Понятие любого субъекта права имеет отраслевую специфику. Для каждой отрасли отечественного права характерны не только специфические предмет и метод правового регулирования, служащие критерием разграничения отраслей, но и особый набор субъектов, которые могут выступать участниками регулируемых нормами данной отрасли общественных отношений[1].
Для достижения цели настоящего исследования необходимо дать определения основным понятиям, используемым в работе. В Федеральном законе от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — Закон о кредитной кооперации) даны определения ряда понятий.
В частности, кредитная кооперация — система кредитных потребительских кооперативов (далее — КПК) различных видов и уровней, их союзов (ассоциаций) и иных объединений (п. 1 ч. 3 ст. 1). Данное понятие определено по аналогии с понятием «потребительская кооперация», содержащимся в Законе о потребительской кооперации, и понятием «сельскохозяйственная кооперация», имеющимся в Законе о сельскохозяйственной кооперации. Таким образом, Закон о кредитной кооперации определяет анализируемый термин как систему кредитных кооперативов (обычных КПК и КПК второго уровня), а не как деятельность физических и юридических лиц по привлечению денежных средств для осуществления финансовой взаимопомощи. Представляется, что игнорирование законодателем главной цели кредитной кооперации — удовлетворения финансовых потребностей членов КПК — привело к неполной формулировке исследуемого термина.
А.А. Соломкин, М.А. Коханова, А.А. Байтенова, рассматривая законодательное определение кредитной кооперации, обращают внимание на невключение в его состав анализируемой системы организаций инфраструктуры кредитной кооперации: учебных центров, обществ взаимного страхования, фондов, третейских судов и т.п.[2], подразумевая, таким образом, что в определение кредитной кооперации должны быть включены и указанные субъекты.
П.Г. Исаева исследует сущность кредитной кооперации через более общее понятие — «кооперация», понимая под ним «совокупность либо некоторую часть особых общественно-хозяйственных объединений»[3].
С точки зрения А.В. Чаянова, кредитная кооперация является специфическим институтом кредитования мелких сельскохозяйственных товаропро- изводителей[4].
Однако ни одно из приведенных как в законодательстве, так и в науке, определений не отражает взаимосвязь кредитной кооперации и финансовой системы, а также, собственно, цель ее формирования. В связи с прямым указанием в Законе о кредитной кооперации на удовлетворение финансовых потребностей членов КПК становится вполне очевидной главная цель КПК, поэтому необоснованным является решение законодателя не включать этот элемент в понятие кредитной кооперации.
По причине отсутствия четкого и комплексного определения термина «кредитная кооперация» возникает необходимость сформулировать его в рамках настоящего исследования.
Кредитная кооперация — система, включающая в себя субъекты, действующие в установленном законодательством, подзаконными актами и внутренними документами порядке с целью удовлетворения финансовых потребностей физических и юридических лиц, денежные фонды данных субъектов, а также взаимодействия между ними и другими участниками финансовых правоотношений (государством, Центральным банком РФ, Федеральной налоговой службой РФ, страховыми организациями, обществами взаимного страхования) для обеспечения своей финансовой устойчивости и стабильного функционирования области отечественного потребительского кредитования.
Также для достижения цели настоящего исследования необходимо раскрыть понятие КПК, которое законодателем определяется как добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков)[5]. В научной литературе предлагаются и иные определения данного термина.
По мнению Е.М. Григорьевой, под КПК понимается добровольное самодеятельное и самоуправляемое на демократических началах объединение лиц в целях создания коллективного денежного фонда для аккумуляции денежных средств и использования их на кредитование производственных или потребительских нужд или на страхование своих членов[6].
Ю. Г удилина полагает, что КПК — «особая форма организации, создаваемая гражданами, мелкими предпринимателями для взаимного финансиро- вания»[7].
Следует согласиться с законодательным определением КПК и с учетом дополнений понимать под исследуемым термином добровольное объединение лиц (физических и юридических) на основе членства, а также их накоплений (формирующих фонды кооператива) и по одному или нескольким критериям (территориальному, профессиональному и др.) в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива.
[1] См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 4-е изд. М., 2008. С. 80.
[2] Соломкин А.А., Коханова М.А., Байтенова А.А., Васильева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону «О кредитной кооперации». Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».
[3] См.: Исаева П.Г. Кредитная кооперация: сущность и роль в социальноэкономическом развитии Российской Федерации. URL: http:// www.rusnauka.com/ 26_NTP_2014/Economics/1_175645.doc.htm (дата обращения: 19.07.2016).
[4] См.: Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., 1991. С. 141.
[5] См. п. 2 ч. 3 ст. 1 Закона о кредитной кооперации.
[6] См.: ГригорьеваЕ.М. Указ. раб. С.45-46.
[7] Гудилина Ю. Кредитный кооператив — альтернатива банковскому займу // Консультант. 2006. № 19. С. 29-34.
|