Иностранные инвестиции - в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права интеллектуальные ценности, имущественные права.
Классификация:
1. По отношению к отдельным странам- иностранные и зарубежные.
2. По источникам происхождения и форме собственности- частные и государственные.
3. По степени контроля над предприятием- прямые, портфельные.
4. По характеру использования- предпринимательские, ссудные- предоставляемые в форме займов и кредитов с целью получения % дохода.
5. По способу учета- текущие и накопленные.
Инвестиционная среда представляет совокупность правовых, политических, экономических и социальных условий для осуществления инвестиционной деятельности, оказывает существенное воздействие на уровень доходности, риска и ликвидности инвестиций. Наиболее распространенными видами и формами участия иностранных инвестиций в экономику других стран являются:
1. создание совместных предприятий с долевым участием иностранного капитала.
2. создание предприятий, представительств м филиалов, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
3. приобретение в собственность предприятий зданий, и сооружений, а также долей участия в предприятиях, корпорациях.
4. приобретение облигаций, акций и др.
5. предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
6. приобретение прав пользования землей и др. природными ресурсами, если это не ограничено действующим законодательством. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных и государственных инвестиций, а также в форме государственных и частных займов и кредитов. Иностранные инвестиции могут осуществляться в форме прямых и портфельных инвестиций.
Страна, привлекающая прямые иностранные инвестиции, обязана руководствоваться интересами экономической безопасности своего государства и поэтому законодательством многих стран предусматривается ограничение на привлечение прямых иностранных инвестиций. Ограничения обычно распределяются на: добывающие отрасли, промысловые отрасли, энергосети, трубопроводы, телекоммуникации, спутниковая связь и др.
Альтернативным вариантом привлечения иностранного капитала в эти отрасли являются зарубежные кредиты и займы.
Значительный вклад в создание международно-правового механизма защиты иностранных инвестиций внес Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или просто Мировой банк. По инициативе последнего были учреждены Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, действующий в соответствии с Вашингтонской конвенцией от 18 марта 1965 г., а также Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) , участниками которого являются около 150 государств. Задачей МАГИ является стимулирование потока инвестиций в производственных целях между странами-членами, и особенно в развивающихся государствах, и регулирование тем самым деятельности МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных учреждений.
Действие созданного Мировым банком международно-правового механизма защиты прав иностранных инвесторов обеспечивается двусторонними инвестиционными договорами, в которых юридически закреплено обязательство договаривающегося государства применять международно-правовые формы и методы разрешения инвестиционных споров. Способом стимулирования инвестиционной активности является создание свободных экономических зон. Свободная экономическая зона (СЭЗ)- часть государственной территории с точно обозначенными административными границами и специальным правовым режимом, предназначенная для эффективного хозяйствования за счет предоставления льготных условий и вклада иностранных инвестиций.
|