Современное административно-деликтное законодательство закрепляет ряд наказаний по форме и порядку реализации соотносимых с уголовными. Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Законодатель, формулируя определение наказания в административном законодательстве, закрепляет не только формулировку, но и цели.
Штраф в административном праве является одной из самых распространенных санкций, применяемых за совершение административных правонарушений. В действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ нет четкой формулировки понятия административного штрафа, что хотя и не представляет проблемы для реализации данного вида наказания или осуществления правоприменения, но указывает на недостаточное внимание законодателя к существующим мерам воздействия. Административный штраф – это установленная государством мера административной ответственности, представляющая собой денежное взыскание, применяемое к лицу, совершившему административное правонарушение. Исторически так сложилось, что административный штраф был и остается одним из наиболее действенных административных наказаний. Еще административные нормы царской России закрепляли возможность имущественного карательного воздействия за отдельные виды административных проступков, например, за проституцию или нарушения отдельных положений цензуры в печати. Штраф как санкция известен российскому законодательству достаточно давно. Он применялся в отношении различных правонарушителей и за разные виды противоправных деяний[1]. Как отечественная, так и зарубежная практика дают многочисленные подтверждения тому, что умелое применение данного наказания способно оказывать серьезное психологическое воздействие на правонарушителей, а его материальные последствия – делать невыгодным совершение различного рода проступков, в том числе многих видов имущественных, экономических и иных деяний. Поэтому в некоторых международных документах (например, в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением) рекомендуется широкое использование штрафа как альтернативы лишению свободы. На сегодняшний день наметилась тенденция либерализации уголовной ответственности и ужесточение административных наказаний. Так, в течение только полутора лет изменились не только размеры штрафа в административном законодательстве, но и появились их новые формы выражения. Как утверждает законодатель, штраф как санкция может быть достаточно действенным для ряда категорий граждан, особенно если учитывать размеры данного наказания за некоторые виды противоправных деяний. Административный штраф является денежным взысканием и выражается в рублях. Ранее в соответствии с Законом РФ «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных КоАП РСФСР» от 14.07.1992 г. административный штраф выражался в минимальных размерах оплаты труда, при этом минимальный размер оплаты труда для целей данного наказания составлял сто рублей. Размер административного штрафа, определенного в действующем КоАП, - не менее ста рублей. Сумма штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме (ч. 5 ст. 3.5 КоАП), а именно, согласно ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ[2], - в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В данном случае необходимо обратить вни- мание на то, что административные штрафы закрепляются не только федеральными административно - деликтными нормами, но и региональными актами, определяющими ответственность за совершение административных правонарушений. В некоторых странах, например, в Италии, США штрафы определяются в большей степени нормами административно-территориальных образования и зачисляются в бюджет соответствующей местности, в которой было совершено административно-противоправное деяние. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административные наказания (предупреждение и административный штраф) за деяния, не закрепленные Федеральным законодательством, а это чаще всего проступки, определяемые в качестве общественно опасных, субъектом РФ по своему усмотрению, что не исключает возможность переноса удачной административно-деликтной нормы из регионального законодательства, устанавливающего административную ответственность, в федеральное. Административный штраф в РФ устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, в отдельных случаях административный штраф для граждан может быть предусмотрен в большем размере, так в соответствии с санкцией ст. 5.26 Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, размер административного штрафа для граждан устанавливается от десяти до тридцати тысяч рублей; ч. 4 ст. 12.8 Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в со- стоянии опьянения при повторности совершаемого административного правонарушения штраф может составлять пятьдесят тысяч рублей, в соответствии с последними изменениями, внесенными в административное законодательство максимальная сумма штрафа для физического лица может достигать трехсот тысяч рублей. Для должностных лиц сумма административного штрафа составляет пятьдесят тысяч рублей, за отдельные виды административных правонарушений сумма административного штрафа для указанных лиц может составлять - шестьсот тысяч рублей. Для юридических лиц по общему правилу максимальная сумма штрафа составляет один миллион рублей, при этом за некоторые деяния (например, ст. 15.39. Нарушение требований законодательства Российской Федерации в части обязательного контроля операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации) – шестидесяти миллионов рублей[3]. Ограничительные пределы административных штрафов являются обязательными и для регионов. Таким образом, в последнее время за некоторые административные правонарушения административный штраф увеличился в десять, двенадцать раз. Как указывает законодатель, данная мера обусловлена тем, что некоторые виды административных проступков в последнее время приобрели такой массовый характер и такие общественно опасные последствия, что для их предупреждения целесообразным представляется ужесточение мер государственного воздействия, в том числе и штрафов. Как показывает правоприменительная практика, число некоторых видов противоправных деяний, за которые увеличились размеры штрафов, действительно сократилось. При этом возникла проблема, связанная с невозможностью уплатить штраф в полном объеме. Так граждане, привлеченные к административной ответственности за совершение правонарушений, не всегда обладают реальной возможностью уплаты административного штрафа в связи с низким уровнем доходов. Как указывает О. А. Ястребов «необходимо оптимизировать амплитуду штрафов соразмерно тяжести правонарушения»[4]. Необходимо отметить, что размеры административных штрафов в России дифференцируются не только от тяжести проступка (понятие категории правонарушения отсутствует в современной теории административного права, но, например, имеет место в нормах деликтного законодательства Великобритании), но и субъекта правонарушения. Как уже отмечалось ранее, в административно-деликтном законодательстве РФ суммы штрафов для юридических лиц гораздо выше, чем для физических лиц (даже с учетом их должностного положения). Позиция Конституционного Суда Российской Федерации, высказанная в Постановлении «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью – «Маслянский хлебоприемный пункт» от 17.01.2013 № 1-П, фактически, закрепила возможность назначения штрафа ниже низшего предела[5]. В соответствии с Кодексом административный штраф может выражаться в нескольких кратных величинах, например, сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов. Решение законодателя о дифференциации размеров штрафов с учетом кратных величин представляется разумным. Закрепляя в санкциях статей Особенной части КоАП размеры административных штрафов, законодатель, таким образом, оставляет «место для маневров», связанных как с изменениями в экономике (например, инфляция), так и с международно-интеграционными процессами. В целях реализации превентивной роли административных штрафов, целесообразным представляется использование опыта некоторых зарубежных стран, например, Швейцарии и закрепления административного штрафа в сумме кратной процентам от доходов, полученных лицом, привлекаемым к ответственности за совершение административного правонарушения за прошлый отчетный финансовый период, что позволит дифференцировать административную ответственность не только исходя из вида совершенного проступка, но и материального положения правонарушителя. Данное предложение актуально в условиях неравномерной стратификации российского общества. Так, для некоторых категорий граждан размер штрафа в пять тысяч рублей не представляет особой материальной опасности и превентивная цель наказания не достигается, а для других (граждан с низким уровнем дохода, социально незащищенных категорий населения, субъектов социальной опеки) - аналогичный размер штрафа может составлять значительную часть их доходов. Кроме того, данное обстоятельство позволит ужесточить контроль за соблюдение норм налогового законодательства в части отчетов о доходах. Думается правильным, вернуться к вопросу о штрафных баллах, обсуждавшемуся несколько лет назад, закрепив возможность начисления определенных баллов при нарушении правил дорожного движения и учете суммы для последующей возможности лишения физического лица права управления транспортным средством (аналогичная норма действует в Израиле, США, Молдове и др.).
[1] Артѐменко Н. Н. Дифференциация штрафа за корыстные преступления против собственности (1961-2013 гг.) // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 4. С. 23-28
[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ (СЗРФ). 1998. № 31. Ст. 3823.
[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗРФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1. ISSN 1997-292X № 11 (49) 2014, часть 1
[4] Ястребов О. А., Шмелева С. В., Шмелев И. В. Концептуальные вопросы законодательства об административной ответственности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствове- дение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9. Ч. 2. С. 219-221.
[5] По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт»: Постановление Конституционного Суда от 17.01.2013 № 1-П // СЗРФ. 2013. № 4. Ст. 304.
|