Вторник, 26.11.2024, 02:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ст. 128 УК РФ)

В соответствии с Федеральным законом от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1], было внесено ряд существенных изменений. Так, в статье 28 указанного закона, слова «в психиатрический стационар» заменены словами «в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в

стационарных условиях», слова «помещения в психиатрический стационар» заменены словами «госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях». Данные изменения в формулировках коснулись не только положений Закона Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[2] (далее - Закон). В связи с этим, были внесены изменения в наименование и диспозицию статьи 128 УК РФ - с формулировки «незаконное помещение в психиатрический стационар» на «незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в

стационарных условиях».

Основаниями для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, являются наличие у лица психического расстройства и решение врача-психиатра о проведении психиатрического обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление судьи.

Для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, основанием может быть также необходимость проведения психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, установленных законами Российской Федерации.

Процедура недобровольной госпитализации лица, нуждающегося в психиатрическом лечении, установлена нормами гл. 35 ГПК РФ, а также ст. 32-36 закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В соответствии с названными нормами, лицо, помещенное в медицинскую организацию в недобровольном порядке, подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию в определенный временной промежуток (в течение 48 часов) комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной, и госпитализированный не выражает желания остаться в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, он подлежит немедленной выписке.

Возбуждая дело, судья одновременно продлевает пребывание гражданина в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на срок, необходимый для рассмотрения заявления о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке.

Дело рассматривается с участием прокурора, представителя медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, которые подали в суд заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока его госпитализации в недобровольном порядке, и представителя гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке или о продлении срока его госпитализации в недобровольном порядке.

Рассмотрев по существу заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством, судья принимает решение, которым отклоняет или удовлетворяет заявление.

Решение суда об удовлетворении заявления является основанием для госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или продления срока госпитализации в недобровольном порядке гражданина, страдающего психическим расстройством, и дальнейшего содержания гражданина, страдающего психическим расстройством, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в течение установленного законом срока.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях» (ст. 128 УК РФ).

Общественная опасность рассматриваемого состава преступления, заключается в ограничении личной (физической) свободы человека и получении материальных благ. Данное преступление может причинить вред чести и достоинству личности, телесной неприкосновенности в случае применения «мер физического стеснения», а также создавать угрозу здоровью потерпевшего при необоснованном применении лекарственных средств.

Объективная сторона данного преступления выражается в совершении альтернативных действий:

1) госпитализация заведомо психически здорового, страдающего психическим расстройством лица, при отсутствии установленных в законе оснований, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях;

2) незаконное продление пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Состав данного преступления формальный, оно считается оконченным с момента фактического незаконного помещения человека в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, независимо от длительности пребывания потерпевшего в нем, либо с момента незаконного отказа в выписке.

Данное преступление следует отличать от иных преступлений, обладающих внешне сходными признаками (например, от хищения человека либо захвата заложника, с последующим удержанием потерпевшего в здании психиатрической лечебницы без придания ему статуса пациента).

Субъективная сторона состава рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что без законных оснований и (или) с нарушением установленного порядка помещает либо удерживает потерпевшего в психиатрическом стационаре в качестве пациента и желает совершить эти действия.

Обычно субъектами данного преступления выступают лица, в должностные обязанности которых входит принятие решения о недобровольной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (дежурный врач приемного отделения психиатрического стационара, лечащий врач госпитализированного лица, врач, оказывающий неотложную помощь). В случае принятия и исполнения решения о госпитализации неправомочными лицами (медсестра, фельдшер), они также подлежат уголовной ответственности по ч. 1 ст. 128 УК РФ.

В отличие от ч. 1 по ч. 2 ст. 128 УК РФ, субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо, непосредственно не участвующее в принятии решения о госпитализации либо в его исполнении, однако, в силу занимаемой должности, наделенное полномочиями влиять на принятие решения о принудительной госпитализации либо оставлении излечившегося лица в медицинской организации (руководитель стационара, главный врач, заведующий отделением, председатель врачебной комиссии и др.).

В части 2 ст. 128 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие признаки:

использование субъектом преступления своего служебного положения. В этом случае преступление совершается с использованием своего служебного положения, то есть деяние осуществляется человеком, наделенным организационно-распорядительными функциями и использующим свои полномочия вопреки интересам службы. Это могут быть главный врач психиатрического стационара, врач-психиатр, должностные лица органов здравоохранения, осуществляющие госпитализацию заведомо здорового человека или больного, не нуждающегося в стационарном лечении;

причинение по неосторожности смерти человеку или иных тяжких последствий. Наступление по неосторожности смерти потерпевшего может быть связано, как с применением лекарственных препаратов или процедур, которые были противопоказаны потерпевшему, так и с другими обстоятельствами (самовольным применением большой дозы лекарственных препаратов, самоубийством потерпевшего, психической травмой и т.д.).

Потерпевшим от незаконного помещения человека в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, выступает любое физическое лицо, как психически здоровое, так и нуждающееся в психиатрическом лечении (например, лицо, страдающее психическим расстройством, однако не нуждающееся в госпитализации). Помещение в психиатрический стационар с отступления от установленного порядка психически нездорового лица, нуждающегося в госпитализации, формально содержит признаки состава преступления, предусмотренного ст. 128 УК РФ. Однако представляется, что вопрос об уголовной ответственности лиц, совершивших такое деяние, должен решаться с учетом положений ч. 2 ст. 14 (малозначительность содеянного) либо ст. 39 (крайняя необходимость) УК РФ.

Мотивы преступления могут быть различными, при этом нередко совершение этого преступления сопряжено с извлечением прибыли, как для себя, так и для третьих лиц, так и по найму.

Приведем пример, похищение Л. было тщательно спланировано. К совершению преступления были привлечены работники полиции, чтобы придать видимость законности совершения действий в отношении потерпевшего. Был подыскан психиатрический стационар с такими условиями содержания больных, которые бы исключали возможность побега Л.

Изначально группой преследовалась цель сломить психическое сопротивление потерпевшего и получить от него письменное разрешение на продажу дома и земельного участка, и эта цель была ими достигнута.

В обосновании виновности Д. в преступлении, предусмотренном ст. 128 УК, суд сослался на показания свидетелей, длительное время близко знавших потерпевшего Л., о том, что он каким-либо психическим расстройством не страдал, что подтверждалось имевшимися в деле справками наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что Л. на учете в этих учреждениях не состоял.

Фактические обстоятельства помещения Л. в психиатрический стационар прямо указывали на то, что оснований для госпитализации Л. у Д. как заведующей отделением не было.

Так, Л. поступил в стационар под другой фамилией, а вместе с Л. в одну палату были помещены лица, охранявшие его[3].

Спорным в науке уголовного права остается вопрос о незаконном удержании пациента в медицинской организации, специализирующейся на оказании психиатрической помощи в стационарных условиях, в случае если после прохождения курса лечение человек выздоровел либо подлежит переводу на амбулаторное лечение. Разногласия во мнениях ученых возникли по той причине, что в диспозиции ст. 128 УК РФ говорится лишь о незаконной госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, тогда как о возможных случаях необоснованного удержания гражданина в психиатрическом стационаре законодатель умолчал.

Так, по мнению Л.Л. Кругликова и Л.В. Иногамовой-Хегай, удержание в психиатрическом стационаре полностью излечившегося от психического расстройства человека не охватывается исследуемой уголовно-правовой нормой. Такого рода общественно опасные деяния ученые предполагают квалифицировать как незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) или должностное преступление[4].

Другие специалисты, напротив, полагают, что понятие помещения в стационар следует понимать расширительно, как незаконное нахождение в нем, в том числе, и при превышении сроков пребывания, которое по характеру причиняемого вреда не отличается от незаконной госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях[5].

Исходя из позиций исследования А.Г. Блинова, «...нынешняя редакция диспозиции ст. 128 УК РФ не позволяет безапелляционно ответить на обсуждаемый вопрос, в то же время следует считать справедливой позицию последней группы авторов. По характеру и степени общественной опасности незаконное удержание пациента в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, не отличается от принудительной госпитализации»[6].

Мы согласны с вышеуказанными позициями авторов, однако требуется некоторое уточнение ряда позиций. Прежде всего, необходимо уточнить данный состав применительно к корыстной составляющей: во-первых, госпитализация в психиатрический стационар, в соответствии с законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», является законным основанием для лишения свободы человека; во-вторых, незаконное продление срока пребывания в психиатрическом стационаре, оказывающем психиатрическую помощь в стационарных условиях, в нарушение порядка установленного законом; в-третьих, незаконное продление пребывания в психиатрическом стационаре способствует получению главным врачом материальных благ либо от содержания в вышеуказанном медицинском учреждении, либо совершению сделок с имуществом и правом на имущество (признание недееспособным, срыв важной сделки, получение престижного места работы).

Санкции ст. 128 УК РФ предусматривают наказания в виде: ограничения свободы на срок до трех лет, принудительные работы на срок до трех лет, лишение свободы (ч. 1 ст. 128 УК РФ), лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В указанной санкции статьи не указан минимальный размер наказания.

Проведенный правовой анализ в сфере прав лиц с психическими расстройствами выявил в этой сфере комплекс проблем, характерных, как для всего правового пространства и правоприменительной деятельности, в частности, отражающих состояние законности в целом, так и для рассматриваемой сферы, а именно:

фрагментарность и бессистемность в разработке законов;

слабая прогностическая оценка последствий принятия законов;

частное внесение изменений в действующие законы;

несогласованность между различными законодательными актами;

нечеткость формулировок норм законодательства;

- практика конструирования так называемых отсылочных норм, адресующих к подзаконным актам или к нормам других законов, в свою очередь, таких норм не содержащих.

Таким образом, в процессе оказания гражданам психиатрической помощи возникают правовые отношения, нуждающиеся в законодательном регулировании. Определяющим в этих отношениях является то обстоятельство, что психические расстройства нарушают социальное функционирование личности, а нередко полностью лишают ее способности к принятию осознанных решений и целенаправленному поведению, в некоторых случаях оно может быть опасным как для пациента, так и для окружающих. В этой связи, психиатрическая помощь в ее различных видах связана с возможным ограничением личной свободы пациента и применением недобровольных мер с использованием корыстной составляющей.

В связи с изложенным, необходимо более детально раскрыть диспозицию статьи 128 УК РФ, которая может быть сформулирована следующим образом:

Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, то есть незаконная госпитализация в психиатрическое лечебное учреждение лица, заведомо не нуждающегося в этом, а также незаконное продление срока пребывания в нем, на основании поставленного заведомо ложного диагноза.

В настоящее время оказание психиатрической помощи в условиях стационара, является то обстоятельство, что в руках психиатров сосредотачивается очень большой объем почти никем не контролируемой административной власти над людьми; а решения, принимаемые врачами- психиатрами, могут повлечь наступление для госпитализированного лица негативных правовых последствий в виде нарушения его личной свободы, утраты имущества и/или права на имущество.

 

[1] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ.

[2] О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1.

[3] Тютюнник И.Г. Психическое здоровье как объект уголовно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина / Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: мат-лы Междунар. научно-практич. конф. (Москва, 14 ноября 2013 года). В 3-х частях. Часть 1 (теоретические предпосылки). М.: Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, 2013. С. 407.

[4] Уголовное право России: Часть Особенная / отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 1999. С. 103; Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. М., 2005. С. 69.

[5] Красиков А.Н. Преступления против личности. Саратов. 1999. С. 100; Тяжкова, И. Незаконное помещение в психиатрический стационар. Уголовное право. - 2002. № 3. С. 52; Российское уголовное право: курс лекций. Т.3.; Преступления против личности. А.И. Коробеева. Владивосток, 2000. С. 309.

[6] Блинов А.Г. Учение об уголовно-правовой охране прав и свобод пациента: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2014. С. 485.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (04.07.2017)
Просмотров: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%