Для наиболее полного понимания места кредитной кооперации в финансовой системе России необходимо выявить и проанализировать отношения между КПК и отдельными субъектами финансового права.
Переходя к данному вопросу, следует отметить главенствующую роль Центрального Банка РФ как основного регулятора деятельности КПК[1]. КПК, как указывалось ранее, Законом о Банке России отнесены к особой группе поднадзорных регулятору субъектов — некредитным финансовым организациям. С кредитными организациями КПК взаимодействуют в общем порядке — в качестве юридических лиц. Законодательством не предусмотрено каких- либо специальных режимов кредитования КПК.
КПК, как и другие юридические лица, являются субъектами налоговых правоотношений. Налогово-правовой статус КПК характеризует их правовое положение в налоговых правоотношениях[2], особенности которого находят свое отражение в специальных нормах Налогового кодекса РФ[3] (далее — НК
РФ) о доходах и расходах КПК, в их правомочиях, а также в ограничениях, применяемых к КПК в сфере налоговых отношений.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах организации, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, признаются налогоплательщиками. После того, как создан хозяйствующий субъект, возникает его налоговая правоспособность, а следовательно, зарождаются налоговые правоотношения как отношения между субъектом предпринимательства — налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов[4]. КПК и иные субъекты потребительской кооперации с момента их учреждения становятся, таким образом, налогоплательщиками, взаимодействуя в этом качестве с государством в общем порядке. Также, как указывалось ранее, КПК в качестве работодателей выступают налоговыми агентами (в сфере уплаты налогов на доходы физических лиц, являющихся работниками КПК, и физических лиц — пайщиков КПК).
Взаимодействие субъектов кредитной кооперации и администраторов бюджетной системы России осуществляется преимущественно в общем порядке (КПК платят налоги и, таким образом, участвуют в формировании доходной части бюджетов РФ). При этом особого внимания заслуживает ч. 6 ст. 6 Закона о кредитной кооперации, согласно которой КПК вправе привлекать средства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, кредитных организаций и иных юридических лиц в случае, если учредительными документами указанных юридических лиц предусмотрено финансирование КПК. Отсюда следует, что законодатель допускает возможность размещения бюджетных средств в КПК. В качестве примера можно привести региональные фонды поддержки предпринимательства, формируемые, как правило, за счет средств субъектов РФ и направленные на поддержку хозяйствующих субъектов. Так, действующий в г. Москве Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности, учредителем которого является Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, имеет своей основной целью «поддержку и развитие микрофинансовой деятельности микрофинансовых институтов с целью обеспечения доступа к финансовым ресурсам субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы»[5].
Следует отметить, что имущество фонда в соответствии с п. 4.2 его Устава формируется в том числе за счет средств, получаемых из бюджетов всех уровней, в соответствии с действующим законодательством РФ. В частности, согласно приложению 4 к Закону г. Москвы от 24 июня 2015 г. № 31 «Об исполнении бюджета города Москвы за 2014 год»[6] Фонду содействия развитию микрофинансовой деятельности была предоставлена субсидия в размере 100 млн руб. Таким образом, Фонд, получая бюджетные средства субъекта РФ (г. Москвы), формирует за счет них и иных источников финансовые ресурсы, часть из которых направляется на предоставление КПК, подавшим заявку и отвечающим критериям отбора, установленным Фондом, займа[7].
В связи с изложенным отсутствуют основания считать подобные ситуации применением к КПК положений ст. 80 (предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями), или ст. 93.2 (бюджетные кредиты) Бюджетного кодекса РФ, поскольку бюджетные средства в состав финансовых ресурсов КПК поступают опосредованно на возмездной и возвратной основах. Тем не менее, стоит отметить указанную меру (создание подобных региональных фондов) как направленную в том числе на развитие области кредитной кооперации с использованием бюджетных средств.
Однако в данных правовых нормах не содержится критериев, в соответствии с которыми КПК могут быть исключены из числа получателей бюджетных инвестиций или бюджетных инвестиций. Поэтому с учетом актуальности вопроса необходимости государственной финансовой поддержки субъектов кредитной кооперации следует вывод о том, что КПК могут выступать получателями бюджетных инвестиций и бюджетных кредитов.
В вопросе о предоставлении кредитным кооперативам бюджетных кредитов особое внимание следует обратить на положения абз. 2 п. 6 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ: «Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями». С учетом того, что саморегулируемые организации в сфере финансового рынка (в том числе в кредитной кооперации) в соответствии с федеральным законодательством уже наделены рядом регулятивных и контрольных полномочий[8], предлагается расширить перечень последних и наделить саморегулируемые организации полномочиями к осуществлению проверок целевого использования бюджетных кредитов, предоставленных членам данных саморегулируемых организаций - КПК, микрофинансовых организаций и иных некредитных финансовых организаций.
В связи с этим считаем целесообразным изложить абз. 2 п. 6 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ в следующей редакции: «Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления и саморегулируемыми организациями, обладающими соответствующими полномочиями».
Аналогично построено взаимодействие КПК и администраторов внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев финансовой системы РФ[9]. Бюджетный кодекс РФ относит к государственным внебюджетным фондам РФ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования[10].
Субъекты кредитной кооперации взаимодействуют с внебюджетными фондами как обычные юридические лица (в качестве работодателя начисляют зарплату сотрудникам КПК — директорам, бухгалтерам, кассирам), а не как специальные субъекты финансового права (на КПК распространяются общие положения законодательства о необходимости соответствующих отчислений в бюджеты и внебюджетные фонды).
Правовой статус КПК и пределы их полномочий по предоставлению займов делают вероятным возникновение специфических отношений между КПК и публично-правовыми образованиями, в которых первые выступают кредиторами, а вторые — должниками. Такая возможность обусловлена нормами, содержащимися в Порядке размещения средств резервных фондов КПК, утвержденном указанием Банка России от 24 сентября 2015 г. №3805-У[11] (далее — Порядок размещения средств резервных фондов КПК). На основании указанного акта средства резервных фондов КПК могут быть размещены в государственные ценные бумаги РФ.
Порядок размещения средств резервных фондов КПК включает в себя и другие пункты для размещения резервных средств КПК. Установленный перечень является исчерпывающим. Тем не менее, КПК могут избрать иные способы размещения — депозиты и депозитные сертификаты в российских кредитных организациях, в форме предоставления займов для своих членов в установленных пределах. КПК, являясь держателями ценных бумаг Российской Федерации, могут выступать кредиторами по отношению к эмитентам, участвуя, таким образом, в отношениях, связанных с государственным долгом (кредитом).
Следует отметить аналогичный перечень способов размещения резервных фондов (резервных капиталов), установленных в отношении другого субъекта финансового права — страховых организаций. Так, в соответствии с предписаниями ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ)[12] (далее — Закон об организации страхового дела) Банк России устанавливает перечень разрешенных для инвестирования активов страховых организаций, а также порядок их инвестирования. Данный перечень находит свое закрепление в п. 6 указания Банка России от 16 ноября 2014 г. № 3445-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов» (с изм. от 9 марта 2016 г. № 3974-У)[13], а также (как и Порядок размещения средств резервных фондов КПК) включает государственные ценные бумаги РФ. Однако, помимо государственных ценных бумаг РФ, средства резервных капиталов страховых организаций, в отличие от средств резервных фондов КПК, также размещаются в государственные ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги[14].
На основании изложенного предлагается расширить перечень пунктов, в которые необходимо размещать средства резервных фондов КПК, дополнив их государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, поскольку основополагающей характеристикой порядка инвестирования средств денежных фондов КПК (в том числе и их резервных фондов) является обеспечение финансовой устойчивости кооперативов, чем и обусловлен приоритет активов с низкими рисками — государственных ценных бумаг РФ и субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг. К тому же это предложение не противоречит ограничениям деятельности КПК, установленным Законом о кредитной кооперации, а именно: запрет кредитным кооперативам осуществлять деятельность с ценными бумагами не распространяется на государственные и муниципальные ценные бумаги.
Рассматривая вопрос о взаимоотношениях КПК и публично-правовых образований, необходимо затронуть вопрос регламентации отношений КПК с субъектами РФ на примере Саратовской области. Важно отметить, что в саратовском региональном законодательстве кредитной кооперации уделено особое внимание, что нашло отражение в Законе Саратовской области от 24 сентября 2001 г. № 37-ЗСО «О государственной поддержке прав и законных интересов кредитных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов и потребительских обществ на территории Саратовской области» (с изм. и доп., внес. Законом Саратовской области от 4 февраля 2014 г. № 4-ЗСО) (далее — Закон № 37-ЗСО)[15]. Предметом регулирования указанного Закона являются правовые отношения, возникающие в процессе государственной поддержки развития и эффективного функционирования кредитных кооперативов и потребительских обществ (ст. 1). Цель Закона — формирование и эффективная деятельность кооперативного сектора экономики области. Задачами названы формирование единой государственной политики на территории области, направленной на создание правовых и экономических условий деятельности кредитных кооперативов и потребительских обществ; устойчивое развитие кредитных кооперативов и потребительских обществ, защита их прав и законных интересов (ст. 2).
Статья 3 Закона Саратовской области № 37-ЗСО выделяет следующие принципы государственной поддержки кооперативного сектора:
соблюдение и защита прав кредитных кооперативов и потребительских обществ, невмешательство в их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
признание прав кредитных кооперативов и потребительских обществ на участие в формировании и реализации мероприятий областной политики в социально-экономической сфере; социальное партнерство; пропаганда и гласность;
содействие органов государственной власти области физическим и юридическим лицам в создании и развитии кредитных кооперативов и потребительских обществ.
В указанном перечне отсутствуют принципы, присущие финансовоправовому регулированию кредитной кооперации на федеральном уровне. Исходя из их содержания следует, что Саратовская область, выступая в данных отношениях как субъект РФ, придерживается политики невмешательства в деятельность субъектов кредитной кооперации. В то же время стоит акцентировать внимание на поддержке социального партнерства и обеспечении содействия органов государственной власти. Проведение указанных мероприятий значительно ускорит развитие кредитных кооперативов на территории Саратовской области, повысит уровень доверия населения к данным субъектам.
В Законе № 37-ЗСО обозначены только направления содействия развитию кооперативного сектора финансов области, в том числе защита прав членов и пайщиков КПК, конкретные меры в его тексте отсутствуют.
Переходя к рассмотрению вопроса об особенностях участия КПК в обязательных страховых отношениях (как разновидности финансовых), следует отметить их специфику, обусловленную особенностями правового регулирования кредитной кооперации. Несмотря на схожесть с банковскими организациями, субъекты кредитной кооперации на основании действующего законодательства РФ не участвуют в системе обязательного страхования вкладов[16], поэтому страховое возмещение в случае неплатежеспособности КПК их участники (пайщики) получить не могут, что, думается, требует изменения.
Следует отметить, что в настоящее время КПК Законом о кредитной кооперации (ч. 7, 8 ст. 6) предоставляется право страховать на добровольной основе в страховых организациях и (или) обществах взаимного страхования: свои имущественные интересы;
риск утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества КПК; риск ответственности КПК за нарушение договоров, на основании которых привлекаются денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков).
Рассматривая первый из указанных предметов страхования, отметим, что понятие «имущественные интересы» является сложносоставным и включает следующие элементы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества; риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, ответственности по договорам (риск гражданской ответственности); риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов (предпринимательский риск) (п. 2 ст. 929 ГК РФ). По вопросу имущественных интересов также представляют интерес положения Закона об организации страхового дела, который в абз. 2 ч. 4 ст. 4 вводит понятие финансовых рисков — имущественные интересы страхователя (застрахованного лица), связанные с риском неполучения доходов, возникновения непредвиденных расходов физических и юридических лиц. С учетом специфики деятельности КПК (оказание финансовых услуг) финансовые риски являются неотъемлемым элементом финансовой деятельности субъектов и в области кредитной кооперации (в первую очередь самих КПК).
В связи с тем, что в настоящее время отсутствует государственная организация, которая гарантировала бы возврат по договорам займа с КПК, некоторые КПК заключают договоры страхования сбережений пайщиков со страховыми компаниями. Однако никакой ответственности они в этом случае не несут. Если КПК будет признан банкротом, вероятность возврата сбережений в полном объеме незначительна. В таких условиях единственной гарантией защиты интересов пайщиков являются положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) — в случае банкротства КПК удовлетворение требований пайщиков КПК (физических лиц) осуществляется в ходе конкурсного производства в первую очередь[17].
В России в сфере страхования денежных обязательств КПК имеется позитивный опыт — развиваются общества взаимного страхования, нормативное регулирование деятельности которых осуществляется на основании Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 292-ФЗ)[18], в ч. 1 ст. 5 которого предусмотрено, что в целях взаимного страхования создается основанная на членстве некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования. Данные субъекты в области кредитной кооперации аккумулируют денежные средства, которые позволят в случае финансовых проблем возместить часть потерь. Однако по состоянию на сегодняшний день гарантий возмещения всех потерь КПК и возврата сбережений пайщикам все еще нет. Причина состоит в том, что эта практика существует относительно недавно, а для того чтобы накопить значительный объем денежных средств, нужны не годы, а десятилетия[19]. В связи с этим вопросы о введении системы обязательного страхования ответственности КПК, а также страхования денежных сбережений пайщиков КПК — физических лиц — в настоящее время приобретают все большую актуальность[20].
В заключение параграфа необходимо сформулировать вывод о том, что применение государством методов властных предписаний и поощрений в отношении КПК ограничено и по большей части опосредовано. Главным регулятором для КПК является Банк России, а в законодательстве не предусмотрена возможность прямого перечисления бюджетных ассигнований субъектам кредитной кооперации. На основании опыта деятельности Фонда содействия развитию микрофинансовой деятельности по оказанию поддержки субъектам, осуществляющим микрофинансовую деятельность (в том числе и КПК), предлагается учредить на уровне Российской Федерации аналог рассматриваемого фонда, имеющий своей основной целью содействие развитию кредитной кооперации. Имущество данного фонда также видится целесообразным формировать преимущественно за счет средств федерального бюджета, а порядок оказания поддержки КПК следует урегулировать на уровне нормативного правового акта Правительства РФ, который будет включать критерии отбора КПК, типовые формы заявления и иных документов, минимальный и максимальный размер займа, его процентную ставку и другие условия.
Кредитные кооперативы во взаимоотношениях с субъектами финансового права проявляют себя следующим образом:
как специальные субъекты взаимодействуют с Банком России; в общем порядке, как у обычных юридических лиц, построены взаимоотношения с администраторами бюджетов, внебюджетных фондов, с кредитными, страховыми организациями и налоговыми органами.
Отдельного упоминания заслуживает возможность построения правоотношений между публичными правовыми образованиями и КПК по схеме «должник — кредитор» (государственный и муниципальный кредит), которая может быть реализована путем приобретения за счет средств денежных фондов КПК ценных бумаг, эмитированных Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями РФ.
[1] См. ст. 5 Закона о кредитной кооперации.
[2] Содержание налогово-правового статуса определяется по аналогии с финансовоправовым статусом КПК и включает задачи, права и обязанности, ответственность, функции, форму и методы финансовой деятельности, принципы и гарантии деятельности КПК в сфере законодательства о налогах и сборах.
[3] См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 30 ноября 2016 г. №401-ФЗ) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; 2016. № 49. Ст. 6844.
[4] См.: Андреева, Л.В., Андронова, Т.А., Апресова, Н.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение /отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014.
[5] См. п. 2.1 Устава Фонда содействия развитию микрофинансовой деятельности от 13 ноября 2012 г. (с изм. от 25 января 2016 г.). URL: http:// www.fundmfi.ru/ about/ docu- ments/constituent/ (дата обращения: 29.12.2016).
[6] Официальный сайт Московской городской Думы. URL: http://www.duma.mos.ru (дата обращения: 29.12.2016).
[7] Размер займа составляет от 3 млн до 150 млн руб., процентная ставка — 9% годовых. URL: http://www.fundmfi.ru/for-microfinance/ (дата обращения: 29.12.2016).
[8] Подробнее см. §2.3 работы.
[9] См.: Бит-Шабо И.В. Концептуальные проблемы финансово-правового регулирования деятельности государственных социальных внебюджетных фондов: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2015. С. 152-154; Гирев В.Н., Землин А.И. Финансовое право. Практикум. URL: http://www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-4/index.htm (дата обращения: 09.01.2015).
[10] См. ч. 2 ст. 144 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2016 г. № 466-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2017. № 1. Ч. 1. Ст. 7.
[11] См.: Вестник Банка России. 2016. № 3.
[12] См.: Российская газета. 1993. № 6; СЗ РФ. 2016. № 27. Ч. 2. Ст. 4294.
[13] См.: Вестник Банка России. 2014. № 114; 2016. № 38.
[14] Следует отметить, что КПК не лишены права осуществлять операции с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (подробнее см. §2.1 работы). Ограничение распространяется именно на средства резервных фондов КПК.
[15] См.: СЗ Саратовской области. 2001. № 9. С. 1050; 2014. № 4. С. 1557-1558.
[16] Агентство по страхованию вкладов. URL: http://www.asv.org.ru/insurance/faq/ (дата обращения: 21.01.2015).
[17] См. ст. 189.5 Закона о банкротстве.
[18] См.: СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6047; 2016. № 27. Ч. 1. Ст. 4225.
[19] См.: Страхование сбережений кредитного кооператива. URL: http:// akpkilma.ru/ stati/strahovanie_sberezhenii _kreditnogo_kooperativa.html (дата обращения: 07.01.2015).
[20] Предложения по внедрению системы страхования сбережений пайщиков КПК подробно рассмотрены далее.
|