Поскольку кредитная кооперация активно развивается в настоящее время, а ее правовое регулирование претерпевает значительные изменения, вопрос о финансово-правовом статусе КПК особо актуален.
Как известно, с позиций теории права, правовой статус — основополагающая категория, характеризующая правовое положение любого субъекта правоотношений. С точки зрения специалистов в области теории государства и права, правовой статус — юридически закрепленное положение субъекта в обществе, имеющее свою структуру и системные характеристики[1]. Статус обладает «целостностью, составом, порядком взаимодействия компонентов, целесообразностью»[2].
Основным признаком правового статуса любого субъекта (в том числе и КПК) является наличие правосубъектности. Правосубъектность понимается как возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями[3]. Существует ряд иных точек зрения на понятие правосубъектности.
В.С. Нерсесянц определяет, что правосубъектность — абстрактная способность (возможность) субъекта права иметь соответствующие права и обязанности, предусмотренные действующим правом[4]. Кроме того, он считает что «не следует смешивать абстрактного субъекта объективного права (абстрактного участника абстрактного правоотношения) и конкретного, индивидуально-определенного субъекта права (участника конкретного правоотношения)»[5].
С.Н. Братусь, Д.М. Чечот, Н.Г. Александров считают понятия «правосубъектность» и «правоспособность» тождественными[6].
Согласно мнению О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова правосубъектность включает два элемента: правоспособность и дееспособность[7].
Позиция С.С. Алексеева предусматривает включение в состав правосубъектности, помимо правоспособности и дееспособности еще и деликто- способности[8].
Наиболее предпочтительна в рамках данного исследования последняя точка зрения по вопросу содержания правосубъектности КПК, поскольку деликтоспособность КПК является определяющим элементом их правового статуса. КПК выступают субъектами различных видов юридической ответственности, в том числе административной и финансово-правовой.
В качестве обоснования данного положения следует указать на установление законодателем составов правонарушений, где особенности правового статуса КПК обусловливают их закрепление в качестве субъектов правонарушения. Эти составы прописаны, например, в ч. 4 ст. 13.25[9], ст. 15.38[10]
Кодекса РФ об административных правонарушениях[11], ст. 122 Налогового кодекса РФ[12].
Категория правового статуса исследовалась специалистами в рамках различных отраслей права, в том числе и финансового.
Например, в отечественной науке исследовался финансово-правовой статус следующих субъектов: бюджетных учреждений[13], субъектов РФ[14], федеральных государственных унитарных предприятий[15], автономных учрежде- ний[16] и др.
Касательно определения термина «финансово-правовой статус» в настоящее время в отечественной науке отсутствует единый подход. Данная категория согласно мнению О.Ю. Бакаевой является «практически неразработанной» и во многом зависит от того, какому именно субъекту принадлежит; структура финансово-правового статуса одинакова для всех субъектов, различно их наполнение[17].
Наиболее устоявшейся в науке финансового права является позиция группы ученых (Ю.Л. Смирникова, Ю.А. Крохина, Г.В. Петрова, О.В. Дощи- цина), включающих в данный термин совокупность прав и обязанностей, предметов ведения и полномочий, закрепленных за конкретными субъектами финансового права[18], то есть отражает сущность рассматриваемой категории через перечень обязательных элементов, характеризующих субъект.
Однако существует и другая точка зрения по данному вопросу (В.В. Бехер, К.И. Бабина), согласно которой финансово-правовой статус раскрывается через перечень более узких правовых статусов, через которые выявляется правовая сущность субъекта: применительно к государственным учреждениям науки категория «финансово-правовой статус» раскрывается через «общий статус, бюджетный статус, налоговый статус»[19].
Наиболее предпочтительным представляется мнение первой группы финансоведов, поскольку категории «правовой статус», «финансовоправовой статус» следует определять путем перечисления менее емких терминов, таких как «права», «обязанности», «ответственность», «правосубъектность и т.д.
Так, Ю.А. Крохина определяет финансово-правовой статус как установленную законодательством «совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно - территориальных образований и их органов»[20]. Хотя данное определение не содержит всех элементов, которые предлагается в него включить (к примеру, ответственность), думается, что именно такая структура построения определения исследуемого термина является наиболее верной.
О.В. Бакаева рассматривает данный термин «через призму их (таможенных органов) компетенции в процессе осуществления финансовой деятельности, форм и методов, посредством которых она реализуется, а также систему гарантий их финансовой деятельности»[21]. По ее мнению, в состав финансовоправового статуса таможенных органов входят следующие элементы:
цели и задачи финансовой деятельности таможенных органов;
функции таможенных органов в процессе осуществления финансовой деятельности;
полномочия (права и обязанности), составляющие основное содержание финансово-правового статуса таможенных органов;
формы и методы финансовой деятельности таможенных органов РФ;
гарантии как элемент финансово-правового статуса данных органов[22].
Аналогичный подход к определению содержания финансово-правового статуса налоговых органов применяет Г.В. Петрова и выделяет:
цели и задачи финансовой деятельности;
функции по распределению денежных средств;
полномочия (права и обязанности);
формы и методы деятельности;
гарантии как элемент финансово-правового статуса[23].
О.В. Дощицина, исследуя финансово-правовой статус автономных учреждений, высказывает предположение, что финансово-правовой статус — это неразрывная совокупность прав, обязанностей, а также финансовоправовой ответственности, установленная федеральными, региональными и муниципальными правовыми актами, а также локальными актами самого субъекта[24].
Таким образом, поскольку в современных научных трудах понятие «финансово-правовой статус» исследовано только в отношении отдельных субъектов финансового права, а анализу финансово-правового статуса КПК не уделено достаточно внимания, необходимо сформулировать определение и содержание исследуемого понятия на основании обобщения авторских разработок данного аспекта финансового-правового статуса иных субъектов с учетом специфики деятельности КПК, и в рамках диссертационного исследования понимать под финансово-правовым статусом совокупность ряда элементов, определяющих финансовую правосубъектность анализируемого субъекта, включив в состав данного термина следующие элементы: цели; задачи; права и обязанности; ответственность; функции; форма и методы финансовой деятельности; принципы; гарантии.
Необходимо отметить, что сущность элементов финансово-правового статуса КПК определяется законодательными основами деятельности в области кредитной кооперации, к которым отнесены, прежде всего, Закон о кредитной кооперации, Закон о Банке России и Гражданский кодекс РФ. Также правовой статус КПК урегулирован следующими нормативными правовыми актами: Налоговым кодексом РФ; Гражданским процессуальным кодексом РФ[25]; Арбитражным процессуальным кодексом РФ[26]; Бюджетным кодексом РФ[27]; Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»[28] (далее — Закон о СРО); Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[29]; Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[30]; Законом о банкротстве и др.
Переходя к рассмотрению содержания финансово-правового статуса КПК, следует выделить два основополагающих его элемента — цели и задачи деятельности КПК. Цель деятельности КПК сформулирована в п. 2 ч. 3 ст. 1
Закона о кредитной кооперации: это финансовая взаимопомощь членов КПК (пайщиков). Определяется эта цель как организованный КПК процесс объединения паенакоплений и привлечения денежных средств членов КПК, а также иных денежных средств и размещения указанных денежных средств путем предоставления займов членам КПК в целях удовлетворения их финансовых потребностей в соответствии с уставом и внутренними нормативными документами КПК.
Для понимания цели функционирования КПК необходимо также обратить внимание на сущность отечественной кредитной кооперации, назначение которой состоит в обеспечении финансовой устойчивости кооперативов и стабильного функционирования области отечественного потребительского кредитования. Н.И. Матузов, помимо прочих финансовых общественных отношений, относит к предмету финансового права денежное обращение и кредиты[31]. Таким образом, с учетом интенсивного роста объема денежных средств, привлекаемых в сферу кредитной кооперации, выбор законодателем того или иного вектора ее развития имеет определяющее значение для оптимизации области потребительского кредитования в России, столкнувшейся в настоящее время с рядом проблем (например, повышение удельного веса невозвращаемых потребительских кредитов).
Кредитный кооператив определяется законодателем как некоммерческая организация[32], которая создается в форме потребительского кооператива. Признаки КПК как юридического лица и потребительского кооператива закреплены нормами ГК РФ (ст. 48, 50, 123.2)[33].
Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. от 19 декабря 2016 г. № 449-ФЗ) данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы[34]. Это объясняется тем, что в ч. 2 ст. 2 приведенного акта указываются такие цели создания некоммерческих организаций, как социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные, направленные на достижение общественных благ, в то время как основной целью потребительского кооператива является удовлетворение материальных потребностей членов (п. 1 ст. 123.2 ГК РФ). Таким образом, целевое назначение потребительских кооперативов (в том числе и КПК) обусловливает их исключение из перечня объектов правового регулирования Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Статья 50 ГК РФ определяет критерии отнесения юридических лиц к коммерческим или некоммерческим организациям. У некоммерческих организаций извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ потребительские кооперативы (в том числе и кредитные) отнесены к организационно-правовым формам некоммерческих организаций. При этом не все кооперативы в российском праве являются некоммерческими юридическими лицами. Производственный кооператив на основании ст. 1 Федерального закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (с изм. от 30 ноября 2011 г. № 362-ФЗ)[35] является юридическим лицом — коммерческой организацией.
Статья 123.2 ГК РФ, содержащая правовую характеристику потребительского кооператива как некоммерческой организации, определяет его как «основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов». Из текста определения следуют такие признаки потребительского кооператива как добровольный характер объединения, построение организации на основе членства, паевые взносы как основной источник собственных средств организации, цель объединения — удовлетворение определенных потребностей участников. Как указывалось ранее, отличительной чертой КПК является их основная цель — удовлетворение материальных потребностей участников, в составе которых следует особо выделить финансовые потребности пайщиков, которые выражаются как в размещении временно свободных денежных средств в фондах КПК с целью получения дохода (по установленной кооперативом процентной ставке), так и в получении данными субъектами потребительского кредита (в соответствии с положениями Закона о потребительском кредите). Данный элемент правового статуса КПК имеет прямое отношение к предмету регулирования финансового прав, так как непосредственно касается институтов денежного обращения и кредита. Остальные некоммерческие организации преследуют удовлетворение духовных, социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных нематериальных общественно полезных целей.
Поскольку КПК создается не для извлечения прибыли, а для удовлетворения материальных потребностей участников, он достигает этой цели, ведя в качестве основной организационно-хозяйственную деятельность — экономическую и финансовую[36], но не предпринимательскую. Согласно ст. 8 и 34 Конституции РФ экономическая деятельность — понятие более тттиро- кое, чем предпринимательская деятельность. Достижение экономически полезного эффекта не сводится только к извлечению прибыли. В то же время А.А. Байтенова выразила мнение, что КПК вправе заниматься и предпринимательской деятельностью, но с рядом ограничений, вытекающих из его некоммерческого статуса: во-первых, она не должна быть основной, иначе организация не может называться некоммерческой; во-вторых, эта деятельность должна осуществляться в соответствии с законом и предусматриваться в уставе КПК; в-третьих, данная деятельность должна служить основным целям создания кооператива и соответствовать указанным целям. Это объясняется тем, что потребительский кооператив не получает общей правоспособности, как коммерческие организации. Он может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности[37]. Учитывая, что законодателем исчерпывающий перечень видов деятельности в отношении КПК не установлен, позиция А.А. Байтеновой не противоречит действующему законодательству. Наименование потребительского кооператива также должно содержать указание на основную цель его деятельности[38].
Характеризуя следующий элемент финансово-правового статуса КПК, следует заметить, что задачи КПК не сформулированы в законодательстве и находят закрепление в их уставах. В частности, видится возможным отнесение к задачам КПК действий, направленных на привлечение свободных средств физических и юридических лиц и размещение их от своего имени[39]; обеспечение доходности сбережений пайщиков[40], финансовой устойчивости КПК[41] и др.
Статья 3 Закона о кредитной кооперации, в соответствии с которой деятельность КПК состоит в организации финансовой взаимопомощи членов КПК (пайщиков) посредством объединения паенакоплений и привлечения денежных средств членов КПК и иных денежных средств и размещения указанных денежных средств путем предоставления займов членам КПК для удовлетворения их финансовых потребностей, закрепляет, что КПК вправе:
привлекать денежные средства своих членов на основании договоров займа (с юридическими лицами) и договоров передачи личных сбережений (с физическими лицами). Займы своим членам КПК предоставляет на основании договоров займа, заключаемых между КПК и его членом (пайщиком). Законодатель определяет договор займа как договор, по которому займодавец (КПК) передает в собственность другому заемщику (члену КПК) деньги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа)[42];
осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам[43];
помимо основного вида своей деятельности — организации финансовой взаимопомощи своих членов — заниматься и иными видами деятельности, при условии, если они служат достижению целей, ради которых создан КПК, соответствуют этим целям и предусмотрены уставом КПК.
На основе анализа законодательства видится возможным дифференцировать обязанности КПК с учетом специфики их деятельности на две группы:
обязанности КПК как юридического лица;
специальные обязанности КПК, обусловленные его особым правовым статусом.
К первой группе относятся обязанности, налагаемые на всех юридических лиц, в том числе:
иметь самостоятельный баланс или смету;
соблюдать законодательство о налогах и сборах, вносить обязательные платежи в установленном порядке;
исполнять предписания контрольных и надзорных органов и др.
Вторая группа обязанностей КПК представляет больший интерес в рамках настоящего исследования и включает следующие обязанности:
вести реестр членов кооператива (пайщиков);
быть членом саморегулируемой организации КПК в установленном порядке и сроки;
обеспечивать финансовую устойчивость КПК; соблюдать финансовые нормативы, установленные Банком России[44]; при привлечении средств пайщика КПК предоставлять ему информацию о страховании риска ответственности КПК за нарушение договора, на основании которого привлекаются денежные средства пайщика;
выплачивать члену КПК сумму его паенакоплений и выполнять другие обязательства, предусмотренные договорами, на основании которых КПК осуществил привлечение от него денежных средств;
выплачивать наследникам умершего члена КПК сумму паенакопления в порядке, определенном уставом КПК;
сообщать хотя бы в одно бюро кредитных историй информацию, предусмотренную законодательством о кредитных историях;
осуществлять хранение документов КПК (в соответствии с установленным Законом о кредитной кооперации перечнем);
уведомлять саморегулируемую организацию о своем вступлении в КПК второго уровня и др.
Особое внимание следует обратить на такой метод императивного воздействия государства на отношения в области кредитной кооперации, как
финансовые нормативы.
Несмотря на длительное использование данного инструмента в регулировании банковской деятельности в Российской Федерации, содержанию термина «финансовые нормативы» в теории финансового права уделено мало внимания. В качестве немногочисленных примеров можно привести позиции Я.А. Гейвандова, А.В. Ерицянова, Д.В. Давиденко.
Я.А. Гейвандов под финансовыми (обязательными) нормативами понимает «строго определенные Банком России количественные нормы и ограничения, выраженные в денежной форме, характеризующие пределы самостоятельности кредитных организаций при осуществлении ими банковской деятельности и реализации своей денежно-кредитной политики»[45].
А.В. Ерицян определяет рассматриваемый термин как «требования публичного характера, направленные на поддержание кредитной организацией определенных значений пропорций показателей деятельности кредитной организации»[46].
Представитель саратовской школы финансового права Д.В. Давиденко впервые в науке финансового права увязывает экономические нормативы с регулированием банковской деятельности в целях обеспечения финансовой устойчивости последней и дает следующее определение финансовых нормативов банковской деятельности: «Правовой метод банковского регулирования, направленный на ограничение банковских рисков кредитной организации посредством установления правил, определяющих финансовые параметры банковской деятельности, с целью обеспечения ее финансовой надежности, защиты интересов кредиторов и вкладчиков»[47].
Данное определение финансовых нормативов видится наиболее емким и, что важно, учитывает предназначение данного инструмента правового регулирования — поддержание надежности банковской системы, защиту интересов кредиторов и вкладчиков. Развивая изложенные определения, с учетом специфики деятельности в области кредитной кооперации предлагается под финансовыми нормативами деятельности кредитных потребительских кооперативов понимать правовой метод публично-правового (финансовоправового) регулирования в области кредитной кооперации, направленный на минимизацию рисков деятельности кредитных потребительских кооперативов посредством введения на правовом уровне ограничений, определяющих финансовые параметры их деятельности, с целью обеспечения финансовой устойчивости кредитных потребительских кооперативов, защиты законных прав и финансовых интересов кредиторов и пайщиков кооперативов.
Исчерпывающий перечень финансовых нормативов приведен в ч. 4 ст. 6 Закона о кредитной кооперации[48]. Данная правовая норма находится в неразрывном единстве с положениями п. 1.1 ч. 2 ст. 5 Закона о кредитной кооперации[49], а также с указанием Банка России от 28 декабря 2015 г. № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов»[50], распространяющим свое действие на все КПК, кроме КПК второго уровня[51].
Таким образом, КПК может заниматься практически любым видом деятельности для достижения целей, предусмотренных в отношении кредитных кооперативов законодательством и учредительными документами, при условии соблюдения изложенных требований, а также ограничений, установленных ст. 6 Закона о кредитной кооперации. Данной нормой Закона предусмотрен ряд ограничений, направленных на обеспечение финансовой устойчивости КПК, которые также следует отнести к обязанностям КПК. Фактически данные ограничения вводятся для того, чтобы не допустить возможного злоупотребления правом со стороны мошенников и не создать почву для появления «финансовых пирамид»[52]. Так, КПК, в частности, не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся его членами, а также привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами КПК (за рядом исключений)[53].
КПК имеют право оказывать услуги, схожие с предметом деятельности кредитных организаций — выдавать займы (кредиты), причем только лицам, являющимся членами данного КПК. Такое, ограничение накладывает на КПК обязанность специально указывать в рекламе своих финансовых услуг, что они предоставляются лишь членам КПК, поскольку отсутствие данного упоминания означает введение в заблуждение потенциальных клиентов и является нарушением законодательства о рекламе[54].
Отсутствие такого ограничения в деятельности КПК нарушило бы общие принципы хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Любая организационно-правовая форма потребительского кооператива подразумевает, что его членами будут лица, которые будут принимать личное трудовое участие в его деятельности, поэтому все материальные блага, которые будут произведены КПК (или оказываются им), также должны быть использованы исключительно членами КПК. Таким образом, выдача займов только членам КПК и прием сбережений только от его членов представляют
собой те финансовые услуги, для оказания которых и предусмотрена такая организационно-правовая форма потребительского кооператива, как КПК.
Кроме того, при отсутствии анализируемого ограничения деятельность КПК по выдаче займов имела бы незначительные отличия от банковского потребительского кредитования. Банки также осуществляют деятельность по кредитованию и по принятию вкладов в отношении всех физических и юридических лиц. Такая деятельность связана с повышенными рисками, например, с риском несостоятельности банка, невозврата им вкладов своим вкладчикам. Поэтому применительно к деятельности всех кредитных организаций в российском законодательстве действует ряд мер, которые должны обеспечить их финансовую состоятельность. Прежде всего, существует система обязательного страхования вкладов физических лиц и она распространяется только на деятельность банков. Также имеются требования относительно размера уставного капитала банка[55] — актива, который должен позволить в случае необходимости обеспечить финансовую состоятельность банка, его способность самостоятельно отвечать по своим денежным обязательствам перед третьими лицами. Аналогичных требований к деятельности КПК Закон не предусматривает.
Практика массовой выдачи займов КПК лицам, не являющимся их членами, приводит к многочисленным судебным процессам и взысканиям. Так, например, апелляционным определением Иркутского областного суда от 24 июля 2014 г. по делу № 33-5988/2014[56] отказано в иске кредитного потребительского кооператива граждан «БайкалКредитСервис» о взыскании задолженности с физического лица по договору займа, обращении взыскания на заложенное имущество, так как истец в нарушение установленного законом запрета предоставления займов лицам, не являющимся членами кредитного кооператива, заключил с ответчицей, не состоящей членом данного кооператива, договор займа.
Таким образом, деятельность КПК в основном аналогична деятельности банков по предоставлению потребительских кредитов, однако имеет существенное отличие, касающееся порядка выдачи потребительского кредита, — императивное предписание об обязательном вступлении физического лица, нуждающегося в получении потребительского кредита в КПК, в члены данного кооператива как стадия, предшествующая выдаче данного кредита. Из данного правила имеется исключение. Его составляет тот случай, когда КПК кредитует КПК второго уровня. При этом КПК должен одновременно являться членом КПК второго уровня.
Вторым ограничением деятельности КПК является запрет выступать поручителем по обязательствам своих членов и третьих лиц, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами. Это ограничение, по мнению А.А. Соломкина, М.А. Кохановой, учитывает слабую, по сравнению с банками, кадровую оснащенность кредитного кооператива, а значит и большую вероятность ошибки при оценке своих потенциальных рисков как поручителя или залогодателя[57]. Поэтому случаи систематического привлечения КПК в качестве поручителя к ответственности по обязательствам своих членов или третьих лиц могут привести к трате большого объема денежных средств КПК на неуставные цели.
Третье ограничение касается запрета кооперативам участвовать своим имуществом в формировании имущества иных юридических лиц, за исключением юридических лиц, возможность участия в которых предусмотрена для КПК законом.
Такое требование законодателя обусловлено тем, что КПК является некоммерческой организацией и не может заниматься предпринимательской деятельностью. Если КПК станет принимать участие своим имуществом в создании других КПК, то косвенно это можно назвать той же предпринимательской деятельностью. КПК в таком случае станет учредителем юридического лица, а значит будет получать прибыль от его деятельности. Такой запрет продиктован и тем, что КПК имеет основной целью удовлетворение финансовых потребностей своих членов, а если он начнет распределять принадлежащее ему имущество по уставным капиталам других юридических лиц, это значительно сократит размер тех денежных средств, которые должны быть использованы на кредитование своих членов. Однако здесь также есть исключение. Его составляет тот случай, когда КПК выступает членом КПК второго уровня.
Еще одно исключение следует из предназначения ассоциаций и союзов КПК — для них законодателем никаких ограничений по исследуемому вопросу не установлено. Данные субъекты кредитной кооперации создаются не для целей кредитования членов КПК, а для того, чтобы обслуживать интересы кооперативов, помогать кооперативам в финансово-затруднительных ситуациях. Поэтому ассоциации и союзы КПК могут создавать на базе своего имущества другие юридические лица (в том числе банки и страховые компании).
В-четвертых, кредитным кооперативам запрещено выпускать эмиссионные ценные бумаги. Эмиссионные ценные бумаги, через которые осуществляется заемное финансирование и финансирование через участие в основном капитале, назначение которых, по мнению В.А. Белова, «получение денежных средств и иного имущества в собственность для ведения основной коммерческой деятельности»[58], не имеют конкретного законодательного определения, содержащего все обязательные признаки рассматриваемого объекта гражданских прав.
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 292-ФЗ)[59] (далее — Закон о рынке ценных бумаг) в ст. 2 определяет данное понятие как любую ценную бумагу, в том числе бездокументарную, одновременно обладающую следующими признаками:
закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка; размещается выпусками;
имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Согласно ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг эмиссионные ценные бумаги в зависимости от их категории могут выпускаться как в документарной, так и бездокументарной форме.
Однако законодатель не выработал единого подхода к пониманию ценных бумаг. Так, если Закон о рынке ценных бумаг выдвигает на первый план бездокументарную концепцию ценных бумаг[60], то Гражданский кодекс РФ[61] — документарную[62].
Наличие установленного разделения всей совокупности ценных бумаг на два вида — документарные и бездокументарные послужило причиной формирования двух основных концепций понимания ценных бумаг.
Представители первой (документарной) концепции, основываясь главным образом на действующем Гражданском кодексе РФ, признают ценными бумагами только документарные ценные бумаги (В.А. Белов, Е.А. Крашенинников)[63].
Сторонники второй (бездокументарной) концепции определения понятия «ценные бумаги» считают, что «понимание ценных бумаг, заложенное в ГК РФ... не учитывает запросов сегодняшнего времени»[64], поэтому под ценной бумагой следует понимать «обязательственное договорное право, регулируемое нормами вещного права»[65].
Закон о кредитной кооперации использует термин «эмиссионные ценные бумаги». Посредством выпуска (эмиссии) своих собственных ценных бумаг, покупки ценных бумаг (акции и облигации) других коммерческих организаций КПК мог бы привлечь дополнительные денежные средства. Эмиссия ценных бумаг допускается для коммерческих организаций, занятых производством, а также для банков и страховых компаний. Однако у данных организаций эмиссия ценных бумаг обеспечена, в частности, финансовыми и иными материальными ресурсами организации, входящими в ее уставной складочный капитал. Однако у КПК такая эмиссия не может быть обеспечена ничем, кроме тех ресурсов, которые либо размещены на возвратной основе, либо предназначены для кредитования членов кооператива.
При этом, как справедливо отмечает О.А. Борзунова, рассматриваемое ограничение «не является препятствием для выпуска кредитным кооперативом неэмиссионных ценных бумаг, например векселя или чека»[66].
В-пятых, КПК, помимо запрета на выпуск эмиссионных ценных бумаг, ограничены в праве осуществлять операции с ценными бумагами (запрет не касается государственных и муниципальных ценных бумаг, закладных). Данное правило права является логическим продолжением рассмотренной выше нормы (запрет на выпуск эмиссионных ценных бумаг) — государство, преследуя цель обеспечения финансовой устойчивости КПК, ограничивает участие кооперативов в финансовых операциях с высоким риском, но при этом не исключает инвестиционной деятельности КПК в принципе.
В отношении операций с государственными и муниципальными бумагами (которые являются менее рисковыми по отношению к иным видам ценных бумаг) Закон о кредитной кооперации предусматривает ряд требований:
до момента формирования минимального размера паевого фонда КПК второго уровня его средства не могут быть направлены на приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг[67];
средства КПК второго уровня могут быть направлены на приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг. При этом максимальная сумма средств, направленная на приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг, на приобретение долей в уставном капитале или акций российских кредитных организаций, должна составлять не более 20% величины активов КПК второго уровня[68];
при размещении средств компенсационного фонда саморегулируемой организации[69] не менее 50% этих средств должно быть размещено в государственные ценные бумаги Российской Федерации и (или) государственные ценные бумаги субъектов РФ[70].
На последнем предписании следует акцентировать особое внимание, поскольку оно обусловлено спецификой финансово-правового статуса КПК как субъектов, осуществляющих операции с денежными средствами физических и юридических лиц (что является основополагающим критерием схожести деятельности КПК и деятельности банков). Поэтому так же, как и в регулировании банковской деятельности, законодатель учитывает важность поддержания финансовой устойчивости области кредитной кооперации, в связи с чем в императивном порядке регламентирует исчерпывающий перечень активов, в который могут быть вложены финансовые ресурсы КПК. В данном случае законодатель устанавливает обязательный норматив — минимальный процент для размещения денежных средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций КПК в государственные ценные бумаги федерального и (или) регионального уровня.
Таким образом, законодатель, запрещая КПК операции с ценными бумагами, то есть активную инвестиционную деятельность, делает исключение для закладных[71] как инструмента в практической деятельности КПК по организации финансовой взаимопомощи, а также для государственных и муниципальных ценных бумаг, поскольку эти активы являются низкорисковыми и высоколиквидными. Это также свидетельствует об участии КПК в отношениях, связанных с публичным (государственным) кредитом и долгом, в качестве кредитора государства.
В шестых, правовым статусом КПК как некоммерческой организации обусловлен запрет кооперативам осуществлять торговую и производственную деятельность. Эти виды деятельности составляют основу предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов.
Понятие торговой деятельности содержится в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 273-ФЗ)[72]: это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Определение производственной деятельности содержится в ст. 209 Трудового кодекса РФ[73]: это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, которая включает в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство и оказание любых видов услуг. Анализ данных понятий позволяет сделать вывод, что торговая и производственная деятельность присущи, прежде всего, коммерческим организациям, к числу которых КПК не отнесены. Такой запрет распространяется не только на сам кооператив, но и на все его органы, подразделения и объединения.
Последним, седьмым, ограничением для кооперативов является запрет вступать в члены других КПК. Анализируя данное ограничение, следует еще раз указать на возможность КПК вступать в члены КПК второго уровня. Наличие данного исключения обусловлено тем, что с целью принятия дополнительных мер по обеспечению своей финансовой устойчивости КПК могут вступить в членство в КПК второго уровня, выступая своего рода «пайщиком» последнего. Однако в связи с тем, что свободные денежные средства либо потребность в них пайщика-гражданина и пайщика-КПК несоразмерны, для осуществления операций с КПК-«пайщиками» необходима структура, к которой законодательством предъявляются более строгие требования — для обеспечения ее устойчивости. Этой структурой и являются КПК второго уровня.
Таким образом, анализируемую правовую норму следует рассматривать как запрет на «горизонтальное» членство обычных КПК в себе подобных и на «вертикальное» членство КПК второго уровня в обычных КПК.
Ответственность КПК несут и в качестве юридических лиц, и в качестве специальных субъектов (вследствие особого правового статуса кооператива и субъекта кредитной кооперации).
В качестве юридического лица КПК несет ответственность по общим правилам (в соответствии с гражданским законодательством) — перед своими кредиторами при неисполнении им взятых на себя обязательств. Гарантией удовлетворения имущественных требований кредиторов является паевой фонд КПК и его иное собственное имущество.
Особый интерес представляет специальная ответственность кооператива. Так, ч. 4 ст. 13.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях налагает на КПК ответственность за неисполнение обязанности по хранению документов, которое является обязательным в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона о кредитной кооперации1.
В свою очередь, ст. 15.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полностью посвященная правонарушениям в области кредитной кооперации, содержит несколько составов правонарушений, в которых субъектом может выступать как сам КПК, так и его должностное лицо:
нарушение финансовых нормативов;
нарушение порядка размещения средств резервного фонда КПК;
нарушение прав члена КПК (установленных ч. 1 ст. 13 Закона о кредитной кооперации);
осуществление действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского займа, не предусмотренных законодательством[74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81];
непредставление или несвоевременное представление информации, содержащейся в кредитной истории, в бюро кредитных историй;
нарушение иных требований законодательства РФ о кредитной кооперации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вопрос ответственности КПК тесно связан со страхованием и обеспечением финансовой устойчивости КПК. Финансовая устойчивость[82] и динамичность развития кредитного кооператива во многом определяются выбранной им кредитной политикой, которая выражает общую стратегию развития кооператива. С ее помощью не стремятся установить конкретные способы достижения целей, а лишь формируют «каркас», структуру рекомендаций основных направлений выполнения частных кредитных операций. На основе этого «каркаса» разрабатывается методика проведения ежедневных мероприятий, направленных на достижение целей кредитной политики[83] [84] [85].
Кредитная политика представляет собой определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования3. Выработанная кредитная политика кооператива одобряется общим собранием его членов. В обязательном порядке при ее разработке учитываются основополагающие моменты, установленные законодательством и уставом кооператива4.
Одним из элементов финансово-правового статуса являются функции КПК, к которым относятся:
накопительная — привлечение средств пайщиков;
сберегательная — обеспечение финансовой стабильности КПК и сохранности денежных средств;
распределяющая — перераспределение аккумулированных денежных средств на основании требований законодательства и устава КПК;
информационная — просвещение населения и организаций о размерах, сроках и иных условий приема сбережений и выдачи займов.
Финансово-правовой статус КПК дает основания считать функцию по распределению денежных средств пайщиков определяющей для существования КПК. Во-первых, правовое регулирование деятельности КПК включает ряд как императивных (финансово-правовых)[86], так и диспозитивных[87] норм, относящихся к порядку осуществления операций со средствами, находящимися в распоряжении КПК. Во-вторых, разумное распределение денежных средств по различным фондам обеспечивает стабильное существование и финансовую устойчивость КПК.
Исходя из перечня функций и прав КПК следует вывод, что КПК осуществляет свою деятельность в формах обоих видов — как в правовой (принятие устава, заключение договоров), так и в неправовой (иные виды деятельности кооператива).
В финансово-правовом статусе КПК неотъемлемым элементом являются методы финансовой деятельности, представленные как методами формирования фондов денежных средств, так и методами их распределения и использования.
Формирование денежных средств в фонды КПК осуществляется смешанным способом — путем консолидации обязательно уплачиваемых обязательных взносов (обязательный паевой взнос, дополнительный взнос, вступительный взнос) и добровольных платежей (добровольный паевой взнос).
Распределение денежных средств фондов КПК осуществляется через начисления на паевые взносы, выдачу паенакоплений пайщика кооператива в случае его выхода из состава участников КПК, покрытия убытков и непредвиденных расходов кредитного кооператива (за средств резервного фонда). В особенности следует отметить и выдачу потребительского кредита (займа) членам КПК, что также представляет собой один из способов распределения финансов кооператива.
Деятельность КПК строится как на общеправовых, так и на основе финансово-правовых и гражданско-правовых принципов1. В частности, на основании исследования императивного предписания о размещении средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в государственные ценные бумаги Российской Федерации и (или) субъектов РФ предлагается в числе финансово-правовых принципов деятельности КПК назвать такое правовое начало, как обязательность участия кредитных кооперативов в публичных долговых отношениях.
Гарантии функционирования КПК также необходимо включать в качестве элемента в состав финансово-правового статуса КПК по причине нахождения в распоряжении КПК денежных фондов и необходимости эффективного распределения указанных средств. Данные гарантии предупреждают финансово рискованные операции и вложения КПК посредством устранения некоторых видов обязательств, которые могут привести к имущественной (в том числе финансовой) ответственности для кооператива.
В законодательстве и практике существования КПК выделяются следующие гарантии:
обязательное размещение части полученных доходов в качестве начислений на паевые взносы своим членам[88] [89];
обязанность КПК формировать резервный фонд и резервы на возможные потери по займам;
обязанность саморегулируемых организаций КПК размещать часть средств компенсационного фонда в государственные ценные бумаги Российской Федерации и (или) субъектов РФ;
непосредственное участие всех пайщиков в принятии наиболее важных решений в деятельности КПК;
заключение договоров страхования имущественной ответственности КПК;
членство КПК в обществах взаимного страхования;
широкие надзорные полномочия Центрального банка РФ в области кредитной кооперации, обязательность его предписаний для исполнения КПК и др.
Завершая анализ финансово-правового статуса КПК, следует акцентировать внимание на предназначении такой организационно-правовой формы, как кооператив — удовлетворение определенных потребностей его членов, и в этой связи необходимо учитывать специфику КПК, заключающуюся именно в удовлетворении материальных, финансовых потребностей пайщиков, но не в извлечении прибыли.
Совокупность требований и ограничений, установленных законодателем в отношении всех КПК, обусловлена их целями и задачами, а также положением, занимаемым ими в системе финансовых правоотношений. Так, например, запрет КПК на привлечение сбережений физических и юридических лиц, не являющихся их членами, и выдача данным лицам займов обусловливает существенное отграничение деятельности КПК от банковской. А запреты на выпуск ценных бумаг, осуществление торговой и производственной деятельности берут свое начало в некоммерческом характере деятельности КПК, общих принципах деятельности потребительских кооперативов.
По аналогии с трудами ученых Саратовской школы финансового права о финансово-правовых статусах налоговых и таможенных органов в данном исследовании выделены и исследованы такие элементы финансово-правового статуса КПК, как цели, задачи, права и обязанности, ответственность, функции, форма и методы финансовой деятельности, принципы, гарантии.
Анализ финансово-правового статуса продемонстрировал, чем именно отличаются КПК от субъектов банковской деятельности, и дополнительно подтвердил, что согласно действующему российскому законодательству отнесение КПК к кредитной системе (а финансов КПК — к кредиту) является более обоснованным, чем причисление их к банковской сфере.
[1] См.: Хамидуллин К.Ш. О понятии финансово-правового статуса политической партии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 390-394.
[2] Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник. Белгород, 2007. С. 130.
[3] См.: Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004. С. 386.
[4] См.: НерсесянцВ.С. Общая теория права и государства: учебник. М., 1999. С. 510.
[5] См.: НерсесянцВ.С. Указ. раб. С. 504-505.
[6] См.: Братусь С.Н. О соотношении гражданской правоспособности и субъективных гражданских прав // Советское государство и право. 1949. № 8. С. 36; Чечот Д.М. Субъективное право и формы его защиты. Л., 1968. С. 11; Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М., 1955. С. 134; Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л., 1959. С. 11.
[7] См.: Иоффе О.С., ШаргородскийМ.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 210-211; Красавчиков О.А. Социальное содержание правоспособности советских граждан // Правоведение. 1960. № 1. С. 12-25.
[8] См.: Алексеев С.С. Общая теория права: учебник: в 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 133, 146-147.
[9] «Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов».
[10] «Нарушение законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации».
[11] См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 7 февраля 2017 г. № 11-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1; 2017, № 7. Ст. 1030.
[12] «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)».
[13] См.: Бит-Шабо И.В. Бюджетные учреждения как субъекты финансового права: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
[14] См.: Смирникова Ю.Л. Финансово-правовой статус субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
[15] См.: Масалин М.Ю. Особенности финансово-правового статуса федеральных государственных унитарных предприятий: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
[16] См.: Дощицина О.В. Финансово-правовой статус автономного учреждения // Вестник Российской правовой академии. 2008. № 2. С. 24-27.
[17] См.: Бакаева О.Ю. Понятие и структура категории «финансово-правовой статус» (на примере таможенных органов). URL: http://elibrary.ru/download/93612496.htm (дата обращения: 09.08.2016).
[18] См.: Смирникова Ю.Л. Указ. раб. С. 8; Крохина Ю.А. Финансовое право: учебник. М., 2008. С. 112.
[19] Бехер В.В., Бабина К.И. Финансово-правовой статус государственных учреждений науки // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2. С. 150-152.
[20] См.: Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. М., 2011. С. 76.
[21] Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов РФ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005. С. 13.
[22] Бакаева О.Ю. Основные финансово-правовые аспекты статуса таможенных органов Российской Федерации. Саратов, 2002. С. 73.
[23] См.: Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 165.
[24] См.: Дощицина О.В. Финансово-правовой статус автономного учреждения: авто- реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 8.
[25] См.: Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. от 19 декабря 2016 № 438-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2016. № 52. Ч. 5. Ст. 7487.
[26] См.: Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. от 19 декабря 2016 № 435-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; 2016. № 52. Ч. 5. Ст. 7484.
[27] См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2016 г. № 466-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2017. № 1. Ч. 1. Ст. 7.
[28] См.: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076; 2016. № 27.Ч. 2. Ст. 4293.
[29] См.: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. от 23 мая 2016 г. № 149-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344; 2016. № 22. Ст. 3097.
[30] См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изм. от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3431; 2016. № 27. Ч. 2. Ст. 4294.
[31] См.: Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 363 (автор лекции 15 «Система права» — Н.И. Матузов).
[32] См. ч. 1 ст. 3 Закона о кредитной кооперации.
[33] Перечисленные нормы устанавливают понятия юридического лица, некоммерческой организации, положения о потребительском кооперативе.
[34] См.: СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 2016. № 52. Ч. 5. Ст. 7498.
[35] См.: СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321; 2011. № 49. Ч. 1. Ст. 7040.
[36] «Финансовая деятельность» — понятие более узкое, чем понятие «экономическая деятельность», и определяется как деятельность по формированию, распределению и использованию денежных фондов. Подробнее об этом см.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2015. С. 89 (автор — Н.И. Химичева). Финансовая деятельность КПК заключается в формировании, распределении и использовании фондов заработной платы (в качестве обычного юридического лица), а также паевого фонда, резервного фонда и иных специализированных фондов (в качестве специального субъекта правоотношений).
[37] См.: Байтенова А.А. Комментарий к Федеральному закону «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
[38] Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 123.2 ГК РФ наименование потребительского кооператива должно содержать слово «кооператив».
[39] См. ч. 1 ст. 4 Закона о кредитной кооперации.
[40] См. ч. 2 ст. 30 Закона о кредитной кооперации.
[41] См. ст. 6 Закона о кредитной кооперации.
[42] См. п. 1 ст. 807 ГК РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2016. № 22. Ст. 3094.
[43] Статья 4 Закона о кредитной кооперации применительно к указанным отношениям определяет, что возврат займа членом КПК может обеспечиваться поручительством, залогом, а также иными предусмотренными законом или договором способами.
[44] Финансово-правовой аспект финансовых нормативов в сфере банковского регулирования подробно рассмотрел Д.В. Давиденко. См.: Давиденко Д.В. Экономические нормативы как метод банковского регулирования (финансово-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
[45] Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функция, полномочия. М., 1997. С. 139.
[46] Ерицян А.В. Пруденциальное регулирование и контроль // Банковское дело. 2001. № 2. С. 41.
[47] Давиденко Д.В. Экономические нормативы как метод банковского регулирования (финансово-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 49.
[48] К их числу отнесены: соотношение величины резервного фонда и общего размера задолженности по сумме основного долга, образовавшейся в связи с привлечением кредитным кооперативом денежных средств от членов кредитного кооператива (пайщиков); соотношение величины паевого фонда кредитного кооператива и размера задолженности по сумме основного долга; соотношение суммы денежных требований кредитного кооператива, срок платежа по которым наступает в течение 12 мес., и суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение 12 мес., и др.
[49] Согласно указанной норме Банк России устанавливает числовые значения и порядок расчета финансовых нормативов, предусмотренных Законом о кредитной кооперации.
[50] См.: Вестник Банка России. 2016. № 16.
[51] Финансовые нормативы деятельности КПК второго уровня установлены ст. 33 Закона о кредитной кооперации.
[52] Финансовая пирамида (также инвестиционная пирамида) — способ обеспечения дохода участникам структуры за счёт постоянного привлечения денежных средств. Доход первым участникам пирамиды выплачивается за счет вкладов последующих участников. В большинстве случаев истинный источник получения дохода скрывается и декларируется вымышленный или малозначимый. Подобная подмена является мошенничеством. URL: ййр8://гц.’шк1рей1а.ог§/’шк1/Финансовая_пирамида (дата обращения: 13.07.2015).
[53] Указанные ограничения неразрывно связаны и подлежат рассмотрению совместно.
[54] Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного
от 16 сентября 2013 г. № Ф07-6029/13 по делу № А52-269/2013 содержится указание на то, что рекламное объявление КПК «Доходъ» информирует о предоставлении финансовых услуг, при этом в объявлениях отсутствует указание на то, что данные услуги предоставляются только пайщикам. Вместе с тем условием получения займа в КПК «Доходъ» является членство в кооперативе, что предполагает уплату вступительного и паевого взносов (виды взносов пайщиков в КПК подробно рассмотрены далее). Указанное действие и было признано нарушением законодательства о рекламе (ч. 7
ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. от 5 декабря 2016 г. № 413-ФЗ)) // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232; 2016. № 50. Ст. 6976).
[55] Статья 11 Закона о банках и банковской деятельности определяет, что минимальный размер уставного капитала составляет: для банка — 300 млн руб.; для небанковской кредитной организации — 90 млн руб.
[56] См.: Апелляционное определение Иркутского областного суда от 24 июля 2014 г. по делу № 33-5988/2014. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
[57] См.: Соломкин А.А., Коханова М.А., Байтенова А.А., Васильева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону «О кредитной кооперации». Доступ из справ. - правовой системы «Г арант».
[58] Белов В.А. Ценные бумаги как объекты гражданских прав: вопросы теории: дис. ... канд. юрид. наук в форме научного доклада. М., 1996. С. 26.
[59] См.: СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 2016. № 27. Ч. 1. Ст. 4225.
[60] См.: Степанов Д. Современное российское правопонимание ценных бумаг // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 126.
[61] В п. 1 ст. 142 Гражданского кодекса РФ под ценными бумагами понимаются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги), а также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав (бездокументарные ценные бумаги).
[62] См.: Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М., 2006. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
[63] См.: Белов В.А. Бездокументарные ценные бумаги. М., 2001. С. 14, 17; Крашенинников Е.А. Ценные бумаги на предъявителя. Ярославль, 1995.
[64] Степанов Д. Вопросы теории и практики эмиссионных ценных бумаг // Хозяйство и право. 2002. № 3. С. 65.
[65] Шевченко Г.Н. Указ. раб.
[66] Борзунова О.А. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (постатейный) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
[67] См. ч. 7 ст. 33 Закона о кредитной кооперации.
[68] См. ч. 9 ст. 33 Закона о кредитной кооперации.
[69] Вопросы деятельности саморегулируемых организаций в области кредитной кооперации и функционирования их компенсационных фондов подробно рассмотрены далее.
[70] См. п. 1 ч. 3 ст. 40 Закона о кредитной кооперации.
[71] Понятие закладной закреплено в ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ (с изм. и доп., внес. Федеральным законом 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ) «Об ипотеке (залоге недвижимости)»: это именная ценная бумага, удостоверяющая право ее законного владельца на получение исполнения по денежным обязательствам, обеспеченным ипотекой, без представления других доказательств существования этих обязательств, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой. См.: СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400; 2016. № 27. Ч. 2. Ст. 4294.
[72] См.: СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2; 2016. № 27. Ч. 1. Ст. 4206.
[73] См.: Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 3 июля 2016 г. № 239-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 3; 2016. № 27. Ч. 1. Ст. 4172.
1 К ним относятся: 1) устав КПК, а также изменения и дополнения, внесенные в не
го; 2) документы, подтверждающие государственную регистрацию КПК; 3) реестр членов КПК; 4) бухгалтерская (финансовая) отчетность кооператива, сметы доходов и расходов и
отчеты об их исполнении, документы, подтверждающие права кредитного кооператива на
имущество, находящееся на его балансе;5) внутренние нормативные документы КПК;
[78] положения о своих филиалах и представительствах; 7) протоколы общих собраний чле
нов КПК, заседаний правления КПК и контрольно-ревизионного органа кредитного ко
оператива и т.п.; 8) приказы и распоряжения единоличного исполнительного органа КПК;
|