Часть 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Реализация данной конституционной гарантии возложена на специальный Федеральный закон - Трудовой кодекс Российской Федерации.
В соответствии со ст. 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
Статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации указывает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
В то же время в ст. 421 Трудового кодекса Российской Федерации говорится о том, что порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом.
Статья 133 ТК РФ определяет правила установления МРОТ. Из них следует, что МРОТ - это минимум денежных средств, который государство гарантирует работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. МРОТ устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. А прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины (необходимого для жизнедеятельности человека минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания), а также обязательные платежи и сборы. Такое определение понятия потребительской корзины дано в ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Величина прожиточного минимума устанавливается в целом по РФ на душу населения и по основным социально-демографическим группам.
Так, в 2014 г. величина прожиточного минимума составила:
- в I квартале - 7688 руб. на душу населения, 8283 руб. для трудоспособного населения (Постановление Правительства РФ от 26.06.2014 N 586);
- во II квартале - 8192 руб. на душу населения, 8834 руб. для трудоспособного населения (Постановление Правительства РФ от 06.09.2014 N 905).
Но часть ст. 133 ТК РФ, устанавливающая нижнюю планку МРОТ на уровне прожиточного минимума, пока еще носит декларационный характер. Федеральный закон, который должен устанавливать порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера прожиточного минимума, до сих пор так и не принят.
С 1 января 2014 г. федеральный МРОТ составляет 5554 руб. (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"). По отношению к прожиточному минимуму для трудоспособного населения в I квартале 2014 г. величина МРОТ составляла 67,05% (5554 руб. : 8283 руб. x 100%), а во II квартале снизилась до уровня 62,87% (5554 руб. : 8834 руб. x 100%).
Минимальная заработная плата на территории субъекта РФ регулируется субъектами социального партнерства посредством заключения регионального соглашения (ст. 133.1 ТК РФ).
Проект регионального соглашения о МЗП разрабатывается трехсторонней комиссией, которая участвует и в его заключении.
Интересы работников в социальном партнерстве, в частности при заключении соглашений о МЗП, представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов, а также иные представители (ст. 31 ТК РФ).
Интересы работодателей отстаивают соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия могут осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединения работодателей. Состав членов такого объединения должен отвечать требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.
Сторонами регионального соглашения о МЗП выступают:
- правительства субъектов РФ (города (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), края, области, республики);
- объединения (федерации) профсоюзов;
- объединения работодателей (союз промышленников и предпринимателей).
Как поясняют специалисты Роструда, составившие комментируемое Письмо, региональное соглашение о МЗП действует в отношении работодателей, указанных в ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ. Это работодатели, которые:
- осуществляют деятельность на территории соответствующего региона и которые
- в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о МЗП не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему.
Если работодатель не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (региональное подразделение Минтруда России) мотивированный письменный отказ присоединиться к региональному соглашению, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. Какие причины указать в отказе от присоединения к соглашению, работодатель решает совместно с представителями работников (профсоюзной организацией). Одной из причин может быть ухудшение конкурентных преимуществ организации. Ведь, принимая обязательства по повышению оплаты труда до регионального минимума, организация может спровоцировать рост расходов темпами, опережающими рост выручки. Это может сказаться на финансовом положении организации.
К отказу нужно приложить предусмотренные ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ документы:
- протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя;
- предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
"Отказника", решившего не присоединяться к региональному соглашению, вместе с представителем профсоюзной организации могут вызвать "на ковер" в трудовую инспекцию для проведения консультаций по регулированию социально-трудовых отношений. Обязанность участвовать в таких консультациях закреплена ч. 9 ст. 133.1 ТК РФ.
После заключения регионального соглашения о МЗП руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого региона и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Предложение о присоединении вместе с текстом данного соглашения должно быть опубликовано в средствах массовой информации.
Заметим, что положение о региональной МЗП не затрагивает работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) старается усилить взаимодействие с социальными партнерами. В рамках коллективно-договорной кампании федерация проводит мониторинг установления МЗП в субъектах РФ. Так, по данным на III квартал 2013 г., величина минимальной заработной платы в отношении работников внебюджетной сферы установлена в 49 регионах. При этом в 20,4% соглашений МЗП была установлена выше регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, в 26,5% - на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта РФ, в 53,1% соглашений - ниже соответствующего показателя. В отношении работников бюджетной сферы величина МЗП установлена в 37 субъектах РФ, при этом в 10,8% соглашений минимальная заработная плата установлена выше регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, в 13,5% - на уровне прожиточного минимума, в 75,7% соглашений - ниже прожиточного минимума (Постановление Генсовета ФНПР от 09.04.2014 N 11-3). Минтрудом России разработан законопроект, устанавливающий порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до величины прожиточного минимума.
Согласно законопроекту федеральный МРОТ с 1 января 2015 г. планируется установить в сумме 5865 руб. в месяц. Приближая значение МРОТ к прожиточному минимуму, чиновники вынуждены учитывать межрегиональные разницы условий и стоимости проживания. Чтобы справиться с этой проблемой, Минтруд предлагает устанавливать единую величину МРОТ, выраженную в процентах от региональных прожиточных минимумов трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ за третий квартал предыдущего года, равной:
- с 1 октября 2015 г. - 89%;
- с 1 октября 2016 г. - 94%;
- с 1 октября 2017 г. - 100%.
Еще предлагается объединить составные части заработной платы - вознаграждение за труд, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты (в том числе районные коэффициенты), которые в настоящее время представляют собой три самостоятельные группы выплат работнику, существенно различающиеся по их целевому назначению и правовому механизму их начисления.
По мнению ФНПР, в результате реализации такой нормы минимальные гарантии по оплате труда работников будут существенно снижены. Расходы на оплату труда сократятся, что может привести к массовым трудовым конфликтам.
Применение МРОТ по принципу "все включено" и сейчас вызывает недовольство работников. Они решаются отстаивать свои права в суде и находят поддержку со стороны судей. Например, апелляционная инстанция Алтайского краевого суда (Определение от 22.07.2014 по делу N 33-6111-14) посчитала правомерным удовлетворение иска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Суд указал, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее федерального МРОТ, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент. Такая позиция отражена в Обзоре ВС РФ от 26.02.2014, в Определениях ВС РФ от 21.12.2012 N 72-КГ12-6, от 01.07.2011 N 72-В11-5 и др.
Поэтому ФНПР против поправок, ухудшающих положение работников. Федерация считает, что МРОТ (как нижний предел вознаграждения за труд без учета компенсационных и стимулирующих выплат) должен быть установлен на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения до 2016 г. А в дальнейшем МРОТ должен определяться минимальным потребительским (восстановительным) бюджетом при формировании перспективной социально-экономической политики, а прожиточный минимум должен являться базой для установления размеров социальных пособий.
Бесспорно, уровень минимальной оплаты труда, установленный в настоящее время в Российской Федерации, является крайне низким, не соответствует реальным трудовым затратам и приводит к занижению цены рабочей силы, а следовательно, на него невозможно прожить.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, которое обеспечивает достойную жизнь человека, в том числе и при установлении минимального размера оплаты труда. Достойная жизнь не может быть обеспечена при заработной плате ниже прожиточного минимума. Следовательно, из данной конституционной нормы можно выделить одно юридически значимое обстоятельство, непосредственно касающееся минимального размера оплаты труда, а именно: установление минимальной оплаты труда, обеспечивающей достойную жизнь человека, т.е. не ниже прожиточного минимума.
В ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено правило о том, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы вытекает обязанность государства установить минимальный размер оплаты труда, обеспечивающий достойное работающего существование для него самого и членов его семьи.
В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах каждому работающему в качестве минимума гарантируется справедливое вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для него самого и членов его семьи. Из данной нормы также вытекает обязанность государства установить минимальную заработную плату, обеспечивающую удовлетворительное существование всех работников и членов их семей, т.е. не ниже прожиточного минимума на каждого работающего и нетрудоспособных членов его семьи.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах являются составной частью правовой системы нашего государства и, более того, имеют приоритет над нормами российского законодательства.
Нельзя не заметить, что ст. 421 Трудового кодекса Российской Федерации, исключающая возможность применения нормы о минимальном размере оплаты труда не ниже прожиточного минимума, вступает в противоречие с международно-правовой регламентацией труда, Конституцией Российской Федерации, общей частью трудового законодательства России.
Требования Конституции Российской Федерации, перечисленных международных актов в части установления минимального размера оплаты труда не могут быть отменены путем включения нормы в Трудовой кодекс Российской Федерации, не позволяющей правоприменителю руководствоваться ими. Приостанавливать действие названных норм Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах путем принятия Трудового кодекса Российской Федерации с включением в него нормы, требующей принятия специального закона, определяющего порядок и условия их применения в этой части, также недопустимо.
В связи с изложенным все правоприменители, включая судей федеральных районных (городских) судов, правовых инспекторов труда, прокуроров, на основании ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязаны по требованию работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, взыскать в их пользу суммы, недостающие до прожиточного минимума для самого работающего и нетрудоспособных членов его семьи.
Следует отметить, что включение ст. 421 в Трудовой кодекс Российской Федерации - кодифицированный нормативный правовой акт - обусловлено экономической целесообразностью. Однако в ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена правовым государством, в котором действует закон - и исполнительная, и судебная власть должны подчиняться правовым нормам.
Основным аргументом Правительства Российской Федерации по поводу низкого размера минимальной оплаты труда является следующий довод: "...при повышении минимального размера оплаты необходимо повышать тарифные ставки для работников бюджетной сферы, а это непосильно для бюджета". При этом утверждается, что реально никто заработную плату, соответствующую ее минимальным размерам, не получает. "На фоне кризиса реальные доходы граждан в России не падали, а росли, пусть незначительно. Рост реальных доходов населения в 2010 году составил 2,4%, в 2011-м - 3,1%, в 2012-м - 5,1%, в 2013-м - около 1%. Что касается средней зарплаты по отраслям экономики, то за 2010 - 2013 годы она выросла в реальном выражении на 18%".
Однако реальная статистика свидетельствует, что 30% населения в России имеют доходы ниже прожиточного минимума. Работодатели же, оправдывая низкий уровень заработной платы своих работников, заявляют, что не имеют средств для ее повышения.
В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы подчеркивается необходимость создания механизмов обеспечения минимального размера оплаты труда, предусмотренного ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Но, несмотря на поставленную Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задачу сократить бедность и разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, проблема остается нерешенной.
Защита от неоправданно низкой заработной платы предусмотрена Конвенцией МОТ N 131 "Установление минимальной заработной платы" 1970г.
В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Данная Конвенция Россией до сих пор не ратифицирована.
Согласно правовой позиции МОТ достойный труд - комплексное понятие, включающее в себя важнейшие качественные характеристики: нормальные условия, в которых он осуществляется, адекватные зарплата и социальная защита работника, отсутствие дискриминации и преследований на рабочем месте, возможность реализовать свое право голоса. Таким образом, далеко не любая работа с точки зрения МОТ способна избавить человека от бедности, позволить ему реализовать личностные устремления. Достойный труд - актуальная потребность и необходимость для всего общества, ответ на вызовы глобализации, обеспечивающий "долговременные перспективы развития отечественной экономики". Теоретическая разработка концепции, выделение критериев достойного труда и создание методов оценки достойного труда необходимы для устранения социально-экономических проблем общественного развития и являются "ключом" к решению двух центральных проблем социального развития: преодолению бедности и достижению социальной интеграции.
Основным средством, которое позволяет сформировать это благосостояние и обеспечить необходимые для жизни материальные блага, является оплата за труд. Отсюда - значимость уровня оплаты и недопустимость установления оплаты ниже минимального размера оплаты труда.
Но для того чтобы минимальный размер оплаты труда выполнял свою социальную, экономическую и правовую функцию, необходимо его установление на адекватном уровне, чтобы он реально мог выполнять возложенные на него функции.
Государственная политика в области заработной платы должна основываться на реальных возможностях государства в использовании национального дохода, стремлении к сбалансированности интересов различных слоев общества, а также нормах, предусмотренных конвенциями и рекомендациями Международной организации труда.
В условиях значительной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, населения по уровню и качеству жизни, характерной для современной России, особое значение приобретает научно обоснованная, целенаправленная политика государства не только в перераспределении доходов между регионами, но и в сохранении государственных гарантий в области оплаты труда работников бюджетной сферы.
Прожиточный минимум устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Однако этот минимум по существующей методике может быть определен в каждом субъекте Российской Федерации, его величина и должна стать основой для выплаты работникам минимальной заработной платы.
При этом следует принимать во внимание, что государственные гарантии повлекут за собой и необходимость оказания финансовой помощи регионам, которые не смогут успеть за растущим минимальным размером оплаты труда.
Таким образом, принятие специального федерального закона для установления минимального размера оплаты труда, как это предусмотрено ст. 421 Трудового кодекса Российской Федерации, не требуется.
Сегодня необходим федеральный закон, который должен определить источники выплаты заработной платы в размере не ниже прожиточного минимума на работающего и нетрудоспособных членов его семьи. Для работников частных организаций таким источником являются средства этих организаций, для бюджетников - средства соответствующего бюджета, в частности федерального, регионального, местного.
В то же время ст. 421 должна быть исключена из Трудового кодекса Российской Федерации как противоречащая самому Кодексу, Конституции Российской Федерации и международным правовым нормам.
|