Бюджетные учреждения созданы не для того, чтобы извлекать прибыль, и все же, если они занимаются внебюджетной деятельностью, им приходится сталкиваться с этим понятием и вести налоговый учет.
Налоговую базу по налогу на прибыль учреждения определяют в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса. В соответствии с требованиями Налогового кодекса учреждения должны вести раздельный учет средств, поступающих за счет:
- финансирования в рамках сметы доходов и расходов по бюджетной деятельности иных не облагаемых налогом на прибыль источников (например, пожертвований);
- оказания коммерческих услуг юридическим и физическим лицам.
Если налоговый учет находится в запущенном состоянии, налог на прибыль начисляют в том же размере, что и у других учреждений (организаций) со схожей деятельностью (метод аналогии).
Если же налоговый учет отсутствует, то подход иной: бюджетные средства бюджетов всех уровней будут включены в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Законодательство не запрещает бюджетным учреждениям вести несколько различных видов предпринимательской деятельности, в том числе деятельность, не предусмотренную уставами этих организаций. Например, получать следующие виды доходов:
- дивиденды по ценным бумагам;
- проценты по депозитам за счет средств от предпринимательской деятельности;
- арендная плата за оборудование и помещения;
- комиссионные по посреднической деятельности.
Однако в этом случае раздельный учет необходимо вести по каждому виду предпринимательской деятельности, и сумма полученной прибыли должна быть определена по отдельности.
Предпринимательская деятельность не должна осуществляться в ущерб основной уставной деятельности этих учреждений, наоборот, она должна способствовать выполнению учреждением основных задач.
Согласно п. 1 ст. 321.1 Налогового кодекса у бюджетных учреждений налоговая база определяется следующим образом: доход от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг), внереализационные доходы - НДС, акцизы, расходы по предпринимательской деятельности, внереализационные расходы = налогооблагаемая база по налогу на прибыль.
Прежде всего, объектом обложения налогом на прибыль являются доходы от платных услуг, в том числе оказываемые органами государственной власти, местного самоуправления.
Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, полученные при возмещении вреда, причиненного государству и муниципальным образованиям, также учитываются при исчислении налога на прибыль.
Понять, какие еще доходы и соответствующие им расходы подпадут под определение "коммерческих", легко. Для этого нужно изучить исчерпывающий перечень ст. 251 Налогового кодекса. Например, к прочим доходам бюджетного учреждения относятся:
- проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада;
- безвозмездно полученное имущество; стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
- положительная разница, полученная, в частности, по средствам, поступившим на валютные счета в банках в виде грантов, целевых поступлений, пожертвований, средств, поступивших в рамках благотворительной деятельности, а также безвозмездной помощи в иностранной валюте и натуральном выражении;
- доходы от продажи имущества;
- арендная плата;
- средства, использованные не по целевому назначению, в том числе по благотворительной деятельности, гранты, пожертвования.
Пример. На время летних каникул школа организовала летний лагерь для детей. Пребывание детей в этом лагере было установлено платным. Школе начали поступать деньги от продажи путевок. Данные денежные средства признаются доходами от коммерческой деятельности, осуществляемые бюджетным учреждением. То есть в целях обложения налогом на прибыль эти суммы признаются выручкой, полученной от реализации услуг (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). В данном случае школа обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования и полученных от коммерческой деятельности.
В соответствии с требованиями ст. 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Под документально подтвержденными - расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.
Расходы бюджетного учреждения планируются по статьям бюджетной классификации расходов.
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются:
- на материальные расходы;
- на расходы на оплату труда;
- на суммы начисленной амортизации;
- на прочие расходы.
Что касается материальных расходов и расходов на оплату труда, то порядок учета их при формировании налоговой базы определен достаточно четко. Сложности возникают по вопросу использования в предпринимательской деятельности имущества, приобретенного за счет бюджетных средств. Если оно используется одновременно для коммерческих и некоммерческих целей, с одной стороны, происходит ускоренный износ такого имущества, с другой - возникает дополнительный доход. Поэтому использование для основной уставной деятельности и для коммерческой деятельности одного и того же имущества требует принципиального подхода к определению части общих расходов, которые могут быть учтены на уменьшение налоговой базы по прибыли от предпринимательской деятельности.
Сумма расходов, которую можно отразить в налоговом учете, рассчитывается следующим образом: фактические расходы по предпринимательской деятельности - соответствующий лимит бюджетных обязательств по "бюджетной" смете = расходы, учитываемые для целей налогообложения.
В соответствии с п. 3 ст. 321.1 это правило не распространяется на:
коммунальные услуги;
услуги связи;
транспортные расходы;
обслуживание административно-управленческого персонала;
ремонт основных средств за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Если в "бюджетной" смете предусмотрено финансирование этих расходов, то формула расчета суммы расходов для целей налогообложения выглядит следующим образом: Стоимость расходов, перечисленных в п. 3 ст. 321.1 НК РФ x Доля доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов (без внереализационных), включая целевое финансирование = Расходы, учитываемые для целей налогообложения.
Часто в "бюджетную" смету не закладывают расходы по коммунальным услугам, услугам связи и ремонту основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств. В этом случае такие расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности.
В отличие от расходов на ремонт сумму амортизации основных средств и нематериальных активов можно отражать в налоговом учете, только если это имущество приобретено за счет средств от предпринимательской деятельности.
|