В первой главе данного исследования подробно рассмотрен административный штраф как вид административного наказания, процедура его назначения и исполнения. Были указаны и общие принципы применения административных наказаний в целом. В данной главе мы рассмотрим такой вид наказания как административный арест. Административный арест не так распространен и универсален как штраф. Но данный вид административной ответственности вызывает большой интерес многих юристов. Вопрос необходимости его применения в Российской законодательстве, его гуманности весьма дискуссионный, так как административный арест связан с существенно-негативным вмешательством в свободу личности.
В Российском административном праве административный арест является самой строгой мерой наказания. Он предусматривает ограничение свободы лица, совершившего административное правонарушение сроком до пятнадцати суток. А в чрезвычайных ситуациях до тридцати суток. Согласно ст. 3.9 КоАП РФ нарушитель закона на срок административного ареста содержится в условиях изоляции от общества в специально предусмотренных для этого учреждениях. Данное наказание носит неимущественный характер и обращено на личность нарушителя.
«Административный арест устанавливается исключительно нормами КоАП РФ. Назначение данного вида наказания происходит только в судебном порядке. Это обусловлено необходимостью исключить злоупотребление со стороны должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления и других органов, полномочных составлять протоколы об административных правонарушениях».[1] То есть простой работник полиции (прокуратуры) не могут принять решение изолировать человека от общества на определенный срок. Изоляция человека заключается в помещение его в специальный приёмник, в котором и отбывается весь срок ареста. Протокол об административном правонарушении совершение, которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч.2 ст. 28.8 КоАП РФ). Согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело, по которому за правонарушение может быть применен административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и прочих материалов дела. А если лицо подвергнуто административному задержанию, не позднее 48 часов. Присутствие в зале суда лица, которому грозит наказание в виде административного ареста, является обязательным.
Соблюдение установленных КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях является необходимым условием осуществления правосудия, своевременности охраны прав и интересов участвующих в деле лиц, а также одним из основных показателей, характеризующих работу судей и судов в целом.
Если при подготовке к рассмотрению дела выявляются существенные недостатки протокола и других материалов (составление протокола и материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола; неполнота представленных материалов.), тогда выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Данные недостатки устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения). После их устранения материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями повторно направляются судье, в орган, должностному лицу, от которых они были получены, в течение суток со дня устранения недостатков.
Административный арест назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений, злостно посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и порядок управления. Далеко идущий характер подобных ограничений означает, что они могут быть оправданы только в случае особой необходимости и в целях уважения общественно значимых ценностей.
За многие подобные деяния, возможно, применить в качестве наказания административный штраф. Но, если по каким-либо причинам (особые обстоятельства дела, личность нарушителя), суд посчитает данного наказания недостаточным, то избирается административный арест. Это говорит о том, что судья должен установить, что применение иных мер ответственности нецелесообразно.
Назначение административного ареста к лицу, совершившему правонарушение, применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Они перечислены в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ. При назначении административного ареста также обязательно учитывается характер совершенного правонарушения, степень вины, личность правонарушителя, его индивидуальные особенности, состояние здоровья, имущественное положение, влияние назначенного наказания на условия проживания его семьи. Согласно ст. 3.3. ч. 1 КоАП РФ административный арест устанавливается только в качестве основного вида наказания. В случае совершения административных проступков иностранными физическими лицами соответствующие правовые последствия влечет также и применение наказания в виде административного выдворения.
Закон регламентирует список лиц, к которым административный арест применяться не может. Среди них: к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; лицам, не достигшим восемнадцатилетия; инвалидам 1 и 2 групп; военнослужащим; гражданам, призванным на военные сборы и имеющим специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
Здесь для законодателя представляется необходимым внесение изменений в ч. 2 ст. 3.9. КоАП РФ. Полагаем, нужно дополнить перечень лиц, к которым административный арест применяться не может. К таковым, наряду с вышеперечисленными, должны относиться: одинокие женщины и одинокие мужчины, имеющие на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов; лица, осуществляющие уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста и (или) имеющим на иждивении инвалидов I группы; женщины в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и к мужчины свыше шестидесяти лет.
Согласно ч. 3 ст. 3.9. КоАП РФ, срок административного задержания включается в срок административного ареста. При этом было бы целесообразно ввести дополнение, что исчисление срока ареста следует производить с учетом часов и минут. И срок административного задержания, включаемого в срок административного ареста тоже должен рассчитываться с учетом часов и минут.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ст.27.5 ч. 3 КоАП РФ).
При назначении административного ареста за неуплату административного штрафа в установленный законом срок (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ), учитывается не только финансовая возможность лица, совершившего административное правонарушение, но и другие обстоятельства. Данная мера применяется только в исключительных случаях, когда административный штраф не оплачивается правонарушителем систематически, и назначение в данном случае более мягкого наказания в виде штрафа лишило бы смысла достижения цели-предупреждения совершения новых правонарушений.
Данная ситуация является спорной. Замена административного штрафа административным арестом достаточно жесткая альтернатива для правонарушителя. Тем более, что сама как таковая, эта мера ответственности является неоднозначной в аспекте гуманности по отношению к человеку. Вряд ли, если сумма административного штрафа очень велика, арест сможет восстановить социальную справедливость от ущерба, нанесенного административным правонарушением. А если мала, то стоит ли заменять наказание в виде административного штрафа арестом? Получается, что это нецелесообразно.
Согласно ч. 2 ст. 30.2 КоАП РФ на постановление судьи о назначении административного наказания в виде ареста, можно подать жалобу судье, который обязан направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд в день ее получения. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест, либо подлежит административному выдворению (ч.3 ст.30.5 КоАП РФ).
Данное положение является проблематичным, так как срок равный одним суткам представляется нереальным для рассмотрения жалобы, для назначения и проведения экспертизы, истребования дополнительных материалов, вызова свидетелей. В этом случае было бы целесообразно увеличить данный срок для более детального разбирательства по делу с целью качественного принятия решения. Хотя, этот вопрос тоже сложный, так как срок ареста не приостанавливается, и лицо будет дольше подвержено ограничению свободы. Законодателю необходимо очень внимательно подойти к решению данной проблемы.
Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч.3 ст.30.8 КоАП РФ).
Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления (ч.2 ст.31.6 КоАП РФ). Применение административного ареста не влечет судимости, не является основанием для увольнения с работы.
Санкция в виде административного ареста установлена КоАП РФ за определенные виды правонарушений. К таковым относится потребление наркотических средств или психотропных веществ. Арестом карается также их незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта. Если же всё это производилось с целью сбыта – деяние подпадает под уголовный кодекс. Административный арест назначается также за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией. Получение от этого доходов без личного участия, но и без организации – это проступок. На 15 суток карается оставление водителем в нарушение места ДТП. Причём, в зависимости от вида ДТП – это деяние может быть уголовно наказуемым.
Кстати, ситуация когда административный арест является для правонарушителя более предпочтительным, нежели иное наказание тоже имеет место быть. Особенно в области дорожно-транспортного правонарушения. Примером тому может служить постановление судьи Ленинградского областного суда, где «г. П.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на один год. Гражданин П.Н. подал жалобу, в которой содержится просьба об изменении постановления судьи и о замене наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на административный арест».[2] Но в данном случае оснований для отмены постановления суда и прекращения производства по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Рассматриваемая ситуация говорит о том, что возможность управлять автомобилем для данного правонарушителя намного важнее, чем перспектива претерпеть административное наказание в виде ареста. Но скорее всего это исключение из правил, нежели закономерность, так как абсолютно понятно, что в данном случае лишение права управлением транспортного средства это ущемление свободы передвижения, а возможно и дополнительного заработка. В большинстве случаев административный арест является той мерой наказания, которую правонарушитель стремится избежать.
Также административному аресту в качестве административного наказания подвергаются из-за неисполнения распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Это правило относится к проведению судебных заседаний. Судья может лично применить дисциплинарную ответственность при неподобающем поведении в зале суда. Как правило, это предупреждение или выдворение. В случае же, отказа подчиниться требованию судьи – наступает административная ответственность.
Неповиновение законному распоряжению военнослужащего сотрудника милиции, в связи с исполнением ими их служебных обязанностей – наказывается на 15 суток. Пример из судебной практики Московского городского суда: «Судом установлено, что 19 июля 2013 года около 00 часов 00 минут г. М. оказал неповиновение законному требованию сотрудникам полиции в связи с исполнением ими обязанности по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а именно произвел преднамеренную стоянку на проезжей части дороги с созданием помех для движения транспортных средств. На законные требования сотрудников полиции убрать автомобиль М. ответил отказом. Постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 19 июля 2013 года М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на пятнадцать суток».[3]
Административный арест может быть наложен на лиц, получивших условно-досрочное освобождение из тюрем и колоний, если они нарушают определенные обязанности (например, появление в общественных местах в определенное время суток). А при неоднократном неисполнении – лицо отправляется отбывать остаток срока. За мелкое хулиганство также назначается административный арест. В административном праве это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Срок – до 15-ти суток. Отличие от уголовного хулиганства в том, что уголовное должно проводиться с оружием в руках. В том числе с ножами или палками.
Проведение несанкционированных митингов, в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов наказывается 15-ю сутками, если это помешало персоналу объекта, или угрожало населению и окружающей среде. Демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики тоже наказывается административным арестом. За появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве и в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность следует наложение административного ареста. Ну и побег с места отбывания ареста - карается арестом. Срок 15 суток.
Обычно, максимальный срок ареста – это 15 суток. Однако, в двух случаях он может составить 30 суток, а именно за нарушение режима чрезвычайного положения или в зоне проведения контртеррористической операции.
Обращаясь к истории административного права, нужно обратить внимание, что кратковременный (административный) арест считался наиболее строгим наказанием, чем, например, штрафы, общественные работы и публичные внушения. Но был и не менее строгим, чем тюремное заключение, каторга или даже смертная казнь. «Арест условно считался «пограничной» мерой ответственности между тяжким и маловажным преступлением. В СССР в период с 1922 г. по 1941 административный арест вообще не применялся за административные проступки. Снова введен был в период начала Великой Отечественной войны как исключительная мера ответственности».[4] И, скорее всего, это можно было объяснить положением непростого военного времени. Во весь период своего существования как административного наказания, административный арест, как ни странно, терпит свой расцвет именно с принятием КоАП РФ, государства объявленного правовым, где царит демократия, провозглашается гуманность, везде и всюду ставится на первое место личность. В настоящий момент разрабатывается все больше новых законопроектов с целью расширить перечень правонарушений, за которые будет возможно назначить в качестве наказания административный арест. Наблюдается своеобразная тенденция «криминализации» административной ответственности, что явно противоречит поставленной Президентом РФ задаче «декриминализации» уголовной ответственности.
В законе существенно расширена возможность применения административного наказания в форме административного ареста. Так, санкции 20 составов правонарушений предусматривают наложение административного ареста, причем срок, в соответствии со ст. 20.5 КоАП РФ может быть равен 30 суткам. В итоге получается, что арест как один из видов административных наказаний в современных условиях теряет свою исключительность. При этом в нарушение положений европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также норм Конституции РФ (ст. 46; 45), в нашем законодательстве предусмотрена упрощенная процедура назначения административного ареста. Применение в упрощенном порядке административного ареста, в отличие от правил применения уголовного права, противоречит положениям конвенции «О защите прав человека и основных свобод», так как назначение такого строгого наказания по упрощённой и ускоренной процедуре увеличивает вероятность судебной ошибки и привлечения к административной ответственности лиц не виновных. Необходимо понимать, что гуманизация в области уголовного права не должна противоречить административно-деликтным отношениям и приводить к ужесточению мер административной ответственности.
Назначение административного ареста, действительно, очень серьезная процедура, которая требует соблюдения всех описанных в законе правил, особой внимательности судей. С учетом того, что многое по применению административного ареста уже регламентировано в законе, он все же нуждается в дополнении. Как упоминалось выше, стоит добавить перечень лиц, к которым административный арест применяться не может. Было бы целесообразно ввести дополнение, что исчисление срока ареста следует производить с учетом часов и минут. Нужно пересмотреть альтернативу замены административного штрафа административным арестом, так как нет гарантий, что это будет способствовать восстановлению социальной справедливости после совершенного административного правонарушения.
Возможно, законодателю, в принципе, стоит задуматься о замене данной меры наказания более щадящим. Почему не обратить в сторону воспитания правовой культуры граждан и применять чаще такую меру ответственности за административные правонарушения, как «обязательные работы». Тем более что по сравнению с достаточно неэффективным и унизительным для личности административным арестом, обязательные работы более гуманны, полезны как для правонарушителя, так и для общества в целом. По крайней мере, во многих цивилизованных странах законодатель уже достаточно успешно использует такой вид административной ответственности как «обязательные работы». А в случае, если наказание в виде административного ареста остается в КоАП РФ, то необходимо сократить при этом количество правовых норм, содержащих данную санкцию, и тем самым подтвердить статус ареста как исключительной меры наказания, применяемой при совершении наиболее опасных правонарушений.
[1]Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 480.
[2]Постановление Ленинградского областного суда от 02.04.13 г. по делу № 7-185/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
[3]Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 19.07.13 по делу № 3-356/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
[4]Галлиган Д. Дж. Административное право: история и основные современные тенденции развития. М.: Юрист, 2010. С. 276.
|