Понятие национальной безопасности, появившееся в юридической и политологической литературе не столь давно, имеет достаточно давнюю смысловую историю, уходящую корнями в Новое время. Концепции общественного договора Спинозы, Гоббса и Локка обосновывают заключение договора именно соображениями безопасности, которой угрожает анархия естественного состояния.
По сути, Гоббс видит в человеке первопричину возникновения как общества (в результате эгоистических потребностей в безопасности и практичности совместной охоты и выживании вообще), так и государства (так же результат эгоцентризма, так как человеку понадобились сильные управленцы, готовые жертвуя собой защищать простых подчиненных).
Но как бы там не было на самом деле, только к XVI-XVII задались вопросом создания правовой основы для существования государства, что было вызвано буржуазными революциями и переворотами в социально-экономической сфере жизни общества.
В дореволюционной отечественной государственно-правовой мысли понятие «безопасность» встречается достаточно редко, так как обеспечение безопасности граждан было предметом науки полицейского права, то есть данный термин относился к предупреждению опасности от внутренних угроз. Отсутствие безопасности, по мнению А. Градовского, вызывает гибель государства. М. Сперанский отмечал, что общим предметом для всего правового регулирования является учреждение общей безопасности лиц и имущества.
По сути дореволюционный период развития государственной безопасности основывался на идеях противодействия негативным последствиям буржуазных революций в Европе, а потому все работы, которые встречаются по данному вопросу затрагивают борьбу царизма с общественными организациями, которые стремились к изменение государственного строя. Кроме того, важно отметить, что именно XIX век стал для России веком инноваций в нормативной базе и одной такой инновацией было введение понятия государственная измена, что имеет ряд своих последствий, помимо появления тайного органа слежки и дознания при Императоре.
Историография данного периода охватывает время со второй половины XIX в. до 1917 г., когда появились научные работы, рассматривавшие в определенной степени деятельность Военного министерства по обеспечению безопасности империи. В тот период вышли в свет ценные материалы, подготовленные представителями «казачьей историографии», раскрывавшие деятельность пограничных казачьих войск по обеспечению непосредственной безопасности (охране и защите) границы.
В 70-х гг. XIX в. публикуются работы офицеров, совершивших рекогносцировочные поездки по России и в соседние государства (в Восточный Туркестан, Афганистан, Персию и Индию). Материалы поездок отражались в фундаментальных военно-статистических отчетах, являвшихся хорошим подспорьем для принятия государственными органами Российской империи правильных решений в вопросах обеспечения безопасности государства.
Однако, несмотря на довольно большой фактический материал, собранный дореволюционными историками, он, в основном, был посвящен процессу приграничной деятельности.
Вопросы же, связанные с деятельностью государственных органов по обеспечению безопасности империи, затрагивались лишь фрагментарно, не были в должной мере проанализированы, обобщены и систематизированы.
С другой стороны, западные исследователи изучая вопросы обеспечения безопасности империи рассматривают вопросы политического розыска, т.е. оперативно-розыскных мероприятий не процессуального характера (внутреннее и наружное наблюдение, а также перлюстрация почтово-телеграфной корреспонденции), проводимые уполномоченными на то особыми государственными органами (спецслужбами), по установлению неизвестных или скрывшихся государственных преступников; в более широком понимании - преследование за преступления против государства. В литературе за органами политического розыска закрепился целый ряд обобщающих названий - «политическая полиция», «тайная полиция», «секретная полиция», «высшая полиция», «охранка» и др. Несмотря на такое многообразие, изучение практики их функционирования свидетельствует о том, что в виду специфического характера деятельности спецслужб, невзирая на форму государственного правления, устройства и политического режима, идеологию, вероисповедание и т.д., неизменной оставалась главная задача этих органов – обеспечение внутренней стабильности государства.
Отечественные исследователи - дореволюционные, советские и современные - внесли большой вклад в осмысление проблем эффективности, целесообразности и легитимности оперативно-розыскной деятельности органов политического розыска по обеспечению безопасности и защите государственных интересов Российской империи. Естественно, их работы обуславливались конкретно-историческим развитием нашего государства и общественно-политической составляющей, которые, по понятным причинам, влияли на содержание, полноту, методы и оценку исследований. И по сей день архивные фонды как центральных, так и региональных архивов время от времени преподносят очередные «сюрпризы» в раскрытии «тайн» царской охранки.
Таким образом, работ посвященных процессу развития охранной деятельности в дореволюционной России достаточно, как со стороны отечественных, так и западных исследователей. Но что из себя представляла охрана безопасности государства в дореволюционный период?
Важно понимать, что деятельность органов безопасности государства получило правовое оформление и относительную самостоятельность только в конце XIX – начале ХХ века, все что происходило до этого времени находилось под контролем военного и полицейского ведомств. И конечно же это исторически естественно для всех существующих государств – переходить на новую ступень развития государственной безопасности. Для России конец XIX- начало ХХ века было особым периодом – временем подрывной деятельности и необходимости в реакции, которую могли обеспечить специальные службы по обеспечению госбезопасности и такой службой стало Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое было учреждено в 1826 году Николаем I. Процесс развития и отделения от полиции и армии завершился в 1880 году, когда было создано МВД – Министерство внутренних дел Российской империи.
По сути, МВД РИ наоборот объединило деятельность полиции и охранных органов, но по факту именно возникновение министерства предоставило возможность расширить обязанности и функции охранного отделения. Особенно процесс расширения функциональных обязанностей прослеживался в начале ХХ века, когда особенно обострились отношения общества и власти (так появилась возможность применять насильственные методы для дознания и розыска).
Таким образом, уже к началу ХХ века охранное отделение (органы по обеспечению государственной безопасности), занимали важное место в системе контроля и регулирования общественных отношений. их деятельность была направлена на охрану существующего аппарата власти, а потому нет ничего удивительно, что данное направление продолжило свое существование и в советское время, когда крайне необходимо было противостоять угрозам государственным интересам.
|