уже отмечалось, Конституция РФ определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. «Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократическим государством. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие»[1] [2].
Актуальность темы исследования конституционно-правового закрепления принципа самоопределения народов в Российской Федерации обусловлена тем, что в последние годы, особенно в связи с образованием новых субъектов, всё большее внимание уделяется вопросу о будущем федерации в России. Интерес проявляют политики, ученые, общественность. Современное развитие России как федеративного государства предполагает опору на правовые ценности, положенные в основу норм Конституции РФ, а, как верно отмечал О. Е. Кутафин, «правовая система России отображает особенности национального правосознания
92
и культуры» .
Россия обладает огромной территорией, а также отличается разнообразием национального состава, условиями жизни, да и географическими факторами, что и обусловило такую сложную форму ее устройства.
Многонациональная России, как часть мирового сообщества, признает основополагающие международные принципы. В преамбуле Конституции РФ выражены преемственность российской государственности и уважение к историческому прошлому народа, предыдущие поколения которого передали гражданам России любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. В ней нашли отражение решающая роль самого народа в настоящем и будущем Родины, его доминирующее место во всей системе субъектов конституционно-правовых отношений.
В Российской Федерации в качестве основных выделяются два принципа организации субъектов — по национальному и по территориальному принципу.
И это федеративное устройство России отражает многонациональный характер государства.
самоопределения народов в Российской Федерации является весьма важным принципом федеративного устройства. «Равноправие и
самоопределение народов России представляется как система комплексных и целенаправленных мер в виде конституционно-правовых и управленческих решений органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на развитие и обеспечение равноправия и самоопределения народов России, укрепляющих общественные отношения на всей территории Российской Федерации с целью реализации концептуальных основ
93
государственной и региональной национальной политики» .
Приверженность Российского государства основополагающему принципу равноправия и самоопределения народов можно подтвердить тем, что данный принцип нашел свое закрепление в преамбуле Конституции РФ: Конституция России «принята многонациональным народом... исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов...».
Как уже говорилось выше, формы реализации права народов на самоопределение могут носить внутренний и внешний характер. Анализ действующего российского законодательства демонстрирует, что внешняя сторона самоопределения никак в нем не отражена. После распада СССР перед Российской Федерацией «как прямой исторической продолжательницей СССР»[3] [4] не мог не встать вопрос приоритета сохранения собственной государственности, что и обусловило отсутствие закрепления за народами и регионами права на сецессию. Дело в том, что в период перестроечной смуты право на выход из состава государства, закрепленное за субъектами Российской Федерации, неминуемо привело бы к распаду самой России. Впоследствии Конституцией РФ 1993 г. право на выход из России предусмотрено также не было.
«Под конституционно-правовыми основами равноправия и
самоопределения народов следует понимать сущностное наполнение юридической конструкции принципов равноправия и самоопределения конституционным содержанием, выраженным как в нормах и принципах Конституции Российской Федерации, так и в адекватно конкретизированных
95
положениях действующего законодательства» .
Равноправие народов в Российской Федерации понимается в качестве комплекса законодательно закрепленных и гарантированных государством механизмов реализации права на участие во всех процессах государственного функционирования, механизмов культурного, политического, социального и иного развития, в том числе широкий объем самоопределенческих возможностей по избранию формы своей государственности, своего политического устройства в рамках федеральной Конституции.
Так, в п. 3 ст. 5 Конституции РФ закреплены основы федеративного устройства государства: «Федеративное устройство Российской Федерации
основано на ее государственной целостности, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Права народов в России схожи и во многом пересекаются с правами каждого гражданина. Следовательно, можно выделить такие права народов, как право свободного выбора языка общения, право свободного пользования родным языком, право на сохранение и развитие родного языка, право свободного творчества, воспитания и обучения, право свободного вероисповедания, право на защиту от дискриминации по любому поводу, право на свободное пользование землей и другими природными ресурсами, а также обязательный учет интересов народа в вопросах федеральной политики.
Отсутствие, однако, законодательного механизма реализации некоторых форм самоопределения нации или народа создает непреодолимый правовой [5] барьер для осуществления данного принципа в условиях современной российской действительности. В то же время для российской социально-политической жизни крайне желательно активное участие представителей самых различных этносов, а потому совершенствовать законодательство в этой сфере необходимо.
Вопрос о самоопределении той или иной единицы возникает именно тогда, когда население отказывает центральному правительству в признании законности его деятельности на соответствующей территории. Что же касается практики государственно-правового строительства, она свидетельствует о том, что возможны несколько вариантов поведения центральной власти в ответ на «самоопределенческие» устремления этой единицы: предоставление ей свободы, в результате чего она сама становится суверенным и независимым государством с собственным правительством или входит в состав другого государства; подавление этого стремления к самоопределению силой оружия.
Если проанализировать, как самоопределение народов реализуется в Российской Федерации, то можно прийти к выводу, что оно предполагает предоставление национальным меньшинствам права образовывать национальные общины, но только в пределах Российского государства. Согласно Конституции РФ, выход из состава России по волеизъявлению субъектов Федерации не допускается.
Тогда складывается закономерный вопрос, в какой же форме может быть выражено самоопределение в России? Ответ также заключен в Основном Законе РФ, согласно которому самоопределение может быть выражено в следующих формах:
изменение статуса субъекта Российской Федерации. К примеру, субъект, стремящийся к самоопределению, может выделиться из состава другого субъекта либо два субъекта могут объединиться в один;
принятие в состав Российской Федерации иностранного государства или его части в качестве нового субъекта Российской Федерации (что было сделано при принятии в состав Российской Федерации двух новых субъектов — Крыма и Севастополя);
— образование в составе Российской Федерации нового субъекта.
Статья 69 Конституции РФ устанавливает особый правовой режим коренных малочисленных народов и национальных меньшинств России: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Эта статья содержит в себе новые положения, которых ранее не было в конституциях Советского Союза, таким образом, гарантии реализации прав коренных малочисленных народов, которые проживают на территории России, впервые были установлены на высоком конституционном уровне в 1993 г.
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»[6] [7]. Согласно ему коренные малочисленные народы Российской Федерации — это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 255 «О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» закрепляет перечень малочисленных народов, среди которых шапсуги, ительмены, ханты, кеты, нганасаны, ненцы, юкагиры и другие.
Статья 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» закрепляет права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
К основным правам можно отнести такие, как право на сохранение и развитие своей самобытной культуры, право на территориальное общественное самоуправление, право на объединение в общины либо общественные объединения, на представительство в законодательных органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления, право на судебную защиту в случае нарушения прав либо дискриминации представителей малочисленных народов, право на социально-экономическое и культурное развитие, защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.
Вся эта система законодательного закрепления обширных прав коренных малочисленных народов, проживающих на территории России, является выражением стремления государства к сохранению общностей, находящихся на грани исчезновения. Но помимо этой гуманитарной задачи, законодатель тем самым предоставляет все условия для максимально комфортного развития малочисленных народов в рамках Российского государства, все условия для самоопределения, развития и гарантированности основополагающих прав. Совокупность таких эффективных мер приводит к тому, что народы не испытывают необходимости в выходе из состава Федерации.
говорилось ранее, в соответствии Конституцией РФ самоопределение может осуществляться в рамках создания национально-государственных и национально-культурных образований. Национально-государственные
образования создаются путем образования субъектов, входящих в состав Российской Федерации и формирующихся на национальной основе. К таковым можно отнести республики, автономные округа и автономную область. Порядок образования в составе Федерации новых субъектов регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Создание национально-культурных автономий является одной из форм самоопределения народов, проживающих на территории России, представляющей собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства, на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов.
Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации рассматриваются в качестве конституционного принципа федеративного устройства, в соответствии с которым населяющие Россию народы обладают правом самостоятельного определения формы своего политического устройства в рамках федеральной Конституции и без права выхода из состава Российской Федерации. Сущность равноправия народов в России состоит в том, что все народы обладают совокупностью равных прав на развитие.
Российская Федерация представляет собой государственную форму самоопределения как многонационального народа России в целом, так и всех входящих в нее народов. Именно в связи с этой особенностью реализация права народов на самоопределение в Российской Федерации не должна осуществляться в форме внешнего самоопределения путем выхода субъекта Федерации из состава Федерации и вести к нарушению целостности государства.
Конституционное закрепление права народов на самоопределение тесно связано с термином «сецессия». Сецессия представляет собой современную интерпретацию латинского термина secessio, который можно перевести как «отделение». Термин ведет свою историю с времен Древнего Рима, когда сецессией называли выход плебеев из состава общины и переселение их за городскую черту. В современном понимании сецессия представляется в качестве выхода части субъекта федерации из состава федерации.
Примечательно, что сецессия была закреплена во всех конституциях Советского государства — 1924, 1936, 1977 гг. Существовавшая в те годы концепция социалистического федерализма, опирающаяся на добровольность федеративного объединения, как следствие, не могла не найти своего отражения и прочного закрепления в конституциях союзных республик. В частности, ст. 69 Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12 апреля 1978 г. предусматривала:
«РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР» . Безусловно, при современном понимании опасных последствий конституционно-правового закрепления сецессии федеративные государства избегают этой нормы в своих основных законах.
Действующая Конституция РФ право сецессии не предусматривает. Законодатели, понимая опасные последствия сецессии, объяснили невозможность ее конституционного закрепления необходимостью гарантированного правового обеспечения внутренней целостности и неделимости России.
Право наций на самоопределение получило институционализацию в лице государственно-властных инстанций и институтов гражданского общества. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»[8] [9] и с распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. № 527-р[10] при Министерстве регионального развития РФ, действующем на общественных началах на представительной основе, был образован Консультативный совет по делам национально-культурных автономий. В совет входят министр регионального развития РФ (председатель совета), директор Департамента межнациональных отношений Минрегиона России (заместитель председателя), заместитель директора — начальник отдела этнокультурного развития Департамента межнациональных отношений Минрегиона России (ответственный секретарь совета), а также представители зарегистрированных в России национально-культурных автономий.
Федеральный закон «О национально-культурной автономии» определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации как основной имеющейся сегодня формы реализации принципа самоопределения. Закон «создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. Он впервые создал правовую базу для экстерриториального самоопределения этнических общностей России в целях их национально-культурного развития. С принятием этого закона такая автономия превратилась из идеи, порождавшей постоянные споры, в правовой инструмент, ставший дополнением к территориальной государственности этносов, существующей в форме субъектов Федерации»[11].
самоопределения национальностей и национальных прав не всегда может быть пространственно ограничен точно очерченной территорией»[12] (имеется в виду национально-территориальная автономия. — Прим. автора). Национально-культурная автономия в России является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной
автономии является общественная организация.
Статья 4 Федерального закона «О национально-культурной автономии» наделяет национально-культурную автономию следующими правами:
— получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов;
— обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
— создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.
Как уже говорилось ранее, для реализации внешней формы самоопределения народов (сецессии) должны совокупно сложиться определенные негативные условия для этих народов. К таковым были отнесены: совершение в отношении народа актов геноцида со стороны населяемого им государства; наличие прямой и непосредственной угрозы уничтожения региональной социокультурной общности; массовое нарушение коллективных прав и свобод человека по этническим или национальным признакам; вооруженное нападение с целью силового подавления и разрешения сложившегося противостояния.
Позволив себе ограниченное закрепление принципа самоопределения народов, Российское государство на законодательном уровне исключает возможность возникновения негативных условий существования этих народов. И эта форма представляется в качестве консенсуса, обеспечив и конституционное закрепление основополагающего международно-правового принципа, и
обоснованное справедливое исключения опасности развала государства.
Однако следует отметить, что перспективы развития конституционноправового закрепления права народов на самоопределение не могут быть ограничены рамками только рассмотренных вопросов. Требуют анализа и другие конституционные ориентиры, в частности касающиеся развития национального
самоопределения в условиях федеративного государства, обеспечения
согласительных процедур между Российской Федерацией и ее субъектами, изменения территориальной структуры государства, усиления конституционных основ статуса субъектов Российской Федерации и способствующие в своем единстве поступательному развитию Российского государства на основе Конституции для обеспечения современного понимания конституционных принципов федерализма.
Подводя итоги анализа конституционно-правового закрепления права народов на самоопределение в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, внешняя сторона самоопределения, характеризующаяся возможностью выхода из состава федерации, в отличие от законодательства Советского Союза, не нашла своего закрепления в законодательстве его правопреемницы — современной России.
Российская Федерация к вопросу конституционного права народов на самоопределение подошла исключительно взвешенно. С одной стороны, это право гарантировано Основным Законом страны, но с другой — одна из форм реализации этого права (внешнее самоопределение) Конституцией не предусмотрена.
Во-вторых, самоопределение в России может быть выражено в следующих формах:
самоопределение в форме изменения статуса субъекта Российской Федерации. К примеру, субъект, стремящийся к самоопределению, может выделиться из состава другого субъекта либо два субъекта могут объединиться в один;
самоопределение в форме принятия в состав Российской Федерации иностранного государства или его части в качестве нового субъекта Российской Федерации (что было сделано при принятии в состав Российской Федерации двух новых субъектов — Крыма и Севастополя);
самоопределение в форме образования в составе Российской Федерации
нового субъекта.
В-третьих, Российской Федерацией провозглашена на нормативно-правовом уровне императивная политика государства, направленная на создание комфортных условий и максимальное предоставление прав народам и нациям в рамках единой страны, что исключает ущемление прав тех или иных народов и последующее их желание реализовывать внешнюю форму самоопределения.
В-четвертых, совокупность конституционного закрепления права народов на самоопределение и целого ряда законов, гарантирующих эти права без выхода из состава Федерации, является весьма оригинальной и верной в российских условиях правовой формой разрешения конфликта двух принципов.
В-пятых, к основным правам народов, гарантированным Российской Федерацией, относятся право на сохранение и развитие своей самобытной культуры, право на территориальное общественное самоуправление, право на объединение в общины либо общественные объединения, на представительство в законодательных органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления, право на судебную защиту в случае нарушения прав либо дискриминации представителей малочисленных народов, право на социально-экономическое и культурное развитие, защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.
И, в-шестых, было определено, что вся система законодательного закрепления обширных прав коренных малочисленных народов, проживающих на территории России, является выражением приверженности государства обеспечению коллективных прав этих общностей. Но помимо этой гуманитарной задачи, законодатель тем самым предоставляет все условия для максимально комфортного развития малочисленных народов в рамках Российского государства, для самоопределения, развития и гарантированности основополагающих прав. Совокупность таких эффективных мер приводит к тому, что народы не испытывают необходимости в выходе их состава Федерации.
[1] Кутафин О. Е. Вступительная статья. Конституции Российской Федерации принадлежит главное место в правовой системе страны // Кутафин О. Е. Конституция Российской Федерации : постатейный научно-практический комментарий. М., 2003. С. 9.
[2] Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002.
С. 53.
[3] Ломакин В. В. Конституционно-правовое обеспечение равноправия и самоопределения народов Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. М., 2011. РГБ ОД, 61 12- 12/50.
[4] Иванов В. Путин и регионы. Централизация России. М. : Европа, 2006. С. 46.
[5] Гамзатова М. М. Конституционно-правовые основы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Махачкала, 2012. РГБ ОД, 61 12-12/831.
[6] СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
[7]
Российская газета. 5 апр. 2000.
Конституции Российской Федерации. URL:
http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/chapter/13/
[9] СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2965.
[10] Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 № 527-р «Об органе исполнительной власти, при котором создается консультативный совет по делам национально-культурных автономий» // СЗ РФ. 2006. № 17 (ч. II). Ст. 1897.
[11] Кутафин О. Е. Российская автономия.
[12] Кутафин О. Е. Российская автономия.
|