Воскресенье, 24.11.2024, 23:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Особенности внешнеторговой деятельности Российской Федерации

Многообразие общественного развития дает очень пеструю картину разнородного и вместе с тем взаимосвязанного мира. Как устойчивая тенденция мирового развития проявляется усиление влияния нарастающего единения мира на национально-государственную специфику стран. Одной из важнейших сфер проявления нарастающей взаимозависимости государств выступают международные экономические отношения, в частности, внешняя торговля.

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.

Для России необходимость определения своего места в мировой экономике стоит как одна из важнейших и очень сложных задач. Решать ее приходится в условиях развала прежних внешнеэкономических связей. Во время перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставления всем предприятиям независимо от этих форм права заниматься внешнеторговой деятельностью Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средства достижения этой цели — общее улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, использование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экспортных производств.

Стратегические решения можно считать обоснованными, если они опираются на четко сформулированную, официально принятую и общественно признанную внешнеэкономическую доктрину и на соответствующий арсенал ее реализации. Поэтому необходим поиск фундаментальных истоков и принципов построения внешнеэкономической доктрины и стратегии, которые бы предопределили: суммирующий вектор экономического развития; баланс общенациональных долговременных (стратегических) интересов и интересов различных государственных и предпринимательских структур; способы сохранения социально-экономического равновесия.

Центральное место во внешнеэкономической стратегии страны занимает внешнеэкономическая политика, представляющая собой деятельность государства, направленную на развитие и регулирование внешнеэкономических отношений. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики. В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются, прежде всего, в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) — международных организаций, действующий на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли.

Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.).

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1995 г. составила около 1,5 %, а в импорте — менее 1 %.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается весьма важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

В какой бы ситуации не находилась экономика, законы ее развития неумолимы: она проходит свой путь, при этом требуется наметить ориентиры движения, решить многие накопившиеся проблемы. Внешнеэкономическая сфера не составляет исключения, поскольку хозяйство страны обновляется. Вместе с тем освоение мирового рынка сдерживается неконкурентоспособностью отечественного производства.

Существуют сегодня серьезные препятствия при движения российских товаров на основные мировые товарные рынки. По-прежнему рынки западных стран не полностью открыты для российских товаров. Эти страны до сих пор сохраняют многие барьеры, существовавшие в период «холодной войны». Практически против России продолжают действовать принятые количественные ограничения и антидемпинговые меры.

Правовые основы рыночной системы в области внешней торговли уже созданы, однако предстоит принять еще многие нормативные акты, которые должны привести национальные правила в полное соответствие с международными.

Либерализация внешнеэкономической деятельности в России практически закончена. На этапе финансовой стабилизации макроэкономическая политика внешней торговли направлена на изыскание дополнительных возможностей укрепления доходной части государственного бюджета прежде всего за счет полной ликвидации таможенных льгот и фискальной рационализации импортного тарифа. Последний, третий этап становления рыночной экономики в России применительно к задачам внешнеэкономической политики требует перехода к массированной поддержке экспортно-ориентированных производств, прежде всего с высокой добавленной стоимостью, при одновременной ориентации государства на умеренную защиту внутреннего рынка.

Предстоит начать переход от ограничительной к поощрительной политике, последовательно содействовать формированию прогрессивной, более облагороженной структуры экспорта и создать соответствующую систему его государственной поддержки. В этих целях принята Федеральная программа развития экспорта и постановление Правительства «О дополнительной поддержке экспорта товаров и услуг».

Важными проблемами являются также разработка механизма защиты внутренних товаропроизводителей, ужесточение мер ответственности за реализацию некачественных импортных товаров, введение антидемпинговых и компенсационных пошлин для возмещения потерь отечественных товаропроизводителей, связанных с необоснованным занижением цен на импортируемую продукцию.

Продуманная и взвешенная либерализация внешней торговли России остается приоритетной линией в регулировании этой деятельности. Главные задачи на перспективу — согласование потребностей и объективных факторов развития мирового хозяйства с реалиями переходных процессов в экономике России, преодоление инфляционных ожиданий и создание условий для увеличения инвестиций и экономического роста.

Экономическое положение России — не только национальная проблема: стране предстоит продвигаться к новому мировому равновесному состоянию. И от того, в какой форме и за какое время это произойдет, будут зависеть ее вхождение в мировую хозяйственную систему, осуществление стратегических целей, приоритетов и интересов, и, в конечном счете, экономическая безопасность, а также народнохозяйственные преобразования.

Любая экономика «смотрит» во внешний мир через своеобразную «призму» — систему своих внешнеэкономических институтов. Если страна претендует на достойное место в нем, необходимо привести их в соответствие со складывающейся ситуацией во внешней сфере и положением в народном хозяйстве.

Качественно обновляемая российская экономика все более активизируется на внешней мирохозяйственной арене. Жестокие реалии таковы, что то состояние, с которого начинается новая страница во взаимоотношениях России с мирохозяйственной сферой, характеризуется прежде всего глубочайшим кризисом национальной экономики, в том числе и структурным, ее неадекватностью по многим направлениям современной внешнеэкономической сферы, как по организационно-функциональной форме взаимодействия, так и неготовностью общественного сознания к более эффективным формам внешнеэкономического сотрудничества.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.02.2017)
Просмотров: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%