Вторник, 26.11.2024, 04:59
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Реализация народом Республики Абхазия права на самоопределение

Как было отмечено ранее, 26 августа 2008 г. Президент России Д. А. Медведев подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии[1] и независимости Республики Абхазия[2].

Этому историческому решению, изменившему судьбу двух народов, предшествовали безуспешные попытки довести до сведения высших органов государственного управления Советского Союза информацию о политике угнетения абхазского народа, его культуры и истории, и последующая вооруженная борьба абхазского народа с войсками Госсовета Грузии в 1992-1993 гг., носившая национально-освободительный характер.

«Проблема государственной принадлежности территории Абхазии требует определенного исторического экскурса, который ярко демонстрирует и практику советской политики национально-государственного устройства.

Абхазское княжество вступило под покровительство Российской империи в феврале 1810 г. как самостоятельная государственная единица, независимо от царств и княжеств Восточной и Западной Грузии. Важно заметить, что одна из отличительных черт Абхазского княжества заключалась в том, что после присоединения к России оно не утратило государственности и суверенного контроля над своей территорией. С 1810 по 1864 г. на территории Абхазского княжества сохранялось “автономное управление”, просуществовавшее дольше других на Кавказе. С 1864 по 1917 г. Абхазия (“Сухумский военный отдел”, “Сухумский округ”) была подчинена царской администрации на Кавказе.

После распада в XIII в. “царства абхазов и картвелов” “общегрузинское единство” проявило себя исключительно в ХХ в. Грузия в границах Грузинской ССР — результат усилий российских и советских администраторов, распространивших этот русифицированный вариант ирано-тюркского названия Гюрджистан, охватывавшего еще в начале XIX в. только район Тифлиса, на территорию множества самостоятельных царств и княжеств (Картлия, Кахетия, Имеретия, Мегрелия и т.д.), сначала объединенных в Тифлисскую и Кутаисскую губернии и исключительно после Октябрьской революции, наконец, переименованных в Грузию» . А в 1921 г. в Абхазии устанавливается советская

власть.

Но хотелось бы предпринять скромную попытку детального анализа нормативных правовых актов того времени, которые смогли бы сформировать понимание того, сохранила ли Абхазия в советский период и в период вхождения в качестве автономии в состав Грузинской ССР важнейший признак государства — суверенитет.

В современном мире в силу массового характера применения политики двойных стандартов сложилось устойчивое представление о том, что право на самоопределение может, а точнее сказать — могло было, быть применено в случаях деколонизации стран.

Как ранее уже говорилось, реализации права народов на самоопределение, которое будет проходить путем полного отделения территории и либо создания собственного независимого государств, либо вхождения в состав третьего государства, допустима и должна применяться лишь в крайних случаях. В данном контексте под крайним случаем подразумеваются обстоятельства, исключающие возможность совместного пребывания в одном государстве из-за определенных обстоятельств.

Принятая на заседании Совета министров иностранных дел стран — членов Европейского Союза 17 декабря 1991 г. Декларация о критериях признания новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе содержала ряд важных [3]

условий, общеобязательных для современного межгосударственного общения, для вновь образованных государств [4] . К таким условиям было отнесено уважительное отношение к общепринятым нормам международного права, предоставление широких гарантий прав национальных меньшинств,

приверженность к неприкосновенности и нерушимости границ другого государства, участие в мировом процессе разоружения и сокращения вооружения, а также обязанность мирного урегулирования любых проблем, возникающих в процессе межгосударственного диалога и переговоров.

Если взять эти требования в качестве основных критериев, при наличии которых народ приобретает право на самоопределение, в случае с Абхазией имело место нарушение даже не одного критерия, а всех вместе взятых.

И прежде чем перейти к практическому правовому анализу данного вопроса, представляется важным привести мнение Е. И. Козловой:

«В государственно-правовом смысле автономия означает обеспечение нациям и народностям, компактно проживающим на территории союзной республики, правовой и фактической возможности реализовать национальный суверенитет путем создания определенной формы национальной государственности в составе союзной республики с предоставлением права на самоопределение или самостоятельности в осуществлении государственной власти, пределы которых закрепляются союзной республикой на основе или с учетом волеизъявления данного автономного образования»[5].

Рассмотрим факты незаконного включения территории Абхазии в Грузинское государство. Абхазию и Грузию советского периода связывало большое количество договорных отношений. Их анализ в рамках данного исследования позволить достичь понимания того, что этими отношениями были связаны два равноправных субъекта.

4 марта 1921 г. в Абхазии устанавливается советская власть. В Сухуме проводится многотысячный митинг, на котором принимается резолюция, которая была направлена В. И. Ленину. 26 марта 1921 г. проводится расширенное заседание Оргбюро РКП(б) и Ревкома Абхазии, на котором, руководствуясь Декларацией прав народов России, принимается решение и 31 марта 1921 г. провозглашается независимая Советская Социалистическая Республика Абхазия.

Интересным и значимым в правовом аспекте подтверждения независимости и суверенитета Абхазии явился документ, принятый еще 21 мая 1921 г. Грузинской ССР. Значимость его заключается в том, что фактически Ревком ССР Грузии с правовой точки зрения без ходатайств негативного характера и несогласия идет на то, что принимает Декларацию о независимости ССР Абхазии, текст которой заканчивается словами: «...Революционный Комитет ССР Грузии признает и приветствует образование независимой ССР Абхазия...» Таким образом, Абхазия становится Советской Социалистической Республикой и напрямую непосредственно входит в состав общероссийской федерации.

Не менее интересным явился анализ еще одного документа. Сразу же после признания 21 мая 1992 г. Грузинская АССР заключает Союзный рабочекрестьянский договор между РСФСР и ССР Грузией. Данный договор, никак не связанный с Абхазской ССР, создал условия для установления равных прав и обязанностей двух субъектов правоотношений, в числе которых Абхазия не числилась. Это в очередной раз подтверждает факт, что на тот момент Абхазия обладала суверенитетом и независимостью от Грузии.

Рассматривать вопрос аналитической оценки правовых актов советского периода, касающихся суверенитета Абхазии, следует непременно сквозь призму особенностей и тонкостей форм государственно-властных решений того периода. Речь идет о том, что некоторые решения, не имевшие формализованной юридической силы, но проталкивавшиеся по каналам партийной и административной власти, оказывали исключительное влияние на происходившие в Республике социально-политические процессы.

Одно из таких решений было принято 8 сентября 1921 г. В. И. Сталиным: «Абхазия составляет автономную часть независимой Грузии, самостоятельных представителей при РСФСР не имеет и не должна иметь, ввиду чего кредитов от РСФСР не может получить. Наркомнац И. Сталин»[6]. Стоит особо подчеркнуть, что данное волевое решение принято без учета мнения абхазского народа и независимо от того, что независимость ССР Абхазии была провозглашена 31 марта 1921 г. и 21 мая 1921 г. была подтверждена Ревкомом Грузии.

Тем не менее юридические предпосылки для существования суверенитета Абхазии не исчезали, а дополнялись новыми основаниями. Союзный договор между ССР Грузией и ССР Абхазией от 16 декабря 1921 г. — яркое тому подтверждение. Пункт 1 Договора гласит: «...ССР Грузия и ССР Абхазия заключают между собой военный, политический и финансово-экономический союз» [7] . Необходимо заметить, что договор охватывает исключительно вышеперечисленные области и реализация поставленных целей по объему полномочий распределена между Грузией и Абхазией, что представляет собой форму совместного ведения и прямой признак равноправия. Позднее принятая Конституция ССР Абхазии 1925 г. четко закрепила важные для сохранения суверенитета пункты. Согласно ст. 4 «ССР Абхазия, объединившись на основе особого союзного договора с Грузией, через нее входит в Закавказскую Социалистическую Федеративную Союзную Республику и в составе последней — в СССР». Статья 5 Конституции закрепила незыблемость основ государственного суверенитета Абхазии следующим образом: «ССР Абхазия есть суверенное государство, осуществляющее государственную власть на своей территории самостоятельно и независимо от другой какой-либо власти»[8].

Суверенитет ССР Абхазии, учитывая факт добровольного ее вхождения в ЗСФСР и СССР, ограничен лишь в пределах и по предметам, указанным в конституциях этих союзов. Здесь, конечно, необходимо уточнение. Суверенитет государства может быть как абсолютным, так и ограниченным. Абсолютный суверенитет имеют государства, обладающие верховной властью (в нашем случае это Советский Союз), ограниченный — вошедшие в него на договорной основе его составные части. В дополнение хочется сослаться на позицию Н. А. Михалевой, которая определяла, что «в советский период автономия понималась как форма реализации национального суверенитета и значительно реже как форма самоуправления административно-территориальных единиц. Граждане ССР Абхазии, сохраняя за собой республиканское гражданство, также являются гражданами ЗСФСР и Союза ССР. ССР Абхазия сохраняет за собой право свободного выхода как из состава ЗСФСР, так и из Союза ССР. Территория ССР Абхазии не может быть изменена без ее на то согласия»[9].

Независимость осуществления государственной власти от какой-либо внешней силы, территориальность принципа осуществления государственной власти, наличие института гражданства, закрепление права народов на самоопределение, сецессию, наличие государственной границы — не это ли основные признаки суверенного, независимого, сложившегося в правовом аспекте государства, с частичной передачей некоторых полномочий в совместное ведение, что само по себе не означает утраты этого суверенитета. Пожалуй, ответ очевиден. Абхазия остается суверенным и территориально целостным государственным образованием и фактически может являться полноправным субъектом межгосударственного общения.

В подтверждение вышеуказанного можно привести подписание Союзного договора между Абхазской ССР и Грузинской ССР 16 декабря 1921 г., который принято считать правовым началом государственных отношений Абхазии и Грузии, в силу того что, по сути, представлял собой договор двух равноправных республик[10].

Как уже упоминалось выше, ст. 5 Конституции ССР Абхазия 1925 г. гласит: «ССР Абхазия есть суверенное государство, осуществляющее государственную власть на своей территории самостоятельно и независимо от другой какой-либо власти. ССР Абхазия сохраняет за собой право свободного выхода как из состава ЗСФСР, так и из Союза ССР. Территория ССР Абхазии не может быть изменена без ее на то согласия». Данная норма подтверждает, что заключенный договор между Абхазией и Грузией никак не ущемлял политико-правовой статус Абхазии.

Конечно, целенаправленный и планомерный процесс ущемления политических интересов абхазского народа был очевиден тогдашнему руководству республики. Именно в этой связи Е. А. Эшба, будучи председателем Ревкома ССР Абхазии, в своем обращении в Кавказское бюро ЦК РКП(б) от 14 ноября 1921 г. потребовал включить ССР Абхазию в состав Закавказской Федерации.

Но И. В. Сталина мало интересовало мнение абхазского народа и его стремление к независимости, в результате чего 6 ноября 1921 г. Президиум Кавбюро ЦК РКП(б) в присутствии И. В. Сталина принимает на надуманных основаниях резолюцию «О положении в Абхазии»: «Считать экономически и политически нецелесообразным существование независимой Абхазии» [11] . Экономически нецелесообразным признавался регион, известный на всю страну как одно из самых развитых курортно-лечебных направлений того времени.

Конечно, решение, принятое под давлением И. В. Сталина, не обсуждалось, и 16 декабря 1921 г. представителям Абхазии Н. Акиртаве и С. Картозии не оставалось ничего иного, как вопреки своей воле и, что самое главное, вопреки воле абхазского народа, подписать «Союзный договор» с Грузией[12].

Данный договор должен был быть обсужден съездом Советов Абхазии, который состоялся в феврале 1922 г., но I съезд Советов Абхазии был поставлен перед свершившимся фактом, а те делегаты, которые выступили против договора, были объявлены лицами националистической наклонности и лишены слова.

Резюмируя вышеизложенные предпосылки федеративного объединения Абхазии с Грузией и особенности волевых политико-властных решений того времени, можно прийти к выводу о том, что все решения абхазского вопроса принимались под колоссальным давлением и при полным игнорированием мнения абхазского народа, который оказался на тот период не в состоянии никакими средствами отстоять свои политические интересы перед единоличной волей И. В. Сталина.

Первое незаконное включение ССР Абхазии в состав Грузии произошло в 1922 г. «В состав Социалистической Советской Республики Грузии входят на основе самоопределения... Социалистическая Советская Республика Абхазия, которая объединяется с Социалистической Советской Республикой Грузия на основе особого союзного между этими республиками договора» (ст. 1 Конституции ССР Грузии 1922 г.[13]). Ни одна статья Договора от 16 декабря 1921 г. не говорила о вхождении ССР Абхазии в состав Грузии. Обе республики вступили между собой только в военный, политический и финансовоэкономический союз» [14] . Факт одностороннего присоединения Абхазии категорически противоречил позиции В. И. Ленина: «Соглашаться могут только равные. Чтобы соглашение было на деле соглашением, а не словесным прикрытием подчинения, для этого необходимо действительное равноправие обеих сторон»[15].

В 1930-х гг. происходит значительное отступление от провозглашенных и декларируемых в октябре 1917 г. принципов национальной политики, усиливается централизация власти партийного аппарата, набирает обороты реорганизация государственного аппарата автономных республик и областей. Этот процесс не обошел стороной и Абхазию.

февраля 1931 г. ССР Абхазия была реорганизована в автономную республику в составе Грузии, на чем настаивал И. В. Сталин. Далее стала системно проводиться политика массового, порой насильственного, заселения Абхазии крестьянами из Западной Грузии. Суть этого переселения заключалась в растворении абхазов в грузинской среде и создании демографического и этнического дисбаланса с перевесом численности грузин почти в четыре раза. Этот перевес оказался трагическим для абхазского народа. Фактически абхазы были лишены решать политические, экономические, социальные, культурныех, демографические вопросы, что поставило этот маленький народ под угрозу этнического исчезновения. Абхазский народ был лишен статуса

государствообразующего в рамках вновь созданной автономии.

Вследствие численного меньшинства и практически полного отсутствия национального представительства в органах партийной власти (все ведущие посты занимали не абхазы), этническое напряжение стремительно росло. Народное недовольство достигло своего апогея в 1989 г., когда уже переросло в столкновения на национальной почве.

Еще одним событием, негативно отразившимся на судьбе народа Абхазии в его борьбе за самоопределение, стало назначение Л. П. Берии в 1931 г. секретарем ЦК КП(б) Грузии. Именно в этом году Абхазия по воле И. В. Сталина из союзной республики превратилась в автономию в составе Грузии.

Как уже говорилось выше, решение об изменении статуса Абхазии принималось высшим партийным руководством, которое не посчитало нужным прислушаться к мнению абхазского народа. Конечно, такое игнорирование права на определение политической судьбы целого народа привело к массовым акциям протеста. Так, 20-27 февраля 1931 г. на общенациональном сходе было выражено недоверие советской власти и правительству.

Необходимо особо подчеркнуть, что при анализе исторических аспектов политико-территориальных преобразований того времени выяснилось, что Абхазия оказалась практически единственной политико-территориальной единицей Советского Союза, политический статус которой при прямом участии И. В. Сталина был изменен в худшую сторону.

Можно сделать вывод, что во времена СССР Абхазия была фактически самостоятельным суверенным государством, но находящимся в политической зависимости от Грузии, колониальные притязания которой были поддержаны И. В. Сталиным.

«Сегодня мы многое знаем о массовых репрессиях против советских людей и целых народов в годы культа личности. В истории Абхазского народа 1937— 1953 гг. стали периодом, когда стоял вопрос о ликвидации народа как такового. О том, что в жизнь воплощалась именно эта задача, свидетельствует вся совокупность репрессивных акций в отношении абхазов» .

Планомерная политика, направленная на уничтожение нации,

и в связи с тем, что были репрессированы выдающиеся партийные политические деятели абхазской национальности. Особому

преследованию подверглись так называемые лидеры общественного мнения .

Стремление уничтожить абхазскую нацию с последующей ассимиляцией ее в грузинскую, можно наблюдать и в массовых акциях дискриминационного характера в системе образования. Так, в 1945 г. начали поступать указания о закрытии абхазских школ и секций абхазского языка. Массовое закрытие школ привело к огромной безработице среди учителей, которые не могли перейти на преподавание школьных дисциплин на грузинском языке, поскольку совершенно им не владели. Помимо этого, существовали негласные установки отсеивать студентов абхазской национальности, поступающих в грузинские вузы . Дополнительным барьером для поступления абхазских абитуриентов в [16] [17] [18] грузинские вузы стало то, что обучение там проходило только на грузинском языке.

Абхазов практически не стало в руководящих партийных и советских органах. Планомерно увольняя их по разным, часто надуманным основаниям с тех или иных должностей, а иногда даже арестовывая, приоритет при назначеним на вакантные должности отдавали этническим грузинам.

Подтверждением этого национального ущемления может послужить следующий статистический обзор. «Совет Министров Абхазии (Правительство) начиная с 1938 года и по 1990 год возглавляли исключительно лица грузинской национальности, назначаемые ЦК КПСС Грузии. Только трижды за весь советский период правительство возглавляли абхазы: М. К. Делба, А. М. Лабахуа, М. Г. Бгажба. По состоянию на 1985 г. в Сухумском горкоме партии из 44 работников только 4 являлись абхазами, в Совпрофе Абхазской АССР — из

человек было 26 грузин и 5 абхазов, в Совете Министров Абхазии —

грузина и 15 абхазов. Первыми секретарями Сухумского городского комитета

Абхазского обкома КП Грузии с 1937 г. всегда назначались только грузины» .

Становится совершенно очевидным негласная крупномасштабная программа по количественно-демографическому растворению абхазского народа. Была развернута поэтапная акция массового выселения из Абхазии греков, армян, турок и других, а на их место массово переселялись грузины со всех уголков Грузии. Для них на территории Абхазии по программе «Селесерен-Строй» за государственные деньги строились небольшие типовые дома. Причем грузинами заселялись не только основные города Абхазии, но и отдаленные деревни (огромное количество таких типовых домов по всей территории Абхазии сейчас пустуют и, никем не занятые, разваливаются).

В конечном счете была искусственно создана ситуация, когда абхазский народ, проживавший на своей земле, оказался в численно-демографическом меньшинстве. И конечно, мнение меньшинства с формально-юридической точки [19] зрения могло быть ущемлено в пользу большинства. Так абхазы за короткий промежуток времени в результате планомерных и систематичных действий оказались на своей родной земле практически бесправными и не могли определять свою политическую судьбу.

В 1978 г. Первый секретарь ЦК КПСС Грузии Эдуард Шеварнадзе, характеризуя политику по отношению к Абхазии и абхазскому народу в период 1930-1950 гг., практически признал ее геноцидом: «Прямо надо сказать: в прошлом, в известном нам периоде, в отношении абхазского народа проводилась политика, которую практически следует характеризовать как шовинистическую... такие акции, как закрытие школ на родном языке, притеснение национальных

175

институтов... так просто не предаются забвению...»

Термин «геноцид» впервые был введен в научный оборот в 1943 г. польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным. После Второй мировой войны, с декабря 1948 г. этот термин приобрел международноправовой статус и сегодня признается в ООН международным преступлением (Р. Лемкин был куратором проекта Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него). Человечество пережило немало случаев геноцида начиная с древнейших времен и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, образования колониальных империй европейских держав.

природы геноцида в контексте проводимого исследования хочется начать с мнения Р. Лемкина о том, что геноцид — «необязательно означает моментальное уничтожение нации... Геноцид скорее предполагает

координационный план действий, направленных на разрушение основ существования национальных групп. Составные части такого плана — уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, [20]

176

национального самосознания, религии» .

Имевшие место вышеперечисленные обстоятельства также говорят о том, что понятие «геноцид» следует расширить и включить в него наличие у определенной группы планов по многоэтапному уничтожению этнической общности. Геноцид может быть как одномоментным, так и растянутым во времени, что показал трагический абхазский опыт XXI в.

В контексте исследования можно вывести собственное определение. Геноцид — действия либо предумышленное бездействие, направленные на полное и (или) частичное, единовременное (моментальное) либо длящееся (планомерное) уничтожение той или иной национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

И. Д. Левин писал: «...народность должна обладать известной

численностью (скажем, не менее 100 тысяч человек), чтобы стать нацией и тем самым субъектом соответствующих морально-политических и юридических прав. Необходимый для образования нации минимум определяется характером общности, конституирующей нацию ... Только действительные нации являются субъектами права на самоопределение, реализующегося в форме автономии, союзной республики или полного отделения, ибо только при наличии национальной, экономической, культурной и тому подобной общности возникает потребность в самоопределении и способность реализовать право на

177

самоопределение» .

Политику властей Грузии по отношению к Абхазии Г. Д. Гумба в своей работе «Форма и сущность национального движения абхазского народа» справедливо характеризует как направленную на полную ассимиляцию абхазского народа и растворение его в грузинской этнической среде[21] [22] [23], и совокупность исторических фактов, в том числе и некоторых вышеприведенных, способствует тому, что с этой позицией можно согласиться.

Конечно, такое массовое ущемление коллективных прав целой этнической группы не могло не иметь определенного противодействия, что в конечном счете, как мы знаем, привело к политическому кризису и войне.

Конечно, абхазский народ на первых порах предпринимал действия для поиска защиты своих интересов в лице высшего руководства СССР. Однако многочисленные письма, направляемые на имя Генерального Секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, оставались без ответа, а делегаты, направленные от лица народа, не принимались и в дальнейшем подвергались преследования.

Задача и цели грузинского руководства по отношению к Абхазии становились все более очевидными. Довести количество абхазов до минимального процентного соотношения с другими народностями, конкретно грузинской, и окончательно включить Абхазию в состав Грузии в качестве ее составной части, а не автономии.

В подтверждение процесса, направленного на уничтожение абхазской нации, можно привести следующие статистические данные по численности абхазов и грузин:

1916 г.: абхазов — 111 780, грузин — 37 414;

1989 г.: абхазов — 93 267, грузин — 239 872.

Неурегулированность проблем самоопределения народов и постоянная эскалация политической напряженности в Абхазии, достигшая максимума к концу 1980-х — началу 1990-х гг., неминуемо вели к перерастанию конфликта из диалогово-договорного формата в военный.

Как уже было сказано ранее, решение проблемы грузино-абхазских взаимоотношений, длившихся на протяжении почти 100 лет, сводилось к типовому варианту, по которому политический статус Абхазии, без учета мнения абхазского народа, должен был быть определен в составе Грузии. Что неминуемо повлекло за собой обострение политических чувств народа Абхазии и категорическое неприятие попыток навязать ему совместное существование с грузинами в рамках единого государства.

Конституция СССР 1977 г. четко указывает, что республики, находящиеся в статусе автономии, являются государствами со своими основными законами, органами государственной власти и, что самое важное, обладают исключительным суверенитетом на своей территории:

«Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика

Статья 82

Автономная республика находится в составе союзной республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики и учитывающую особенности автономной республики.

Статья 83

Автономная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР и союзной республики, через высшие органы государственной власти и управления соответственно Союза ССР и союзной республики. Автономная республика обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и союзной республики, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и союзной республики. По вопросам, относящимся к ее ведению, автономная республика координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (союзной республики) подчинения».

Автономные республики принимали участие в решении вопросов, отнесенных к компетенции СССР, фактически как субъекты СССР.

Принятый 26 апреля 1990 г. Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» наделял автономные республики [24]
правами общесоюзных и разрешал автономиям самостоятельно решать свою дальнейшую государственную судьбу. В качестве примера можно сослаться на следующие статьи указанного закона:

статья 1: «Автономные республики — советские социалистические

государства, являющиеся субъектами федерации — Союза ССР. Автономные республики, автономные образования входят в состав союзных республик на основе свободного самоопределения народов, обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов полномочий, переданных ими в ведение Союза ССР и республик»:

статья 2: «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР. Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования)».

Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение о том, что в тот период Абхазия обладала суверенитетом — как административным, так и территориальным, несмотря на его частичное ограничение (даже не в пользу Грузии, а скорее в пользу СССР).

О. Е. Кутафин в монографии «Российская автономия», анализируя мнения ряда ученых, приходит к выводу, что «в советском государствоведении доминирующее положение занимала мысль о том, что советская автономии является государственно-правовой формой разрешения национального вопроса, формой самоопределения наций и народностей»[25].

20 июня 1990 г. Верховный Совет Грузии принимает исторически значимое для обоснования права абхазского народа на самоопределение решение: «ВС ГССР объявляет незаконными и недействительными все акты, упразднявшие политические и другие институты демократической Республики Грузии и
заменившие их политическими и правовыми учреждениями, опиравшимися на внешнюю силу»[26] [27].

В феврале 1992 г. руководство Грузии приняло решение, в рамках которого была отменена Конституция ССР Грузии 1978 г. и провозглашен переход к Конституции 1921 г. Все структуры советского периода, созданные в Грузии с 25 апреля 1921 г. были объявлены незаконными. Конечно, это повлекло за собой и фактический процесс денонсирования и Союзного договора 1921 г. Советские акты были единственным связующим звеном, удерживавшим Абхазию под управлением Грузии, и в одночасье эти документы теряли свою правовую силу. И это весьма существенный правовой факт.

I «Общие положения» Конституции Социалистической Советской Республики Грузия от 28 февраля 1922 г. закрепляла: «...Социалистическая Советская Республика Абхазия объединяется с Социалистической Советской Республикой Грузия на основе особого союзного между этими двумя республиками договора». Этот пункт терял свою юридическую силу. Как и решение союзного правительства 1931 г., в котором статус Абхазии как союзной республики был понижен до автономии в составе Грузии. «Правовая

последовательность принятия правовых актов органами государственной власти

Абхазии и Грузии привела к редкому правовому явлению — возврату республик в

182

предшествующее государственно-правовое состояние» .

Таким образом, к 1991 г. образовалось два не связанных друг с другом государства. Грузия объявляет о своей независимости и выходит из состава СССР, тем самым ликвидируя советское гражданство и приобретая грузинское. А Абхазия остается субъектом СССР, сохраняя советское гражданство.

В рамках исследуемой темы следует проанализировать текст Экспертного заключения о государственно-правовых отношениях между Грузией и Абхазией в

 

настоящее время . В нем, в частности, говорится: «Поскольку Грузия (как это видно из приведенных выше законодательных актов 1989-1991 гг.) все решения в отношении себя в период существования СССР ставит не просто под сомнение, а и законодательно дезавуирует их, то вполне логичным является и то, что открытым остается вопрос о легитимности территории Грузии при советской власти. В том числе и вопрос легитимности вхождения Абхазии в состав Грузии... Наличие устоявшихся административных границ Абхазии позволяет полагать, что она может образовать самостоятельное государство именно в этих границах».

Таким образом, к моменту, предшествовавшему трагическим событиям 1992-1993 гг., в Абхазии сложились все правовые предпосылки для полноценной реализации права на самоопределение и для обретения суверенитета и государственной независимости.

31 марта 1991 г., после проведенного референдума Грузия объявляет о своей независимости. Необходимо особо подчеркнуть, что референдум о независимости Грузии не проводился в Абхазии, которая фактически на тот момент уже была в политико-правовом смысле полностью отделена от Грузии.

Абхазия оказалась свидетелем практических форм реализации конституционного права народа на самоопределение как Грузией, так и другими союзными республиками. В Законе СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» для автономных республик была установлена совершенно четкая правовая возможность — при выходе союзной республики из состава СССР автономная республика, входящая в нее, наделялась правом ставить вопрос о своем политическом будущем вне привязки к отделяющейся союзной республике.

Учитывая это конституционное право и исходя из того, что ряд союзных республик уже воспользовались этим правом, 17 марта 1991 г. на основании ст. 2 указанного Закона в Абхазии проводится референдум, на котором абсолютное большинство, а именно 98,8 %, населения Абхазии проголосовало за сохранение СССР и за свое пребывание в его составе. [28]

Апеллируя к вопросу о так называемой политике двойных стандартов, так часто наблюдаемой в мире, хочется особо подчеркнуть, что односторонний выход Грузии из состава Союза ССР всем мировым сообществом был признан абсолютно законным. Однако выход Абхазии, которая реализовала свое право на определение политического будущего на основании того же Закона, по совершенно безосновательным причинам не признается мировым сообществом законным. Парадокс, объяснением которому может быть исключительно геополитическое нежелание признавать очевидные факты.

25 августа 1990 г. Верховный Совет Абхазии принял постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» . Данный

нормативный правовой акт устанавливал полное прекращение всех договорноправовых взаимоотношений Абхазии и Грузии. Основанием для принятия данного постановления послужило постановление Верховного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989 г., которое отменяло все правовые акты советского периода, в том числе и союзный договор о включении Абхазии в состав автономного управления от Грузии. Следовательно, после фактической денонсации договорно-правовых актов, объединяющих Абхазию и Грузию, с правовой точки зрения эти территории больше ничто не связывало.

Возвращаясь к критериям, при наличии которых народ приобретает право на самоопределение, можно рассмотреть критерий оценки возможности нахождения народа в составе государства. Это фактор постоянных массовых нарушений прав человека, в частности прав национальных меньшинств.

2 июня 1989 г. на VIII заседании 1-го Съезда Народных депутатов СССР депутат В. Г. Ардзинба выступил с заявлением о том, что «предусмотренный действующей Конституцией статус автономной республики приводит к фактическому национальному неравноправию и неравенству». В 1992 г. Парламент Абхазии принял решение о полном восстановлении суверенитета Абхазии де-юре, а де-факто абхазское правительство полностью осуществляло свою власть на всей территории Абхазии. [29]

Как уже было сказано, 14 августа 1992 г. в 15 часов без предупреждения войска Госсовета Грузии вошли на территорию Абхазии. Тяжелые гусеничные танки и БМП обстреливали посты ДПС, боевые вертолеты нанесли массированный удар по набережной, на которой в тот момент отдыхали мирные граждане, был обстрелян Парламент. Иначе, как прямым актом агрессии, эти действия квалифицировать нельзя.

На Абхазию было совершено вооруженное нападение без предупреждения. Оккупационные войска Госсовета Грузии тяжелыми артиллерийскими массированными ударами разрушали города и населенные пункты, уничтожали и культурные ценности нации.

В августе 2008 г. безнаказанность 1990-х гг. привела к трагическим событиям, уже признанным мировым сообществом, — действиям Президента Грузии М. Саакашвили по уничтожению осетинского мирного населения, бомбардировке города Цхинвал (хотя факт ведения агрессивной войны в Южной Осетии подтвержден мировым сообществом, М. Саакашвили к международноправовой ответственности привлечен не был).

Конечно, в свете вышесказанного, помимо формально-правовых оснований, наделяющих тот или иной народ правом на самоопределение, встает вопрос и о моральном основании. Нюрнбергский трибунал привнес в мировую юридическую терминологию понятия «человечность» и «преступления против человечности». Неужели даже с точки зрения представлений о человечности народ, который подвергался такому планомерному и длящемуся уничтожению с характерными признаками состава геноцида, которого лишали своей культуры, истории и родной земли, не заслужил быть признанным мировым сообществом? Право народов на борьбу за независимость было признано законным и полностью соответствующим принципам международного права в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 1952, 1963, 1973 гг. В этих документах прямо говорится о том, что «нарушение этого права приводило в прошлом к кровопролитиям и войнам, и рассматривается как постоянная угроза миру»[30].

30 сентября 1993 г. грузино-абхазская война закончилась полной победой абхазского народа, агрессор был выдворен за пределы административных границ Абхазии, и де-факто Абхазия стала независимым государством, военным путем отстояв свое право на самоопределение.

Принятие Конституции Республики Абхазия 1994 г. стало одним из наиболее важных событий в истории конституционных реформ страны. Де-факто независимая страна провозгласила в своем Основном Законе статус суверенного государства и позиционировала себя в качестве полноправного субъекта международного права. Путь, пройденный Абхазией, не уникален в истории развития государственности и становления конституционализма. Это путь от обретения независимости де-факто к признанию независимости де-юре.

Перед фактически независимой Абхазией встали новые задачи, решение которых требовало от Республики согласования и подписания необходимых документов, которые закрепили бы завершение военных действий, создали бы гарантии мира и неприменения силы по отношению к ней, условия для перехода от состояния войны к миру и оперативной выработки стратегий развития. И решать эти стратегические задачи Абхазии предстояло в состоянии полной политической и экономической блокады со стороны Содружества Независимых Государств и России. Лишь 9 сентября 1999 г. Председатель Правительства России В. В. Путин подписал постановление о восстановлении пропускного режима на границе с Абхазией, и это стало первым шагом по прорыву экономической блокады Абхазии.

3 октября 1999 г. состоялись первые выборы Президента Республики Абхазия, на которых абсолютным большинством был избран В. Г. Ардзинба, и голосование об отношении к действующей Конституции. Президента поддержало 99 % проголосовавших, а доверие Конституции выразили 97 %. Основываясь на референдуме 12 октября 1999 г. Парламент — Народное Собрание Абхазии принимял Акт о государственной независимости.

Многолетнюю враждебную политику Грузии по отношению к Абхазии характеризует еще один факт. 16 июля 2003 г. Парламент Грузии обращается к

Совету Безопасности ООН с требованием применить по отношению к Абхазии § 7 Устава ООН — «Принуждение к миру». Что подразумевает официальную возможность начать еще одну кровопролитную войну, применение силы и задействование международного миротворческого контингента.

С. Н. Бабурин в рамках ранних попыток нахождения возможностей урегулирования грузино-абхазского конфликта предлагал оригинальный вариант, «который позволил бы вывести проблему из ситуации тупика — установление на территории Абхазии режима кондоминиума, при котором принципиальные вопросы существования этого государства подлежали бы разрешению неким специальным органом, состоящим из представителей России, Грузии и собственно Абхазии, в то время как вопросы непосредственного управления были бы отнесены к ведению местных властей» .

Вышеперечисленные особенности грузино-абхазского конфликта

продемонстрировали, что возможности для существования в рамках единого государства и другие меры совместного управления не могли иметь место. Абхазский народ восстановил в полном объеме свою суверенную государственность и на протяжении четверти века существует независимо.

Попытки найти решение грузино-абхазского вопроса затянулись более чем на 10 лет. Мировое сообщество отказывалось признавать Абхазию, да и Россия не спешила с признанием. Однако события, которые произошли в 2008 г. в Южной Осетии, поставили вопрос абхазского народа ребром.

Так, в ночь с 8 на 9 августа, в очередной раз без предупреждения, Грузия нанесла массированный артиллерийский удар комплексами залпового огня «Град» и «Ураган» по юго-осетинскому городу Цхинвал. Атаке подверглись также и миротворческие силы России, дислоцированные в зоне конфликта. Этот чудовищный акт агрессии произошел в нарушение договоренностей Президентов России и Грузии о Принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта от 24 июня 1994 г. и вопреки мировой традиции «олимпийского перемирия»,

Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы.

имеется ввиду, что 8 августа 2008 года открылись Игры летней Олимпиады в Пекине.

Операция, аналогичная цхинвальскому нападению, готовилась и в отношении к Абхазии, однако волевые оперативные действия российского руководства, основанные на главе 7 Устава ООН, принудили агрессора к миру, в том числе позволили избежать войны в Абхазии. После этих событий стало очевидным, что ни югоосетинский, ни абхазский народ уже никогда не смогут жить в составе Грузии.

20 августа 2008 г. Президент Южной Осетии и 21 августа 2008 г. Президент Республики Абхазия обратились к Президенту России Д. А. Медведеву, Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ от имени высших органов законодательной власти и от лица осетинского и абхазского народов с просьбой о признании Республики Абхазия и Республики Южная Осетия и об установлении договорных отношений с двухсторонним подписанием договоров о дружбе, сотрудничестве,

стратегическом партнерстве и взаимной помощи.

26 августа 2008 г. Президент России Д. А. Медведев подписал указы о признании независимости Абхазии и независимости Южной Осетии. Были установлены дипломатические отношения, подписаны необходимые договоры. Это стало очередным рубежом в борьбе абхазского народа за свою независимость, за возрождение своей исторически сложившейся

государственности и началом современной истории Абхазии в качестве нового субъекта международного права.

Между Российской Федерацией и Республикой Абхазия 17 сентября 2008 г., с последующими изменениями 25 сентября 2008 г., был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и многие другие соглашения.

Особый интерес представляет подписанный 24 ноября 2014 г. в Сочи Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве. Подписанию Договора предшествовало широкое публичное обсуждение его основных положений. Это соглашение важно для данного исследования в том числе и потому, что многие аналитики пророчили фактическую возможность частичного ограничения государственного суверенитета Республики Абхазия, которое неминуемо последует за его подписанием и будет использоваться мировым сообществом как очередной аргумент к непризнанию независимости и суверенитета Абхазии.

Уже в первой статье этого Договора говорится о «принципах взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности». Были достаточно четко определены направления развития союзничества и стратегического партнерства:

проведение скоординированной внешней политики;

создание общего пространства обороны и безопасности;

формирование общего социального и экономического пространства;

содействие социально-экономическому развитию Республики Абхазия;

создание условий для полноценного участия Республики Абхазия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации;

сохранение общего культурного, духовного и гуманитарного пространства.

Статья 5 Договора устанавливает формирование общего пространства обороны и безопасности, что предполагает, в частности, создание Объединенной группировки войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия для отражения агрессии (вооруженного нападения) в соответствии со ст. 51 Устава ООН и формирование органов управления Объединенной группировкой войск (сил).

Подписанный 24 ноября 2014 г. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве представляется достойным соглашением двух независимых субъектов международного права, намеревающихся вести совместную согласованную работу по дальнейшему стратегическому сотрудничеству и существенных угроз суверенитету ни одной из договаривающихся сторон не несет.

Учитывая высокую степень важности Договора и его влияние на абхазское политическое устройство, а также в целях реализации основных направлений данного Договора представляется необходимым создание российско-абхазского научно-экспертного совета и определение форм прямого и регулярного взаимодействия по вопросам унификации национального законодательства в соответствии с Договором. В состав совета предлагается включить экспертов — ученых-теоретиков и специалистов-практиков высшей категории, поскольку гармонизация и унификация законодательства унитарного государства с федеративным может привести к непредсказуемым правовым коллизиям. Высокая степень квалификации членов данного органа позволит законодательной и исполнительной власти реализовать условия соглашения по унификации и гармонизации законодательства на более высоком уровне и будет способствовать исключению правовых несостыковок, за которыми может последовать длительная процедура внесения дополнительных изменений, что затянет процесс реализации данного Договора.

Современная Абхазия представляет собой фактически независимое и частично признанное суверенное государство, которое принимает участие в мировом межгосударственном общении и отвечает мировым общепринятым требованиям. С момента объявления Абхазии о своей независимости и государственном суверенитете были реализованы процессы становления и развития правовой демократической системы государственного устройства.

В заключение хочется привести слова выдающегося абхазского ученого Т. М. Шамбы: «Легко разрушить оккупацией государственные структуры, сложнее — экономические взаимосвязи и невозможно — духовную связь общества, его

187

культуру» .

Исследование реализации абхазским народом права на самоопределение позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, Абхазия вступила в состав СССР как независимое суверенное [31] государство на договорных началах, делегировавшее часть своего суверенитета согласно предметам ведения Союзу ССР. Суверенитет государства может быть как абсолютным, так и ограниченным. Абсолютный суверенитет имеют государства, обладающие верховной властью (в нашем случае это Советский Союз), ограниченный — вошедшие в него на договорной основе его составные части. Иными словами, суверенитет Абхазии, приобретший на короткий период Гражданской войны абсолютный характер, стал ограниченным с момента юридической ассоциации с Грузинской ССР в большом Советском Союзе. Абхазия остается ограниченно суверенным и территориально целостным государственным образованием, являясь при этом де-юре субъектом международного права.

Во-вторых, приведенные в диссертационном исследовании факты ущемления прав народа Абхазии в период ее нахождения в качестве автономии в составе Грузинской ССР, обусловили формирование напряженности на национальной почве, на что центральная власть Советского Союза упорно закрывала глаза. Это неминуемо привело к эскалации межнационального напряжения, в результате которого абхазский народ единогласно выступил за полное отделение Абхазии от Грузинской ССР.

В-третьих, политика партийного руководства Грузии под прикрывательством Л. П. Берии и И. В. Сталина начала приобретать характер планомерного и систематического уничтожения абхазской нации. Последовавшая в 1992 г. вооруженная агрессия войск Госсовета Грузии по отношению к абхазскому народу и трагические эпизоды этой кровопролитной войны выявили факты геноцида абхазского народа. Причем в исследовании был определен особый характер этого преступления — не одномоментный, а длящийся, спланированный геноцид абхазского народа, который должен был затеряться на страницах истории.

В-третьих, абхазский народ неоднократно высказывал свое мнение на референдумах путем прямого волеизъявления, а также через своих представителей о том, что не видит своего политического будущего в составе Грузии ни в каких формах.

Вышеуказанное ярко свидетельствует о том, что абхазский народ по всем параметрам смог добиться права на самоопределение и достойно его реализовать. Его же полноценная реализация оказалась возможна исключительно в форме исторически завоеванного государства.

 

[1] Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1261 «О признании Республики Южная Осетия» // Российская газета. 29 авг. 2008.

[2] Указ Президента РФ от 26.08.2008 № 1260 «О признании Республики Абхазия» // Российская газета. 29 авг. 2008.

[3] Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы.

[4] Права народов на самоопределение: идея и воплощение : сборник документов. М., 1997. С. 215.

[5] Советское государственное право : учебник / М. Г. Кириченко, Е. И. Козлова, В. С. Основин ; отв. ред.: Е. И. Козлова. М. : Юрид. лит., 1983. С. 260.

[6] См.: ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2130. Л.1 ; Советская Абхазия. 1989. 24 марта. № 58. С. 2.

[7] ГучуаЕ. Б. Становление и развитие государства и права Абхазии : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. М., 2011. РГБ ОД, 61 11-12/1392.

[8] URL: http://apsnyteka.org/98-contitution_ssra.html.

[9] Михалева Н. А. Творческое наследие академика О. Е. Кутафина — национальное достояние России // Lex Russica. 2012. № 3. С. 433-448.

[10] Голос Трудовой Абхазии. 1921. 28 дек.

[11] Резолюция пленума Кавбюро ЦК РКП(б) // Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик : сборник документов. М., 1964. Т. 6. С. 686.

[12] См.: МарыхубаИ. Р., ЭшбаЕ. Очерки политической истории Абхазии. Акуа (Сухум), 2000. С. 33-72.

[13] Конституция Социалистической Советской Республики Грузии. Тифлис, 1922. С. 3.

[14] Квициния Н. В. Право Абхазии на самоопределение и восстановление государственности.

[15] Ленин В. И. Финляндия и Россия // Полное собрание сочинений. Т. 32. С. 5.

[16] Маршания Д. З. Права и свободы человека и гражданина в Республике Абхазия.

[17] См.: Данилов С. Трагедия абхазского народа // Вестник института по изучению истории и культуры СССР. № 1. Мюнхен, 1951 ; Материалы по истории Абхазии. Вып. 1.

Сухум, 1990. С. 13.

[18] См. Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. М., 2007

[19] Квициния Н. В. Право Абхазии на самоопределение и восстановление государственности.

[20] Цит. по: Лежава С. П. Изменение классово-национальной структуры населения Абхазии (конец XIX в. - 70-е гг. XX в.). Сухум, 1989. С. 24.

[21] Цит. по: Тернов И. В. Размышление о геноциде // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 8. М., 1996. С. 74.

[22] Левин И. Д. Суверенитет. СПб. : Юридический центр-Пресс, 2003. С. 345.

[23] См. Гумба Г. Д. Форма и сущность национального движения абхазского народа. Сухум, 2002. С. 10.

[24] Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 329.

Кутафин О. Е. Российская автономия...

[26] Квициния Н. В. Право Абхазии на самоопределение // Юристъ-Правоведъ. 2006. № 4. С. 28-34.

[27] Бжинава И. В. Становление государственности Абхазии в контексте развития научной теории и практики реализации права народов на самоопределение.

[28] Апсны. № 35. 11.07.2001. С. 34.

[29] Советская Абхазия. 1990. 28 авг. № 164.

[30]

[31] Шамба Т. М., Непрошин А. Ю. Абхазия : Правовые основы государственности и суверенитета.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (30.06.2017)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%