В настоящее время наметилась устойчивая тенденция увеличения числа совершаемых административных правонарушений. В этих условиях охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан продолжают оставаться предметом первоочередной заботы Российской Федерации, провозгласившей себя в Конституции РФ демократическим и правовым государством. Органы административной юрисдикции для выполнения указанных задач наделены властными полномочиями по применению широкого арсенала средств административного принуждения, среди которых важное место занимают административные наказания. Эта деятельность должна осуществляться на основе ясной, четкой правовой регламентации в строгом соответствии с законом.
Для административных наказаний как явления социально-правовой действительности системное представление их элементов и взаимозависимостей имеет принципиальное так теоретическое, так и практическое значение. От того, что понимается под системой административных наказаний, какие и в каком порядке меры включаются в эту систему, как они соотносятся между собой, каковы принципы их применения, во многом зависит обеспечение законности в сфере административного принуждения.
Административное наказание является разновидностью административного принуждения. Из всех его видов именно оно обладает способностью самым непосредственным образом влиять на правовой статус субъекта, совершившего административное правонарушение, ибо через применение административного наказания дается публично-правовая отрицательная оценка государством конкретного совершенного противоправного деяния.
Сущность и содержание административного наказания наиболее полно раскрываются через их целевое назначение.
Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное административное правонарушение, применяемой в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Исходя из такой целевой направленности назначения административных наказаний можно сделать вывод о том, что с их помощью достигается как общее, так и специальное предупреждение правонарушений (общая и частная превенция). Однако воспитательно-профилактическое воздействие в режиме общей и частной превенции не исключает элементов кары, присущих административному наказанию.
Анализ положений КоАП РФ, касающихся административного наказания, позволяет выделить следующие его признаки:
1) административное наказание есть установленная государством мера ответственности;
2) административное наказание применяется лишь за совершение административного правонарушения;
3) административное наказание может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;
4) административное наказание заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;
5) административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель и после окончания исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию в течение определенного установленного законом срока;
6) административное наказание применяется широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Определение перечня видов административных наказаний относится к исключительному ведению Российской Федерации. Причем сам перечень административных наказаний исчерпывающим образом устанавливается только КоАП РФ. В этой связи важен и такой формальный момент - административными наказаниями могут считаться только те принудительные меры, которые названы непосредственно в ст. 3.2 КоАП РФ.
На сегодняшний день за совершения административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы.
Обязательные работы - это новый вид административного наказания, введенный Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[1].
Согласно дополнениям КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
Лицо, в отношении которого назначено административное наказание в виде обязательных работ, выполняет их на безвозмездной основе.
Предусмотренные КоАП РФ виды административных наказаний в своей совокупности образуют систему административных наказаний, которая включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства совершенного правонарушения.
Свидетельством системности административных наказаний являются следующие факторы:
1) прежде всего, административные наказания имеют единую законодательную базу, которая состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях;
2) у всех административных наказаний общая основная цель, обозначенная в ст. 3.1 КоАП РФ как «предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами»;
3) административные наказания объединяют единые фактические основания применения - административные правонарушения;
4) административные наказания, закрепленные в ст. 3.2 КоАП РФ, расположены, как правило, в формате определенной иерархичности, своеобразной «лестницы наказаний», в зависимости от тяжести тех правовых последствий, которые наступают при применении каждого конкретного наказания;
5) административные наказания как систему характеризуют общие правила их назначения (глава 4 КоАП РФ);
6) единый (хотя и с некоторыми особенностями) порядок производства по делам об административных правонарушениях (раздел IV КоАП РФ);
7) применение любого административного наказания означает официальное осуждение виновного и влечет состояние его наказанности до тех пор, пока виновный отбывает наказание, и еще год со дня его окончательного исполнения;
Бесспорно, вся система административных наказаний будет действовать эффективно при условии четко налаженного механизма реализации самих мер ответственности, а также установления правила о том, что неисполнение налаженного административного наказания должно влечь за собой применение более сурового наказания[2].
В соответствии с официальной классификацией (ст. 3.3 КоАП РФ) административные наказания могут быть подразделены на основные и дополнительные. Такие виды административных наказаний, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации, могут применяться и как основные, и как дополнительные административные наказания. Остальные административные наказания могут применяться только как основные.
Эта классификация дополняется принципиальным правилом о том, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности.
Дополнительные наказания усиливают потенциал воздействия основного наказания. Следует подчеркнуть, что основные наказания не сочетаемы друг с другом; также недопустимо одновременное применение двух дополнительных административных наказаний[3].
Из всех видов наказаний на уровне субъектов Российской Федерации могут применяться только два - предупреждение и административный штраф.
Постановление о назначении административного наказания выносится уполномоченным государственным органом или должностным лицом по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Назначение административного наказания должно осуществляться на основе общих принципов применения мер административной ответственности, вытекающих из положений Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основе анализа названных положений и соответствующей литературы по административно-деликтному праву выделяются следующие принципы назначения административного наказания[4]:
1) законность и справедливость назначения административного наказания;
2) индивидуализация административного наказания;
3) недопустимость освобождения правонарушителя от исполнения возложенной на него обязанности, в связи с неисполнением которой он был привлечен к административной ответственности;
4) невозможность назначения административного наказания дважды за одно и то же административное правонарушение;
5) допустимость одновременного назначения административного наказания юридическому и физическому лицу за совершение одного и того же административного правонарушения;
6) вероятность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административного наказания при малозначительности самого правонарушения.
Содержание принципа справедливости административного наказания заключается в том, что назначаемое лицу административное наказание должно быть соразмерным тяжести совершенного им административного правонарушения, характеру и степени угрозы, созданной охраняемым мерами административной ответственности общественным отношениям. Справедливость назначенного лицу административного наказания определяется тем, насколько избранный вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного противоправного деяния, соразмерны ему.
Принцип индивидуализации административного наказания, в отличие от принципа его справедливости, заключается в том, что при назначении административного наказания в первую очередь учитываются субъективные особенности лица, совершившего конкретное деяние, его поведенческие установки при совершении деяния и после его совершения, степень вины нарушителя, его имущественное (финансовое) положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что административное наказание - это итоговая мера административной ответственности, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, состоящая в установлении в отношении этого лица определенных ограничений (запретов, лишений) имущественного, личного или организационного характера либо в оказании на него властного морально-психологического воздействия с целью его правового воспитания, предупреждения совершения им, а также другими лицами новых аналогичных или иных административных правонарушений и влекущая возникновение у указанных лиц временного состояния административной наказуемости.
[1] СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3082.
[2] См.: Якимов А.Ю. Формирование административно-наказательной политики (концептуальная основа) // Административное право и процесс. 2010. N 2. С. 26 - 27.
[3] Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. 7-е изд. / Под ред. Н.Г. Салищевой. М.: Проспект, 2014. С. 45.
[4] Корсакова Н.А. Принципы назначения административного наказания // Закон и право. 2010. N 6. С. 103 - 107.
|