Воскресенье, 24.11.2024, 22:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Особенности исполнения постановления о наложении административного штрафа

Исполнение постановлений - заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. На стадии исполнения завершается производство, исполняются принятые по делам постановления, решения. Исполнение постановления можно разделить на два этапа - добровольное исполнение и принудительное исполнение.
На первом этапе исполнение постановления осуществляется лицом, привлеченным к ответственности. На втором - исполнение постановления (решения) совершается судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Для каждого вида административных правонарушений есть свои тонкости в приведение их в исполнение. Но прежде чем подробно рассматривать то, как происходит исполнение административного наказания в виде штрафа, хотелось бы упомянуть об общих принципах исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, поскольку на основе данных правил строится вся система исполнения административных видов наказания. Об этом указано в главе 31 КоАП РФ.

Стадия исполнения условно делится на несколько этапов. Это возбуждение дела и доведение постановления до сведения нарушителя, если нет документа, подтверждающего ознакомление нарушителя с принятым постановлением или решением; разрешение таких вопросов как, отсрочка, рассрочка, приостановление или прекращение исполнения постановления. Второе - обращение постановления к исполнению, а именно возбуждение дела об исполнительном производстве и направление постановления в орган, должностному лицу, которые уполномочены приводить постановления, решения в исполнение. Третий этап: приведение в исполнение постановления (решения), и четвертый: окончание исполнения постановления (решения).

Итак, согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после: истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если оно также не было обжаловано или опротестовано (исключение: если решением отменяется вынесенное постановление); немедленно после вынесения, не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту (исключение: если решением отменяется вынесенное постановление). И именно в данный период, когда постановление вступило в законную силу, оно становится обязательным для исполнения всеми органами и должностными лицами, гражданами (их объединениями), а также юридическими лицами. Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, должностное лицо или орган, вынесший постановление. В том случае, если постановление не было обжаловано в установленные законом сроки, оно направляется в орган, уполномоченный приводить его в исполнение.

Особенно хотелось бы отметить ст. 31.5 КоАП РФ, в которой предусмотрена отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания, в частности административного штрафа, при наличии обстоятельств, делающих невозможным исполнение в установленные сроки. В данном случае исполнение постановления может отсрочиться на срок до одного месяца. А с учетом материального положения лица, которому назначен административный штраф – уплата может быть рассрочена в период до трех месяцев. Пример из судебной практики мирового судьи г. Иркутска: «В связи с тем, что Предприятие является убыточным, учитывая его сложное финансовое положение, что подтверждается Бухгалтерским балансом за 2012 г, Отчетом о финансовых результатах за 2012 г., возможность уплаты штрафа единовременным платежом назначенного Постановлением мирового судьи штрафа в размере 70 000 руб. отсутствует. Суд, рассмотрев все обстоятельства дела, приходит к выводу, что заявление защитника о рассрочке уплаты административного штрафа подлежит удовлетворению».[1]

Если лицо, является несовершеннолетним и не имеет самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или законных представителей. В ст. 31.6 КоАП РФ указана возможность приостановления исполнения постановления в случае вынесения протеста на вступившее в законную силу постановление, о чем выносится соответствующее определение. В ст. 31.9 КоАП РФ установлены сроки давности исполнения постановления о назначении административных наказаний. 2 (два) года после вступления в законную силу – это тот срок, после которого постановление не подлежит исполнению, если в течение данного времени оно не было исполнено.

Порядок исполнения постановлений о наложении административного штрафа подробно указан в ст. 32.2 КоАП РФ. В настоящее время увеличены сроки уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности. Предпринятые меры, по мнению законодателей, должны стимулировать нарушителей к уплате административных штрафов. «В 2013 году вдвое с 30 до 60 дней - увеличен срок, в течение которого организации, предприниматели и граждане должны уплачивать административные штрафы. Данный срок исчисляется со дня вступления в силу постановления о наложении штрафа. С 3 до 10 суток увеличен срок, в течение которого постановление об уплате штрафа направляется судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения. Срок, который пристав может устанавливать должнику для добровольного исполнения, теперь будет строго фиксированный - 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства».[2] Для граждан за неуплату штрафа в срок, наряду со штрафом в двойном размере и административным арестом, теперь предусмотрен еще один альтернативный вид наказания - обязательные работы. Граждан, уклонившихся от исполнения наказания, смогут лишать специального права (права управления автомобилем, права на ношение оружия и др.), если санкция за совершенное ими правонарушение предусматривала такой альтернативный вид наказания.

Чем же законодатель объясняет такие изменения в сроках? Очень часто уведомления о материальной ответственности запаздывают. По данной причине человек, готовый честно и добровольно понести ответственность за свой проступок, не может этого сделать.

Можно сделать вывод, что увеличение сроков оплаты административного штрафа – это верный способ на пути решения данной проблемы, когда гражданин по уважительной причине просто не успевает выполнить обязанность по уплате административного штрафа.

Сумма денежной санкции вносится (перечисляется) физическим лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк, иную кредитную организацию либо платежному агенту (банковскому платежному агенту). Информация о получателе платежа указывается в постановлении. После уплаты административного штрафа, необходимо предоставить в суд или должностному лицу, которое вынесло соответствующее постановление о назначении административного наказания, документ подтверждающий оплату административного штрафа. В ином случае будет запущена процедура принудительного взыскания, и в десятидневный срок постановление с соответствующей пометкой о неуплате будет направлено судебному приставу-исполнителю.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечет наложение также административного штрафа, но уже в двойном размере суммы неуплаченной санкции и не менее тысячи рублей, либо административный арест до пятнадцати суток. Здесь может послужить примером постановление Верховного суда РФ, где «ООО «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 12 - 36). В установленный законом срок ООО «Водоканал» не уплатило указанный административный штраф, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ». Размер административного штрафа был увеличен вдвое. Данное деяние признается уже самостоятельным административным правонарушением».[3]

Обратимся к статистике. «По данным ФССП в первом квартале текущего (2013) года приставам поступило 4,6 млн. постановлений о взыскании штрафов на общую сумму 75,3 млрд. рублей. Всего за три месяца приставам пришлось взыскивать 9,5 млн. административных штрафов суммарно потянувших на 89 млрд. рублей. В 2012 году из 50 млн. исполнительных производств, которые были в ведении судебных приставов, почти 20 млн. составили взыскания штрафов. Причем три четверти из них были штрафы по линии ГИБДД». Важно отметить, что поправка по сроку оплаты штрафа имеет обратную силу, поэтому она распространятся на тех, кому он был выписан с 10 апреля 2013 г».[4]

Зачастую к проблемам, которые относятся к неуплате административных штрафов за дорожно-транспортные правонарушения, относятся следующие причины: забывчивость лиц, в отношении которых вынесены постановления о наложении административных штрафов; технические причины, из-за не поступления сведений из финансово-кредитных учреждений об уплате административных штрафов в соответствующие подразделения ГИБДД; незаконное бездействие должностных лиц отделов административного законодательства ГИБДД по не включению в базу данных сведений об уплате административных штрафов; введение в эксплуатацию работающих в автоматическом режиме специальных технических средств; заочное вынесение обвинительного постановления о назначении наказания в виде уплаты административного штрафа и обращению его к исполнению до ознакомления с ним лица; не вручение постановления о наложении административного штрафа из-за неудовлетворительной работы почты, либо получение постановлением после того, как его заочно обратили к исполнению.

Практически во всех перечисленных случаях было бы целесообразно установить ответственность также и для должностных лиц, которые отвечают за своевременное информирование правонарушителей о необходимости оплаты административных штрафов и лиц, которые обязаны фиксировать факт исполнения оплаты. Дабы они добросовестнее исполняли свои обязанности, так как из - за их халатности страдает лицо, которое и готово было бы понести административное наказание, но не имеет такой возможности по вполне объективным причинам. Что касается технических средств сообщения или средств фиксирующих сам факт правонарушения, то они должны проходить тщательную проверку по жестким критериям их работы. В ином случае нельзя полагаться на их достоверность и следует с осторожностью ссылаться на них в качестве доказательственной базы.

На сегодняшний день остро стоит проблема неуплаты административных штрафов. Десятки тысяч правонарушителей не уплачивают административные штрафы, а значит, не несут административного наказания. «По выводам Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева, реально взыскивается лишь 1/10 наложенных судом штрафов. Безнаказанность правонарушителей создает неприемлемую ситуацию неисполнения законов и настроений вседозволенности».[5]

С учетом последних изменений законодательства действует также новый вид ответственности за неуплату административного штрафа – привлечение к обязательным общественным работам. Срок такой санкции – до пятидесяти часов. При этом правонарушитель, к которому применен данный вид административной ответственности, может работать по два часа в день.

Стоит обратить внимание, что альтернатива замены административного штрафа обязательными работами вызывает неоднозначное мнение как у общественности, так и у самого законодателя. Так, «депутат Г. Гудков отметил, что в соответствии с европейским законодательством принудительные работы запрещены. В ответ на это глава Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В. Плигин заявил, что ст. 2 Конвенции МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» свидетельствует о широкой распространенности такого рода наказаний».[6]

Скорее всего, общественный труд как альтернатива административному штрафу мог бы принести существенную пользу обществу, тем более, если учитывать огромное количество привлеченных к административной ответственности лиц, обязанных уплатить административные штрафы.

Хороший выход в данной ситуации предлагает автор статьи «Обязательные работы или принудительный труд» С. Чаннов. Автор предлагает внести изменения в ст. 3.13 КоАП РФ и указать, что «обязательные работы» могут быть назначены в качестве альтернативы административному штрафу только с согласия лица, привлекаемого к административной ответственности. С. Чаннов считает, что учитывая невысокий уровень материального дохода многих граждан, найдется достаточно желающих заняться общественным трудом вместо уплаты штрафа.

Вполне возможно, что такое решение имеет право на существование. Но с другой стороны, довод о том, что материальное положение физического лица не позволяет уплатить административный штраф можно подвергнуть сомнению. У владельцев автомобилей, нарушивших правила дорожного движения, есть деньги на приобретение автомобиля, на бензин, запчасти для автомобиля, который благополучно проходит технический осмотр. При этом вносится соответствующая плата и водителю выдается разрешение на эксплуатацию транспортного средства. Можно сделать вывод о том, что и денежные средства для оплаты административного штрафа у правонарушителя имеются.

Так же понятно, почему после истечения установленного срока уплаты штрафа ситуация признается законодателем опасной, но не ясно, каким образом противоправность теряет это качество через 2 года, хотя такой срок является довольно значительным с точки зрения возможности уплаты административного штрафа и чаще всего подчеркивает как раз «злостность» неправомерного поведения.

В данном случае противоправность никаким образом, конечно же, не теряет своей силы. Но если в эти два года лицо не имело возможности оплатить штраф по вине соответствующих органов, которые вовремя не доставили постановление или не предоставили необходимые реквизитов для оплаты, то здесь вопрос нужно решать на уровне организации работы этих органов. Необходимо совершенствовать их работу путем изменения сроков или призыву самих должностных лиц к ответственности за недобросовестное исполнение своих обязанностей.

В остальном требования статьи остались прежними. Не изменились также положения, предусматривающие возможность составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.25 КоАП РФ, в случае неуплаты административного штрафа.

Неуплата административного штрафа в срок ведет и другие неприятные правовые последствия для лица, подвергнувшемуся данному административному наказанию. Должник, не уплативший в установленный срок административный штраф, попадает под юрисдикцию судебного пристава-исполнителя, со всеми вытекающими из этого последствиями: запрет на выезд за пределы РФ, наложение ареста на счет, автомобиль, розыск и арест другого имущества, принадлежащего должнику, для дальнейшей реализации в счет погашения задолженности.

Процедура взыскания административных штрафов не имеет существенных отличий от других исполнительных производств и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве». После поступления к судебному приставу исполнительных документов о взыскании денежных средств возбуждается исполнительное производство. При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок до 5 дней для добровольного исполнения. Если по истечении этого срока штраф не оплачивается, пристав выносит постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 7 % от суммы долга, но не менее 500 рублей. Приставом-исполнителем проводится весь комплекс предусмотренных законом мер по принудительному взысканию задолженности. Одним из неприятных моментов для должника является право судебного пристава временно ограничивать должнику выезд за пределы Российской Федерации. О возбужденном исполнительном производстве должник должен быть уведомлен надлежащим образом.

«В соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте. При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее ему имущество».[7]

Что касается работы судебных приставов-исполнителей, она еще не так эффективна. Главная причина, конечно же, в загруженности. Приставы просто не успевают выполнять свою работу из-за многочисленных правонарушителей, которые не оплачивают административные штрафы в срок. «Исходя из норм загрузки судебного пристава, на принудительное взыскание административного штрафа по одному постановлению необходимо 8 часов (один рабочий день). В 2011 г. средняя нагрузка на одного судебного пристава составляла 2108 исполнительных производств, что в 8 раз превышает рекомендованную нормативную загрузку».[8] Понятно, что при таком объеме работ исполнители осуществляют принудительное взыскание формально.

Надо полагать, что для исправления этой ситуации необходимо в разы увеличивать численность службы судебных приставов либо менять метод правового регулирования по принудительному взысканию штрафа с должника, а также увеличить оплату труда самого судебного пристава.

Само окончание производства по исполнению постановления о назначении административного наказания регламентировано ст. 31.10 КоАП РФ. Постановление, в том случае, если оно произведено полностью, с отметкой об исполненном наказании возвращается органом или должностным лицом, производившим его в исполнение, к судье, органу, должностному лицу, которое вынесло данное постановление. В случае же, если исполнение не производилось или произведено не полностью, оно также возвращается к вышеуказанным лицам, вынесшим его, но на основании соответствующего акта, утвержденного вышестоящим должностным лицом. Но нужно отметить, что данное обстоятельство не является препятствием для нового обращения данного постановления к исполнению. Причины, по которым постановление может быть не исполнено или исполнено частично, подробно описаны в ст. 31.10 ч. 2 п. 1, 2, 3.

Делая выводы, можно отметить, что процедура исполнения постановления о наложении административного штрафа подробно описана в законе, который, конечно же, будет претерпевать множество нововведений с учетом изменений в различных сферах применения административного законодательства. Но уже на сегодняшний день мы видим много нового в сроках, тарифах и процедуре исполнения данного вида наказания, что, несомненно, направлено на увеличение его эффективности. Так, вдвое увеличены сроки оплаты административного штрафа, появился строго фиксированный срок, который пристав может устанавливать должнику для добровольного исполнения – 5 суток, до 10 суток увеличен срок, в течение которого постановление об уплате штрафа направляется судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения. При наличии обстоятельств, делающих невозможным исполнение в установленные сроки, предусмотрена отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного штрафа.

Некоторыми авторами в определенных случаях предлагается альтернатива замены административного штрафа обязательными работами. Это имеет смысл, при учете имущественного положения правонарушителя, его условий жизни. Также необходимо установить меры ответственности для самих должностных лиц, если неоплата административного штрафа правонарушителем в срок, происходит по их вине. А для принудительного взыскания административных штрафов, необходимо увеличить штат судебных приставов в связи с их загруженностью. И, возможно, повысить для них ежемесячное содержание, так как на сегодняшний день всем известно, что данный труд оплачивается не слишком щедро. А для повышения эффективности их работы, это будет хорошим стимулирующим средством. Впрочем, как и повышение размеров административных штрафов для правонарушителей.

 

[1]Постановление мирового судьи судебного участка № 17 Свердловского округа г. Иркутска от 02.07.13 по делу № 5-123/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

[2]Кутько О. Порядок уплаты административного штрафа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2013. № 18-19. С. 45-46.

[3]Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.13 г. по делу № 56-АД13-5 // СПС «КонсультантПлюс».

[4]Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 39-45.

[5]Кутько О. Порядок уплаты административного штрафа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2013. № 18-19. С. 45-46.

[6]Чаннов С.Е. Обязательные работы или принудительный труд // ЭЖ-Юрист. 2012. № 29. C. 2.

[7]Кутько О. Порядок уплаты административного штрафа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2013. № 18-19. С. 45-46.

[8]Гараев А.А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 39-45.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.02.2017)
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%