В качестве основы современного понимания сущности предупреждения преступлений и иных правонарушений может быть использован подход к профилактике деяний коррупционной направленности, отраженный в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[1]. В ст. 1 п. 2 этого закона понятие «противодействие коррупции» определено, как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по трем направлениям:
а) предупреждение коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
В этом определении несложно увидеть аналогию с положениями п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», определяющего понятие «противодействие терроризму», - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Аналогичный подход был проявлен законодателем и при принятии
Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Предупреждение рассматриваемой группы преступлений, несмотря на все принимаемые меры, остается еще недостаточно эффективным, поскольку уровень данных преступлений не снижается, а имеет тенденцию к росту. В связи с этим возникает необходимость в разработке системы комплексных мер по предупреждению преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив.
Понятие «предупреждение преступности» широко используется в юридической литературе. В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов определяют предупреждение преступности как многоуровневую систему мер и осуществляющих их субъектов, направленную на выявление и устранение, ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий[2].
Сходное определение содержится в одной из фундаментальных работ по предупреждению преступности: «Предупреждение преступности -
многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление, или нейтрализацию причин и условий преступности»[3].
Думается, что данное определение можно использовать и при рассмотрении проблем предупреждения конкретных преступлений.
Применительно к предупреждению рассматриваемой группы преступлений, можно предложить следующую дефиницию: предупреждение преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив - это комплексная система мер, направленных на ослабление и устранение причин и условий, способствующих совершению рассматриваемой группы преступлений.
Данная система, по нашему мнению, должна включать:
а) субъектов предупреждения;
б) взаимодействие этих субъектов (как друг с другом, так и с субъектами более общих систем);
в) объект предупреждения (конкретная группа преступлений);
г) внедрение комплексных, государственных профилактических программ;
правовое, ресурсное, социально-экономическое обеспечение предупредительной деятельности.
Для достижения системой своей цели она должна отличаться гибкостью, то есть постоянно совершенствоваться в зависимости от уровня, структуры и динамики рассматриваемой группы преступлений, а также с учетом процессов, происходящих в обществе, в экономической, социальной и правовой сферах.
Система предупреждения преступлений включает предупредительные меры общесоциального и специального (криминологического) характера.
Рассмотрим каждый из этих уровней применительно к деятельности по предупреждению преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив.
Общесоциальное предупреждение рассматриваемой группы преступлений, как и иных корыстных преступлений, реализуется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политической, духовной, семейнобытовой и других сферах.
В социальной сфере - это меры, направленные на стабилизацию социальных процессов, устранение резкого социального расслоения общества, поддержку малоимущих граждан и др.
Позитивные социально-экономические преобразования, направленные на совершенствование общественных отношений в России, так или иначе, способствуют снижению криминогенного потенциала в стране, а значит, способны повлиять на улучшение ситуации в предупреждении корыстных похищений человека. Логика криминологических взаимосвязей проста: улучшаются экономические отношения - укрепляется социальная стабильность - нормализуется психологический макро- и микроклимат - снижается рост корыстных похищений человека[4].
В системе мер общесоциального предупреждения рассматриваемой группы преступлений особое место занимают информационные меры.
Право на получение информации закреплено в Конституции России (ст. 29). Указанная статья имеет большее число ограничений, чем другие. Это не случайно - свобода мысли и слова не может быть абсолютной. В общих чертах ограничения сформулированы в статье 55 Конституции России. Кроме того, ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ предусматривают меры наказания за публичные призывы к национальной вражде, насильственному захвату власти и т.д.
Гарантиями осуществления данного права является то, что оно не просто декларируется, но создаются возможности его реализации. Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» предполагает предоставление возможности публично заявить о своем мнении, Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» предполагает гарантии свободы получения информации для каждого. Запрет цензуры означает, что не может быть лиц, надзирающих за работой средств массовой информации, обладающих правом запрещать распространение какой- либо информации.
Ограничения существуют только для информации конфиденциальной, для сведений, составляющих государственную тайну, перечень которых определяется федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».
В статье 8 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» раскрыто содержание такого принципа деятельности полиции, как открытость и публичность. В части 1 ст. 3 ранее действующего Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» среди принципов, в соответствии с которыми строится деятельность милиции, назывался подобный принцип - гласность. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что открытость и прозрачность деятельности полиции будут способствовать восстановлению доверия к ней у граждан.
При этом указаны пределы открытости деятельности полиции - деятельность является открытой в той мере, в какой это:
- не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных
правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите
государственной и иной охраняемой законом тайны;
- не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.
Широкая информация об успешном раскрытии рассматриваемой группы преступлений, ее оперативное и достоверное доведение до населения несут в себе мощный стимул предупреждения. К этому должны быть активно привлечены телевидение, радио и другие средства массовой информации.
Передовой опыт предупреждения рассматриваемой группы преступлений показывает, что криминологическая информация о подобных общественно опасных деяниях должна быть своевременной, доступной и целенаправленной. Информация о рассматриваемой группе преступлений должна обладать полнотой и конкретным содержанием, при этом должна иметься соответствующая прессслужба. «Определить структуру информации - значит найти содержательную и логически правильную классификацию знаний, в которых нуждаются субъекты профилактической деятельности»[5].
Изучение материалов, подготавливаемых для СМИ соответствующим подразделения пресс-службы, позволяет заключить, что информация о рассматриваемой группе преступлений должна включать в себя следующие составляющие:
указание на квалифицирующий признак преступления - корыстный мотив;
данные об условиях и причинах совершения преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив (правовых, экономических, социальных);
сведения о виктимологической предрасположенности потерпевших и их окружении (правовое положение, материальное положение, социальное положение);
психологически-нравственная характеристика личности потерпевшего;
характеристика личности корыстного преступника, совершившего рассматриваемую группу преступлений;
сведения о способах совершения рассматриваемых преступления.
Однако при таком потоке информации возникает вероятность увязнуть в
массиве различных данных.
Для предотвращения избыточности информации о совершении корыстных преступлений против свободы личности, целесообразно создать специализированный Информационно-аналитический центр в структуре МВД России по анализу и обобщению сведений о преступлениях против свободы личности, который будет напрямую передавать конкретную информацию в специализированные пресс-службы.
На Информационно-аналитический центр можно возложить следующие функции:
обучение населения мерам защиты;
выяснение причин, способствующих совершению преступлений против личной свободы;
использование передовых научных достижений и применения эффективных практических мер для предупреждения рассматриваемых преступлений;
систематизация и хранение поступающей информации;
отслеживание периодичности поступления и передачи информации в специализированные подразделения по раскрытию и расследованию рассматриваемой группы преступлений.
Деятельность данного специализированного центра может быть осуществлена только на основе нормативного правового акта, в котором будут прописаны права и обязанности сотрудников, цели и задачи, основные направления деятельности центра, порядок предоставлении и ответственности за предоставляемую в СМИ информацию.
Профессиональное информирование населения об успешных фактах раскрытия и расследования преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив - это эффективное средство предупреждения рассматриваемой группы преступлений. Сотрудники правоохранительных органов должны быть инициаторами распространения информации об успехах в борьбе с преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив, и активно использовать все имеющиеся средства массовой информации.
Среди многообразия общесоциальных мер, применительно к совершению преступлений против свободы личности, представляет определенный интерес правовая пропаганда. Формы и методы правовой пропаганды должны осуществляться на комплексной основе при участии правоохранительных органов, образования, общественности.
Посредством правовой пропаганды одних лиц можно удержать их от совершения рассматриваемой группы преступлений, другим лицам - помочь не оказаться жертвой корыстных преступников.
Особенное значение имеет работа по снижению виктимности населения. В последнее время виктимологическая проблема актуализируется, прежде всего, вследствие роста криминального насилия в нашей стране. «Дело в том, - пишет С.Я. Лебедев, - что государство, долгие годы провозглашавшее лозунг защиты прав человека, а на деле ориентировавшееся в правоохранительной практике на репрессивный контроль над ним, совершенно забыло о своей главной миссии - обеспечении безопасности людей»[6].
Обеспечение безопасности личности от угрозы совершения рассматриваемого общественно опасного деяния означает проведение активной предупредительной работы с потенциальными жертвами и их близкими.
Для того чтобы не стать жертвой рассматриваемой группы преступлений, необходимо знать ряд общих требований:
не афишировать свой достаток и материальное благополучие;
смириться с необходимостью ограничения в своей жизни и жизни членов своей семьи свободы передвижения (наем телохранителей, контроль перемещения членов семьи по мобильному телефону, укрепление входных дверей в квартире, оборудование охранной сигнализацией, выведенной на пульт отделения милиции и т.п.);
внимательнее относиться к своему имуществу;
необходимо при себе иметь надежные средства связи: мобильный телефон и т.д.;
выезжая из дома, необходимо по мере возможности, поддерживать связь со своими близкими[7];
заключать трудовой договор с гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством Российской Федерации;
относиться с осторожностью к предложениям: «заработать много и сразу за границей»;
уведомлять родственников о поездках заграницу, с указанием страны пребывания, юридического адреса работодателя, сроке трудового договора и условиях работы.
В общесоциальном предупреждении рассматриваемой группы преступлений самостоятельную роль выполняют правовые меры. С точки зрения уголовного закона, общепредупредительной мерой должно стать уголовное наказание за совершение рассматриваемых общественно опасных деяний.
Прежде всего, речь идет о неотвратимости наказания. Неотвратимость наказания, как средство общего предупреждения рассматриваемой группы преступлений, означает, что закон запрещает совершение рассматриваемой группы преступлений под угрозой наказания. Влияние неотвратимости наказания на корыстного преступника будет усилено тем, что он сам отбыл наказание и лично убедился в его реальности и суровости уголовного закона.
С учетом личности корыстного преступника, наказание за рассматриваемые общественно опасные деяния должно быть дифференцированным. В одном случае, это участник профессиональной группы, деятельность которой направлена на систематическое извлечение прибыли путем совершения корыстных похищений человека, торговли людьми, использования рабского труда, в другом - лицо, которому в силу социальных и экономических проблем (малоимущие, имеющие на иждивении малолетних лиц, безработных и т.п.) требуются необходимые к существованию материальные блага.
Следует иметь в виду, что наказание - это не главное средство предупреждения рассматриваемых общественно опасных деяний. Основная роль в предупреждении рассматриваемой группы преступлений отводится правовым, экономическим, социальным мерам.
Перейдем к рассмотрению специального (криминологического) предупреждения корыстных преступлений против свободы личности.
Специальное (криминологическое) предупреждение дополняет и конкретизирует общее. Такое предупреждение специализировано, так или иначе последовательно во времени и пространстве, применительно к определенным срокам поведения, к различным сферам общественной жизни[8].
Специальное (криминологическое) предупреждение совершения корыстных преступлений против свободы личности осуществляет преимущественно Следственный комитет Российской Федерации (ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Для предупреждения совершения корыстных похищений человека, торговли людьми, использования рабского труда можно предложить совершенствование подготовки сотрудников уголовного розыска, специализирующихся на противодействии корыстным преступлениям против свободы личности.
Одним из эффективных средств специально-криминологического предупреждения является индивидуальная профилактика. Индивидуальная профилактика осуществляется персонифицировано и направлена на выявление и устранение факторов, непосредственно связанных с поведением, образом жизни, микросредой конкретных лиц, допускающих отклонение от норм поведения, антиобщественные действия, правонарушения преступного характера и способных в силу этого встать на путь совершения преступлений[9].
Объектом индивидуальной профилактики здесь являются негативные элементы личности и среды, строго определенный круг лиц, чей образ жизни свидетельствует о реальной возможности совершения рассматриваемой группы преступлений. Индивидуальная профилактика одновременно воздействует на личность корыстного преступника и на его непосредственное окружение - соучастников преступления. Конечной целью индивидуальной профилактики является предотвращение и недопущение совершения корыстных преступлений против свободы личности.
Особое внимание должно быть обращено на лиц, которые ранее совершали корыстные преступления против свободы личности.
Для предупреждения совершения корыстных преступлений против свободы личности правоохранительные органы должны осуществлять персонифицированный контроль лиц, которые были осуждены не только за рассматриваемое преступление, но и за корыстный или по найму захват заложников, а также других корыстных преступлений против свободы личности.
Потенциальных корыстных преступников можно выявить, руководствуясь следующими данными о лицах: а) о судимости в прошлом за рассматриваемые преступления; б) о ранее задерживаемых по подозрению в корыстном похищении человека, торговле людьми, использования рабского труда, чья вина по различным причинам не была доказана; в) о соучастниках преступления, предусмотренного ст.ст. 126, 1271, 1272, 128 УК РФ; г) о высказывающих намерение совершить корыстное преступление против свободы личности.
После выявления данных лиц, склонных к совершению корыстных преступлений против свободы личности, их целесообразно ставить на специальный профилактический учет. Профилактический учет применительно к корыстному преступнику предполагает применение методов воздействия, а именно: непосредственные и опосредованные. Непосредственный метод состоит в том, что на корыстного преступника оказывают воздействие только органы внутренних дел, опосредованный - через общественность, близких родственников, друзей и т.д.
Осуществляя предупреждение корыстных преступлений против свободы личности, в каждом конкретном случае надо учитывать меру возможности реального удержания потенциальных корыстных преступников от совершения преступлений против свободы личности.
Среди корыстных преступников есть и такие лица, которых можно было бы удержать от совершения рассматриваемой группы преступлений. Для них даже небольшой риск разоблачения и назначения наказания за совершение рассматриваемой группы преступлений стал бы сдерживающим фактором.
Удержание людей от совершения рассматриваемых общественно опасных деяний - задача сложная и многогранная, причем обусловлена она не отсутствием реальных возможностей осуществления предупреждения рассматриваемой группы преступлений. Такие возможности есть всегда. Задача состоит в том, что нужно определить условия, при которых эти возможности могут быть успешно реализованы.
Следующий аспект специального (криминологического) предупреждения корыстных преступлений против свободы личности - криминологическая экспертиза причин и условий совершения преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив. Она представляет собой изучение данных общественно опасных деяний, в ее рамках проводится анализ, дается оценка ее предмета - правовых, экономических, социальных, и иных причин и условий, с целью определения их возможного влияния на корыстного преступника.
В процессе проведения криминологической экспертизы по рассматриваемой группе преступлений появляется необходимость участия не только криминологов, но и психологов, социологов, экономистов.
По результатам исследования составляется объективное экспертное заключение, представляющее собой научно-обоснованные криминологические рекомендации и практические предложения, реализация которых способствует криминологическому предупреждению преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив.
В полном объеме вся система специального предупреждения преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив не сформирована. Предупреждение совершения корыстных преступлений против свободы личности, может быть эффективным в том случае, если будет вся совокупность криминологических мер, с помощью которых можно повлиять на внутренние факторы, способствующие совершению рассматриваемой группы преступлений.
Особенное значение для предупреждения корыстных преступлений против свободы личности имеет взаимодействие государственных структур друг с другом с целью профилактики преступных посягательств. Оно осуществляется в следующих основных формах:
- изучение и распространение положительного опыта, в том числе, международного в раскрытие и расследование преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив;
- разработка и осуществление согласованных планов для эффективного взаимодействия;
- координация действий между структурами;
- обмен статистической информацией о совершении преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив;
- взаимное оказание помощи и обеспечение безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив;
- анализ полученной информации в сфере преступлений против свободы личности, содержащих в своей структуре корыстный мотив с использованием автоматизированных информационных систем и выработки адекватных совместных и согласованных решений на основе полученных данных.
В целях совершенствования предупреждения совершения корыстных преступлений против свободы личности предлагается:
разработать новую систему контроля по предупреждению рассматриваемой группы преступлений. Эта система должна содержать целевые федеральные и региональные программы по предупреждению корыстных преступлений против свободы личности;
б) оптимизировать подготовку сотрудников Аппаратов уголовного розыска, специализирующихся на противодействии совершению корыстных преступлений против свободы личности;
в) подготовить и распространить среди населения памятки-рекомендации гражданам о том, как не стать жертвой корыстного преступления против свободы личности;
г) создать единые банки данных о корыстных преступниках, совершивших преступления против свободы личности;
д) усилить взаимодействие между подразделениями по обмену опытом в раскрытие и расследование рассматриваемой группы преступлений;
е) ввести криминологическую экспертизу корыстных преступлений против свободы личности.
Предложенные меры позволят перейти на новый уровень организации взаимодействия между структурами и добиться положительных результатов в предупреждении рассматриваемой группы преступлений.
[1] Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) // СПС Консультант Плюс. 2013.
[2] Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2002. С. 279.
[3] Теоретические основы предупреждения преступности / Ю.М. Антонян, А.Э. Жалинский, В.К. Звирбуль, В.В. Клочков и др.; отв. ред.: В.К. Звирбуль, В.В. Клочков, Г.М. Миньковский. - М.: Юрид. лит., 1977. С. 30.
[4] Оганян Р.Э. Криминологическая теория и практика предупреждения преступлений, связанных с похищением людей: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 217.
[5] Блувштейн Ю.Д. Профилактика преступлений / М.И. Зырин, В.В. Романов. Минск: Университетское издательство, 1986. С. 84.
[6] Лебедев С.Я. Криминологическая безопасность личности, общества, государства / Правовая наука на рубеже XXI столетия. Омск, 2000. С. 18.
[7] Тютюнник И.Г. Основные меры по предупреждению похищений человека из корыстных побуждений / Право и образование. М., 2009. № 5. С. 169.
[8] Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. - М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М), 1998. С. 348.
[9] Алексеев А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев. М.: Норма, 2001. С. 40.
|