Переходя к вопросу классификации КПК, необходимо, прежде всего, определить принадлежность КПК к тому или иному виду субъектов финансового права.
В доктрине финансового права вопросу квалификации субъектов финансового права уделяется значительное внимание. С.В. Мирошник справедливо указывает, что классификация субъектов финансового права «дает возможность получить исчерпывающее представление обо всех участниках финансовых правоотношений, об особенностях их финансово-правового стату- са»[1]. Классификация данных субъектов имеет значение при рассмотрении таких вопросов, как ответственность субъектов, способы защиты их прав, виды их ответственности за финансовые правонарушения и др.
В науке финансового права имеется несколько подходов (критериев) классификации субъектов финансового права. Большая группа ученых (Ю.А. Крохина, Н.И. Химичева, М.В. Карасева, С.В. Запольский) в качестве основного критерия называет организационно-правовой статус данных субъектов и на этом основании выделяет административно-территориальные (общественно-территориальные) образования (в том числе государство), коллективные субъекты и индивидуальные субъекты[2].
А.И. Худяков разделил субъектов финансового права по критерию их юридического неравенства на две группы: управомоченных и обязанных. В качестве управомоченных могут выступать только государство, территориальное образование, в качестве обязанных — любые субъекты финансового права[3]. Развивая подход, предложенный А.И. Худяковым, С.В. Мирошник в качестве критерия классификации субъектов финансового права называет наличие или отсутствие властных полномочий, на основании которого выделяет три группы данных субъектов: 1) не обладающих властными полномочиями (физические лица, организации); 2) обладающих властными полномочиями (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления); 3) обладающих отдельными, делегированными финансово-правовыми предписаниями, властными полномочиями.
Н.И. Химичева, помимо расширенной, предлагает упрощенную классификацию субъектов финансового права — организации (в том числе и государство с его подразделениями) и индивидуальные субъекты (граждане и физические лица)[4].
Ю.А. Крохина в зависимости от полноты обладания финансовоправовым статусом выделяет также субъектов с общим финансово-правовым статусом и субъектов с особенным финансово-правовым статусом (к числу последних относит, например, административно-территориальные образования особого режима).
Следует согласиться с приведенными классификациями в связи с обоснованностью выделения их критериев и, учитывая специфику правового статуса КПК, отнести последние к коллективным субъектам, не обладающим властными полномочиями с общим финансово-правовым статусом, являющимся обязанными. Обусловлен данный вывод, прежде всего, обязательностью требования законодателя к КПК — данным субъектом может быть только юридическое лицо, являющееся коллективным субъектом по своей правовой природе.
Рассматривая особенности формирования КПК, следует обратиться к положениям ст. 7 Закона о кредитной кооперации, которая определяет, что КПК может быть создан не менее чем 15-ю физическими лицами или 5-ю юридическими лицами. КПК, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7-ю указанными лицами.
Необходимо отметить, что субъектный состав КПК практически не имеет ограничений. Статья 11 Закона о кредитной кооперации определяет, что членами КПК (пайщиками) могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.
Членом КПК[5], как следует из п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ[6] (далее — ГК РФ), может быть не только гражданин Российской Федерации, но и иностранный гражданин лицо без гражданства. ГК РФ предусматривает, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поскольку Закон о кредитной кооперации не устанавливает для иностранцев и лиц без гражданства никаких ограничений, следовательно, и они могут принимать участие в КПК.
Таким образом, законодательством предусмотрено три возможных варианта создания кооперативов:
КПК в его основном понимании — объединение физических и юридических лиц;
кредитный потребительский кооператив граждан (далее — КПКГ);
КПК второго уровня (кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы)[7].
При этом Закон акцентирует внимание на том, что это виды КПК, но не их организационно-правовая форма. Организационно-правовая форма всегда остается одна — кредитный потребительский кооператив.
Смена вида КПК не является его реорганизацией, посредством внесения изменений в учредительные документы (устав) КПК может менять свой вид организации.
Различить КПК можно по содержанию их устава и виду членов кооператива. Так, КПКГ создается только из граждан, КПК — из граждан и юридических лиц (возможно, его создание только из юридических лиц, но не КПК), а КПК второго уровня — из КПКГ и КПК.
Членами первого вида КПК — КПКГ являются исключительно физические лица. По мнению Л.Т. Ибадовой, данное понятие можно охарактеризовать как потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Они могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Поскольку законодательство исходит из некоторой правовой «беззащитности» обычных физических лиц, в отличие от юридических лиц, обладающих значительными денежными суммами и штатом подготовленных сотрудников, указание в названии такого КПК его принадлежности, предполагается, должно защитить его членов[8]. Закон о кредитной кооперации не содержит никаких особых правовых норм, касающихся деятельности КПКГ. Ранее в отношении указанного вида КПК действовал Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (далее — Закон о КПКГ)[9], который устанавливал требования к минимальному и максимальному количеству членов кооператива: не менее 15 человек и не более 2000 человек. Цифры эти были продиктованы соображениями финансовой целесообразности.
Нижний предел объяснялся тем, что для небольшой группы граждан (до 15 чел.) для оказания финансовой взаимопомощи создание такой организации, как КПК, было организационно и материально затратным.
Верхний предел численности был также подсказан практикой: организация с численностью более 2 тыс. чел. управляется иначе, чем малочисленная, руководство КПК оказывается сильно отдаленным от рядовых членов. К тому же, практика создания и деятельности первых КПК показала, что стремительный рост численности кооператива в первые месяцы его работы, как правило, происходит за счет массированной рекламы в средствах массовой информации, которая влечет неконтролируемое привлечение денежных средств при отсутствии каких-либо гарантий их эффективного размещения и возврата[10].
Однако новый Закон о кредитной кооперации подобную практику продолжать не стал и установил требования только к минимальному количеству членов КПК, ничем не ограничив их максимальную численность. Так, КПКГ может быть создан, как и ранее, не менее чем из 15 физических лиц. КПК может быть создан не менее чем из 5 юридических лиц; 7 субъектов, неограниченное количество которых будут являться физическими и юридическими лицами[11].
В свою очередь, КПК, членами которого являются исключительно КПК и КПКГ (их минимальное количество в соответствии со ст. 33 Закона о кредитной кооперации должно быть не менее 5), называется КПК второго уровня. Наличие каких-либо иных членов, даже юридических лиц, лишает КПК второго уровня такого статуса. Кредитный кооператив второго уровня создается для обеспечения наилучшей финансовой устойчивости его членов. В отношении него законодатель предусмотрел ряд дополнительных положений, например, к членству в них, их паевому фонду и др.
Согласно ст. 33 Закона о кредитной кооперации КПК второго уровня создаются в целях удовлетворения его финансовых потребностей и обеспечения финансовой устойчивости. Форма КПК зависит от целей такого объединения: финансовая или координационная.
КПК обязан уведомлять о своем вступлении в КПК второго уровня саморегулируемую организацию КПК, членом которой он является[12].
Кредитный кооператив второго уровня не вправе вступать в члены других кредитных кооперативов второго уровня. Минимальный размер его паевого фонда должен составлять 10 млн руб. по истечении 1 мес. и 50 млн руб. по истечении 1 года с момента его создания.[13]
Часть 7 ст. 33 Закона о кредитной кооперации содержит ограничение для КПК второго уровня до момента формирования минимального размера паевого фонда — средства не могут быть использованы для предоставления займов его членам, направлены на приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг, долей в уставном капитале или акций российских кредитных организаций.
Одной из мер по обеспечению финансовой устойчивости КПК второго уровня является ежегодная обязательная аудиторская проверка бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Общим требованием ко всем КПК является объединение членов кооператива по какому-либо принципу. Закон о кредитной кооперации предусматривает два таких принципа — территориальный и профессиональный. Объединение по территориальному принципу означает, что для создания КПК его члены собираются на определенной территории. Например, члены КПК из одного города в нем и организуют кооператив. Профессиональный принцип организации подразумевает, что для создания КПК собираются члены, которые заняты в одной профессии, при этом они могут заниматься своей профессиональной деятельностью и в различных населенных пунктах. Закон не запрещает организацию членов в кооператив по какому-либо иному принципу или сразу по нескольким принципам. Возможна организация кооператива сразу и по территориальному, и по профессиональному принципу. Важно то, что в уставе будущего кооператива необходимо отразить те принципы, по которым организовались его члены. В дальнейшем принятие новых членов в кооператив любого вида должно соответствовать этим принципам. Принципы организации членов кооператива можно в дальнейшем и изменить, для этого потребуется внесение соответствующих изменений в устав КПК.
Несмотря на имеющиеся отличия, все виды КПК в своей основной деятельности руководствуются едиными принципами. Е.А. Суханов определяет принципы как основные начала, наиболее общие руководящие положения, носящие в силу их законодательного закрепления общеобязательный характер[14]. М.И. Байтин отмечает, что именно в принципах раскрываются и конкретизируются сущность и социальное назначение права в любом направлении[15]. Также, по его мнению, принципы права представляют собой исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права[16].
В целях настоящего исследования необходимо обратиться также к определению более узкого понятия — «принципы финансового права». Так, например, Ю.А. Крохина раскрывает данное понятие как одно из «институциональных явлений правовой действительности, воплощающих регулятивную силу права»[17].
М.В. Карасева под финансово-правовыми принципами понимает «выработанные наукой финансового права (с опорой экономическую науку) начала, на которых должна строиться юридическая деятельность в сфере государственных и муниципальных финансов»[18].
С.В. Запольский предлагает следующее определение принципов финансового права: «начала, в которых проявляются объективные закономерности, тенденции и потребности общества, его главные устои»[19].
Д.А. Смирнов, исследуя аспекты формирования и реализации принципов российского налогового права, при изучении определений понятия «принцип права» приходит к выводу о том, что «точной характеристикой базового признака принципов права являются «основополагающие требования», поскольку они действительно «полагают» основы права, то есть его создание, функционирование, а также применение, основанные на моральных, политических и экономических ценностях общества»[20], а под самими принципами права понимает «закрепленные в нормах права основополагающие требования, соответствующие моральным, политическим и экономическим ценностям общества, направляющие процесс создания и функционирования права»[21].
Н.И. Химичева указывает, что в принципах финансового права «отражаются и конкретизируются общеправовые принципы (справедливости, гуманизма и др.), на основе которых действуют принципы его подотраслей и институтов с соответствующей конкретизацией»[22].
Часть 3 ст. 3 Закона о кредитной кооперации устанавливает следующие принципы функционирования КПК, служащие также основой финансовой деятельности кооперативов:
финансовой взаимопомощи членов КПК, то есть удовлетворение их финансовых потребностей;
ограничения участия в деятельности КПК лиц, не являющихся его членами[23];
добровольности вступления в КПК и свободы выхода из него независимо от согласия других членов КПК[24];
самоуправления КПК, обеспечиваемого участием его членов (пайщиков) в управлении КПК1;
равенства прав членов КПК при принятии решений органами КПК независимо от размера внесенных членом КПК взносов (один член КПК — один голос)[25] [26];
равенства доступа членов КПК к участию в процессе финансовой взаимопомощи и иным услугам КПК[27];
равенства доступа членов КПК к информации о деятельности кредитного кооператива;
солидарного несения членами КПК субсидиарной ответственности по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов КПК[28].
В науке предлагаются и иные принципы функционирования КПК. Например, Ю. Гудилина дополнительно называет следующие: недопущение обогащения одного члена за счет другого; справедливое распределение дохода между членами пропорционально доле участия каждого из них в деятельности кредитного кооператива; оказание услуг преимущественно членам кооператива; минимизация стоимости услуг, предоставляемых членам кооператива, за счет снижения издержек[29].
Н.В. Щербак выделяет также принцип ограничения начислений на паевой капитал в случае распределения полученных доходов по размеру па- енакоплений[30].
В рамках данного диссертационного исследования также предлагается к числу принципов функционирования КПК отнести следующие:
невмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и Банка России в деятельность КПК[31];
обеспечение финансовой устойчивости КПК путем создания резервов[32]; сотрудничество между КПК[33].
Обращаясь к вопросам финансово-правовых начал деятельности КПК, с учетом законодательных предписаний относительно обязательного формирования в КПК ряда денежных фондов, а также важности такого инструмента финансового контроля деятельности КПК, как саморегулирование, предлагается к числу принципов отнести принципы законности, «фондовости» деятельности КПК и сочетания государственного регулирования и саморегулирования функционирования субъектов кредитной кооперации.
Рассматривая тему принципов функционирования КПК, следует обратить внимание на то, что любой отрасли права присущи те или иные принципы, закладывающие фундамент правоотношений, являющихся предметом регулирования данных отраслей. Не исключение в данном случае и доктрина финансового права.
Саратовская школа финансового права (Н.И. Химичева, Е.В Покачало- ва) к числу принципов финансового права относит:
приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
социальную направленность финансово-правового регулирования;
федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
единство финансовой политики и денежной системы;
самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей;
участие граждан Российской Федерации, общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, ее контроле;
гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
принципы плановости и законности финансовой деятельности[34].
Следует согласиться с мнением Л.Н. Земцовой о том, что систему
принципов финансового права необходимо дополнить принципом доступности банковских услуг. Оосновывая введение в понятийный аппарат данного принципа, указанный автор ссылается на принятие Ассоциацией российских банков Кодекса этических принципов банковского дела[35], в котором содержатся положения о безусловном соблюдении кредитными организациями взятых на себя обязательств, гарантированном высоком качестве предоставляемых услуг, исключении фактов ущемления чьих-либо прав, законных интересов и достоинства, злоупотребления доминирующим положением на рынке банковских услуг[36].
Мысль о выделении в качестве финансово-правового принципа, доступности банковских услуг как неотъемлемого атрибута эффективного построения банковской системы Российской Федерации высказана также И.Г. Гугнюком, который считает, что «система финансово-правовых принципов не отражена в каком-либо законодательном акте», однако такая ситуация «не исключает необходимости научного осмысления и обоснования финансово-правовых принципов вне зависимости от их законодательного закрепления»[37].
С учетом схожести банковской деятельности и деятельности кредитных кооперативов предлагается по аналогии к числу принципов функционирования КПК отнести принцип доступности финансовых услуг кредитных потребительских кооперативов. Дополнительно следует указать на наличие законодательно закрепленного принципа равенства доступа членов КПК к информации о деятельности кредитного кооператива, что позволяет дополнительно обосновать необходимость выделения предложенного принципа.
Кроме того, из сущности равного доступа членов КПК к информации о деятельности кредитного кооператива следует еще один принцип — прозрачность финансовой деятельности КПК. Соблюдение данного принципа в регулировании государством деятельности КПК напрямую влияет на повышение уровня доверия потенциальных клиентов к финансовым услугам, предоставляемым кооперативами, дает возможность участникам КПК и государственным органам разграничить добросовестные и недобросовестные, финансово устойчивые и «рискованные» кредитные кооперативы.
В связи с изложенным, принципы функционирования КПК возможно дифференцировать следующим образом:
общеправовые: законность (строгое соблюдение субъектами кредитной кооперации финансово-правовых норм, в первую очередь касающихся порядка формирования и распределения фондов КПК);
публично (финансово)-правовые: «фондовость» деятельности КПК»; сочетание государственного регулирования и саморегулирования функционирования субъектов кредитной кооперации; доступность финансовых услуг кредитных потребительских кооперативов; прозрачность финансовой деятельности КПК, а также обеспечение финансовой устойчивости КПК путем создания резервов;
частноправовые (гражданско-правовые): добровольность вступления в КПК и свободы выхода из него независимо от согласия других членов КПК, равенство прав членов при принятии решений органами КПК независимо от размера внесенных взносов, равноправный доступ членов КПК к участию в процессе финансовой взаимопомощи и иным услугам, а также к информации о деятельности кредитного кооператива и др.
Переходя к рассмотрению вопроса о месте кредитной кооперации в финансовой системе, необходимо, прежде всего, обратиться к сущности финансовых правоотношений.
Финансовые правоотношения представляют собой урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и до- ходов[38]. Определяющим критерием является привязка деятельности субъектов финансового права к денежным фондам. С позиций общей теории права, субъект финансового права наделен необходимыми правами и обязанностями в силу действия финансово-правовых норм, независимо от его участия в конкретных правоотношениях. Таким образом, субъект финансового права потенциально способен быть участником финансовых правоотношений[39].
По мнению основателя Саратовской финансово-правовой школы Н.И. Химичевой, субъект финансового права — «лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями»[40].
Аналогичное определение предлагают Е.Ю. Грачева и О.Н. Горбунова, понимающие под исследуемым термином «лицо, потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями»[41].
Ю.А. Крохина дополняет приведенные определения термина «субъект финансового права», перечисляя лиц, относящихся к числу таких субъектов
лица (физические или юридические), государственно-территориальные образования и их органы[42].
С.В. Мирошник предлагает краткое определение исследуемого термина
это носитель прав и обязанностей в финансовой сфере[43].
Предпочтительнее, на наш взгляд, более полная формулировка понятия «субъект финансового права», включающая все его критерии — правосубъектность и способность быть участником финансовых правоотношений.
Вступая в конкретные правоотношения в процессе реализации своих прав и обязанностей, субъект финансового права приобретает новые свойства: он становится субъектом (участником) правоотношения, сохраняя при этом свои качества, которыми обладал до вступления в них, то есть остается субъектом финансового права. Из этого следует, что понятие «субъект финансового права» шире понятия «субъект (участник) финансового правоотношения»[44].
Аналогичной позиции придерживается Г.В. Петрова, которая считает, что понятия «субъект права» и «субъект правоотношения» не являются равнозначными, так как «субъект права — это лицо, обладающее способностью быть участником правоотношения, а субъект правоотношения — это лицо, реализующее данную способность»[45].
Именно финансовые правоотношения тесно связаны с финансовой системой, которая, по мнению Н.Е. Г аврилиной и Е.Н. Дербеневой, представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых осуществляются создание, распределение и использование фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования[46].
Н.И. Химичева и Е.В. Покачалова под финансовой системой понимают внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений[47].
Одно из звеньев финансовой системы России — финансы предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности — Ю.Н. Воло- хонский считает важнейшим элементом финансовой системы страны, относя к числу первых кредитные союзы, объединяющие во всем мире более 650 млн чел. и носящие название «вторичный банковский сектор». Этот сектор финансового рынка и обеспечивает физическим лицам, владельцам личных подсобных хозяйств, мелким и средним предпринимателям доступ к кредитным ресурсам[48].
Под финансами предприятий, учреждений, организаций Н.И. Химичева понимает обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении данных субъектов и используемые последними для осуществления своих функций[49]. В связи с этим данное звено является децентрализованным в финансовой системе РФ, наиболее тесно связанным с материальным производством, именно здесь впервые оказываются услуги и производятся товары.
Н.В. Журавлева полагает, что финансы предприятий — «экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства и реализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использования»[50].
Отдельно следует выделить и мнение законодателя по вопросу правового статуса КПК. Так, согласно подп. 8 п. 2 ст. 180 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ)[51] (далее — Закона о банкротстве) КПК относятся к финансовым организациям. Законодательное определение данного термина содержится в п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ«О защите конкуренции» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 264-ФЗ)[52] (далее — Закон о защите конкуренции): это хозяйствующие субъекты, оказывающие финансовые услуги.
Закон о защите конкуренции делит все финансовые организации на два вида: поднадзорные Банку России (к которым относятся КПК) и не поднадзорные Банку России. А.Г. Гузнов, исследуя вопросы регулирования финансового рынка в Российской Федерации, приводит расширенную классификацию финансовых организаций: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; субъекты страхового дела; субъекты коллективных инвестиций; субъекты микрофинансовой деятельности; участники национальной платежной системы; инфраструктурные организации финансового рынка; организации и лица, обслуживающие финансовый рынок[53]. КПК в данной классификации отнесены к субъектам микрофинансовой деятельности и с данным выводом ученого следует согласиться, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ)[54] (далее — Закон о МФО) деятельность КПК по предоставлению займов считается микрофинансовой деятельностью[55].
Следует отметить, что хотя финансы КПК подходят под содержание рассмотренных определений и могут быть отнесены к финансам предприятий, учреждений и организаций, специфика деятельности субъектов кредитной кооперации (например, цель создания — удовлетворение финансовых потребностей членов кооператива), наличие ряда нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов кредитной кооперации по формированию обязательных фондов и выдаче займов (с применением метода властных предписаний), служат основанием для рассмотрения вопроса о принадлежности финансов КПК к иному, более специализированному институту финансового права — институту банковского кредита[56]. Поэтому в рамках данного исследования за основу берется тезис о том, что кредитная кооперация представляет собой отдельное явление, место которого в финансовой системе и системе финансовых отношений предстоит определить — либо относить финансы КПК к звену финансов организаций, предприятий, учреждений, либо к кредиту.
Рассматривая кредит как звено финансовой системы, следует отметить, что в науке финансового права отсутствует единое мнение по поводу включения данного элемента в финансовую систему России.
Первая группа ученых (Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.) поддерживают идею включения кредита (государственного, муниципального и банковского) в отечественную финансовую систему[57].
Вторая группа ученых (Л.А. Дробозина, М.В. Романовский, Г.Н. Белоглазова, М.В. Карасева и другие), вычленяя в финансовой системе кредит, включают в данное звено только государственный кредит[58].
Следует согласиться с точкой зрения первой группы ученых и рассматривать финансы банков в качестве структурного элемента именно кредита, а не финансов организаций, учреждений, предприятий в силу специфики их функционирования, значительного объема законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих их деятельность. При этом необходимо учитывать, что с учетом целей и принципов кредитной кооперации вопрос о соотношении КПК и кредитных организаций (в том числе и банков) является дискуссионным. Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции[59], а также является коммерческим юридическим лицом, в то время как КПК — некоммерческое юридическое лицо, не отнесенное законодателем к числу кредитных организаций.
В этой связи в юридической литературе неоднократно высказывались мнения о том, что помимо законодательно установленных элементов банковской системы[60] свое место в ней занимают также субъекты, не включенные законодателем в ее состав, но фактически предоставляющие денежные средства в кредит (заем): КПК, микрофинансовые организации, лизинговые организации, ломбарды, факторинговые компании.
Например, С.В. Пыхтин к нижнему уровню банковской системы относит микрофинансовые организации, КПК и ломбарды[61]. Л.Г. Ефимова полагает, что фактически наряду с кредитными организациями банковские операции совершают «неформальные» кредитные организации, и включает в эту категорию в том числе организации, занимающиеся предоставлением кредитов (займов): КПК, ломбарды, микрофинансовые организации[62]. Т.Э. Рождественская, относя КПК к числу кредитных субинститутов, причисляет их к числу элементов банковской системы России[63].
На основании изложенных точек зрения О.А. Тарасенко делает вывод о том, что КПК, «основной вид деятельности которых заключается в систематическом предоставлении денежных займов за счет собственных и привлеченных для этих целей средств», относятся к числу «квазибанковских кредитных организаций»[64].
Е.В. Черненко считает, что КПК — специализированное некоммерческое учреждение мелкого кредита, сочетающее в себе черты кооперативной и кредитной организации и функционирующее на рынке банковских услуг с законодательно закрепленными полномочиями[65].
Другие исследователи, наоборот, не причисляют деятельность КПК к квазибанковской[66] либо считают, что такая деятельность может быть отнесена к кредитной системе; в банковскую систему включаются только банки[67].
О.И. Лаврушин, полагает, что сектор кредитной кооперации является «безусловно полезным, и он незаслуженно упущен из вида при решении вопросов оптимизации структуры банковской системы»[68].
Потребительская кооперация, по мнению практиков, поддерживает устойчивость финансовой системы, фактически подменяя собой банки: «Она [потребительская кооперация] уже может и должна поддерживать финансовую систему регионов, дополняя традиционный банковский сектор и распространяя финансовые услуги населению в самых отдаленных поселениях страны. В силу различных объективных причин: неразвитой инфраструктуры или экономической нецелесообразности, банковский сектор туда просто не дотягивается»[69].
Рассматривая соотношение понятий «кредитная система» и «банковская система», Д.Б. Кудобаева считает «банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных орга- низаций»[70].
Отечественную кредитную систему М.Г. Адибеков рассматривает как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами[71].
Ш.М. Валитов и Е.Г. Кириченко полагают, что российская кредитная система «имеет двухступенчатое строение и представлена институциональной и функциональной кредитными системами»[72]. Данная мысль отражает два аспекта понятия термина «кредитная система»:
с одной стороны, она представляет собой совокупность всех учреждений, организующих кредитные отношения (институциональный аспект);
с другой стороны, видение сущности кредитной системы будет неполным без рассмотрения таких элементов, как кредитные отношения, методы и виды кредитования — коммерческий, банковский, ипотечный, потребительский, инвестиционный кредиты и другие (функциональный аспект).
Особый интерес при рассмотрении места кредитной кооперации в финансовой системе РФ представляет позиция законодателя, выраженная в ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 340-ФЗ) [73] (далее — Закон о Банке России). Согласно указанной норме КПК отнесены к числу некредитных финансовых организаций.
Наличие в данном термине слова «некредитные» связано, прежде всего, с существенными отличиями правового статуса субъектов, входящих в данную группу[74], от правового статуса кредитных организаций[75]. Так, кредитные организации, которые делятся на банки и небанковские кредитные организации, в отличие от некредитных финансовых организаций имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности[76]. При этом следует учитывать, что такие некредитные финансовые организации, как КПК, микрофинансовые организации, ломбарды, осуществляют деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов)[77].
Принимая во внимание все изложенные позиции по поводу места КПК в системе финансово-правовых отношений, можно предложить следующее определение КПК: особая форма организации, создаваемая заинтересованными лицами для взаимного финансирования, ориентированная на привлечение свободных средств одних участников для оказания финансовой помощи другим. Уровень государственного надзора за деятельностью КПК, цель их функционирования, механизмы формирования фондов КПК, гарантии их финансовой устойчивости по состоянию на сегодняшний день не дают достаточных оснований считать субъекты кредитной кооперации субъектами банковской деятельности в ее правовом понимании.
Однако согласно классификации Ш.М. Валитова и Е.Г. Кириченко имеются предпосылки считать КПК одним из элементов институционального аспекта отечественной кредитной системы финансы КПК, элементом функционального звена кредитной системы и, таким образом, отнести кредитную кооперацию к кредиту (как звену финансовой системы)[78].
Подводя итог, следует сделать вывод о том, что место КПК в системе финансового права и финансовых правоотношений ни законодателем, ни отечественной доктриной окончательно не определено. С одной стороны, это обусловлено спецификой статуса КПК как субъекта данной области отношений — осуществление операций с денежными средствами физических лиц и организаций при относительной самостоятельности КПК (по сравнению субъектами банковской деятельности). С другой стороны, контроль государства и внимание науки к кредитной кооперации[79] усиливается, поскольку растет удельный вес финансовых ресурсов, находящихся в обороте КПК: потенциальные вкладчики и заемщики выбирают в качестве альтернативы классическим (банковским) методам сохранения и приумножения сбережений и финансовой помощи финансовые инструменты КПК.
На основании изложенного выдвигается предложение о рассмотрении понятий «КПК» и «кредитная кооперация» как части и целого, о включении КПК и кредитной кооперации в кредитную систему РФ и в итоге — о причислении финансов КПК к такому звену (институту) отечественной финансовой системы, как кредит.
Принимая во внимание то, что в российском праве выделяется несколько видов кредита, в настоящем исследовании подробно рассмотрен потребительский кредит, который является одним из двух основных видов деятельности кредитных кооперативов (наряду с привлечением свободных денежных средств пайщиков). Законодательные и научные положения о потребительском кредите детально исследованы в следующем параграфе.
[1] Мирошник С.В. К вопросу о субъектах финансового права // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 2. С. 151-154.
[2] См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. М., 2011. С. 111; Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд. М., 2015. С. 77 (автор — Н.И. Химичева); Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2004. С. 102; Финансовое право: учебник / отв. ред. С.В. Запольский. М., 2011. С. 67.
[3] См.: Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву. СПб., 2010. С. 145.
[4] См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2015. С. 77.
[5] Членство в КПК возникает на основании решения его правления со дня внесения соответствующей записи в реестр членов КПК (пайщиков). Такая запись вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом КПК.
[6] См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 7 февраля 2017 г. № 12-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2017. № 7. Ст. 1031.
[7] На основании п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о кредитной кооперации.
[8] См.: Борзунова О.А. Комментарий к Федеральному закону «О кредитной кооперации» (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[9] См.: СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3420. Утратил силу 31 июля 2009 г. на основании ст. 43 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
тенова А.А., Васильева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону «О кредитной кооперации». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
[11] Отсюда следует, что не имеется обязательного соотношения между юридическими и физическими лицами — членами кооператива. Например, он может быть создан 6-ю физическими лицами и одним юридическим. В процессе своей деятельности кредитный кооператив, созданный изначально только юридическими лицами, вполне может ввести в состав своих членов и физические лица, это не будет считаться его реорганизацией или сменой вида кооператива.
[12] См. ч. 4 ст. 33 Закона о кредитной кооперации.
[13] См. ч. 6 ст. 33 Закона о кредитной кооперации.
[14] См.: Гражданское право: учебник: в 4 т. Т. 1 / под ред. Е.А. Суханова. М., 2008.
С. 37.
[15] См.: Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 4-16.
[16] См.: Байтин М.И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-изд., доп. М., 2005. С. 144.
[17] Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. М., 2011. С. 66.
[18] Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М., 2004. С. 62.
[19] Финансовое право: учебник / отв. ред. С.В. Запольский. М., 2011. С. 51.
[20] Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: теоретические и практические аспекты формирования и реализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2011. С. 23.
[21] Там же. С. 45.
[22] Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп.
С. 44.
[23] Данный принцип реализуется путем предоставления займов только членам кооператива, а также ограничения привлечения средств от лиц, не являющихся его членами.
[24] Члены КПК самостоятельно решают, вступать им или не вступать в КПК, в какой именно КПК вступать.
[25] Члены КПК вправе сами решать все внутренние вопросы, участвуя в общем собрании КПК или являясь членами органов управления КПК. Для этого Законом в ч. 5 ст. 18 предусмотрена специальная система извещения пайщиков.
[26] Права пайщика не зависят от размера его пая, в отличие от прав акционеров в акционерном обществе. Любой пайщик вправе участвовать в общем собрании членов КПК, любой пайщик может инициировать проведение общего собрания (собрав голоса еще одной трети пайщиков), любой пайщик может голосовать на собрании, и каждый имеет всего один голос.
[27] Принцип равенства пайщиков также выражается в равном доступе к финансовой взаимопомощи, оказываемой КПК, и в доступе к информации о деятельности КПК.
[28] Данный принцип закрепляет обязанность членов солидарно нести субсидиарную ответственность. Он также вытекает из ч. 4 ст. 116 ГК РФ, согласно которой в случае образования у КПК убытков по итогам года пайщики обязаны внести дополнительные взносы и покрыть эти убытки. Подробнее об этом см. ст. 26 Закона о кредитной кооперации.
[29] См.: ГудилинаЮ. Указ раб.
[30] Щербак Н.В. Указ. раб.
[31] Отдельно закреплен в ч. 4 ст. 3 Закона о кредитной кооперации. Данное положение должно быть отнесено к принципам, поскольку деятельность КПК основывается в том числе на их самостоятельности от властных структур.
[32] Формирование «неприкосновенных» денежных фондов для покрытия убытков — неотъемлемый атрибут добросовестных КПК.
[33] Назначение КПК состоит в оказании финансовой помощи не только гражданам и юридическим лицам, но и другим КПК. Этим принципом, думается, и обусловлено введение законодателем нового вида КПК — КПК второго уровня.
[34] Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Принципы российского финансового права как базисные принципы банковской деятельности // Банковское право. 2013. № 6. С. 8-18; Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-изд., перераб. и доп. С. 45.
[35] См.: Кодекс этических принципов банковского дела. URL: https://arb.ru/arb/code/ (дата обращения: 17.01.2017).
[36] Подробнее об этом см.: Земцова Л.Н. Вопросы финансовой грамотности и правовой культуры в сфере потребительского кредитования // Правовая культура. 2014. № 2. С. 30-35.
[37] Гугнюк И.Г. Доступность банковских услуг как финансово-правовой принцип банковской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2016. С. 82-83.
[38] См.: Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: учебно-методический комплекс. М., 2005. С. 138-139.
[39] См.: Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.
С. 482.
[40] Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-изд., перераб. и доп.
С. 76.
[41] Финансовое право : учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Тостопятенко. М., 2004.
С. 35.
[42] См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. М., 2011. С. 108-109.
[43] См.: Мирошник С.В. Указ. раб. С. 151.
[44] См.: Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Указ. раб. С. 141-142.
[45] Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 138.
[46] URL: http://finance-credit.news/finansy-kredit/ponyatie-finansovoy-sistemyi-35546. html (дата обращения: 16.07.2016).
[47] См.: ХимичеваН. И., ПокачаловаЕ. В. Указ. раб. С. 93.
[48] См.: Волохонский Ю.Н. Формирование многоуровневой системы кредитных союзов на принципе гибкого развития // Финансы и кредит. 2008. № 5. С. 2-14.
[49] См.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-изд., перераб. и доп.
С. 30.
[50] Журавлева Н.В. Финансы и кредит, 2005 // URL: http://finbook.news/kredit-book/ fi- nansyi-predpriyatiy-uchrejdeniy-12970.html (дата обращения: 15.08.2016).
[51] См.: СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190; 2016. № 27. Ч. 2. Ст. 4293.
[52] См.: СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3434; 2016. № 27. Ч. 1. Ст. 4197.
[53] См.: Гузнов А.Г. Финансово-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 76-83.
[54] См.: СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3435; 2016. № 27. Ч. 1. Ст. 4163.
[55] Подробно термин «микрофинансовая деятельность» рассмотрен в § 3.2.
[56] Подробнее о понятии банковского кредита см.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-изд., перераб. и доп. С. 666 (автор гл. 25 — Э.Д. Соколова).
[57] См., например: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-изд., пе- рераб. и доп. С. 27; Покачалова Е.В. Публичный долг: теоретические и практические аспекты российского финансового права: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. С. 133-138; Финансовое право / под ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996. С. 19-20; Грачева Е.Ю., Куфако- ваН.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М., 1995. С. 6-7.
[58] См., например: Финансы / под ред. Л.А. Дробозиной. М., 2001. С. 49-50; Финансы и кредит: учебник / под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. М., 2009. С. 39; Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 69.
[59] В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 362-ФЗ) (далее — Закон о банках и банковской деятельности) // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 2016. № 27. Ч. 2. Ст. 4295.
[60] Легальное определение банковской системы закреплено в ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности, согласно которой банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.
[61] См.: Банковское право: учебник для магистров / под ред. Д.Г. Алексеевой, С.В. Пыхтина. М., 2012. С. 67.
[62] См.: Ефимова Л.Г. Банковское право: в 2 т. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. М., 2010. С. 23, 293.
[63] См.: Рождественская Т.Э. Теоретико-правовые основы банковского надзора в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 11-12.
[64] Тарасенко О.А. Указ. раб. Автор в качестве критерия причисления КПК к квазибанковским кредитным организациям называет систематичность предоставления займов. Данное предположение обосновано, поскольку первичным видом деятельности КПК является все же предоставление займов, вслед за которым идет обеспечение доходности сбережений пайщиков КПК. Поэтому КПК для формирования стабильного оборота денежных средств необходимо обеспечить систематическое предоставление финансовой помощи и извлечение процентов, получаемых по займам.
[65] См.: Черненко Е.В., Сонина Л.Н. Финансовый контроль в кредитных потребительских кооперативах граждан // Бухгалтерский учет. 2008. № 17. С. 62-66.
[66] См., например: Банковское дело: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М., 2010.
[67] См.: Банковское право: учебник / отв. ред. В.С. Белых. М., 2010. С. 89.
[68] Лаврушин О.И. Банковская система в современной экономике. М., 2011. С. 188.
[69] Лебедев А. Кредитная кооперация в поисках путей развития // Московский бухгалтер [Электронный ресурс]. 2007. № 23. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
[70] Кудобаева Д.Б. Кредитная система России: становление и развитие // Проблемы науки. 2016. № 6. С. 75.
[71] См.: АдибековМ.Г. Кредитные операции: классификация, порядок привлечения и учет. М., 2014. С. 27.
[72] Валитов Ш. М., Кириченко Е. Г. Актуальные аспекты развития банковской системы и реального сектора экономики // Финансы и кредит. 2014. № 24. С. 62.
[73] См.: СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2016. № 27. Ч. 2. Ст. 4273.
[74] В исследуемую группу законодателем включены лица, осуществляющие следующие виды деятельности: профессиональных участников рынка ценных бумаг; управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; деятельность субъектов страхового дела; негосударственных пенсионных фондов; микрофинансовых организаций; КПК; жилищных накопительных кооперативов; сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов; ломбардов и др.
[75] Например, необходимость получения кредитной организацией лицензии Банка России — обязанность, которая распространяется на все кредитные организации, но не на все НФО. К числу таких отличий следует отнести организационно-правовую форму, тре-
[76] Например, инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах и др. Необходимо также указать на исчерпывающий перечень банковских операций, которые могут осуществляться только банками (установлены в ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности) - привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
[77] Подробнее о сущности потребительского кредита говорится в § 1.3.
«Отношения между кредитными кооперативами и бюро кредитных историй». КПК обязаны представлять хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, имеющуюся у них информацию, необходимую для формирования кредитных историй членов КПК (пайщиков), которым предоставлены займы.
[79] Контроль государства усиливается и по отношению к микрофинансированию — сравнительно недавно возникшему правовому явлению, привлекшему внимание множества отечественных исследователей.
|