Воскресенье, 24.11.2024, 22:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Федеральные органы управления охраной и использования памятников истории и культуры в современной городской среде

Основная задача по управлению охраной и использования памятников истории и культуры в современной городской среде ложиться на государство в лице его органов. К таким органам в частности относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, Министерство культуры и его территориальные органы.

Охрана ценностей государством как признак формализуется тем, что в Основах законодательства о культуре предусмотрено, что состав (перечень) культурного достояния определяется Правительством РФ по представлению субъектов РФ и согласовывается с высшим представительным органом РФ на основе заключений независимых экспертных комиссий[1].

Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации утверждает федеральные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются федеральные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Российская Федерация обеспечивает сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения:

- сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор;

- использование объектов культурного наследия - использование памятников истории и культуры обеспечивается через сеть музеев, библиотек, выставок, историко-культурных заповедников, путем развития экскурсий, туризма и других форм пропаганды памятников.

- государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Важно заметить, что Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. № 155 (в ред. Указа Президента РФ от 21.05.2012 N 636) «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации»[2] Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) упразднена.

Росохранкультура существовала в нынешнем виде с 12 мая 2008 года. Ведомство имело статус федерального органа исполнительной власти и, находясь в ведении министерства культуры, подчинялось непосредственно правительству страны.

Нельзя не сказать о том, что данным федеральным органом была проделана большая работа, которая принесла свои результаты в вопросах охраны культурного наследия.

Функции упраздненной Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия переданы Министерству культуры Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 г. № 1878-р территориальные органы упраздненной Росохранкультуры подчинены Минкультуры России.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 1067 «О переименовании территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия»[3] Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому федеральному округу (Управление Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу) переименовано в Управление Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 11-ФСА исполнение обязанностей руководителя Управления Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу возложено на Сергееву Елену Викторовну.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 1059 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации»[4] утверждено положение об Управлении Минкультуры России по приволжскому федеральному округу.

Как видно Министерство культуры сегодня является основным федеральным органом охраны культурного наследия.

Как подчеркивают, М.В. Севастьянов и С.А. Шаронов динамика развития культуры в России потребовала и адекватного правового регулирования деятельности этого государственного органа[5]. Сегодня Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством образования и науки Российской Федерации при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере образования в области культуры и искусства, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии со ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя ряд функций, которые необходимо рассмотреть подробнее.

Одной из таких функция является государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется в отношении всех памятников истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся. Учет включает в себя выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

Документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению в соответствующих центрах научной документации государственных органов охраны памятников.

Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Они составляются по категориям и видам памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия» Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра.

При этом как заметила А.П. Анисимова, в отношении объектов культурного наследия ведется единый государственный реестр, содержащий сведения об объектах культурного наследия, который представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра[6]. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Одной из важнейших функций является также проведение историко-культурной экспертизы - при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Проведение историко-культурной экспертизы, предопределяет один из характерных признаков культурного наследия. По мнению А.К. Вахитова, объекты культурного наследия характеризуются двумя главными признаками: наличие правовой охраны и наличие культурной ценности. Опираясь на эти признаки, он рассматривает объект культурного наследия как «объект недвижимого имущества, в отношении которого имеется заключение государственной историко-культурной экспертизы, признающее его культурную ценность, и установлена правовая охрана»[7].

Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.

Важнейшим направлением деятельности федеральных органов управления охраной и использования памятников истории и культуры в современной городской среде является согласование и разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, согласование землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.

Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

Разработка проектов зон охраны указанных объектов проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков или по решению суда.

Разработка данных проектов может включаться в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

Не вдаваясь в сущность раскрытия основных функций федеральной органов охраны и использования памятников истории и культуры, хотелось бы обратить внимание на необходимость согласованной деятельности указанных органов, направленных на обеспечение сохранения историко-культурных ценностей территории. Необходимо установить соответствующие соглашения с госорганами охраны памятников и Госкомимуществом, обязывающие их координировать свою деятельность с администрацией национальных парков в отношении объектов историко-культурного наследия.

 

[1] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учебно-практический комментарий (постатейный)//под ред. А.П. Сергеева. – М.: "Проспект", 2010. С. 76

[2] СПП РФ 2012. № 1. Ст. 3

[3] Российская газета. № 14. 27.11.2011 г.

[4] Российская газета. № 19. 103.12.2011 г.

[5] Севостьянов М.В., Шаронов С.А. Гражданско-правовое регулирование концертных услуг и охрана прав их участников: Научно-практическое пособие. – М.: Юристъ, 2009. С. 106

[6] Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об охране окружающей среды"
(постатейный)//под ред. А.П. Анисимова. – М.: "Деловой двор", 2010. С. 212

[7] Вахитов А.К. Административно-правовая охрана объектов культурного наследия: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2007. С. 98

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.02.2017)
Просмотров: 224 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%