Систему органов внутренних дел в масштабе субъектов Российской Федерации возглавляют министерства внутренних дел по республикам, главные управления и управления (ГУВД, УВД) по краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам.
МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации выступают, с одной стороны, как руководящие центры нижестоящих ОВД, а с другой, - как аппараты, непосредственно выполняющие функции по обеспечению общественного порядка, безопасности и борьбе с преступностью собственными силами и средствами.
В гражданско-правовых отношениях МВД, ГУВД, УВД выступает как юридическое лицо в форме государственного учреждения.
Правовой статус МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации регламентируется «Типовым Положением о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации», утвержденным приказом МВД России от 25 октября 2006 г. № 846[1].
В своей деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации наряду с федеральными и международными нормативными правовыми актами руководствуются также Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск, дислоцированных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Основными задачами МВД, ГУВД, УВД данного уровня системы органов внутренних дел являются:
- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
- организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
- обеспечение охраны общественного порядка на территории субъекта Российской Федерации;
- обеспечение безопасности дорожного движения на территории субъекта Российской Федерации. Реализация данной задачи предполагает осуществление многогранной деятельности, касающейся участников дорожного движения, автотранспортных средств, рассматриваемых как источник повышенной опасности, состояния дорог и дорожных сооружений и др.;
- организация и осуществление контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, взрывчатых веществ и изделий, их содержащих, на территории субъекта Российской Федерации;
- организация и осуществление контроля за частной охранной деятельностью и частной детективной деятельностью на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- организация на территории субъекта Российской Федерации охраны имущества физических и юридических лиц по договорам. Задача защиты собственности выполняется органами внутренних дел также при реализации и иных задач, связанных с предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений;
- лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных Правительством России к компетенции органов внутренних дел;
- управление подчиненными органами внутренних дел, подразделениями и учреждениями, организация их деятельности.
Деятельность МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации строится в соответствии с теми же принципами, как и в иных органах внутренних дел, в тесном взаимодействии с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами[2].
Основными функциями, реализуемыми МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, являются:
- организация и обеспечение нормальной деятельности всей системы ОВД: определение основных направлений деятельности ОВД; анализ и прогнозирование состояния общественного порядка и преступности; обобщение практики применения законодательства; осуществление нормотворческой деятельности;
- борьба с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (в том числе безопасности дорожного движения);
- кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности ОВД, в том числе руководство подчиненными нижестоящими органами внутренних дел;
- взаимодействие и сотрудничество с иными государственными органами, общественными организациями, международными организациями, правоохранительными органами других государств.
Структура МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации во многом похожа на структуру МВД России, однако все же имеются различия, обусловленные спецификой задач и функций ОВД рассматриваемого уровня. Во-первых, полицейские службы уже сгруппированы в два больших блока - службу криминальной полиции и полицию общественной безопасности.
Кроме того, ряд структурных единиц, которые имеются в МВД России, отсутствуют на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
В остальном структура органа внутренних дел по субъекту Федерации повторяет структуру МВД России с уменьшением статуса подразделений. Так, вместо департаментов МВД России на уровне ОВД субъекта Федерации по соответствующим направлениям работы, как правило, сформированы управления. Вместо управлений (центров), созданных в структуре департаментов МВД федерального уровня, в регионах, как правило, создаются в зависимости от объема выполняемой работы отделы либо отделения.
Примерная структура МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации может быть представлена следующим образом:
- Руководство.
- Криминальная полиция:
- Управление (отдел) уголовного розыска;
- Управление (отдел) по борьбе с экономическими преступлениями;
- Управление (отдел) по борьбе с налоговыми преступлениями;
- Управление (отдел) собственной безопасности;
- Управление (отдел) специальных технических мероприятий;
- Центр оперативно-розыскной информации.
- Полиция общественной безопасности:
- Управление (отдел) обеспечения общественного порядка;
- Управление (отдел) организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних;
- Управление (отдел, отделение) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка;
- Управление (отдел) организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;
- Управление (отдел, отделение) организации дознания;
- Управление (отдел) Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- Управление (отдел, отделение, группа) организации деятельности специальных учреждений полиции и конвоирования;
- Управление (отдел) вневедомственной охраны.
- Штаб и дежурная часть.
- Управление (отдел, отделение) кадров.
- Управление (отдел, отделение) профессиональной подготовки.
- Управление (отдел, отделение, группа) по воспитательной работе.
- Управление (отдел, отделение) материально-технического и хозяйственного обеспечения.
- Управление (отдел, отделение) финансового обеспечения.
- Управление (отдел, отделение) организации делопроизводства и режима.
- Управление (отдел, отделение) правового обеспечения.
- Управление (отдел, отделение) информации и общественных связей.
- Информационный центр.
В некоторых ОВД по субъектам Российской Федерации в связи с необходимостью созданы и иные структурные подразделения. Так, например, в ГУВД по г. Москве функционирует Управление по борьбе с правонарушениями в сфере окружающей природной среды.
Руководство МВД, ГУВД, УВД осуществляет соответствующий министр (начальник) и его заместители. В качестве первого заместителя министра (начальника), как правило, выступает начальник криминальной полиции. Следует заметить, что в настоящий период, в связи с проводимой административной реформой и реорганизацией органов внутренних дел, принимаются меры к сокращению количества заместителей руководителей всех звеньев системы ОВД.
Руководитель МВД, ГУВД, УВД назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации. Ему непосредственно подчиняется ряд служб и подразделений, таких как: подразделение собственной безопасности, контрольно-ревизионное подразделение, организации делопроизводства и режима, юридическое (правовое) подразделение, информации и общественных связей.
До внесения Президенту Российской Федерации представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по предлагаемой кандидатуре[3].
Некоторые подразделения ОВД находятся только в составе МВД, ГУВД, УВД и отсутствуют в нижестоящих органах внутренних дел. В качестве таковых можно назвать, например: У(О)СБ, У(О)СТМ, ОПОН и другие.
Министр внутренних дел, руководитель ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации как старший оперативный начальник:
- руководит деятельностью МВД ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций;
- взаимодействует с территориальным органом ФМС России и органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам реализации государственной миграционной политики;
- участвует в работе антитеррористической комиссии и оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию их решений;
- распределяет обязанности между своими заместителями; делегирует в установленном порядке часть предоставленных ему полномочий своим заместителям, руководителям структурных подразделений аппарата МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, а также подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций по вопросам организации их деятельности;
- утверждает штатные расписания аппарата МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций, а также в пределах своей компетенции вносит изменения в указанные штатные расписания на основе примерных моделей структуры (типовых схем организационной структуры, типовой структуры), лимитов численности и нормативов численности, установленных МВД России, объемов ассигнований из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования;
- вносит в МВД России, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложения об установлении дополнительной численности органов внутренних дел, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов;
- создает при необходимости в пределах утвержденных лимитов штатной численности и категорий персонала временные формирования, необходимые для решения возложенных на МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации задач и функций;
- утверждает положения о структурных подразделениях аппарата МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органах внутренних дел, подразделениях и организациях;
- является старшим оперативным начальником для всех расположенных на территории субъекта Российской Федерации органов внутренних дел, подразделений и организаций, входящих в систему органов внутренних дел по субъекту Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» - в отношении командиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск МВД России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации;
- привлекает в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, подразделений и организаций, а также силы и средства специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск МВД России для участия совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка в пределах соответствующих территорий в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерацию»[4] и Уставом внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В случае включения закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в границы зоны чрезвычайной ситуации, является старшим оперативным начальником для соответствующих органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах на весь период ликвидации чрезвычайной ситуации;
- обеспечивает соблюдение законности в деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций; организует контроль за выполнением органами внутренних дел, подразделениями и организациями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и законодательства субъекта Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
- обеспечивает в части, касающейся органов внутренних дел, реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными и ведомственными целевыми программами, а также организует рациональное использование результатов, внедренных в рамках указанных программ;
- организует правовое обеспечение оперативно-служебной деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций;
- издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций, обеспечивает контроль за их выполнением; отменяет в установленном порядке противоречащие законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России приказы и другие акты, изданные должностными лицами МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций;
- представляет в судах интересы МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, а по доверенности - МВД России;
- проводит работу по отбору, расстановке, воспитанию и профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;
- назначает на должность и освобождает от должности в пределах своей компетенции руководителей подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций;
- вносит в установленном порядке в МВД России предложения о назначении на должность или освобождении от должности своих заместителей, а также других руководителей, должности которых входят в номенклатуру МВД России;
- несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации и подчиненные ему органы внутренних дел, подразделения и организации задач и функций, реализацию предоставленных прав.
В МВД ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации создается коллегия, состав которой утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации[5].
В состав коллегии по должности входят: министр внутренних дел, начальник ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации (председатель коллегии), а также их заместители.
Коллегия на своих заседаниях:
- рассматривает основные вопросы деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации о выполнении возложенных на него задач и функций;
- обсуждает предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования деятельности органов внутренних дел, а также проекты наиболее важных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации;
- заслушивает отчеты и оценивает работу подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций.
Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и объявляются приказами министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации. В случае разногласий между членами коллегии и министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации последний проводит свое решение, докладывая о возникших разногласиях в МВД России.
Члены коллегии также могут сообщить в МВД России свое особое мнение по принятому решению.
При министре внутренних дел, начальнике ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации действует оперативное совещание для рассмотрения текущих вопросов деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций, персональный состав которого и положение о котором утверждаются министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации.
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации обладает следующими полномочиями:
- осуществляет анализ и прогнозирование состояния правопорядка на территории субъекта Российской Федерации, вносит в МВД России и органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по укреплению законности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению борьбы с преступностью;
- обобщает правоприменительную практику органов внутренних дел и вносит на этой основе в МВД России и органы государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и законодательства субъекта Российской Федерации;
- участвует в разработке и реализации региональных и межрегиональных программ в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью;
- обеспечивает совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления правопорядок на улицах, площадях, в парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов;
- организует и осуществляет производство предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к подследственности следователей органов внутренних дел;
- организует и осуществляет производство дознания по уголовным делам, отнесенным к подследственности дознавателей органов внутренних дел;
- обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации производство органами внутренних дел по поручениям прокурора, следователя, органа дознания следственных и иных процессуальных действий;
- организует и осуществляет экспертно-криминалистическую деятельность; проводит экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;
-организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;
- организует и осуществляет розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, без вести пропавших и иных категорий лиц в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- организует и осуществляет розыск похищенного имущества;
- обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование;
- организует и осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел;
- организует работу специальных приемников органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке; обеспечивает участие органов внутренних дел в исполнении иных видов административных наказаний в случаях, установленных федеральным законом;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право в установленном порядке:
- участвовать в осуществлении совместных оперативно-профилактических и иных мероприятий, информационном обмене с органами, подразделениями и организациями системы МВД России, территориальными органами ФМС России;
- запрашивать и получать из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные материалы и другую информацию, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации;
- формировать и вести по предметам ведения МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации базы данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической и иной информации, а также пользоваться базами данных органов, подразделений и учреждений системы МВД России и ФМС России для решения вопросов в установленной области деятельности;
- привлекать для осуществления отдельных работ в рамках предметов ведения МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
- образовывать консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), персональный состав которых и положения о которых утверждаются министром внутренних дел, начальником ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации.
Подводя итог сказанному, можно определить, что МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации организуют охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на территории республики, края, области и т. д. Кроме того, они руководят нижестоящими органами внутренних дел и осуществляют оперативное руководство всей системой ОВД и внутренними войсками на территории области при проведении отдельных мероприятий, на основании совместных планов.
ОВД по субъекту Российской Федерации, находясь в непосредственном подчинении МВД России, в то же время тесно сотрудничает и оказывает содействие окружному ГУ МВД России по ФО, которое осуществляет в отношении него лишь методическое руководство. Кроме того, ОВД по субъекту Российской Федерации также взаимодействует и координирует свою деятельность с соответствующей Администрацией (Правительством) субъекта России по вопросам, входящим в ее компетенцию.
[1] «Типовое Положение о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации», утв. Приказом МВД России от 25 октября 2006 г. № 846 // СПС «Консультант».
[2] Борисов А.В. Министерство внутренних дел и Министерство полиции России. 1802-1917 гг., в кн.: Труды ВНИИ МВД РФ – М. - 2008. - С. 98.
[3] Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
[4] Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ (ред. от 05.04.2011) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1997. - № 6. - Ст. 711.
[5] Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.01.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // СЗ РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1334.
|