За совершение правонарушений в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России к административной ответственности привлекаются физические и юридические лица при условии совершения ими противоправного, виновного действия или бездействия, предусмотренного КоАП РФ.
Статьи, предусматривающие административную ответственность за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, в основном содержатся в гл. 18 КоАП РФ «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» (к данной группе правонарушений относится также норма, закрепленная в ст. 19.27 гл. 19 КоАП РФ «Предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета»).
Из современного перечня административных наказаний, закрепленного в части 1 статьи 3.2 КоАП РФ, за административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации КоАП РФ предусмотрено только три вида административных наказаний, а именно:
- административный штраф;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- административное приостановление деятельности.
Хотелось бы обратить внимание на то, что санкции норм КоАП РФ об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за правонарушения рассматриваемой категории, не предусматривают такого вида административного наказания, как предупреждение.
При этом до принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как основной вид административного наказания за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривалось санкциями каждого состава правонарушений в указанной сфере КоАП РСФСР. Применение данного вида административного наказания влечет наступление отрицательных правовых последствий для нарушителя, поскольку последний считается подвергнутым административному наказанию. При совершении другого правонарушения факт применения предупреждения к нарушителю должен быть учтен, что даст возможность применения к нему более строгих мер административного наказания.
Вместе с тем, как отмечалось, за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства данный вид наказания не предусмотрен.
Полагаем, что необходимо законодательно расширить перечень административных наказаний, назначаемых за правонарушения в миграционной сфере, дополнив его такой мерой, как предупреждение.
Это послужит целям индивидуализации подходов к наказанию с учетом характеристики правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих или отягощающих ответственность правонарушителя, а также, в некоторой степени, разрешению проблемы, связанной с взысканием административного штрафа с лиц малоимущих.
В соответствии с положениями ст. 3.3 КоАП РФ, административный штраф и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных наказаний. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Вместе с тем, в ходе сравнительно-правового анализа норм, предусматривающих ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушения режима пребывания на территории Российской Федерации установлено, что КоАП РФ не содержит норм, где административное выдворение дано как самостоятельный, основной вид наказания. Иностранному гражданину или лицу без гражданства не может быть назначено наказание в виде административного выдворения без назначения административного штрафа.
В то же время иностранные граждане и лица без гражданства, нарушающие миграционное законодательство, зачастую неплатежеспособны. В подавляющем большинстве случаев цель административного наказания иностранных граждан и лиц без гражданства может быть достигнута именно административным выдворением за пределы Российской Федерации. Поэтому судьи вынуждены выносить постановления о назначении административного наказания в отношении этих лиц в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы России, заведомо зная, что штраф не будет взыскан[1].
Сложившаяся ситуация подрывает принцип неотвратимости наказания, актуальность которого подчеркивал в своем ежегодном послании к Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин: «Наша главная цель – и об этом мы много раз говорили, все об этом хорошо знают – добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости»[2].
Чтобы устранить имеющиеся противоречия, считаем целесообразным изменить санкции статей КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушения режима пребывания в Российской Федерации, альтернативно предусмотрев административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации в качестве основного наказания, применяемого по решению суда в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
На сегодняшний день в качестве основной меры наказания административный штраф предусмотрен за каждое из правонарушений рассматриваемой категории. Содержание данного вида административного наказания представляет собой денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение[3].
Сущностной характеристикой штрафа является его размер. При этом необходимо отметить, что современная тенденция усиления ответственности за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации применительно к рассматриваемому виду административного наказания выражается в существенном увеличении размеров штрафных санкций.
В настоящее время максимальный размер штрафа, налагаемого на иностранных граждан и лиц без гражданства, составляет семь тысяч рублей, на граждан Российской Федерации за правонарушения рассматриваемой категории также налагается штраф в размере до семи тысяч рублей. Размер штрафа, налагаемого на должностных лиц, может составлять до семидесяти тысяч рублей, размер штрафа, налагаемого на юридических лиц, – до миллиона рублей.
Таким образом, в настоящее время законодателем предусмотрены значительные размеры административного штрафа, налагаемого за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Ранее ужесточение штрафных санкций за правонарушения рассматриваемой категории неоднократно предлагалось исследователями вопроса административной ответственности в данной сфере в целях упорядочения процессов миграции на территории Российской Федерации[4].
Вместе с тем, значительные размеры штрафных санкций, с одной стороны действительно дисциплинируют участников миграционных правоотношений, с другой – являются еще одной из причин неуплаты штрафов правонарушителями.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях исполнение постановления о наложении административного штрафа может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регламентирован ст. 32.2 КоАП РФ.
В соответствии с положениями вышеуказанной статьи КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
При этом, предусмотренные послабления при исполнении административного наказания в виде административного штрафа не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, которым административный штраф назначен одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Так, в отношении указанных лиц не применяется отсрочка или рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа. В соответствии с положениями части 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении законодательно установленного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае назначения административного штрафа иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, в соответствии с положениями КоАП РФ должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Однако в соответствии с положениями КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, не привлекаются.
Вместе с тем, анализ практики реализации административного наказания рассматриваемого вида показывает, что имеется множество случаев неуплаты штрафа в установленный срок. Как показывает судебная практика, выдворяемые за пределы Российской Федерации иностранные граждане не выполняют судебного решения об уплате штрафа, а судебные исполнители не имеют надлежащих возможностей для реального исполнения судебных актов, поскольку эти граждане, как правило, не имеют на территории России имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Как правило, это граждане республик бывшего Союза ССР, ныне суверенных государств. Невозможность взыскать административный штраф с граждан сопредельного государства связана с тем, что механизм такого взыскания не разработан, соответствующих договоров со странами СНГ в этом вопросе не заключено[5].
Обозначенная проблема заслуживает серьезного внимания и дальнейшей научной проработки с целью подготовки соответствующих предложений на уровне правительств стран - участниц СНГ.
Еще одна причина неудовлетворительного состояния взыскания административных штрафов за административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в том, что судебные приставы-исполнители не всегда успевают выполнять эту работу из-за значительной загруженности. Исходя из норм загрузки судебного пристава, на принудительное взыскание административного штрафа по одному постановлению необходимо 8 часов (один рабочий день)[6], в действительности же средняя нагрузка на одного судебного пристава может в разы превышать рекомендованную нормативную загрузку[7].
По данному поводу отечественными учеными-административистами высказываются мнения о том, что для исправления этой ситуации необходимо в разы увеличивать численность службы судебных приставов либо менять метод правового регулирования по принудительному взысканию штрафа с должника[8], поскольку безнаказанность приводит к правовому нигилизму, что наглядно проявляется в циничном игнорировании установленных государством правил поведения[9].
В заключение необходимо отметить, что миграционные отношения слишком сложны и последствия их далеко не однозначны, следовательно, они не поддаются упорядочению только лишь путем ужесточения штрафных санкций. Поэтому в целях повышения эффективности контроля со стороны государства над миграционными процессами, а также решения проблемы взыскания административных штрафов за административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации необходима дальнейшая законопроектная работа государства в данной сфере регулирования. При этом проблема исполнения административного наказания в виде административного штрафа за правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации требует дальнейшей научной проработки как в теоретических, так и в прикладных исследованиях.
[1] Катаева О.В. Административная ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. 2007. С. 87.
[2] Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентноспособной» // Российская газета. 2002. 19 апр. (№ 71).
[3] Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: Норма, 2004.
[4] Сизов И.Ю. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в реализации миграционной политики Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004; Кондаков А.В. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004; Герасименко Ю.В. Проблемы административной ответственности иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации // Актуальные проблемы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: материалы всерос. науч.-практ. Конф. (1 июня 2004 г.) / под общ. ред. Ю.П. Соловья. Омск: Омский юридический институт, 2004; Сощенко Н.Н. Административно-правовой механизм управления иммиграционными процессами в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук. Хабаровск, 2004.
[5] Дугенец А.С. Вопросы уплаты административного штрафа // Юрист. 2004. № 10.
[6] Постановление Минтруда РФ № 60, Минюста РФ № 1 от 15.08.2002 «Об утверждении Норм нагрузки судебных приставов» // Бюллетень Минтруда Российской Федерации. 2002. № 9 (Постановление).
[7] Основные результаты деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2011 году// URL: http://www.fssprus.ru/otchet_doklad_9.
[8] Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2.
[9] Якимов А.Ю. Проблемы исполнения постановлений о наложении административного штрафа и пути их решения // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л.Л. Попов и М.С. Студеникина. М.: Юрист, 2004. С. 284.
|