Воскресенье, 24.11.2024, 22:55
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Негосударственные организации охраны памятников истории и культуры в современной городской среде и их взаимодействие с государственными и муниципальны

Наравне с государственными органами охраны памятников истории и культуры, также играют существенную роль негосударственные организации. Н.К. Рерих писал, что именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение.[1] Согласно Федеральному Закону № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года (с изменениями и дополнениями от 01.07.2011)[2] граждане имеют право на добровольной основе создавать общественные объединения для защиты общих интересов и общих целей. В соответствии с Федеральным Законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» статьей 8, общественные и религиозные объединения вправе оказывать содействия федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время осуществляют свои функции ряд влиятельных общественных организаций, такие как Всероссийское общество охраны памятников и культуры (ВООПИиК), которое, пожалуй, единственное имеет большое количество своих отделений в субъектах Российской Федерации и насчитывает их около 52, Международный Центр Рериха (МЦР). В городах Федерального значения Москве – «Московское общество охраны архитектурного наследия» (MAPS), «Москва которой нет», «Архнадзор»; электронные некоммерческие ресурсы «Соварх», «Архи.ру»; Санкт-Петербурга – «Живой город», «Юные за возрождение Петербурга».

В рамках данной работы, особенно хотелось отметить взаимодействие зарубежных общественных организаций и наших отечественных на правах передачи опыта и выработке решений по улучшению климата в области охраны и использования памятников истории и культуры. В своей статье Александров А.А. отмечает, что международное взаимодействие в сфере культурного наследия – эффективный способ реализации внешнеполитической доктрины России и один из факторов, обеспечивающий нашей стране статус на мировой арене. Более того, культурные связи – один из самых гуманистических и поэтому наиболее эффективных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности.[3]

В качестве примера можно привести Восьмой Информационный день ЕС «Участие общественности» в охране объектов Всемирного культурного наследия в Европе,[4] который прошел 23 июня 2012 в Санкт-Петербурге, а также форума «Неправительственные организации в защиту объектов Всемирного наследия» в преддверии 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На примере ВООПИиК рассмотрим взаимодействие с государственными и муниципальными властями. Среди основополагающих принципов таких как, осуществление конституционных прав граждан на участие в сохранении историко-культурного наследия и доступ к культурным ценностям народов Российской Федерации – организация и координация общественной инициативы и деятельности, развитие общественного движения в этой области. Содействие государственным органам в обеспечении охраны и использования объектов культурного наследия, историко-культурной среды обитания народов Российской Федерации: в выявлении, учете, обследовании, изучении, сохранении, реставрации и восстановлении, экспертизе состояния и использования, пропаганде и популяризации памятников истории и культуры. Привлечение граждан Российской Федерации к выявлению, изучению, сохранению, возрождению и популяризации национального исторического и культурного (материального и духовного) наследия; формирование у граждан, молодого поколения исторического и национального самосознания, патриотизма, чувства ответственности за сбережение памятников истории и культуры. Проведение мероприятий и акций, общественный контроль за соблюдением законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Для более точного определения точек соприкосновения ВООПИиК с государственными и муниципальными организациями, выделим четыре кластера.

Охрана историко-культурного наследия

В этой связи общественная организация принимает участие в законотворческом процессе по совершенствованию правового регулирования сферы наследия. Оказывает содействие по вопросам контроля над соблюдением требований законодательства в области охраны наследия. Осуществляет взаимодействие с организациями зарубежных стран. Участие в формирование общественного мнения и взаимодействия со СМИ по вопросам охраны историко-культурного наследия.

Сохранение историко-культурного наследия.

В данной общественной организации существует и выполняет свои функции на основании лицензии реставрационный центр, который в состоянии осуществить весь комплекс работ по реставрации памятников истории и культуры. В него входит более 50 специалистов.

Использование историко-культурного наследия

Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020, сфера культуры – ресурс экономического развития и объект эффективного инвестирования. В этом секторе находит применение государственно-частное партнерство, концессионные соглашения, доверительное управление.

Популяризация историко-культурного наследия

Организация конференций, круглых столов, семинаров по проблемам историко-культурного наследия. Проведение кинофестивалей, выставок и других мероприятий по темам связанным с сохранением историко-культурного наследия. Всероссийская премия «Хранители наследия».

Региональные отделения ВООПИиК по отчетам центрального совета занимают довольно прочное положение в своих регионах и принимают непосредственное участие в реализации культурной политики, проводимой органами государственной власти. Например, из доклада Национального Центра Опеки Наследия[5] можно понять, что в регионах работа во взаимодействии с государственными органами власти ведется. Так, Ярославское отделение двигается в направлении создания методических центров по краеведению на территории области, совместно с Управлением образования администрации области разрабатываются программы по детскому туризму и экскурсиям. Пермское областное отделение, проведя работу по программе «Пермский некрополь», получило грант городского конкурса. По заказу администрации города реализует проект городского конкурса «общественные инициативы». Рязанское областное отделение заключило с управлением по делам образования, науки и молодежной политики администрацией области соглашение по вопросам координации деятельности в области использования памятников истории и культуры в патриотическом воспитании детей и молодежи. Саратовское областное отделение ведет печатную продукцию по выпуску информационных листов «Правила использования памятников истории и культуры в соответствии с действующим законодательством». Ставропольское краевое отделение признано победителем в номинации «Организация деятельности жителей города при поддержке и сохранности памятников города: краеведческая работа».

Андреева В.А. в диссертации «Взаимодействие государственных органов и институтов гражданского общества в сфере сохранения культурного наследия»[6] очертила ряд проблем в своей работе. Одна из них – это конфронтация общества и государственных органов, слабость общественного движения в защиту охраны культурного наследия в целом, с другой стороны не достаточное внимание государственных органов к деятельности общественных организаций. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что эффективное взаимодействие государства и третьего сектора в области охраны культурного наследия осложнено кризисной ситуацией в реализации государственной политики в данном отношении, недостаточным финансированием отрасли культуры в целом, а также слабым интересом населения к проблеме состояния культурного наследия в условиях постмодернизма, к традиционной культуре в целом. Более того, согласно результатам проведенного эмпирического исследования, в настоящее время основными практикуемыми формами сотрудничества государственных органов и общественных объединений является совместная экспортно-консультативная работа, а также совместные проекты в области пропаганды культурного наследия.

 

[1] Рерих Н.К. Охранителям культурных ценностей// Знамя мира. М.: МЦР, Мастер-банк. 2005. С. 277-278

[2] Электронная - правовая система Консультант.// http://base.consultant.ru/

[3] Александров А.А. Участие России в Международном сотрудничестве в сфере культурных ценностей: историко-правовой аспект// Право и Управление XXI век.2011.№1.С.28

[4] См. Пресс-клуб «Зеленая лампа»// http://www.greenlamp.spb.ru

[5] См. Официальный сайт Национального Центра Опеки Наследия/ http://www.ntrust.ru

[6] Андреева В.А. диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук// 61:07-22/93. Санкт-Петербург. 2006

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.02.2017)
Просмотров: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%