Вторник, 26.11.2024, 04:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Конституция Республики Абхазия — основополагающий правовой документ самоопределившегося абхазского народа

Принятие Конституции является для любого государства одним из основополагающих правовых событий. В Конституции отражаются основы государственного и общественного строя страны, определяется правовой статус личности, заявляются стратегические основополагающие цели государственно организованного общества. В условиях национально-освободительного движения конституционный акт юридически оформляет нацию, становясь венцом борьбы и в то же время программой развития народа на долгосрочную перспективу.

Конституция Республики Абхазия была принята 26 ноября 1994 г. на сессии Верховного Совета Республики Абхазия XII созыва, изменена и одобрена всенародным голосованием (референдумом) 3 октября 1999 г.

Конституция Республики Абхазия состоит из преамбулы и 7 глав:

Основы конституционного строя.;

Права и свободы человека и гражданина.

Законодательная власть.

Исполнительная власть.

Судебная власть.

Местное самоуправление.

Конституционные поправки и порядок пересмотра Конституции.

Согласно принятому 26 ноября 1994 г. Конституционному закону Республики Абхазия № 188 «О порядке введения в действие Конституции Республики Абхазия» Конституция вступила в силу со дня ее принятия, исключением оказалась лишь ст. 44, которая вступала в силу после избрания Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия. Особый интерес для государствоведа является как конкретное содержание конституционно-правовых предписаний, так и их непосредственная повседневная реализация.

октября 1999 г. в Абхазии прошли первые всенародные выборы Президента. Эта дата была ознаменована также тем, что в этот день было проведено и всенародное голосование (референдум) об отношении граждан Республики Абхазия к Конституции, к ее основополагающей ст. 1, которая устанавливала, что «Республика Абхазия (Апсны) — суверенное,

демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение».

На данном референдуме, который стал историческим событием для народа Абхазии в его борьбе за свою политическую судьбу, конечно, была высокая избирательная явка. В голосовании приняли участие 87,6 % избирателей от общего числа граждан, внесенных в избирательные списки, из проголосовавших 97,7 % выразили свое одобрение действующей абхазской Конституции.

В этот исторический для абхазского государства день Конституция Республики Абхазия 1994 г. подтвердила свой статус Основного Закона, заложившего фундамент современной абхазской государственности, проявила себя жизнеспособной и действующей в самые сложные периоды военного и послевоенного времени, стала достойным базисом для работы над

формированием нового национального законодательства и, самое главное, получила одобрение народа Абхазии — носителя суверенитета и единственного источника власти, как гласит ст. 2 Конституции Республики Абхазия. Описанный выше порядок принятия Конституции и последующее проявление столь высокого [1] доверия со стороны населения придает Конституции 1994 г. особый юридический характер. Эту черту в юридической литературе принято отождествлять с принципом народности, что является еще одной особенностью Конституции Республики Абхазия.

Анализируя характерные черты Конституции Республики Абхазия, пожалуй, сложно не отметить тот факт, что почти каждая из конституционных норм имеет высокую степень абстрактности и обобщенности. «Краткими и туманными» новые конституции называл еще Наполеон. В условиях формирующейся национальной законодательной базы и чрезвычайно быстрых социально-политических перемен подобная «туманность» конституционноправовых норм является в первую очередь гарантом стабильности Конституции, а во-вторую — положительным потенциалом для формирования и дальнейшего совершенствования национального законодательства, ведь для реализации этих норм требуется принятие целого ряда законов и подзаконных актов, сравнительная простота принятия и изменения которых позволяет мобильно реагировать на динамичное развитие и изменение политико-правовых реалий современности.

Еще одной характерной чертой Конституции Республики Абхазия является ее реализм, который заключается в том, что в ней четко определены основные положения, мотивы, цели и задачи. Текст Конституции соответствует провозглашенным в ней принципам народовластия, традициям, человеческим ценностям, особому менталитету абхазского народа, а также тенденциям глобализации, оказавшим огромное влияние как на развитие отдельных народов, так и мировое сообщество в целом. Простота текста Конституции делает ее доступной каждому, кто к ней обращается, что придает ей характер реального документа, основывающегося на многовековых представлениях народа. Данное положение иллюстрируется, в частности, использованием исторически сложившихся географических названий земель: Садз, Бзып, Гума, Дал-Цабал, Абжуа, Самырзакан (ст. 4); определением земли как основы жизни ее народа (ст. 5); государственной символикой как отражением истории (ст. 10); понятиями
семейной тайны (ст. 14), человеческого достоинства (ст. 15) и дома (ст. 20).

Основной причиной принятия новой Конституции Республики Абхазия послужили не только военные события 1992-1993 гг., сложная

внутриполитическая ситуация в стране, внешнеэкономическая блокада и многие другие послевоенные факторы, негативно влиявшие на развитие

государственности, но и сущностное изменение самого государственного устройства Абхазии, перспектив дальнейшего развития Республики. В этой связи мы полагаем необходимым обратить внимание на лаконичную и вместе с тем достаточно содержательную Преамбулу Конституции Республики Абхазия. И. Н. Барциц писал, что «преамбула (от фр. preambule — предисловие) — это вводная часть правового акта, декларации или международного договора, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели его издания, а также содержатся “нормы-цели” и “нормы-принципы”, которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут

189

учитываться правоприменителем при толковании других норм акта» .

Преамбула Конституции Республики Абхазия гласит: «Мы, народ Абхазии, осуществляя свое право на самоопределение, стремясь содействовать всеобщему благоденствию, внутреннему спокойствию, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, торжественно провозглашаем и устанавливаем Конституцию Республики Абхазия». Анализ Преамбулы четко демонстрирует наличие в ней характерных для конституционных актов норм-целей: «... стремясь содействовать всеобщему благоденствию.» и норм-принципов: «осуществляя свое право на самоопределение...»

В Конституции Абхазии не отражен порядок ее принятия. Фактически, если проанализировать главу 7 Конституции, можно сделать вывод, что она больше похожа на обычный закон. Примечательно, что глава 7 Конституции Республики Абхазия, которая называется «Конституционные поправки и порядок пересмотра Конституции», содержит всего 2 статьи. Для сравнения: глава 9

«Конституционные поправки и пересмотр Конституции» Конституции [2]

Российской Федерации содержит 4 статьи.

Статья 83 Конституции Республики Абхазия устанавливает: «Предложения о поправках и пересмотре Конституции Республики Абхазия могут вноситься Президентом Республики Абхазия, Парламентом Республики Абхазия, Верховным Судом Республики Абхазия, Генеральным прокурором Республики Абхазия». Статья 84 определила следующее: «Поправки к Конституции

принимаются Парламентом Республики Абхазия двумя третями голосов от общего числа депутатов Парламента».

Как можно заметить, Конституция Республики Абхазия не закрепила в себе особого порядка внесения изменений в важнейшие конституционные главы и не определила особого порядка принятия самой Конституции.

Представляется необходимым дополнить статью 84 Конституции Республики Абхазия нормами, устанавливающими, что главы 1 и 2 Конституции — «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» — могут быть изменены в результате референдума. Данное дополнение придаст больше стабильности основополагающим фундаментальным демократическим принципам государства.

Для сравнения приведем аналогичные положения российской Конституции. Статья 134 устанавливает: «Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы». А часть 1 ст. 135 Конституции России несет в себе определенные ограничения: «Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием». Однако, «если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание» — гласит ч. 2 ст. 135. «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей» — определяется в ч. 3 ст. 135 Конституции РФ.

Становится очевидным, что российский механизм изменения Конституции проработан значительно более тщательно, чем его абхазский аналог, что становится серьезной предпосылкой для его дальнейшей доработки в указанном аспекте.

Исходя из того что жизнедеятельность России и Абхазии в самых различных сферах переплетена исключительно сильно, мы полагаем целесообразным провести сравнительный анализ их конституционных актов. Это важно сделать потому, что российская конституционно-правовая традиция повлияла на конституционное развитие Абхазии значительным образом. Иными словами, доктринальные наработки российских конституционалистов стали для маленькой Абхазии своеобразным юридическим строительным материалом.

Переходя непосредственно к сравнительному анализу Конституции Российской Федерации и Республики Абхазия, следует начать прежде всего со структуры этих актов. Структура и содержание Основных Законов Абхазии и России соответствуют классическому образцу конституций, принятых в развитых демократических странах, которые ориентируются на координацию деятельности всех ветвей власти в государстве и в то же время определяют реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических отношений.

Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы, раздела первого (собственно текста Конституции) — 9 глав, включающих 137 статей, и раздела второго — заключительных и переходных положений. Конституция Республики Абхазия имеет хотя и схожую, но фактически иную структуру. Она состоит из преамбулы и 7 глав, включающих в себя 84 статьи. Главное структурное отличие в том, что заключительные и переходные положения не включены в Основной Закон государства, по ним принят отдельный Конституционный закон Республики Абхазия «О порядке введения в действие Конституции Республики Абхазия».

Конституция, являясь основным нормативным актом государства, занимает особое место в правовой системе страны. Основным отличием Конституции от других нормативных актов является особый субъект, ее принимающий.

Преамбула Конституции Российской Федерации субъектом, от имени которой она принимается, называет народ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации». Такой же субъект в преамбуле Конституции Республики Абхазия: «Мы, народ Абхазии. торжественно провозглашаем и устанавливаем Конституцию Республики Абхазия».

Примечательно, что подобного рода формулировки не встречались в конституциях Советского Союза, за исключением Конституции 1978 г., в которой говорилось: «Народ Российской советской социалистической Республики. принимает и провозглашает настоящую Конституцию»[3]. Тут стоит оговориться, что в последующей редакции преамбулы эта формулировка была изъята.

Конституция Республики Абхазия, как и Конституция Российской Федерации, провозглашает свое верховенство и высшую юридическую силу. Это закреплено в ст. 9 Конституции Республики Абхазия: «Настоящая Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Абхазия, должны соответствовать Конституции» — и в ч. 1 ст. 15

Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Часть 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации устанавливает: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». В присяге он обязуется защищать Конституцию Российской Федерации, что дополнительно подтверждает особую необходимость охраны Основного Закона государства. Статья 53 Конституции Республики Абхазия имеет схожую норму: «Президент Республики Абхазия: а) обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, Конституции и законов Республики Абхазия, ее международных обязательств».

Говоря об охране Конституции, стоит отметить важную роль конституционного суда, который рассматривает дела о соответствии законов и иных нормативных правовых актов Конституции. В Республике Абхазия конституционный суд находится только на стадии формирования, его функции возложены на Верховный Суд.

Как уже было справедливо замечено, конституции Республики Абхазия и Российской Федерации различаются особым порядком их принятия и пересмотра, а также внесения в них поправок. В России этот порядок устанавливает Конституция в главе 9 ст. 134-137, а также Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Однако Конституция Республики Абхазия никак не закрепляет гарантию невозможности изменения основ конституционного строя.

Проанализировав основные черты Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Абхазия, можно прийти к выводу, что по своей сути каждая из них представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты
государственной власти, механизмы ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина[4]. Таким образом, права российского и абхазского народов на самоопределение, несмотря на огромное различие между государствами, оказались сходным образом закреплены, что говорит о наличии универсальных конституционно-правовых механизмов, подлежащих на сегодняшний день применению.

Отдельный интерес в рамках нашего исследования вызывает конституционно-правовая организация публичной власти в Абхазии, ибо только посредством данного инструмента могут быть последовательно реализованы и суверенитет государства, и суверенитет народа, и комплексный набор прав самоопределившейся нации.

Публичная власть, безусловно, представляет собой один из самых важных признаков государства. Она способна управлять государством и делать свои волевые решения общеобязательными на всей ее территории и для всего населения страны. Такого мнения придерживаются видные теоретики отечественной правовой науки С. С. Алексеев, В. В. Лазарев, Н. И. Матузов, А. В. Венгеров, М. Н. Марченко и др.

Сегодня Республика Абхазия имеет свою строго очерченную территорию в пределах своих исторических границ, обозначенных в ст. 4 Конституции, в рамках которых функционируют государственно-властные инстанции.

Государство с помощью эффективно функционирующих органов государственной власти обеспечивает на всей территории страны правовой конституционный порядок. Законодательство Республики Абхазия на данном этапе находится на стадии стремительного формирования и развития.

Статья 7 Конституции Республики Абхазия провозглашает разделение властей: «Государственная власть в Республике Абхазия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны».

В Республике Абхазия статьей 1 Конституции провозглашается демократический политико-правовой режим. Одним из основных признаков демократического государства является народовластие. По сути,

народовластие — власть народа, при дословном переводе с древнегреческого бп^окрапа — и есть демократия. Согласно ст. 2 Конституции народ — граждане Республики Абхазия — является носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Абхазия. Один из видов осуществления народовластия — формирование и организация деятельности представительных органов государства.

Высшим представительным органом Республики Абхазия является Народное Собрание — Парламент. Слово «парламент» происходит от латинского parlare — «разговаривать» и обозначает наименование высшего

представительного и законодательного органа страны. Законодательной власти посвящена глава 3 Конституции Абхазии. Законодательную власть в Республике Абхазия осуществляет Парламент — Народное Собрание Республики Абхазия.

Народное Собрание Республики Абхазия осуществляет свою деятельность на основании Конституции Республики Абхазия, Регламента Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия (с изменениями от 10 ноября 2008 г.; 24 сентября 2009 г., 11 мая 2010 г., 25 июля 2012 г.[5]), Конституционного закона РА от 31 марта 2004 г. № 877-с-Х1У «О выборах депутатов Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия» (с изм. от 30 января 2007 г. № 1577-с-Х1У), Закона РА от 9 августа 2006 г. № 1444-с-Х1У «О статусе депутата Народного Собрания — Парламента Республики Абхазия» и других законов.

Парламент — Народное Собрание Республики Абхазия является самостоятельным органом государственной власти, которому согласно ст. 36 Конституции делегированы «все законодательные полномочия, установленные настоящей Конституцией». Парламент — Народное Собрание РА является выборным органом. Численность абхазского Парламента составляет 35 депутатов, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, посредством тайного голосования, сроком на 5 лет.

Порядок выбора депутатов Парламента устанавливается Конституционным законом Республики Абхазия «О выборах депутатов Народного Собрания — Парламента РА». Согласно Конституции и нормам упомянутого Закона, депутатом Парламента Республики Абхазия может стать каждый гражданин Республики Абхазия, достигший 25 лет и обладающий избирательным правом.

К основным характерным чертам Парламента Абхазии можно отнести следующие:

действует в пределах компетенции, установленной Конституцией;

имеет право принятия законов;

не подотчетен исполнительной власти;

определяет свои расходы.

Согласно статье 2 Регламента Народного Собрания — Парламента РА, деятельность Парламента основывается на следующих принципах:

политического многообразия;

свободного обсуждения и коллективного решения вопросов;

гласности;

ответственности и подотчетности Парламенту создаваемых им органов, избираемых или назначаемых должностных лиц.

Полномочия Парламента Республика Абхазия весьма обширны. Они закреплены в ст. 47 Конституции Республики Абхазия в 17 пунктах, перечень которых не является закрытым, а ссылается на возможность осуществления иных полномочий, возложенных на Парламент Конституцией и законами Республики Абхазия.

Так, Парламент Республики Абхазия наделен полномочиями и принимает уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражное и иное законодательство, законы по вопросам судоустройства и прокуратуры.

В финансово-экономическом аспекте Парламент Республики Абхазия

«рассматривает и утверждает государственный бюджет, а также осуществляет контроль за его исполнением». Так, Парламент наделяется правом утверждения проекта государственного бюджета на очередной финансовый год, представляемого Кабинетом Министров не позднее 1 октября текущего года, что закреплено в ст. 19 Закона РА от 5 октября 1995 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия» .

Президент Республики Абхазия согласно ст. 53 Конституции определяет основные направления внешней политики государства, а в компетенцию Парламента входит ратификация и денонсация международных договоров и осуществление международного сотрудничества.

В соответствии с ч. 10 ст. 47 Парламент Республики Абхазия назначает и освобождает от должности Генерального прокурора и Председателя Национального банка, Председателя Верховного Суда (ст. 2 Закона Республики Абхазия «О Верховном Суде»), Председателя Арбитражного суда (ст. 7 Закона Республики Абхазия от 3 июня 1997 г. «Об Арбитражном суде»[6] [7]). Решению этих вопросов посвящена глава 16 Регламента Народного Собрания. Президент Республики Абхазия наделен правом представления данных кандидатур и внесения представления об освобождении их от должности. Таким образом, абхазский Парламент имеет значительное влияние на кадровый состав высших должностных лиц Республики. Соответствующие полномочия, разбросанные в России по двум палатам парламента, в Абхазии собраны в руках одной.

Парламент — Народное Собрание Абхазии наделено полномочиями по объявлению вотума недоверия Премьер-министру и отдельным членам Кабинета Министров (п. 11 ст. 47), но не всему Правительству в целом. Государственная Дума Российской Федерации имеет обратные полномочия. Она может лишь выразить недоверие Правительству РФ в целом.

Абхазский механизм, впрочем, показывает серьезную прагматичность и развитость правовой системы, которая в данном аспекте способна оказаться

демократичнее российского аналога. Конституционная ответственность министра, конституционно утвержденная в небольшой по размерам стране, может стать серьезным механизмом, обеспечивающим должную работу органов

исполнительной власти и верно выстроенной связи между ею и народом, представленным всего 35 депутатами.

Парламент — Народное Собрание Республики Абхазия наделен также полномочиями по решению вопросов об амнистии.

К ведению Парламента — Народного Собрания Республики Абхазии в соответствии с компетенцией, установленной Регламентом Парламента, относится вынесение постановления по следующим вопросам:

об административно-территориальных изменениях;

об объявлении вотума недоверия отдельным членам Кабинета Министров;

о проведении референдума;

о назначении на должность Генерального прокурора, Председателя Национального банка, Председателя, его заместителей и судей Верховного Суда, Председателя, его заместителей и судей Арбитражного суда, председателей и судей районных (городских) судов и Военного суда;

о внесении предложений о поправках к положениям Конституции Республики Абхазия;

по другим вопросам своей компетенции, определенной в ст. 47 Конституции Республики Абхазия.

Отметим, что на сегодняшний день обсуждается проект конституционной реформы по перераспределению полномочий между Президентом и Парламентом с целью усиления роли представительного органа государства. В условиях абхазских политических реалий наделение коллективного органа слишком большим объемом полномочий представляется весьма опасным из-за вероятности деперсонификации ответственности.

Особенностью Конституции Республики Абхазия является то, что она наделяет правом законодательной инициативы Генерального прокурора. Согласно ст. 46 Конституции «право законодательной инициативы в Парламенте Республики Абхазия принадлежит его депутатам, Президенту Республики Абхазия, Верховному Суду Республики Абхазия, Генеральному прокурору Республики Абхазия». У Генерального прокурора Российской Федерации такого права нет в силу того, что п. 1 ст. 104 Конституции РФ не закрепляет за ним такого права.

Весьма примечательно, что, помимо Парламента как главного законодательного органа страны, правом прямого принятия законов наделяются граждане Абхазии. Это право нашло свое закрепление в Законе Республики Абхазия от 9 марта 1996 г. «О всенародном голосовании (референдуме)»[8].

Согласно ст. 48 Конституции Республики Абхазия «Исполнительная власть в Республике Абхазия предоставляется Президенту Республики Абхазия. Президент Республики Абхазия является главой государства».

Глава государства традиционно является своего рода символом государства, его официальным и самым ярким политическим представителем, гарантом конституционного порядка устойчивости и функциональной стабильности механизмов власти.

Должность Президента в Абхазии выборная и процесс избрания осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с Конституционным законом от 7 июня 2004 г. «О выборах Президента Республики Абхазия»[9] . Часть 2 ст. 49 Конституции устанавливает, что Президентом Республики Абхазия избирается лицо абхазской национальности, гражданин Республики Абхазия, не моложе 35 лет и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

Конституция Российской Федерации в п. 2 ст. 81 установила: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».

Необходимо заметить, что основной закон Абхазии устанавливает право избираться на пост Президента исключительно для лиц абхазской национальности, что противоречит принципу равенства граждан в пассивном избирательном праве в этом институте, однако обусловливается необходимостью сохранения государствообразующей абхазской нации, которая за тысячелетнюю историю неоднократно подвергалась попыткам уничтожения.

Конституционный закон Республики Абхазия «О выборах Президента Республики Абхазия» устанавливает дополнительные требования к кандидату на этот пост. Так, лицо, выдвинувшее свою кандидатуру, обязано владеть абхазским языком и проживать на территории страны не менее 5 лет (так называемый ценз оседлости). Конституция России устанавливает ценз оседлости в 10 лет постоянного проживания кандидата на территории страны.

Часть 3 ст. 49 Конституции Республики Абхазия устанавливает пятилетний срок президентства. Кроме того, одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд. Конституция Российской Федерации устанавливает 6летний срок президентских полномочий и ограничивает президентство двумя непрерывными сроками подряд.

Существенной отличительной особенностью процесса избрания главы государства в Республике Абхазия является то, что одновременно с Президентом Республики Абхазия избирается Вице-президент. Его кандидатуру еще в предвыборной программе предлагает кандидат в Президенты Республики Абхазия. Данная новелла отличается от российского конституционного порядка, где вице-президента нет. Институт вице-президентства уже сыграл в истории Республики Абхазия огромную позитивную роль: тяжелейший политический кризис 2004 г. разрешился благодаря тому, что два главных политических оппонента в борьбе за президентский пост — Сергей Багапш и Рауль Хаджимба — в конечном итоге объединили свои усилия и пошли в одной команде. С. В. Багапш, фактически выигравший выборы по данным ЦИК, занял пост Президента Республики, а Р. Д. Хаджимба стал вице-президентом.

Статья 53 Конституции Республики Абхазия определяет достаточно сбалансированный объем полномочий Президента на основе разделения ветвей власти. Все президентские полномочия, указанные в этой статье, можно условно разделить на несколько категорий:

полномочия Президента по отношению к населению Республики Абхазия, гражданам, избирателям;

полномочия, направленные на эффективное функционирование абхазского государства в целом, обеспечение безопасности страны, устойчивой жизнедеятельности и развития;

полномочия Президента, направленные на сбалансированное взаимодействие всех ветвей государственной власти;

нормотворческие полномочия Президента;

внешнеполитические полномочия Президента и др.

Деятельность Президента Республики Абхазия осуществляется через издаваемые им правовые акты, к которым действующее законодательство относит указы и распоряжения. Указы Президента могут быть двух видов: 1) подзаконный нормативный правовой акт, адресуемый непосредственному кругу лиц и обязательный к исполнению физическими, юридическими лицами, а также органами государства; 2) указ Президента как правоприменительный акт, не имеющий нормативной нагрузки, например о назначении на должность, о наградах и др. Подразделение указов Президента Республики Абхазии на нормативные и правоприменительные имеет значительную специфику, и отличается от российского нормативного порядка, в котором президентский указ имеет строго нормативную природу. Распоряжения являются актами

индивидуального организационного характера. Президентские указы и распоряжения обладают обязательным характером на всей территории страны.

В систему органов исполнительной власти Республики Абхазия входят профильные министерства, государственные комитеты, управления, службы, инспекции и агентства.

Часть 2 ст. 56 Конституции Республики Абхазия регулирует формирование Кабинета Министров Президентом Республики Абхазия и его подотчетность главе


 

государства. Деятельность Кабинета Министров осуществляется на основании Конституционного закона Республики Абхазия от 13 августа 1996 г. «О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия» .

Кабинет Министров (Правительство) Республики Абхазия есть высший коллегиальный орган государственного управления Республики Абхазия, возглавляющий систему органов государственного управления и обеспечивающий их согласованную деятельность.

Глава 4 Конституционного закона «О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия» устанавливает компетенцию, организацию и порядок деятельности органа. Основные компетентностные направления деятельности Кабинета Министров Республики Абхазия можно условно определить следующим образом:

практическая реализация определенной Президентом внешней и внутренней политики государства;

формирование, контроль и обеспечение деятельности единой системы управления исполнительной вертикалью государственной власти;

обеспечение и реализация социально-экономической политики государства;

регулирование социально-экономической сферы;

обеспечение условий защиты фундаментальных конституционных прав человека и гражданина в стране;

осуществление права законодательной инициативы и др.

Согласно главе 6 Конституции, в Республике Абхазия осуществляется местное самоуправление в административно-территориальных единицах в районах, городах и других населенных пунктах. Нормативно-правовую основу местного самоуправления в Республике Абхазия составляют также Закон Республики Абхазия от 23 октября 1997 г. «Об управлении в административнотерриториальных единицах Республики Абхазия» и Закон Республики Абхазия от

198

29 декабря 2006 г. «О выборах в органы местного самоуправления» .

Понятие управления в административно-территориальных единицах установлено Законом Республики Абхазия «Об управлении в административнотерриториальных единицах Республики Абхазия» (ст. 2): «Местное

самоуправление в Республике Абхазия — система организации деятельности граждан для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения» .

Система местного самоуправления в унитарном абхазском государстве, конечно, существенно отличается от российской федеративной. Так, согласно ст. 4 вышеупомянутого Закона, местное самоуправления в Республике Абхазия осуществляется в следующих территориальных единицах: «город — город Сухум; города — районные центры — Гагра, Гудаута, Очамчыра, Ткуарчал, Гал; город в районе — Новый Афон; районы — Гагрский, Гудаутский, Сухумский, Гулрыпшский, Очамчырский, Ткуарчалский, Гальский».

Проблема в реализации данной группы норм состоит в том, что государственная администрация на местах и система местного самоуправления очень часто институционально не разделены. Местные органы одновременно относятся к государству, что на практике создает множество юридических коллизий. Это отчасти вызвано как отсутствием самоуправленческих традиций у населения в сегодняшнем юридическом смысле этого слова, так и недостроенностью всей абхазской правовой конструкции в целом. Интересно, что со многими из подобных проблем сталкиваются и Приднестровье, и Южная Осетия, что говорит об определенной схожести развития частично признанных государств на постсоветском пространстве.

Продолжая анализ Основного Закона Абхазии, отражающего сущность и степень развития абхазского государства на современном этапе, необходимо сказать о том, что ст. 1 Конституции провозглашает Абхазию правовым

государством. Правовым принято считать такое государство, деятельность которого направлена на неукоснительное подчинение писаным нормам права, а также на гарантированное осуществление основополагающих правовых принципов, касающихся прав и свобод человека и гражданина.

Приверженность абхазского государства защите достоинства, прав и свобод человека и гражданина нашла закрепление в Конституции Республики Абхазия, главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Эта глава устанавливает как классический перечень основных прав, признанных во всем цивилизованном мире, так и обязанность государства уважать их, неукоснительно соблюдать и гарантированно охранять. Статьи 11 и 12 признают данные права государственной ценностью, гарантируют возможность их использования, эти права называются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, принадлежащими каждому человеку от рождения.

Прямая правовая защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина возможны благодаря устойчивой и независимой в осуществлении своей деятельности системы судов.

Деятельность судебной власти в Республике Абхазия и стоящие перед ней задачи закреплены в Конституционном законе Республики Абхазия от 13 августа 1996 г. № 291-с «О судоустройстве»199. Согласно ему судебная система направлена на укрепление законности и правопорядка, становление и развитие правового государства, создание в стране социальной справедливости, воспитание у граждан и должностных лиц чувства уважения к законам Республики Абхазия, к правам и свободам человека и гражданина, чести и достоинству граждан.

Правосудие в Республики Абхазия осуществляется путем:

рассмотрения в заседаниях дел о конституционности нормативных актов и правоприменительной практики;

рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел;

рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел;

рассмотрения дел об административных правонарушениях;

рассмотрения имущественных и неимущественных споров между

предприятиями, организациями и учреждениями.

Судебная система Республики Абхазия состоит из следующих судов:

Верховный Суд Республики Абхазия, являясь высшим судебным органом Абхазии, действует на основании Конституционного закона Республики Абхазия «О Верховном суде». Основная задача Верховного Суда — осуществление правосудия и надзора за судебной деятельностью всех судов Республики Абхазия.

Арбитражный суд Республики Абхазия является экономическим судебным органом Абхазии и действует на основании Конституционного закона Республики Абхазия «Об Арбитражном суде». Задачей Арбитражного суда является разрешение экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений между предприятиями, организациями и учреждениями либо из правоотношений в сфере управления. Заметим, однако, интересную деталь — в России Высший Арбитражный Суд как самостоятельный государственновластный институт был упразднен, а в Абхазии его аналог продолжает функционировать.

Военный суд Республики Абхазия осуществляет судебную власть в Вооруженных Силах Республики Абхазия, рассматривает гражданские и административные дела о защите нарушенных, оспариваемых прав, свобод, охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Республики Абхазия, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, и действует на основании Закона от 1 июня 1998 г. «О Военном суде»200.

Местные суды районов и городов осуществляют правосудие путем:

рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел;

рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел;

рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Судебная власть осуществляется в строго определенных процессуальных формах. Эти формы выражают наиболее важные гарантии свободы человека и

 

имеют конституционное закрепление. Основы этих гарантий закреплены:

в ст. 22 Конституции РА — принцип презумпции невиновности.

в ст. 24 Конституции РА — запрет повторного осуждения;

в ст. 21 Конституции РА — право человека на судебную защиту.

Ряд основополагающих принципов судопроизводства, являющихся также гарантиями для граждан, закреплены в ст. 72 Конституции Республики Абхазия:

разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, установленных законом;

судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Универсальные и общепризнанные гарантии судопроизводства содержит Конституционный закон Республики Абхазия «О судопроизводстве» (ст. 5-11): право граждан на судебную защиту (ст. 5); равенство граждан и организаций перед законом и судом (ст. 6); обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 7); право предприятий, организаций, учреждений на судебную защиту (ст. 8); право граждан и организаций на юридическую помощь (ст. 9); право участвующего в деле лица на ознакомление со всеми материалами дела (ст.10); право на участие в судебных действиях с помощью переводчика, право выступать в суде на родном языке (ст. 11).

71 Конституции Республики Абхазия закрепляет неприкосновенность, независимость судей и подчинение их только Конституции и законам Республики Абхазия. Положение о недопустимости какого-либо вмешательства в деятельность суда закреплено также в ст. 13, 14, 17

Конституционного закона Республики Абхазия «О судоустройстве».

Для выражения своих интересов как носителей судебной власти судьи образуют органы судейского сообщества. К их числу относятся:

Собрание судей Республики Абхазия;

Квалификационная коллегия судей;

Совет судей.

Резюмируя вышеизложенный анализ Конституции и основ конституционного строя Республики Абхазия, было бы справедливо сказать о том, какие аспекты политико-правового фундамента абхазской государственности на сегодня нуждаются в первостепенной доработке. В этом контексте было бы актуально предложить ряд существенных изменений нормативно-правового характера, которые повлекут за собой и устранение фактических политиковластных коллизий. Можно сформулировать авторские предложения по внесению изменений в действующее законодательство Республики Абхазия:

представляется необходимым дополнить ст. 84 Конституции Республики Абхазия нормами, устанавливающими, что главы 1 и 2 Конституции — «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина» — могут быть изменены в результате проведения референдума. Данное дополнение придаст больше стабильности фундаментальным демократическим принципам государства;

Парламент обладает правом объявления вотума недоверия Премьер- министру, что закреплено в ч. 3 ст. 20 Регламента Парламента. Это положение необходимо внести в ч. 11 ст. 47 Конституции Республики Абхазия, а также в Закон «О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия». Также необходимо внесение дополнительных процессуальных элементов к процедуре выдвижения вотума недоверия Парламента отдельным членам Кабинета Министров и Премьер-министру с уточнением числа депутатов, которые могут вносить данное предложение;

необходимо внести дополнения в Конституцию Республики Абхазия и нормы Закона Республики Абхазия «О Верховном Суде», уточняющие срок составления Верховным Судом Республики Абхазия заключения о наличии признаков нарушения Конституции, законов Республики Абхазия или данной присяги в действиях Президента. Также необходимо дополнить Конституцию и вышеназванный закон нормами, предоставляющими Президенту право давать разъяснения по инкриминируемым ему действиям;

дополнить Конституцию Республики Абхазия нормами, определяющими статус Кабинета Министров и Премьер-министра в системе государственного управления Республики;

— статья 49 Конституции Республики Абхазия предоставляет пассивное избирательное право на пост Президента только лицу абхазской национальности, что противоречит принципу равенства всех граждан в Президентских выборах. Данную норму необходимо привести в соответствие с принципом равного участия граждан в выборах вне зависимости от их национальной принадлежности.

Анализируя конституционный строй Республики Абхазия, рассмотрим еще один аспект. Как уже говорилось в первой главе нашего исследования, крайне важными для функционирования любого государства являются

основополагающие принципы его государственной (территориальной)

целостности и государственной (территориальной) неприкосновенности. Данная тема особенно актуальна для Абхазии — молодого государства с формирующейся конституционно-правовой системой.

Несмотря на общую похожесть, политико-правовой контент

вышеуказанных принципов не идентичен. Под государственной целостностью понимается правовой режим, обеспечивающий цельность политикотерриториальной организации государства. Под государственной же

неприкосновенностью следует понимать систему правовых запретов на нарушение государственной целостности и осуществление в отношении государства актов агрессии. Основы государственного и общественного строя Абхазии, отраженные в ее конституционном законодательстве, позволяют уверенно говорить о том, что и государственная целостность, и государственная неприкосновенность ее территории оказываются в юридическом плане в надежной степени защищенными. Таким образом, реализовав собственное право на самоопределение и закрепив собственные базовые принципы функционирования общества и государства, Абхазия создала эффективный режим правовой охраны как собственной государственной целостности, так и государственной неприкосновенности.

«Сложившаяся демократическая система органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Абхазия, ее конституционное законодательство о правах человека свидетельствуют о способности реализации ее народом права на самоопределение и одновременно являются показателями

институционной самодостаточности Республики Абхазия, необходимой для

201

государственно-правового признания» .

Анализ конституционных основ абхазской государственности позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, абхазский конституционализм сформировался под

исключительно мощным влиянием российского конституционализма. Российская Конституция 1993 г. и Конституция Абхазии 1994 г. обладают сходной структурой, характерной для многих новейших конституций.

Обе конституции закрепили в себе основы конституционного строя, провозглашенные от имени народа. Характерная для всех современных конституций черта — закрепление основ государственного устройства в первых же статьях Основного Закона — демонстрирует особую важность и фундаментальность для всей системы государственного функционирования, верховенство и общеобязательность этих основ. Эта важность подчеркивается и особым субъектом, от имени которого принимается Конституция, — народом, а государство определяет правовое регулирование всей системы общественных отношений. Именно государство уполномочено обеспечивать реализацию конституционно закрепленных основ государственного строя, включая эффективную систему гарантии их реализации.

Во-вторых, абхазский конституционализм имеет весьма специфичные, свойственные в совокупности только ему черты и особенности. К ним относятся и выборы вице-президента одновременно с президентом страны, и наличие права законодательной инициативы у Генерального прокурора, и исключительная

201 Бжинава И. В. Становление государственности Абхазии в контексте развития научной теории и практики реализации права народов на самоопределение.

важность Регламента Парламента как источника конституционного права Республики и многое другое.

В-третьих, систему абхазского конституционного права следует считать формирующейся и развивающейся. В ней до сих пор присутствует множество правовых пробелов, подлежащих заполнению, не всегда удачно используется юридический язык. В то же время абхазское суверенное государство как продукт права абхазской нации на самоопределение продемонстрировало свою устойчивость уже на протяжении четверти века. Имеющиеся на сегодня «проблемы юридического роста» имеют все предпосылки к своему успешному разрешению, что, в свою очередь, не снимает с абхазского законодателя ответственности за проведение соответствующей работы.

В-четвертых, рассмотренные аспекты основных черт и особенностей Конституции Республики Абхазия и ее конституционных основ позволяют с уверенностью утверждать , что Основной Закон, со свойственной ему гибкостью, создает благоприятные условия для модернизации национального законодательства исходя из общепризнанных мировых стандартов.

 

[1] Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Сухум, 2013.

[2]

[3] Цит. по: КозловаЕ. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник М. : Юристъ, 2008. С. 66-67.

См.: КозловаЕ. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. С. 70-71.

[5] Постановление Народного Собрания Республики Абхазия от 29 января 2003 г. «О Регламенте Народного Собрания Республики Абхазия». Сухум, 2003.

[6] Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Сухум, 2013.

[7] Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Сухум, 2013.

[8] Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Вып. 5. Сухум, 1996

[9] Сборник законодательных актов Республики Абхазия. Сухум, 2013.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (30.06.2017)
Просмотров: 589 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%