Закон предусматривает аккредитацию филиала федеральным органом исполнительной власти, под которым имеется в виду Государственная регистрационная палата при Министерстве Юстиции РФ. Головная организация предоставляет для аккредитации филиалов положение о филиале и другие документы. В положении необходимо указать сведения о филиале: наименование, местонахождение, цели создания и виды деятельности, порядок управления, состав и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, – а также сведения о головной организации: наименование, организационно-правовая форма и юридический адрес. С момента аккредитации филиалу выдается свидетельство на право осуществления деятельности в России (что и является подтверждением допуска к осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности).
Порядок открытия представительства регламентируется Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным Постановлением Совета министров СССР 30.11.1989 г. (в ред. от 11.07.1991 г.). Согласно Положению инофирмы могут открывать свои представительства не иначе, как с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности. Это могут быть следующие органы:
- Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ (ст.51 ФЗ "О Центральном Банке РФ", Приказ от 07.10.97 г. № 02-437 "О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций");
- Министерство иностранных дел РФ выдает разрешения на открытие представительств зарубежных средств массовой информации, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным РФ (ст.55 закона от 27.12.91 г. №2124-1 "О средствах массовой информации");
- Министерство юстиции выдает разрешения на открытие представительств иностранных религиозных организаций (ст.13 Закона от 26.09.97 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Постановление от 02.02.98 г. № 130 "О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций"), при этом статус религиозных объединений на них не распространяется;
- Федеральная авиационная служба РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации на территории РФ (Приказ ФАС России от 05.08.97 г. № 166 "О введении в действие "Инструкции о порядке проведения аккредитации представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, действующих в области гражданской авиации на территории РФ");
- Торгово-промышленная палата РФ выдает разрешения:
на открытие представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей;
иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат (ст.15 Закона от 07.07.93 г. № 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в РФ");
- Федеральная регистрационная служба принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, иных юридических лиц. В соответствии с Приказом Минюста от 19.12.2006 г. №372 "Об утверждении Административным регламентом…".
В соответствующий орган подается письменное заявление, в котором излагается цель открытия представительства, описание деятельности инофирмы, информация о деловых связях с российскими организациями и т.п. к заявлению должны быть приложены документы: устав, выписка из торгового реестра, для банка – выписка из банковского реестра или документ, подтверждающий наличие разрешения на занятие банковской деятельностью – и другие документы, касающиеся деятельности фирмы.
Разрешение выдается на срок не более трех лет. В разрешении указываются цель и условия открытия представительства; срок действия разрешения; количество сотрудников из числа иностранных граждан. Как и филиал, представительство не является юридическим лицом, и ответственность по его обязательствам несет создавшая его компания.
Так, был подан иск о взыскании задолженности за неисполнение договора аренды. Суд первой инстанции удовлетворил иск, предъявленный от имени сингапурской фирмы представительством, находящимся на территории Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.
Все процессуальные документы направлялись судом первой и апелляционной инстанций в адрес представительства без уведомления головного предприятия - сингапурской фирмы.
Кассационная инстанция указанные судебные акты отменила и направила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Суд кассационной инстанции указал, что суды первой и апелляционной инстанций не определили правовой статус иностранного лица, не известили фирму, находящуюся в Республике Сингапур, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражному суду подведомственны споры между юридическими лицами. Представительство согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом не является, поэтому направление в его адрес документов не означает извещение непосредственно самого юридического лица.
Вопросы извещения юридического лица при наличии у него представительства и возможность самостоятельного участия представительства в судебном разбирательстве разрешаются судом в соответствии с Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.98 N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц".
Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ проводит процедуру аккредитации представительства иностранных компаний на территории РФ (п.3 Устава Государственной Регистрационной палаты при Министерстве Юстиции РФ) и ведет сводный реестр представительств иностранных компаний, аккредитованных в РФ (в Палату предоставляются государственными органами соответствующие сведения об аккредитации). Существует точка зрения, что аккредитация – это частный случай выдачи разрешения.
Неслучайно законодатель определил такой порядок допуска представительств к деятельности на территории РФ, так как в данном случае, они становятся уже прямым участником гражданских отношений, что неизбежно влечет к применению иностранного права. Необходимо международного урегулирование ряда вопросов в части осуществления деятельности иностранными юридическими лицами на территории РФ на уровне частного права. Безусловно, на данный момент нормативно-правовая база направлена на защиту интересов российских участников гражданских отношений, исключение разве, что может составить налоговая база решения данного вопроса. И это только потому, что здесь идет речь об исполнении обязательств перед публичной властью (различные соглашения об избежании двойного налогообложения).
|