На современном этапе развития человеческого общества естественным является наличие широкого перечня законов и норм, которые регулируют общественные отношения.
В то же время, говоря о преступлениях, необходимо начать с момента зарождения представлений у людей о том, что есть правильно и что не правильно. Наверное, в начала возникновения человеческого общества в процессе формирования табуированных отношений и начали закладываться представления о том, что будет, если человек нарушит правило или существующий уклад.
Естественно, что в процессе развития общества и появления цивилизации набор запретов рос, возникал перечень наказаний за то или иное преступление, но самого названия нарушения правил, которое сегодня рассматривается Уголовно-процессуальным кодексом, еще не было.
При этом, в разные периоды исторического развития общества возникали проблемы с преступлениями. И постепенно в процессе развития общества стали появляться первые определения, позволяющие обозначить антиобщественную деятельность.
Нет ни каких оснований сомневаться в том, что человек с самого начала своего появления оказался перед фактом совершаемых преступлений. Убийства, кражи и прочие нарушения общественной жизни необходимо было сдерживать и создать систему запретов и наказаний.
Но помимо всего этого появляется и представление об убийстве, как результат определенной социально революции, так как в стремлении добиться желаемого первобытные люди часто шли на преступления, с нашей точки зрения. Но не всегда такие действия воспринимались ими как запретные (насилие, убийство соперника, убийство детей соперника - это все проявление животного в человеке, но оно имело место фактически до момента образования государственности).
Так же существовало такое явление как "кровная месть", люди часто мстили за своих сородичей и это могло ограничиваться внутрисемейными проблемами или затрагивать весь род, а могли оказаться и на уровне межплеменных отношений, что превращалось в неконтролируемую войну соседних деревень.
В процессе развития такое противостояние стало определяться вождями и ими же ограничиваться. В результате систему мер наказания за преступления так же стали определять вожди. Позже их место заняли правители (цари, фараоны и проч.). Кроме того, в жизни первобытного и древнего человека огромное значение играла религия, и именно она стала определять что есть хорошо, а что - плохо. А если опираться на пример Древневосточных государствах, то к этому добавляется философия смерти, когда человек должен был отвечать за свои поступки перед богами и получить либо новую жизнь, либо потерять душу на всегда - она будет растерзана (далее это учение перерастет в учение о рае и аде).
По мере развития карательных способов реагирования на преступления появилось "бессмертное" изобретение человечества - тюрьма.
В результате практики противодействия преступности сформировалось два важных принципа воздействия на это зло:
необходимость постоянного поиска более эффективных мер воздействия, что формирует систему достаточно разнообразных мер (появляются зачатки системности в воздействии на преступность);
требование экономичности мер воздействия, соответствия затрат на них материальным и физическим возможностям вождя.
Эти принципы живы и по сей день.
По мере развития цивилизации, когда лучшие умы человечества интуитивно почувствовали, что кара не всесильна, поиск мер воздействия на преступность стал осуществляться в других областях. Одной из них стала религия. Религия контролировала не только дурные поступки людей, но и дурные мысли, которые могут стать известны Богу. Таким образом, религиозная форма социального контроля оказывалась самой всеобъемлющей. [1]
Однако религия в Древнем мире и в Средневековой Европе сильно отличаются, последняя стремилась подчинить своей воле всех представителей общества, искореняя зло как из умов, так и из поведения. Важно понимать и значимость религии для людей прошлого. Современному человеку тяжело это осознать, так сегодня мы живем в соответствие с законами науки и логики.
Таким образом, правоохранительная деятельность в период Средневековья полностью контролировалась религией и от части церковью, в то же время большое значение продолжал играть светский суд - решения принятые королем, но любой осужденный мог потребовать Божьего суда - т.е. защитить свое имя через честный поединок с обвинителем.
С возникновением государств, утверждением религии как господствующей идеологии преступления стали рассматриваться как отступничество от веры, догм церкви и законов государства, выражающих волю бога. Причиной такого отступничества, по общему правилу, признавалась "нечистая сила", "бес", которые вселись в человека. Борьба с преступностью в основном свелась к применению мер физического воздействия к совершившему богоотступничество с целью уничтожения "нечистой силы", вселившейся в него.
По сути, проводимое в средние века расследование и дознание по большей части соответствовало интересам правящей верхушки, а не поиску правды и справедливости. Эти понятия стали популярны только к началу Нового времени. Именно с XVI века идеи Возрождения начинают распространятся и в среде простых людей. Гуманизм, антропоцентризм и первенство науки оказывали неизгладимое впечатление на все процессы происходящие в обществе.
В современной юридической науке принято считать, что осмысление проблем преступности и борьбы с ней приобрело научный и более или менее систематический характер во второй половине XVIII столетия. Однако это не означает, что до этого отсутствовали объяснения преступности и рекомендации мер борьбы с ней.
Следствие, основанное не только на дознании, но и на проверке и соотнесении фактов, с целью восстановления событий и формирования общей картины преступления берет свое начало с XVIII века, когда встал вопрос о невиновности человека до тех пор пока не будет доказано обратное. С одной стороны, это заслуга борьбы за права английских правоведов, а с другой французских революционеров. Так как именно XVIII век стал временем развития лозунга - "равенство, братство и справедливость".
Однако, рассматривая историю России, нужно делать упор на специфику и самобытность развития законодательства. Рассмотрение истории развития уголовного законодательства не мыслимо без учета мнений ученых на периоды в эволюции российского уголовного законодательства. Начнем анализ с дореволюционного этапа развития уголовного законодательства.
Говоря о истории отечественного дореволюционного уголовного законодательства можно определить три периода:
1) становление в рамках некодифицированного уголовного законодательства России (X-XVIII вв.);
2) структурное обособление в качестве подсистемы российского уголовного законодательства (1813-1845 гг.);
3) развитие её структуры в системе кодифицированного уголовного законодательства России (с 1845 гг.) [2].
В России нормы права берут свое начало в Древней Руси, а точнее с принятием Русской Правды Ярослава Мудрого, которая в XI-XIII веках регулировала общественные отношения. Последующие Судебники 1497 и 1450 гг. укрепляли разделение слоев общества и расширяли перечень преступлений, но помимо все этого так же и появлялись новые права, несмотря на то, что это имело отношение, в первую очередь к высшим сословиям. К XV в. на территории России уже существовала довольно развитая система прав, свобод, наказаний и привлечения к ответственности.
Следующим нормативным актом является Соборное Уложение 1649 г., в котором происходит усиление наказуемости за преступления, кроме того прослеживается дифференциация уголовной ответственности: удвоение суммы штрафов, битье кнутов и баготами (при злоупотреблении спиртного) и прочие наказания т.д.
Следующим периодом развития представлений о правах и свободах, в нашей стране был петровский период - он завершил процесс закрепощения крестьян, окончательно разделил сословия и позволил людям переходить из одного сословия в другое путем собственных заслуг и умений. Говоря о дифференциации наказаний, то в петровском законодательстве многократно приумножилось разнообразие наказаний.
Но во всех предыдущих законодательных сборниках отсутствует системность. При Николае I все нормативные акты были собраны в единое законодательство. Общей части с выделением в ней отдельных статей, регламентирующих особенности назначения наказания за преступления и появлением научной доктрины в исследуемой области.
Начало ХХ века сильно изменило все представления о наказании за преступления. Конечно, Советскому правительству принадлежит настоящая заслуга в вопросе равноправия, после революции 1917 года в стране начинает действовать Советская Конституция, на основе которой развилась обширная сеть правовых отраслей, которые и действуют по сей день. В России стала развиваться социологическая школа уголовного права, в рамках которой формировалась идея опасного состояния личности, куда в качестве одной из разновидностей относили преступления, и центр тяжести в наказуемости с содеянного был передвинут на деятеля.
Нынешняя трактовка преступления берет свое начало с момента перехода СССР в РФ. Современное уголовное законодательство России подтверждает, что степень общественной опасности личности вне связи с новым деянием, не может являться средством дифференциации уголовной ответственности.
Таким образом, за рассмотренную историю развития представления о преступлений можно отметить, что в процессе развития российской государственности усложнилось представление наказание за разные формы преступлений, при чем если первоначально наказание было основано на жестком приговоре - а точнее смертной казни, то в процессе развития государственности наказания так же изменялись, они дифференцировались, в зависимости от формы общественного нарушения. А к концу Нового времени изменилось и само представление о наказании за преступления.
На современном этапе исследователи продолжают спор о том что из себя представляет преступление.
И важно отметить, что современное законодательство руководствуется именно теми нормами, которые существуют в рамках исторически сложившихся представлений, а не опираясь на зарубежные нормы.
[1] Иншаков С.М. Зарубежная криминология//http: //legalportal. am/download/library/p175amahof1go058h6mhf7kvh3. pdf
[2] История формирования и развития института множественности преступления// http: //library. shu.ru/pdf/3/shkred10. pdf
|