Итак, как выше уже отмечалось, советское правительство имело множество причин сохранить за собой право на реализацию контроля за безопасностью государства.
В результате февральской революции 1917 года было свергнуто самодержавие, а Временное правительство упразднило Департамент полиции Министерства внутренних дел и учредило милицию. Т.е. по сути, первоначально, политическая полиция была особым органом безопасности в стране и сам факт ее существования оказывал на общество определенное воздействие на все группы населения.
Советский период историографии охватывает время со второй половины 20-х гг. XX в. до 1991 г. После революции 1917 г. интерес к исследованию вопросов обеспечения государственной безопасности значительно снизился и вплоть до 50-х гг. XX в. носил эпизодический характер, освещавший, в основном, внешнюю политику правительства и лишь фрагментарно – деятельность государственных органов по обеспечению безопасности. Это можно объяснить высоким уровнем секретности и закрытости данных органов, так как все их действия руководились государством. И нужно отметить, что архивы службы безопасности до сих пор не полностью рассекречены.
Особое место в литературе послевоенного периода занимают труды Н.А. Халфина, который при их написании задействовал широкий круг архивных документов. Большая заслуга этого автора в том, что в его трудах был очерчен круг вопросов, которые являются наиболее перспективными для современных исследователей деятельность государственных органов по обеспечению безопасности государства.
Образование Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) 20 декабря 1917 г., декретом Совета Народных Комиссаров, был образован данный орган, направление его работы связано было с борьбой контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности.
В задачи созданной комиссии входили «пресечение и ликвидация контрреволюционных и саботажнических действий по всей России. С этого времени органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили приговоры, заменяя следственные и судебные органы. Позднее при НКВД РСФСР, в задачи которого входила борьба со шпионажем, контрреволюцией и бандитизмом, был выделен Народный комиссариат государственной безопасности, переименованный в 1946 г. в Министерство государственной безопасности, а в марте 1953 г. было принято решение об объединении Министерства внутренних дел и Министерства госбезопасности в единое МВД СССР, а в 1954 г. создается Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.
Используя проблемно-хронологический метод исследования можно выделить несколько условных этапов в развитии не только понимания, но и содержательной стороны обеспечения государственной безопасности в Советском Союзе:
1917 г. – середина 1930-х гг.
Середина 1930-х гг. – середина 1950-х гг.
Середина 1950-х - начало 1990-х гг.
Правовая категория «государственная безопасность» в законодательно-правовой базе СССР стала фигурировать и прорабатываться с середины 1930-х гг. Этот же термин упоминается и в тексте принятой в 1936 г. «сталинской» Конституции СССР как функция государственной власти - «охрана государственной безопасности».
И тем не менее, несмотря на жесткий диктат идеологии в первые годы советской власти правовому регулированию деятельности отечественных спецслужб уделялось достаточно серьезное внимание. В разгар Гражданской войны, в конце 1918 г., началась кодификация советского права и в ходе ее проведения решалась актуальная проблема формирования правовой базы ВЧК. 28 октября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях». Этим самым были заложены подходы большевиков к созданию правовых основ в деятельности чрезвычайных органов новой власти, созданных для борьбы «со свергнутыми эксплуататорами до победы Мировой Революции».
В 1922 г. наступает второй этап кодификации советского права. Введение в действие в этом году новых кодексов РСФСР (Уголовного, Земельного, Гражданского, Кодекса законов о труде) сыграли свою положительную роль в развитии советского права. Однако, уголовное и иные виды законодательства сохранили целенаправленный классовый характер. 10 августа 1922 г. был принят Декрет ВЦИК «Об административной высылке», который предполагал высылку контрреволюционеров за границу или в отдаленные местности РСФСР на срок до трех лет. Декрет ВЦИК от 16 декабря 1922 г. предоставил ГПУ «право внесудебной расправы, плоть до расстрела» и право «...заключать в лагерь принудительных работ на месте высылки. К этому периоду времени в руководстве большевиков окончательно утвердилось мнение о том, что ВЧК – это не временный орган, а необходимый институт пролетарского государства, поскольку угрозы со стороны «контрреволюционного элемента» полностью не исчезли.
По мере свертывания НЭПа нарастала политизация в правоведении, ликвидировались остатки плюрализма в оценке юридических актов, канули в Лету острые дискуссии в среде юристов 1920-х гг., нормотворчество окончательно ставилось под строгий контроль партийных органов, получала все большее распространение подмена законодательства ведомственными подзаконными актами.
Однопартийная система власти, сформированная в условиях культа личности Сталина гипертрофировала субъективный фактор в развитии страны в последующие десятилетия. Его роль еще больше усиливалась в период революционных преобразований и кризисных моментов, когда активно разворачивались кадровые перестановки и проведение организационных мероприятий в тех институтах власти, от которых зависело политическое господство того или иного лидера СССР.
Нестабильность и социальная напряженность в обществе в условиях коллективизации и индустриализации в начале 1930-х гг. предопределили выдвижение органов государственной безопасности на ключевой уровень в советской политической системе. По существу, в 1934 г. органы госбезопасности были реформированы в соответствии с политической и экономической концепцией И.В. Сталина.
В новых международных и внутриполитических условиях сталинское руководство приняло партийное решение (Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 июля 1934 г.) «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР», которое в тот же день было продублировано Постановлением законодательного органа государства - Центрального Исполнительного Комитета СССР. НКВД СССР значительно укрупнялось, в него вошло бывшее Объединенное Государственное политическое управление (ОГПУ СССР), которое стало именоваться Главным управление государственной безопасности (ГУГБ).
С появлением демократических и либеральных тенденций в СССР после смерти И.В. Сталина новое руководство СССР во главе с Н.С. Хрущевым не хотело или не смогло понять не завершенность существовавшей системы (необходимо было совершенствовать законодательную основу) и поэтому пошло по пути косметического перекрашивания, не изменяя основ и не устраняя пороков этой системы, обвиняя в отдельных ошибках отдельных субъектов.
Все это предопределило снижение государственного статуса органов государственной безопасности, и как следствие этого - появление партийного решения в марте 1954 г. о выделении Комитета государственной безопасности из Министерства внутренних дел и организации его деятельности при Совете Министров СССР, при всеобъемлющем руководстве и контроле со стороны КПСС.
Стремясь не допустить какой-либо альтернативы своей власти, ЦК КПСС по прежнему строго контролировал органы госбезопасности, хотя официально указывалось, что эта структура находится при Совете Министров СССР и принадлежит к исполнительной власти в государственном аппарате.
В марте 1959 г., завершился многолетний процесс разработки базового юридического документа в области правового регулирования деятельности советских спецслужб (разрабатывалось руководством МГБ-МВД-КГБ почти десять лет) - «Положения о Комитете государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах» (объявлено Приказом председателя КГБ при СМ СССР № 0050 от 19 марта 1959 г.). Данный документ определил вектор их развития на три десятилетия вперед, вплоть до 1991 г.
И по факту, необходимо отметить, что деятельность КГБ была политизированной, но в то же время основывалась исключительно на интересах самого государства. Самое важное в данный период – это завершившийся процесс правового регулирования и нормативно-правовых источников для развития дальнейших идей организации безопасности государства и общества. По сути НКВД, а затем КГБ занимались тем же чем и имперское охранное ведомство – поиском антигосударственных деятелей. И от части, будучи власть имущими органами они постепенно приобщались к вопросам управления страной. Так, в период правления Брежнева Л.И. по сути страной управляли представители КГБ. Но как бы там ни было, в последующие период органы безопасности столкнулись с новым для них общественным явлением – всеобщим правовым нигилизмом, а с распадом государства проходили сложный путь трансформации в органы ФСБ.
|