Естественно, что законодатель позаботился о вопросе распределения обязанностей и определения места органов ФСБ в системе регулирования внутренней и внешней деятельности (противостояния угрозам). Т.е. полномочия органов федеральной службы безопасности расписаны в главе 3 Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями).
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:
контрразведывательная деятельность;
- борьба с терроризмом;
- борьба с преступностью;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности.
Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.
Разведка — деятельность органов ФСБ в пределах Российской Федерации по добыче, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическим группировками
Борьба с преступностью и террористической деятельностью Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».
Пограничная деятельность. Направлениями пограничной деятельности являются:
защита и охрана Государственной границы Российской Федерации;
защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории.
Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.
Обеспечение национальной безопасности России, являясь объектом нормативно-правового регулирования, представляет собой сложное многоаспектное явление, разнообразные юридические средства, прежде всего основополагающие нормы и принципы права, при помощи которых организуется сама система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и осуществляется ее функционирование.
Следует отметить, что, охранительный подход в определении сущности безопасности вообще и национальной безопасности в частности господствует в нашей российской литературе по рассматриваемым проблемам. Наиболее известным и часто цитируемым многими авторами является определение – безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, которое дается в Законе Российской Федерации «О безопасности». В определении речь идет о национальной безопасности. Хотя этот закон был утвержден еще в 1992 г., когда только разворачивались исследования по проблемам национальной безопасности, это определение и взгляды, соответствующие ему остаются господствующими среди специалистов нашей страны, занимающихся проблемами национальной безопасности.
Система обеспечения национальной безопасности должна включать в себя определенную структуру, адекватно отражающую весь диапазон реальных и потенциальных опасностей для страны и соответствующие им конкретные виды безопасности. Речь идет, прежде всего, о том, что проблемы национальной безопасности не ограничиваются военной сферой, а охватывают буквально все стороны жизни страны в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии. Весьма сложными и противоречивыми, порождающими много опасностей для страны, являются его связи и взаимодействия с внешним миром, с другими странами и народами, а также с окружающей средой.
Одной из важнейших задач, стоящих перед Российской Федерацией в настоящий период, является задача укрепления и совершенствования нормативно-правового регулирования государственной и общественной жизни. Эффективное нормативно-правовое регулирование закладывает основу надежной и компетентной работы различных государственных ведомств и учреждений.
Перспективы развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации неразрывно связаны с необходимостью совершенствования права в целях улучшения организации этой системы и повышения эффективности ее функционирования. Это позволит обеспечить такое состояние нормативно-правового регулирования национальной безопасности страны, чтобы оно максимально способствовало эффективному решению задач в рассматриваемой сфере и одновременно позволяло бы избегать нарушения законных прав и интересов граждан и иных субъектов.
Таким образом, можно подвести итог и отметить, что именно от интерпретации «государственной (национальной) безопасности» будет зависеть и подход к полномочиям и самой деятельности органов безопасности в стране. Кроме того, реализации тех или иных полномочий будет так же зависеть от интересов государства, так как безопасность она разнообразна включает в себя различные аспекты – это и разведывательная деятельность и пограничная и антитеррористическая и по борьбе с преступностью. Все это должно контролироваться государством или носить совещательный характер, так как без участия правительства такая деятельность может быть опасной и для самой страны.
А потому, на современном этапе, когда угрозы стране вполне ощутимы и исходит не от внутренних, а от внешних заинтересованных лиц, встает вопрос о том, каким образом, отечественные специалисты будут с ней справляться.
По сути, самое первое, что необходимо сделать – это отрегулировать вопрос правового обеспечения деятельности. Во-вторых, службы безопасности должны контролировать не только границу, внешние отношения и проблемы с преступностью и терроризмом, но возможно и все сферы безопасности и охраны, т.е. по сути, при объединении армии и структур безопасности было бы проще пресекать наступление тех или иных угроз.
И самое главное – деятельность ФСБ – это сложный и многогранный процесс, но если его не контролировать он выйдет за рамки закона и может оказать негативное влияние на жизнь и деятельность общества в целом.
|