник дежурной смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; помощник оперативного дежурного; дежурный.[5]
[1] Административная деятельность полиции. / Под ред. Ю.Н. Демидова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014
[2] "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]
[3] Административная деятельность полиции. / Под ред. Ю.Н. Демидова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014
[4] Приказ МВД России от 05.05.2012 N 403 (ред. от 08.08.2016) "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24709) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]
[5] Приказ МВД России от 05.05.2012 N 403 (ред. от 08.08.2016) "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24709) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]
|