Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер. Право на перерасчет пенсии возникает у пенсионеров в следующих случаях:
Достижение пенсионером возраста 80 лет;
Изменение группы инвалидности;
Изменение количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
Приобретение необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях;
Осуществление лицом работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности;
В других случаях, предусмотренных пенсионным законодательством.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения подается в территориальный орган ПФР по месту получения пенсии. Без подачи письменного заявления осуществляется перерасчет в сторону увеличения размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет, а также страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности - в связи с установлением более высокой группы инвалидности. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производиться без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных действующим пенсионным законодательством.
Но перерасчет пенсий в законодательстве используется и как самостоятельный, отличный от других способов изменения ранее установленных их размеров, т.е. в узком, специальном смысле. Основанием для перерасчета в этом узком, специальном смысле служит изменение фактических обстоятельств, с которыми закон связывает право на пенсию и влияющими на ее размер, на момент ее установления и обращение гражданина в пенсионные органы либо, во всяком случае, предъявления им документов, свидетельствующих о соответствующих изменениях.
Индексация представляет собой частный случай перерасчета, является одним из его оснований и одновременно, важнейшей из гарантий в области пенсионного обеспечения нуждающихся. Причиной для нее служат не изменения фактических обстоятельств, связанных с личностью пенсионера, а индекс стоимости жизни (уровень роста цен на потребительские товары и услуги), который определяется на основании среднестатистических данных по стране за определенный календарный период времени (квартал, полугодие, год). Индексация проводится одновременно на всей территории страны и служит средством нейтрализации отрицательных последствий инфляционных процессов, повышения покупательской способности различных видов пенсий независимо от изменений конкретных жизненных обстоятельств каждого из них. При этом индексация всегда приводит только к повышению номинального размера пенсий и не требует волеизъявления пенсионера.
Правила индексации пенсий различаются в зависимости от организационно-правовой формы пенсионного обеспечения. Пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования индексируются в связи с увеличением стоимости жизни на коэффициент индексации, определяемый Правительством РФ с учетом и за счет средств ПФР в зависимости от уровня роста цен:
при росте цен не менее чем на 6% в квартал - один раз в квартал;
при росте цен не менее чем на 6% за полугодие - один раз в полугодие;
при росте цен менее чем на 6% в полугодие - один раз в год, если в течение года уже не производилась индексация;
если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит суммарный коэффициент произведенной индексации в этом же году, производится дополнительное увеличение размера пенсии.
Для пенсионного обеспечения военнослужащих по контракту и служащих правоохранительных органов предусмотрена возможность индексации пенсий за выслугу лет при увеличении стоимости жизни и при увеличении денежного довольствия военнослужащих. Но при одновременном возникновении двух оснований перерасчет пенсий осуществляется по одному из них. Как правило, перерасчет в связи с индексацией производится при изменении размера денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе. Эти же правила предусмотрены для пенсионеров из числа судей и государственных гражданских служащих.
Однако в отношении последней категории следует сделать уточнение, связанное с двуединой природой их пенсионирования. Пенсии государственным гражданским служащим индексируются по двум правилам: страховой элемент (образованный из страховой пенсии) подлежит «автоматическому» увеличению в связи с инфляционными процессами, приводящими к удорожанию стоимости жизни, а государственный - в связи с увеличением денежного содержания по должности, с которой они вышли на пенсию, на индекс соответствующего увеличения.
В случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и выплате страховой пенсии, производится устранение данной ошибки. Установление пенсий в «правильных» размерах производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Безусловно, если речь идет об ошибке, которая привела к завышению пенсии и, следовательно, ее обнаружение влечет уменьшение размера пенсии, такой подход (пересчет пенсии в сторону уменьшения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обнаружения ошибки) применим. В данном случае он согласуется с п. 1 ст. 20 Закона о страховых пенсиях (перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии в сторону уменьшения) и со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ (не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения пенсия при отсутствии недобросовестности со стороны получателя и счётной ошибки).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии (или ее части) рассматривается не позднее чем через 5 дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в удовлетворении этого заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы. Если же ошибка пенсионного органа привела к занижению размера пенсии, то правило п. 1 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ (пенсия пересчитывается в сторону увеличению только с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обнаружения ошибки) противоречит пункту 2 ст. 23 Закона о страховых пенсиях, согласно которому страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Глава 3. Основания приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий
страховой пенсия трудовой перерасчет
При неполучении назначенной пенсии в течение определенного законодательством периода либо в случае, когда пенсионер не совершает требуемых от него по закону действий, направленных на подтверждение своего права на пенсию, ее выплата может быть приостановлена по решению пенсионного органа. Такая ситуация складывается в случаях:
поступления пенсионера, получающего государственную пенсию за выслугу лет или по инвалидности, на государственную службу - на весь период службы;
переезда пенсионера на новое место жительства, подведомственное другому территориальному пенсионному органу;
выезда пенсионера за границу РФ;
неполучения установленной трудовой (страховой) пенсии в течение шести месяцев подряд - на весь период неполучения указанной пенсии начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;
неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган, осуществляющий экспертизу инвалидности - на три месяца начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок[1].
При устранении указанных обстоятельств выплата пенсии возобновляется в прежнем размере, за исключением случаев, когда инвалиду при переосвидетельствовании устанавливается другая группа инвалидности.
В законодательстве в настоящее время не содержится правил, устанавливающих общие основания превращения выплаты пенсии. Однако, анализируя нормы действующего законодательства, можно сделать вывод о наличии общих и специальных оснований для прекращения выплаты пенсии. К числу общих оснований можно отнести:
смерть пенсионера, признание его умершим или безвестно отсутствующим (при этом сотрудникам ФСБ, признанным безвестно отсутствующим, выплата пенсий не прекращается, а только приостанавливается);
истечение срока, на который пенсионер признан инвалидом, если он не проходит переосвидетельствование;
утрата членом семьи статуса нетрудоспособного иждивенца;
переход со страховой пенсии на государственную и наоборот (если пенсионер не входит в число лиц, пользующихся специальным разрешением на получение двух видов пенсий)[2].
Специальные основания прекращения выплаты страховых и большинства государственных пенсий:
Истечение 6 месяцев, прошедших со дня приостановления выплаты пенсии.
Истечение 3 месяцев со дня, когда выплата пенсии по инвалидности была приостановлена в связи с непрохождением инвалидом переосвидетельствования.
Установление подложности документов или искажение сведений, представленных лицом при назначении пенсии.
Специальные основания прекращения выплаты пенсии пенсионерам из числа военнослужащих по контракту, приравненных к ним категорий, членов их семей, а также судьям:
Лишение пенсионера воинского или специального звания.
Утрата статуса судьи (в отношении пожизненного денежного содержания).
[1] Мачульская Е. Е., Горбачёва Ж. А. Право социального обеспечения. М.: «Книжный мир», 2013
[2] Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения. М.: БЕК, 2012
|