Традиционно содержание авторских прав принято делить на две составляющие: личное право автора и имущественные права.
Личные неимущественные права автора не могут быть подвергнуты отчуждению, поскольку они неразрывно связаны с личностью автора. С.А. Беляцкин, исследователь начала XX века, подчеркивал, что «…духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора»[1], тем самым показывая, что именно в личных неимущественных правах и содержится вся суть авторского права.
Личные неимущественные права не зависят от прав имущественных, что закреплено в п.1 ст.6 Бернской конвенции, которая гласит, что даже после уступки имущественных прав за автором произведения остаются личные права[2].
В состав личных неимущественных прав, согласно ГК РФ, входят право авторства и право на имя, право на обнародование и отзыв, право на неприкосновенность произведения. Рассмотрим каждое из этих прав относительно музыкальных произведений.
Право авторства подразумевает под собой право признаваться автором произведения. На практике это означает право автора требовать указание своего имени при использовании произведения. Касательно музыкальных произведений это означает, что при облечении музыкального произведения в объективную форму, создатель может требовать упоминания или указания своего имени как автора данного произведения.
Право на имя тесно связано с правом авторства и означает право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени. Несмотря на то, что данное право неотчуждаемо, оно может быть ограничено, к примеру, при написании произведения на заказ, когда по соглашению сторон автор обязуется до определенного момента не раскрывать своего имени[3].
Право на обнародование – это право автора делать свое произведение доступным для всеобщего сведения. Некоторые исследователи включают в это право также право на отзыв произведения, который может произойти на любой стадии до момента доведения произведения до всеобщего сведения[4]. Если брать в пример музыкальное произведение, автор может отказаться от его трансляции или публичного исполнения даже если звукозапись или рукопись произведения была передана исполнителю. Однако, скорее всего, ему при этом придется возместить убытки и упущенную выгоду.
Право на неприкосновенность произведения включает в себя право автора на защиту произведения (в т.ч. его названия) от любого искажения или иного посягательства, которое способно нанести ущерб чети и достоинства автора.
Следует отметить, что право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Автор вправе в завещании указать лицо, на которое он возлагает защиту данных прав, в случае его смерти.
Отличительной чертой личных неимущественных прав является отсутствие в них экономического содержания. Вместе с тем, они могут быть напрямую связаны с имущественным интересом. Скажем, право на неприкосновенность произведения, напрямую связано с репутацией автора, благодаря которой обуславливается экономических успех произведения.
Имущественные права в гражданском законодательстве именуются исключительными правами. Такие права дают автору право на свободное распоряжение своим произведением (в т.ч. извлечение выгоды из него), что сближает авторское право с правом собственности. Исключительные права показывают, что авторские права могут носить исключительный характер, а имущественные права автора не сводятся к праву на получение вознаграждения[5].
В ст. 1270 ГК РФ указан перечень исключительных прав. Применительно к музыкальным произведениям, на наш взгляд, следует выделить такие права как: право на воспроизведение, право на распространение, а также импорт и прокат оригинала и экземпляров произведения, право на публичный показ и публичное исполнение, право на сообщение для всеобщего сведения в эфир, по кабелю, а также ретрансляция, право на перевод, право на переработку, право на доведение до всеобщего сведения.
Право на воспроизведение означает возможность автора осуществлять изготовление или разрешать другим лицам изготовлять один или более экземпляров произведения в материальной форме. В случае музыкального произведения речь идет о звуко- и видеозаписи, осуществляемой на различных носителях (в т.ч. в памяти ЭВМ и цифровой записи в сети Интернет).
Право на распространение, право на импорт и прокат экземпляров произведения, по нашему мнению, следует объединить, так как применительно к музыкальным произведениям данные права означают, что автор самостоятельно или, уступая данные права другим лицам, может распространять экземпляры (материальные либо цифровые носители в сети Интернет) произведения путем продажи или иного их отчуждения.
Право на публичный показ и публичное исполнение означает право на демонстрацию аудиовизуального произведения или представление произведения в живом исполнении или при помощи технических средств (радио, телевидения и т.п.) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения[6].
Права на сообщение для всеобщего сведения в эфир, по кабелю, а также ретрансляция по сути означают сообщение произведения для всеобщего сведения. Различаются они лишь по способу сообщения: в первом случае это телевидение или радио, во втором это кабельная сеть, способ же ретрансляции говорит лишь о технической особенности передачи такого сигнала. Поэтому, согласно нашей точке зрения, эти права идентичны.
К тому же, право на доведение произведения до всеобщего сведения позволяет автору или управомоченным им лицам совершать действия, позволяющие любому лицу получить доступ из любого места в любое время по собственному выбору.
Право на перевод и переработку означает право автора осуществлять или передать другим лицами право на осуществление перевода или создание производного произведения.
Одним из важных аспектов исключительного права является не только его имущественная составляющая, но и возможность передачи их или их части третьим лица. Следовательно, носителем исключительных прав может быть не только сам автор, но и другие субъекты.
Таким образом, мы рассмотрели основные аспекты содержания авторских прав применительно к музыкальному произведению и выяснили, что автор имеет не только неотчуждаемые права, но и имущественные права на произведение, которые позволяют владеть, распоряжаться и пользоваться своим результатом творческой деятельности, которые также могут ему позволить извлекать коммерческую выгоду.
[1]Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. Спб. 1912. С.9.
[2]Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. [Электронный доступ]//Всемирная организация интеллектуальной собственности – URL: http://www.wipo.int/treaties/ru/text.jsp?file_id=283702#a2 (Дата обращения: 03.02.2016)
[3]Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). М., 2000. С.63.
[4]Там же
[5]Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный)// Доступ из справ.-прав. системы Косультант Плюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (Дата обращения: 03.02.2016)
[6]Ст.1270. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//Доступ из справ.-прав. системы Косультант Плюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (Дата обращения: 03.02.2016)
|