Вторник, 26.11.2024, 05:01
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Состав административных правонарушений в строительстве

В главе 9 КоАП РФ административной ответственности в строительстве посвящены всего три статьи: 9.4, 9.5 и 9.5.1.

Статьей 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в несоблюдении технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушении установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Согласно ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства» КоАП РФ нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.; на должностных лиц - от 5 до 10 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 до 10 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30 до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток[1].

Ответственность по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов: не повлекло отступления от проектных значений параметров зданий и сооружений; не затронуло конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения; не повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; не создало угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. В других случаях ответственность наступает по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ, если указанное правонарушение не совершено повторно в течение года, тогда она квалифицируется по части 3..

Так, то же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 до 50 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток[2].

Субъектом ответственности могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

Правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, по своему составу являются формальными и не требуют наступления вредных последствий. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 и 3 данной статьи, по своему составу являются материальными и требуют наступления либо угрозы наступления вредных последствий.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются умышленной виной.

Статья 9.5 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию. Часть 1 ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство[3].

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен ст. 51 Градостроительного кодекса РФ[4] (далее - ГК РФ), в ней же указаны случаи, когда разрешение на строительство не требуется (п. 17).

Субъектами ответственности за данное правонарушение могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку именно на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство[5].

Ч. 2. Ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.

Государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГК РФ.

Порядок проведения государственного строительного надзора предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»[6].

В п. 5 указанного Постановления предусмотрено, что для проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдаче заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации[7] застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных ч. 5 ст. 52 ГК РФ.

Таким образом, обязанность уведомить уполномоченный орган о начале строительства возлагается на застройщика или заказчика, которые и являются субъектами правонарушения, установленного ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ.

Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ.

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства выполняет привлекаемое застройщиком или заказчиком лицо, т.е. подрядчик строительно-монтажных работ на объекте.

Часть 6 ст. 52 ГК РФ[8] предписывает не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков только лицу, осуществляющему строительство, следовательно, только это лицо и может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ. В этой связи именно подрядчик, выполняющий работы по строительству объекта, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.5 КоАП РФ.

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 9.5 КоАП РФ.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Порядок получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрен ст. 55 ГК РФ.

К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прикладывается комплект документов, перечисленных в п. 3 ст. 55 ГК РФ, в который входит и заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Субъектом административного правонарушения являются только должностные лица.

Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ[9].

Субъектом административного правонарушения непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. В том случае, если эксплуатация объекта капитального строительства осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым[10].

Правонарушения, предусмотренные ст. 9.5 КоАП РФ, характеризуются умышленной виной.

Необходимо отметить, что в предыдущей редакции ст. 9.5 КоАП РФ была предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение порядка выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство, а также за нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию.

В новой же редакции ответственность должностных лиц отсутствует. В то же время получение таких документов, как разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, является важнейшим этапом при осуществлении строительства. Очевидна необходимость защиты прав и законных интересов юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сфере строительства.

Таким образом, необходимо предусмотреть ответственность должностных лиц за незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, внесении изменений, продлении, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также за нерассмотрение либо несвоевременное рассмотрение заявления о выдаче разрешения на строительство, внесении в него изменений, продлении либо на ввод объектов в эксплуатацию с установлением наказания в виде административного штрафа или дисквалификации. Такие виды наказания в наибольшей степени обеспечат соблюдение должностными лицами действующего законодательства.

Статьей 9.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ.

Объективная сторона ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ заключается в выполнении работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным[11].

В соответствии с п. 1 ст. 55.8 ГК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624[12].

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ, является несоблюдение юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Эти минимально необходимые требования предусмотрены п. 8, 8.1, 8.2 ст. 55.5 ГК РФ и устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 г. № 48 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». Саморегулируемые организации не вправе устанавливать требования к выдаче таких свидетельств, ниже минимально необходимых требований, установленных в ГК РФ.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.5.1 КоАП РФ, является повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 9.5.1 КоАП РФ, являются юридические лица либо лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

С субъективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ст. 9.5.1 КоАП РФ, характеризуются умышленной формой вины.

В связи с тем что государство передало часть своих полномочий саморегулируемым организациям, необходимо обеспечить надлежащее исполнение закона и с их стороны. Ведь возможность отказа в членстве в саморегулируемой организации и/либо в допуске к определенным видам работ или исключение из состава саморегулируемой организации может служить мощным орудием для борьбы на рынке среди строительных, а особенно проектных и изыскательских организаций и существенно уменьшить круг лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и субъектов малого предпринимательства в сфере строительства.

На основании вышеизложенного, было бы целесообразно предусмотреть административную ответственность за:

- неправомерный отказ саморегулируемой организацией в приеме в члены саморегулируемой организации и/либо в выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- нерассмотрение либо несвоевременное рассмотрение заявления о приеме в члены саморегулируемой организации;

- неправомерное исключение из членов саморегулируемой организации с видами наказаний «административный штраф» и «дисквалификация».

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры влечет в соответствии со ст. 9.13 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб.[13].

Безусловно, эта норма относится к рассматриваемой нами теме лишь косвенно. Однако подобные правила и требования должны закладываться уже на стадии проектирования или первоначальных этапах строительства.

Как усматривается из санкции этой нормы, административную ответственность в соответствии с ней несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также руководители названных организаций, иные должностные лица, ответственные за исполнение указанных требований.

Целью указанной статьи является стимулирование при помощи средств административного воздействия деятельности государственных и муниципальных органов по обеспечению для инвалидов надлежащей жизненной среды.

Обратите внимание, с субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Отметим, что основные требования, обеспечивающие доступность указанных объектов для инвалидов, закреплены в ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[14].

Так, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Также отмечаем, что в соответствии со ст. 2 ГК РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

 

[1] Определение ВАС РФ от 25 марта 2010 г. N ВАС-17951/09 по делу N А32-26778/08-2009-59/30-17АЖ; Постановление ФАС Поволжского округа от 25 января 2010 г. по делу N А65-8339/2009; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 июня 2009 г. по делу N А43-30595/2008-43-489.

[2]Определение ВАС РФ от 24 декабря 2008 г. № 16872/08 по делу № А56-5022/2008; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2009 г. по делу № А15-2018/2008.

[3]Серков П.П., Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / под ред. П.П. Серкова. М.: НОРМА, 2008. С. 118.

[4]Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (в последней ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16,.

[5]Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. № 11 (в ред. от 24.03.2013 г.) «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

[6]Постановление Правительства РФ «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (вместе с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации») от 01.02.2006 г. № 54 (в последней ред. от 20.07.2013 г. № 610) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 7. Ст. 774.

[7]Утвержден Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 15.

[8]Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ ( в последней ред. от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

[9]Романова В.В. Нормативные акты, регулирующие отношения в сфере строительства и модернизации энергетических объектов в электроэнергетике: проблемы совершенствования и систематизации // Юридический мир. 2011. № 8. С. 14 - 19.

[10]Серков П.П., Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / под ред. П.П. Серкова. М.: НОРМА, 2008. С. 289.

[11]Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 589.

[12]Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // Российская газета. 26.04.2010.

[13]Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 января 2010 г. по делу № А70-6242/2009.

[14]Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (в последней ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (29.06.2017)
Просмотров: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%