После распада СССР вопрос развития системы безопасности государства стоял очень остро. Во-первых, не было четких идей развития самого государства. Во-вторых, проводимая правительством политика имела глубокие социально-экономические последствия, которые привели к росту преступности и беззакония. В-третьих, проблемы международного положения страны так же не были решены, что ставило ранее великую страну в зависимое положение от западных держав.
В результате правительство задалось идеей возродить службу безопасности и определить ее функции в рамках интересов появляющегося государства. И в 1995 году появляется Федеральный закон «О федеральной службе безопасности».
ФСБ в России имеет определенный правовой статус, который наделяет данную структуру всеми теми правами, которые позволят ей выполнять поставленные задачи без нарушения законодательства. На федеральном уровне назначение, права, обязанности, структура ФСБ закреплена в первую очередь в Конституции, федеральными законами и иными актами, действующими на федеральном уровне. Кроме того, деятельность данной спецслужбы регламентируется на международном уровне определенными договорами.
Статус и структура ФСБ определены в соответствующем указе Президента, из которого следует, что рассматриваемая спецслужба представляет собой единую систему органов, которые в комплексе решают задачи по обеспечению безопасности России. Органы ФСБ представлены как на федеральном уровне, так и на уровне регионов государства, а также в Вооруженных силах и иных формированиях.
Структура ФСБ России создана таким образом, что руководство деятельностью данной спецслужбы осуществляется Президентом. В то же время управление осуществляется на федеральном уровне через руководителя органа исполнительной власти, который назначается на эту должность и освобождается от нее указом Президента.
Управление ФСБ непосредственно производится Директором, полномочия которого регламентированы в Положении о ФСБ (пункт №11). По своему служебному статусу он приравнивается к министру России на федеральном уровне. Занимаемой должности соответствует звание «генерал армии».
Структура ФСБ подразумевает наличие специализированных подразделений:
- на федеральном уровне – орган исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности;
- отделы и управления данного органа по отдельным субъектам России;
- специальные отделы и управления органа исполнительной власти в сфере безопасности в Вооруженных Силах и их органах управления, а также в отдельных воинских формированиях.
Перечисленные органы формируют основу ФСБ. Структура, помимо перечисленных подразделений, включает в себя:
- пограничные органы;
- авиационные подразделения;
- иные органы обеспечения безопасности.
Нельзя забывать и о предприятиях специального назначения, военно-медицинских, экспертных, образовательных, научных и военно-строительных учреждениях. Структура ФСБ включает большое количество категорий перечисленных выше объектов.
Что касается территориальных органов, то здесь сохраняется такая же тенденция, что и на федеральном уровне. Все территориальные органы, которые напрямую подчиняются некоторому региональному органу исполнительной власти и связаны с вопросами обеспечения безопасности России, включаются в структуру ФСБ.
В заключение отметим, что в структуре ФСБ запрещается создавать подразделения, преследующие какие-либо политические цели. Кроме того, законом запрещено создавать любые подразделения, которые не определены в действующей нормативной базе. Вся деятельность ФСБ направлена на обеспечение и сохранение безопасности государства, личности и общества. При этом данная спецслужба входит в состав сил Российской Федерации по комплексному обеспечению безопасности нашей страны. Система органов, которая входит в структуру ФСБ, указана в статье 2 федерального закона «Об органах ФСБ».
Современные авторы национальную безопасность рассматривают как синоним оборонной политики, а в качестве важнейшей цели национальной безопасности называют самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало бы защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни.
В постсоветский период на законодательном уровне впервые понятие «национальная безопасность» появляется в Законе РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» в ст. 1: «Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом под жизненно важными интересами понималось: совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Законом к основным объектам безопасности относились:
личность – ее права и свободы;
общество – его материальные и духовные ценности;
государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Указом Президента РФ от 10.01.2000 №24 была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, в которой под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
В Указе Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее – Стратегия) понятие «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Под «угрозой национальной безопасности» понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Структура национальной безопасности включает в себя следующие элементы. Главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства.
Выделяются, как правило, следующие сферы национальной безопасности:
внешнеполитическая безопасность,
военная сфера и оборона,
внутриполитическая жизнь,
экономика,
социальная,
культурная,
юридическая,
нравственная,
духовная,
миграционная,
демографическая и т.д.
Выделяют также имущественную безопасность, ядерную, радиационную, информационную, экологическую, транспортную безопасность, безопасность дорожного движения, авиационную, экономическую, продовольственную и др.
Формы осуществления национальных интересов – особенные виды деятельности органов государства, посредством которых реализуются его национальные интересы.
Деятельность протекает в рамках права, поэтому важнейшей является правовая форма осуществления национальных интересов, под которой понимается юридически значимая деятельность государственных органов, связанных с изданием и применением юридических актов, направленных на осуществление национальных интересов.
Таким образом, деятельность ФСБ, структура и интересы обусловлены ФЗ №40 1995 года. Естественно, что заинтересованность данных органов в безопасности страны обусловлено как историей формирования, так и социально-экономическими факторами. На современном этапе развития довольно много угроз, которые окружают не только человека, но и государства, в результате такие органы как ФСБ крайне необходимы, как необходимо и разграничение их деятельности. Следовательно, самый важный вопрос, который необходимо рассматривать и освещать – это непосредственно полномочия органов безопасности, которые будут реализовываться в повседневной деятельности и должны быть направлены на благо государства, а не на притеснения прав граждан.
|