Соответствующие подразделения комитеты, центры, инспекции муниципального контроля, учета, охраны и использования памятников истории и культуры существуют и при администрациях муниципальных образований, в ряде случаев им передаются отдельные полномочия государственных органов
Органы местного самоуправления наделяются полномочиями в области сохранения, охраны, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Следует указать, что в соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе и в культурной сфере. В этом - суть местного самоуправления.
Право на осуществление местного самоуправления в области культуры нашло свое отражение и в федеральном законодательстве. Так, согласно ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1], к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся: организация библиотечного обслуживания населения, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения.
Согласно вводной части Закона об объектах культурного наследия государственная охрана памятников истории и культуры является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 6 указанного Закона органами местного самоуправления поселений в установленном порядке должны приниматься меры (правовые, организационные, финансовые, материально-технические и др.), направленные на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия муниципального значения, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием таких объектов.
Из вышеизложенного видно, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по охране памятников истории и культуры.
В частности к функциям органов местного самоуправления в области охраны и использования памятников истории и культуры относится:
а) обеспечение охраны, использования, выявления, учета, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры, находящихся на территории муниципального образования;
б) привлечение общественности к проведению мероприятий по охране, использованию и пропаганде памятников истории и культуры;
в) обеспечение соблюдения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры;
г) установление льготной арендной платы и ее размеров в отношении муниципальных памятников истории и культуры.
В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» использование органами местного самоуправления памятников истории и культуры в хозяйственных и иных целях допускается, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко-художественной ценности.
Вместе с тем, как заметила Е.Ю. Михалева обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности муниципальных образований в отношении выполнения функций в вопросах охраны памятников истории и культуры сталкивается с большими трудностями: возрастает нагрузка и перекладывается ответственность на органы местного самоуправления, так как передача муниципальным образованиям некогда ведомственных объектов этих сфер осуществляется без учета реальных возможностей организации управления на местах, без должного финансирования. Органам местного самоуправления не хватает средств на содержание этих объектов, их модернизацию и поддержку[2].
Этим не исчерпываются проблемы деятельности муниципальных органов местной власти. Следует сказать о том, что в отличие от городских округов в большинстве поселений по объективным причинам отсутствуют необходимые условия для выполнения требований законодательства в области охраны и сохранения объектов культурного наследия (отсутствие квалифицированных кадров, технических, правовых, финансовых и иных условий).
Об обеспокоенности такой ситуацией в ряде субъектов Российской Федерации свидетельствует законодательная инициатива Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, внесшего в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на перераспределение отдельных вопросов местного значения между поселениями и муниципальными районами.
По мнению А.Н. Панфилова, данный вопрос местного значения может эффективно решаться лишь на уровне муниципального района и городского округа. Разрешение этой проблемы возможно двумя путями:
- посредством внесения изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ в части перераспределения полномочий в области охраны и сохранения памятников истории и культуры между поселением и муниципальным районом;
- посредством заключения соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов о передаче осуществления части полномочий[3].
Предпочтительным по мнению А.В. Работкевич представляется первый путь, поскольку соглашение - это всегда совпадающее волеизъявление сторон. Кроме того, передача осуществления части полномочий предполагает передачу финансовых средств на другой уровень управления. Вряд ли для выполнения этих полномочий органы местного самоуправления большинства поселений добровольно предоставят субвенции из своих и без того скудных бюджетов в бюджет муниципального района, в состав которого они входят. Скорее, органы местного самоуправления вообще не будут осуществлять эти полномочия, так же как и во многих субъектах Российской Федерации в настоящее время фактически не реализуются в полном объеме полномочия по охране и сохранению объектов культурного наследия регионального значения[4].
Следует обратить внимание, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочием осуществлять правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Данным полномочием обладают исключительно федеральные органы государственной власти.
Это представляется весьма значимым, поскольку объем закрепляемых за местными органами публичной власти полномочий, необходимых для решения рассматриваемого вопроса местного значения, не может быть различным в субъектах Российской Федерации. Объем полномочий для решения того или иного вопроса местного значения должен определяться только соответствующим федеральным законом.
Следует полагать, что для эффективного решения органами местного самоуправления вопросов охраны и сохранения объектов культурного наследия местного значения недостаточно ограничиться внесением изменений в федеральные законы, требуется большая и кропотливая работа по приведению в соответствие с положениями Федерального закона N 131-ФЗ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
[1] СЗ РФ. 2003. № 4. С. 5742
[2]Михалева Е.Ю. Вопросы правового регулирования деятельности учреждений культуры в условиях городских поселений//Административное право и процесс. 2010. N 3. С. 76
[3] Панфилов А.Н. Правовые проблемы реализации органами местного самоуправления полномочий по охране и сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения//Конституционное и муниципальное право. 2006. N 6. С. 98
[4] См.: Работкевич А.В. Задачи государственной политики и приоритеты деятельности в сфере сохранения культурного наследия // Наследие народов Российской Федерации. 2004. N 2. С. 7.
|