Современное финансовое право на постсоветском пространстве является динамично развивающейся отраслью права, что сказывается и на постоянном расширении субъектного состава финансовых правоотношений.
К одному из новых субъектов финансового права следует отнести кредитные потребительские кооперативы. На первый взгляд, понятия кооператива и кредитной организации являются малосвязанными. Но это не совсем так. Идея кооперации, возникшая в XIX в., была реализована в области кредитования в конце XIX - начале XX в. В этот период представители некоторых профессий (ремесленники, земледельцы, работники лесозаготовительных и рыболовных промыслов и др.), которым коммерческие банки неохотно давали кредиты по причине малых размеров их хозяйств и отсутствия гарантий возврата, решили объединиться, чтобы направить свои ликвидные средства и сбережения на взаимное кредитование лишь на основе доверия. Идея оказалась удачной, и в Западной Европе система кредитования стала быстро развиваться. Она основывалась на принципах децентрализации и поначалу демократии: во главе каждой так называемой местной кассы находилось правление (состоявшее из профессионалов). В настоящее время сети взаимного и кооперативного кредитования имеют тысячи местных касс в каждой крупной стране1.
См.: ЩербакН.В. Кредитная кооперация // Законодательство. 2001. № 3. С. 46-52.
Само слово «кооперация» заимствовано российским законодателем еще в середине XIX в. Термин имеет греческое происхождение: co — вместе, сообща, взаимно + operari — работать (от oper — работа, труд, произведение).
Ю.С. Крупнов, подчеркивая значение кооперации для развития экономики, утверждает, что кредитная кооперация выступает неотъемлемым субъектом финансовых систем развитых стран, играя немаловажную роль в финансовом, депозитно-кредитном, расчетно-кассовом и ином обслуживании домашних хозяйств[1].
Для того чтобы определить место кредитной кооперации в финансовой системе России, необходимо исследовать развитие кредитных кооперативов в России XIX - начала XX в. Изучение исторического аспекта правового регулирования кредитной кооперации, анализ и систематизация положительных и отрицательных последствий, примененных к кредитной кооперации мер предоставляют возможность современному Российскому государству эффективно воздействовать на отношения в области кредитной кооперации с целью достижения обеспеченности населения востребованными финансовыми услугами. Особого внимания в этой связи заслуживают регуляторы кредитной кооперации (государственные и общественные), определявшие в конечном счете, темпы ее роста и вид кооперативов на рубеже XIX-XX вв.
Представляет интерес позиция Г.И. Панаедовой по вопросу периодизации становления и развития кредитной кооперации и их правового регулирования в России. Так, автор выделяет четыре этапа в истории развития российских кредитных кооперативов в период до 90-х гг. XX в.: 1) с конца 30-х гг. XIX в. до 1895 г.; 2) с 1895 г. по 1905 г.; 3) с 1905 г. по 1917 г.; 4) с 1917 г. по 1935 г.[2]
Первый этап развития кредитной кооперации связан с формированием рыночных отношений в экономике Российского государства, что нашло отражение и в сельском хозяйстве в связи с освобождением крестьян от крепостной зависимости. По мере перехода крестьянских хозяйств к рыночному обмену и возникновению денежных накоплений у освобожденных крестьян появились как потребности в размещении временно свободных денежных средств, так и в кредитовании (получении ссуд) для покрытия затрат на хозяйственные нужды.
В связи с тем, что возникающую у крестьян потребность российские банки не удовлетворяли, считая представителей данного сословия недостаточно платежеспособными, в 1839 г. Министерство государственных имуществ одобрило проект открытия в 5-ти российских губерниях касс для приема вкладов от крестьян и выдачи им ссуд. Данный проект получил развитие после принятия в 1846 г. Закона, определяющего необходимость открывать сберегательные кассы при Приказах общественного призрения, и к началу 1860-х гг. такие кассы были открыты практически во всех губернских городах.
Следующим толчком к развитию кредитных кооперативов послужили реформы 60-70-х гг. XIX в., которые привели к учреждению в 1869 г. двух разновидностей типовых кооперативных уставов: для сельских кредитных кооперативов и для ссудосберегательных касс городского типа.
В 1871 г. был принят Закон, наделявший земства правом учреждать кредитные организации, с 1872 г. кредитным кооперативам (в форме сельских ссудосберегательных товариществ) предоставлялось право получения кредитов в Г осударственном банке.
Благодаря данным мероприятиям количество кооперативов к 1883 г. достигло 1 тыс., однако в дальнейшем по причине нерационального использования ссуд крестьянами денежное кредитование уступило место товарному.
Более приемлемым для российских крестьян оказался новый тип кооператива — беспаевые кредитные товарищества, разрешенные к учреждению в 1895 г. «Положением об учреждениях мелкого кредита»[3], с принятием которого Г.И. Панаедова связывает начало второго этапа развития российских кредитных кооперативов. Данный этап, помимо прочего, характеризуется «фиксацией» наименования кредитных кооперативов — «учреждения мелкого кредита», просуществовавших до 1930-х гг.
В соответствии с п. 1 «Положения об учреждениях мелкого кредита» (далее — Положение), помимо кредитных товариществ, вводились два дополнительных типа учреждений мелкого кредита: «Действие сего положения распространяется на следующие учреждения мелкого кредита: а) кредитные товарищества; б) ссудосберегательные товарищества и кассы; в) сельские, волостные или станичные банки и кассы». Важным является и указание основного назначения учреждений мелкого кредита согласно указанному Положению (ст. 2): «Учреждения мелкого кредита (ст. 1) имеют целью доставление малодостаточным лицам, сельским и станичным обществам, а также товариществам, артелям и другим подобным союзам, действующим на основании утвержденных для них уставов и правил или на основании письменных договоров, — возможности: а) получать на необременительных условиях ссуды для удовлетворения хозяйственных потребностей и б) помещать сбережения для приращения из процентов»[4].
Статьями 4-7 Положения устанавливался перечень источников формирования имущества субъектов кредитной кооперации: «Учреждения мелкого кредита (ст. 1) могут принимать пожертвования, приобретать имущества... кредитные товарищества учреждаются на суммы, ссуженные казною или Государственным Банком под круговое ручательство участников товарищества. Ссудо-сберегательные товарищества и кассы учреждаются на суммы (паи), вносимые членами товарищества единовременно или по частям. Сельские, волостные и станичные банки и кассы учреждаются на суммы, назначаемые для этой цели сельскими или станичными обществами.». Таким образом, одно из различий изложенных видов учреждений мелкого кредита заключается в источнике происхождения средств, за счет которых формируется их капитал.
Статья 13 Положения определяет перечень разрешенных операций: «Учреждениям мелкого кредита предоставляется производить следующие операции: а) прием денежных вкладов; б) заключение займов и в) выдачу, на срок не свыше двенадцати месяцев, краткосрочных ссуд членам или участникам товарищества.уставами сих учреждений может быть разрешаемо производить еще следующие операции: г) выдачу на счет долгосрочных кредитов и займов учреждения. д) выдачу тем же лицам таких же ссуд и из таких же источников под залог недвижимого имущества, принадлежащего заемщику на полной собственности.» и др.
К началу 1904 г. число зарегистрированных учреждений составляло: по ссудосберегательным товариществам — 936, кредитным товариществам — 340.
Новое Положение об учреждениях мелкого кредита[5], принятое в июне 1904 г., ознаменовало начало третьего этапа развития кредитной кооперации. Вводился еще один тип кооперативов — общественные ссудосберегательные кассы, большое число которых образовалось в результате преобразования старых сословных учреждений мелкого кредита в новые.
В соответствии со ст. 1 Положения кредитные кооперативы имели цель способствовать сельским хозяевам, земледельцам, ремесленникам, промышленникам и их объединениям[6]. Общее управление учреждениями мелкого кредита согласно ст. 32 Положения осуществлялось Управлением по делам мелкого кредита Г осударственного Банка.
Особый интерес в вопросе изучения деятельности субъектов кредитной кооперации представляет ст. 9 Положения, которая в числе прочих операций учреждений мелкого кредита так же, как и в Положении от 1895 г., указывает две наиболее важных — «прием денежных вкладов» и «заключение займов». Так, в отношении вкладов Положение устанавливает следующее: «Вклады могут быть принимаемы ото всех лиц и учреждений с выдачей вкладчикам именных документов. Вклады могут быть срочные, бессрочные и условные. Счета по вкладам сохраняются в тайне от посторонних лиц...Общая сумма вкладов и займов не должна превышать в каждом учреждении более, чем в 10 раз, основной капитал учреждения».
Следует отметить, что правительство значительно облегчило функционирование данных учреждений, предоставив им право на освобождение от уплаты государственного промыслового налога, дополнительного налога с капитала и налога с прибыли, освобождение от гербового сбора.
Еще одним нововведением можно назвать и появление в составе отделений Государственного банка в 1909 г. инспекторов мелкого кредита, что, по мнению А.Л. Вычугжанина, полсужило «одним из мощных стимулов в дальнейшем развитии кредитной кооперации в России»[7]. В соответствии со ст. 52-56 Положения об учреждениях мелкого кредита 1904 г. инспекторы обязаны: «1) производить ревизии; 2) оказывать содействие по устройству и заведыванию делами учреждений мелкого кредита; 3) проверять годовые отчеты этих учреждений и составлять годовой отчет о положении мелкого кредита в губернии», а также «.могут созывать чрезвычайные общие собрания и временно устранять от заведывания лиц, принадлежащих к составу управления кредитного учреждения».
В число субъектов кредитной кооперации вошли и земские кассы с правом выдачи ссуд и ведения операций с лицами всех сословий, выступившие связующим звеном между множественными учреждениями мелкого кредита и ставшие по роли, играемой в развитии кредитной кооперации, близкими по статусу к современным саморегулируемым организациям кредитных кооперативов.
В первом десятилетии XX в. число субъектов кредитной кооперации достигало 4 тыс., естественным следствием чего стали объединения учреждений мелкого кредита в Союзы. Как отмечает М.Л. Хейсин, первые попытки создания союзных объединений предпринимаются на рубеже XIX-XX вв. (например, Бердянский кредитный союз в 1901 г.)[8]. Г.И. Панаедова, в свою очередь, указывает на иной год образования первого кредитного союза - 1906 г.[9] Постепенно, по мере роста кооперативного движения, процесс образования кредитных союзов ускоряется. Союзы кооперативов являлись ключевым элементом в системе управления кредитной кооперацией, а одновременно и важным критерием зрелости российской кредитной кооперации.
Необходимо отметить, что с момента возникновения кооперативного движения в России утверждается разрешительный порядок открытия кооперативов: например, для открытия ссудо-сберегательного товарищества требовалось разрешение министра финансов, потребительского общества — министра внутренних дел, а союза кооперативов — Г осударственного совета[10].
Указанный порядок имел существенный недостаток — выдача разрешений затягивалась на длительный срок, при этом значительная часть прошений возвращалась с отказом, в том числе и по политическим мотивам. Политический аспект мог послужить и причиной закрытия санкционированных кооперативов. Так, Л.Е. Файн указывает, что в правовых актах того времени сохранялось право высших чинов закрывать кооперативы «при обнаружении в них чего-либо противного государственному порядку и общественной безопасности и нравственности». Это право нередко использовалось — имели место и случаи смены правлений или отдельных членов, отмены или закрытия собраний кооперативов[11].
Важнейшим практическим шагом в развитии кредитной кооперации, считает А.Л. Вычугжанин, является решение об использовании части собранных сберегательными кассами денежных средств для нужд кредитных кооперативов. В 1910 г. министр финансов В.Н. Коковцов и министр внутренних дел П.А. Столыпин вошли в Г осударственную Думу с представлением о выдаче ссуд в основные капиталы учреждениям мелкого кредита из сумм государственных сберегательных касс и о разрешении обращать на нужды данного кредита некоторые крестьянские общественные капиталы. В июне 1910 г. данная инициатива обрела силу закона, и из сумм Государственных сберегательных касс на выдачи ссуд в основные капиталы учреждений мелкого кредита (кредитных кооперативов) было передано 20 млн руб. Также крестьянским обществам было предоставлено право обращать в средства сословных учреждений мелкого кредита и некоторые крестьянские общественные капиталы. В целях повышения эффективности крестьянских кредитных кооперативов предусматривалось также и оказание им финансовой помощи в образовании специальных капиталов для ведения посреднических операций. Начиная с 1911 г., ассигнования на эти цели ежегодно вносились в роспись государственных расходов[12].
Результатом описанных мер явилось увеличение к 1916 г. числа кредитных союзов до 83. К началу 1917 г. их было около 200. После Февральской революции и принятия Временным правительством положения, установившего явочный порядок образования кооперативных союзов, число кредитных союзов к середине 1917 г. приблизилось к 500, а за вторую половину 1917 года — почти удвоилось[13].
Подводя итог «дореволюционному» (до 1917 г.) этапу развития кредитной кооперации, следует отметить, что за относительно короткий срок, несмотря на сильное административное воздействие органов государственной власти, в России сложился слаженный и эффективный механизм управления кредитной кооперацией, способный обеспечивать выживаемость относительно небольшого, но прогрессивного сегмента рыночной экономики.
Г.И. Панаедова, характеризуя четвертый этап развития кредитных кооперативов, особо обращает внимание на ключевую роль в развитии системы управления кредитной кооперации Совета кооперативных съездов, идея создания которого была одобрена в марте 1917 г. на Всероссийском кооперативном съезде. Результатом данной инициативы стало принятие в августе 1917 г. «Положения о съездах представителей кооперативных учреждений», согласно которому одной из основных причин созыва съездов являлось «выяснение и обсуждение вопросов, касающихся нужд кооперативных учреждений, для разработки и проведения мер, имеющих целью их преуспевание, а равно для представительства их интересов». Постоянно действующим органом съезда являлся Совет Съездов[14].
Как полагает Г.И. Панаедова, в начале этого периода деятельность учреждений мелкого кредита в России следует признать достаточно эффективной, поскольку «процент просроченных ссуд к сумме всех ссуд в ссудосберегательных товариществах не превышал 5%, а в кредитных товариществах составлял всего лишь 0,3%. Годовая прибыль этих учреждений составляла порядка 7% от величины собственного капитала»[15]. Тем не менее, развитие кредитной кооперации на данном этапе практически остановилось, что обусловливалось экономической политикой государства и реорганизацией всей кооперативной системы. Одним из программных пунктов Российской социал-демократической рабочей партии являлась национализация кооперативного сектора, повлиявшая и на учреждения мелкого кредита. Издание 27 января 1920 г. декрета Совета народных комиссаров «Об объединении всех видов кооперативных организаций»[16] привело к ликвидации кредитной и сельскохозяйственной кооперации. Хозяйствующие субъекты из данных сфер сформировали новый вид кооперации — потребительскую. Декрет СНК РСФСР от 27 января 1920 г. «О кредитной кооперации»[17] в п. 1 наделял граждан РСФСР правом создавать кредитные и ссудо-сберегательные товарищества с целью предоставления членам «льготных ссуд на удовлетворение их хозяйственных нужд, для целесообразного объединения денежных средств отдельных членов товарищества для приобретения требуемых в промыслах и хозяйствах членов товарищества инвентаря, материала, сырья».
Переход Советского государства к новой экономической политике характеризуется принятием ряда актов в области кооперации: 7 апреля 1921 г. — Декрет о потребительской кооперации[18], 16 августа 1921 г. — Декрет о сельскохозяйственной кооперации[19]. В связи с тем, что при принятии указанных декретов прекращалось действие ранее принятых актов, в том числе декрета СНК от 13 декабря 1920 г. «О финансировании кооперации», кооперация лишалась финансовой поддержки государства и нуждалась в собственных средствах. По этой причине в 1921 г. были опубликованы постановления ВЦИК «О кассах кооперативных организаций», «О порядке расходования кооперативами денежных средств» и «Положение о средствах кооперации». В соответствии с этими постановлениями разрешалось принимать вклады и займы от учреждений и лиц, осуществлять кредитные операции и выдавать ссуды на выполнение мероприятий, имевших важное народнохозяйственное значение.
Рассматривая вопросы правового регулирования кооперации в период новой экономической политики, нельзя не принимать во внимание основные цели функционирования данного института — поддержка малодостаточных категорий граждан, сельского хозяйства, которые нашли отражение в декрете СНК от 21 декабря 1922 г. «О восстановлении сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности и об организации для крестьянства сельскохозяйственного кредита». Е.В. Дианова, исследуя данный акт, указывает, что организация дешевого крестьянского кредита определялась как «важнейшая задача советской власти», что «...должно было помочь крестьянским хозяйствам получить кредит и правильно распределить средства производства, а также оказать содействие восстановлению и развитию сельского хозяйства всей страны»[20]. Этими обстоятельствами обусловлено принятие в 1922 г. Декрета о кредитной кооперации, установившего назначение кредитной кооперации — улучшение условий для развития сельского хозяйства и кустарной промышленности, подъем сельскохозяйственного производства, а также декрета от 24 августа 1924 г. «О сельскохозяйственной кооперации»[21], которым хозяйствующим субъектам предоставлялось право осуществления основных кредитных операций в форме приема вкладов и выдачи ссуд для хозяйственных надобностей. Кроме этого, в соответствии с п. 6 Декрета о кредитной кооперации кредитным кооперативам было дано право осуществлять торгово-посреднические операции и производственную деятельность. По мнению А.А. Устенко, принятие данного акта свидетельствовало о стремлении придать кредитным кооперативам характер универсальной кооперативной организации[22]. А.В. Степанюк обращает внимание на то, что Декрет о кредитной кооперации не связывал кредитные кооперативы с сельскохозяйственной кооперацией, поэтому они «могли создаваться для удовлетворения хозяйственных потребностей в различных сферах экономической жизни»[23].
Тем не менее, анализируя темпы развития кооперации, законодатель пришел к выводу о необходимости дифференцированного правового регулирования различных видов кооперации в стране. Народный комиссариат финансов СССР в 1926 г. представил проект положения «О кооперативном кредите», которым вводилась система кредитной кооперации, разделенной на сельскохозяйственную и кустарно-промысловую. Каждый вид кооперации требовал специального правового регулирования, учитывавшего специфику деятельности. Так, 7 января 1927 г. было утверждено «Положение о системе сельскохозяйственного кредита»[24], а 18 января 1927 г. вынесено Постановление «Об утверждении положения о кооперативном кредите»[25]. В.В. Невлев связывает подъем кредитной кооперации в период новой экономической политики, ее относительную самостоятельность в указанный период именно с принятием данных законодательных актов[26].
Однако в дальнейшем в развитии отечественной кредитной кооперации наступил спад, связанный в первую очередь с отказом от идей новой экономической политики, внедрением идей индустриализации и коллективизации. Существенное ограничение функций кредитных кооперативов произошло в связи с принятием ЦИК и СНК СССР Постановления от 18 октября 1929 г. «О сельскохозяйственной кооперации и ее работе»[27], согласно которому кредитные кооперативы и их союзы должны были передать производственным кооперативам свои снабженческо-сбытовые функции, оставив за собой только право предоставлять займы сельскохозяйственным производителям. Так, к 1929 г. около 90% кредитов было вложено в колхозно-кооперативный сектор[28]. А.В. Степанюк также указывает на принятие ЦИК и СНК СССР 18 ноября 1929 г. постановления «О реализации краткосрочного кредитования и расчетов в сельскохозяйственной и промысловой кооперации»[29] как одну из мер по упразднению кредитной кооперации. В соответствии с данным Постановлением «краткосрочное финансирование поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд возлагалось на Г осударственный банк СССР, кредитные кооперативы могли предоставлять займы только для поставок продукции в иных целях»[30].
Кредитная реформа 1930 г., по мнению В.В. Невлева, повлекла упразднение системы кредитной кооперации[31]. В указанный период появилась необходимость социалистической перестройки кредитной системы, обусловленная переходом государства к плановой экономике. В.Ф. Гарбузов указывает, что старые на тот момент формы кредитования и расчетов (в том числе и потребительская кооперация) препятствовали планомерному распределению и использованию денежных ресурсов народного хозяйства. Коммерческий кредит к 1930 г. составлял 20% всех оборотных средств государственной промышленности и около 60% всех средств в обороте потребительской кооперации[32].
Постановление ЦИК и СНК от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе» предписывало реорганизовать систему кооперативного кредитования в банковские структуры, преобразовать Центральный сельскохозяйственный банк во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк, который вскоре был ликвидирован с передачей его функций Госбанку. Так, и субъекты кредитной кооперации, и субъекты, обеспечивавшие развитие кредитной кооперации в провинции при новом политическом режиме, были ликвидированы.
Следует отметить, что экономическими реформами в Советском государстве обусловлено и развитие советской финансово-правовой доктрины. Так, в трудах Е.А. Ровинского, хотя и выделен такой элемент советской финансовой системы, как краткосрочный и долгосрочный кредит[33], кредитные кооперативы в числе хозяйствующих в этой сфере субъектов, в отличие от банков и сберегательных касс, не упоминаются[34]. В свою очередь, С.Д. Цып- кин, выделяя кредит в качестве звена финансовой системы СССР[35], относит к числу хозяйствующих субъектов в данном звене только банки[36]. Таким образом, в науке советского финансового права вопрос статуса кредитных потребительских кооперативов не разрабатывался.
Переход России после длительного периода плановой экономики к рыночной привел к радикальным изменениям в системе финансово-кредитного обеспечения реального сектора. Они обусловливаются преобразованиями как в самой промышленности, секторе услуг, так и в банковской системе[37]. Одними из активно обсуждаемых вопросов российской экономической жизни стали активизация развития малого бизнеса, повышение доступности банковских услуг для всех категорий граждан и малых предприятий, повышение уровня доходов малообеспеченных слоев населения[38]. Именно поэтому в условиях перехода на новый тип экономического развития вопрос кредитной кооперации в России, как и столетие назад, стал актуальным.
Современный этап развития кредитной кооперации ученые связывают с концом 80 - началом 90-х гг. XX в. В этот период осуществлялись такие мероприятия, как: банковская реформа 1988-1989 гг., реформа гражданского законодательства, разработка и принятие новой Конституции. Так, В.В. Не- влев характеризует кредитные кооперативы как саморегулируемые и самоуправляемые организации, создаваемые в целях оказания финансовой взаимопомощи за счет собственных средств граждан[39].
Правовое регулирование деятельности данных субъектов в указанный период осуществлялось Законом СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О потребительской кооперации СССР» (с изм. от 7 марта 1991 года № 2015-1)[40] и Законе РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (с изм. от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)[41] (далее — Закон о потребительской кооперации).
В качестве назначения Закона СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI указано на равноправное взаимодействие государственного и колхознокооперативного секторов социалистической экономики, перечисленных в ст. 3 данного акта: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля, общественное питание и другие отрасли производства и социальнокультурной жизни. Закон закрепил основные положения потребительской кооперации в государстве, касающиеся имущества (собственности) кооперативов, принципов их деятельности, членства в кооперативе (порядок вступления в члены кооператива, их права и обязанности), основы хозяйственной деятельности кооперативов, контроль над кооперативами, порядок отчетности.
Особый интерес представляет гл. 5 Закона СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «Кредит и расчеты», устанавливающая особенности правового статуса трех видов кооперативов: а) колхозов (и других сельскохозяйственных кооперативов); б) кооперативов в сферах производства и услуг; в) потребительских кооперативов.
Действие Закона СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI было ограничено (в части, касающейся регулирования потребительской кооперации) в связи с принятием Постановления Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 г. № 3086-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации „О потребительской кооперации в Российской Федерации”» (с изм. от 19 июня 1992 года № 3085-1)[42]. Сам Закон РФ о потребительской кооперации в своей первоначальной редакции содержал новое наименование субъектов потребительской кооперации — вместо потребительских кооперативов они назывались потребительскими обществами.
В настоящее время Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся регулирования потребительской кооперации, сельскохозяйственной кооперации, кооперативов в сферах производства и услуг, садоводческих товариществ и дачных кооперативов в связи с принятием таких законодательных актов, как Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 292-ФЗ)[43] (далее — Закон о сельскохозяйственной кооперации), Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан», Постановление Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 года № 3086-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации „О потребительской кооперации в Российской Федерации”».
Тем не менее, несмотря на разнообразие нормативных актов, регулирующих отдельные сферы кооперации, во время становления кооперации современного Российского государства имели место правовые пробелы в данной отрасли. В.В. Невлев отмечает, что «недостаточная законодательная регламентация отдельных сторон деятельности кредитных потребительских кооперативов, отсутствие унифицированного правового акта порождали финансовые аферы, подвергая сомнению репутацию данного института на рынке микрофинансирования»[44]. Поэтому не подвергается сомнению тезис о том, что и всей отечественной кооперации в общем, и кредитной потребительской кооперации в частности требовался ряд преобразований, направленных на повышение доверия граждан и хозяйствующих субъектов к кооперативам, обеспечение доступности и конкурентоспособности финансовых услуг, предоставляемых кооперативами.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что немаловажной стороной данных преобразований является анализ исторического опыта развития кооперации и его применение к современным отношениям с учетом специфики рыночных отношений в России. Отечественный законодатель пошел по пути дальнейшего реформирования сферы кооперации: внесения изменений в действующие законы, принятие подзаконных актов. Центральное место среди данных мер занимает принятие Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 292-ФЗ)[45], устанавливающего основные положения о создании и функционировании нового вида кооперативов — кредитных потребительских кооперативов, их системе и порядке взаимодействия с органами государственной власти и иными субъектами правоотношений.
Анализируя исторический путь развития и генезис правового регулирования отечественной кредитной кооперации, следует назвать причину постоянства «целевой аудитории», нуждающейся в услугах кредитных кооперативов, не меняющейся на протяжении длительного времени. Этой причиной является неравенство в уровнях доходов и расходов населения, которое порождает у одних потребность в размещении временно свободных излишков денежных средств, а других — в получении чужих денежных средств в пользование на условиях срочности и возвратности.
Однако, если на рубеже XIX-XX вв. создание учреждений мелкого кредита была единственной возможностью для крестьян удовлетворить указанные потребности, в настоящее время кредитные кооперативы выступают только альтернативой банкам, которые предоставляют услуги по кредитованию и приему сбережений практически всем желающим. Поэтому на сегодняшний день ключевым моментом, о котором необходимо вести речь, являются перспективы развития кредитной кооперации в условиях современной российской экономики.
Необходимо также отметить, что наличие специализированных законодательных актов в регулировании кредитной кооперации в России дореволюционного периода, оказание мер государственной поддержки учреждениям мелкого кредита (в том числе со стороны банков) позволяет утверждать, что прообразы современных кредитных потребительских кооперативов являлись субъектами финансового права. В связи с этим одна из задач настоящего исследования заключается в определении места современных кредитных кооперативов в системе российского финансового права и субъектов современных финансовых правоотношений.
[1] См.: Крупнов Ю.С. Кредитные союзы в современном мире // Банковское дело. 2005. № 5. С. 60-64.
[2] См.: Панаедова Г.И. Этапы развития учреждений мелкого кредита в России в 1920 вв. URL: http://www.creditcoop.ru/component/content/article/143-creditcoop/history/138- periods (дата обращения: 02.08.2016).
[3] См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. 15. СПб., 1899.
[4] Положение об учреждениях мелкого кредита от 7 июня 1904 года (Свод Законов, том XI, часть 2, раздел X, Устава Кредитного, по Сводному Продолжению 1912 года). Комментированное / сост. Н.С. Доброхотов. М., 1914.
[5] См.: Положение об учреждениях мелкого кредита от 7 июня 1904 года (Свод Законов, том XI, часть 2, раздел X, Устава Кредитного, по Сводному Продолжению 1912 года). Комментированное / сост. Н.С. Доброхотов. М., 1914.
[6] См.: Сборник по мелкому кредиту / под ред. С.В. Бородаевского. СПб., 1907. С. 1-3.
[7] См.: Вычугжанин А.Л. Кредитная система России в период столыпинских реформ. URL: http://tumentoday.ru/2011/10/19 кредитная-система-россии-в-период-сто / (дата обращения: 02.08.2016).
[8] См.: ХейсинМ.Л. 50 лет потребительской кооперации в России. Пг., 1915. С. 24.
[9] См.: Панаедова Г.И. Этапы развития учреждений мелкого кредита в России в 19-20 вв. URL: http ://www.creditcoop.ru/component/content/article/143 -creditcoop/history/138-periods (дата обращения: 02.08.2016).
[10] См.: Прокопович С.Н. Кооперативное движение в России. СПб., 1908. С. 19.
[11] См.: Файн Л.Е. Отечественная кооперация: исторический опыт. Иваново, 1994. С. 62.
[12] См.: Вычугжанин А.Л. Указ. раб.
[13] См.: ХейсинМ.Л. Указ. раб. С. 25.
[14] См.: Файн Л.Е. Указ. раб. С. 98.
[15] Панаедова Г.И. Этапы развития учреждений мелкого кредита в России в 19-20 вв. URL: http://www.creditcoop.ru/component/content/article/143-creditcoop/history/138-periods (дата обращения: 02.08.2016).
[16] См.: Собрание узаконений рабочего и крестьянского Правительства РСФСР. 1920. № 6. Ст. 37.
[17] См.: Собрание узаконений рабочего и крестьянского Правительства РСФСР. 1922. № 4. Ст. 41.
[18] См.: Собрание узаконений рабочего и крестьянского Правительства РСФСР. 1921. № 26. Ст. 150.
[19] См.: Собрание узаконений рабочего и крестьянского Правительства РСФСР. 1921. № 34. Ст. 85.
[20] Дианова Е.В. Исторический обзор кредитно-кооперативного законодательства России (конец XIX века - середина 1920-х годов) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2009. №6. С. 19-27.
[21] См.: Собрание узаконений рабочего и крестьянского Правительства РСФСР. 1924. № 5. Ст. 47.
[22] См.: Устенко А.А. Кредитные отношения в переходной экономике: теория и практика: дис. ... канд. экон. наук. Орел, 1998. С. 76.
[23] Степанюк А.В. История правового регулирования кредитной кооперации в российском дореволюционном и советском гражданском праве // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 3. С. 146-157.
[24] См.: СЗ СССР. 1927. № 4. Ст. 39.
[25] См.: СЗ СССР. 1927. № 35. Ст. 364.
[26] См.: Невлев В.В. Российская кредитная кооперация в условиях правовой нестабильности послереволюционного времени // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. 2016. № 2. С. 113-118.
[27] См.: СЗ СССР. 1929. № 61. Ст. 565.
[28] См.: ГарбузовВ.Ф. Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2. М., 1986. С. 111.
[29] См.: СЗ СССР. 1929. № 73. Ст. 698.
[30] Степанюк А.В. История правового регулирования кредитной кооперации в российском дореволюционном и советском гражданском праве // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 3. С. 146-157.
[31] См.: НевлевВ.В. Указ. раб. С. 113-118.
[32] См.: Гарбузов В.Ф. Указ. раб. С. 115.
[33] См.: Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 48.
[34] См.: БарышевМ.И., Иванов Б.Н., Ровинский Е.А. Финансовое право: учебник / под ред. Е.А. Ровинского. М., 1971.
[35] См.: Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983. С. 7.
[36] См.: Там же. С. 71-78.
[37] См.: ГригорьеваЕ.М. Развитие кредитной кооперации: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2005. № 14. С. 45-46.
[38] См.: Уразова С.А. Российские кредитные кооперативы: эволюция, современные проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. 2008. № 45. С. 62-71.
[39] См.: Невлев В.В. Правовое обеспечение управления кредитной кооперацией в истории России // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий. 2016. С. 319-323.
[40] См.: Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. Ст. 355; Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991. № 12. Ст. 325.
[41] Российская газета. 1992. 19 июня; СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.
[42] См.: Российская газета. 1992. № 166; №139.
[43] См.: СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870; 2016. № 27. Ч. 1. Ст. 4225.
[44] Невлев В.В. Правовое обеспечение управления кредитной кооперацией в истории России // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий. 2016. С. 319-323.
[45] См.: СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3627; 2016. № 27. Ч. 1. Ст. 4225.
|