Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины - «мыта», которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого.
Методы борьбы с нарушениями в сфере таможенного дела формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками. Поставленные на таможенное дело (Большую таможню, Померную избу, Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активно использовали сыскной опыт[1].
В Новоторговом Уставе говорилось об обязанности предъявлять все товары в таможню, купцы должны были представить росписи (списки) провозимых товаров. В соответствии с представленными купцами росписями, товары тщательно досматривались, после чего составлялся особый документ «выпись», в котором отражались результаты досмотра и суммы начисленных пошлин. В качестве основного вида наказания за нарушение установленных Уставом запретов выступала конфискация товаров.
Следующий этап в истории развития законодательства, посвященного вопросам таможенной деятельности и организации борьбы с нарушениями в сфере таможенного дела относится на начало XVIII века. Развитие внешней торговли, сопровождаемое усилением контрабанды, требовало изменений в организации таможенного дела. В 1715 году Петром I учреждается Коммерц-коллегия, на которую возлагается руководство таможенным делом. В целях воспрепятствования беспошлинному провозу товаров в 1723 году был издан указ. Согласно ему на польской границе были выставлены форпостные команды, состоящие из числа военных формирований, в задачу которых входило не только охранять саму границу, но и препятствовать проникновению контрабанды[2].
Надо отметить, что для 20-х годов XVIII столетия характерен значительный рост контрабанды, чему во многом способствовало принятие протекционистского тарифа 1724 года, в соответствии с которым пошлины на многие ввозимые товары резко возросли. Одновременно с тарифом 1724 года продолжала существовать откупная система, восстановленная в 1712 году.
В XVIII в. нормы о контрабанде начинают включаться в кодифицированные нормативные акты, регулировавшие отношения в сфере таможенного контроля – уставы. В соответствии с Морским торговым регламентом и уставом 1724 г. все сокрытые от таможенного контроля товары конфисковывались. В Морском пошлинном уставе 1731 г. сокрытыми от таможенного контроля объявлялись товары, которые были спрятаны среди груза и в тайниках, а также те товары, которые не предъявлялись таможне для оплаты их пошлиной.
Дальнейшие изменения в квалификации нарушений в сфере таможенного дела произошли с принятием в 1819 г. Таможенного устава по Европейской торговле. В таможенных уставах 1892 и 1906 г. контрабандой стали, в частности, признаваться действия по сокрытию товаров от таможенного контроля при следовании пассажиров через расположенные на границе империи таможенные учреждения («таможенные рогатки»). Аналогичные таможенным уставам нормы о наказании за контрабанду были включены и в Уложение о наказаниях 1845 г. в раздел о преступлениях против уставов казенных управлений[3].
По Таможенному уставу 1906 г. контрабандой признавались:
1) Ввоз из-за границы помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров иностранных, пошлинных или запрещенных;
2) Вывоз за границу или попытка вывоза помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля отечественных товаров, запрещенных к вывозу;
3) Выпуск на внутренний рынок поступивших в таможню товаров, запрещенных к ввозу и допущенных к обратному вывозу за границу, но не вывезенных из пределов России.
Первым документом советского периода, регламентировавшим указанные вопросы, следует считать Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров». Так, ст.1 гласила: «...разрешения на вывоз за границу и ввоз товаров из-за границы в Россию выдаются исключительно Отделом внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности». Таким образом, данным Декретом была введена разрешительно-запретительная система во внешней торговле и, соответственно, ликвидирована система таможенного обложения как основного средства регулирования внешней торговли. Кроме этого, из анализа содержания ст.2, согласно которой «Вывоз или ввоз товаров без таковых разрешений признается контрабандой и будет преследоваться по всей строгости законов Республики», фактически можно констатировать, что именно в указанном акте впервые в истории советского законодательства было сформулировано и легализовано определение понятия «контрабанда». При этом в основу признания или непризнания наличия в деянии лица контрабанды законодателем был положен формальный признак - ввоз или вывоз товаров без соответствующего разрешения специально уполномоченного государством органа. Таким образом, товары, ввезенные в Россию или вывезенные с ее территории без соблюдения установленного порядка, считались контрабандными и подлежали конфискации таможенными учреждениями. Так, советской властью организационно был подготовлен переход к государственной монополии внешней торговли[4].
22 апреля 1918 г. был подписан еще один важный нормативный документ, - Декрет СНК «О национализации внешней торговли». В ст.1 указывалось, что «Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются». Законодатель еще раз подтвердил установление разрешительно-запретительной системы во внешней торговле, в то же время рассматриваемый Декрет вряд ли можно назвать Декретом, содержащим уголовно-правовые нормы. Своими установлениями он окончательно оформил на законодательном уровне введение в Советской России всеобъемлющего государственного контроля над внешнеторговыми операциями[5].
Следующим важным нормативным актом является Постановление СТО от 11 мая 1920 г. «О борьбе с контрабандной торговлей». Этот нормативный акт содержал категорический запрет всем учреждениям и организациям, а также военным и гражданским лицам производить закупку заграничных товаров в прифронтовой полосе.
С 01 июня 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., в котором содержалась статья, предусматривающая ответственность за контрабанду (ст.97). Норма о контрабанде была помещена в разделе II «О преступлениях против порядка управления» главы I «Государственные преступления» Особенной части УК. В соответствии со ст.74 УК РСФСР 1922 г. предполагалось, что контрабанда, как и всякое другое преступление против порядка управления, направлена «к нарушению правильного функционирования подчиненных органов управления или народного хозяйства», сопряжена «с сопротивлением или неповиновением законам советской власти, с препятствованием деятельности ее органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти».
Постановлением Президиума ЦИК СССР от 12 декабря 1924 г. был введен в действие Таможенный устав Союза ССР. В соответствии со ст.259 под контрабанду подпадали деяния, состоящие в хранении, складировании, передвижении в пределах пятидесятиметровой полосы всякого рода иностранных товаров, подлежащих таможенному клеймению; хранении, даже и за пределами пятидесятиметровой линии пограничной полосы, иностранных товаров, подлежащих клеймению, но обнаруженных без клейм в торговых заведениях, а в неторговых заведениях в случаях, если они хранились в количестве, превышающем обычную норму для личного потребления; сбыте на сторону за плату предметов, пропускаемых беспошлинно или с пониженной пошлиной без цели сбыта. Уставу также было известно деление контрабанды на несколько видов: простую, повторную и квалифицированную.
В УК РСФСР 1960 г. также содержалась соответствующая статья о контрабанде. В первоначальной редакции ст.78 полностью воспроизводила ст.15 Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» от 25 декабря 1958 г.
В 1961 г. УК РСФСР 1960 г. был дополнен статьей 88-2, предусматривающей уголовную ответственность за заранее не обещанное укрывательство контрабанды в виде лишения свободы на срок от одного года до пяти лет или ссылки на срок до пяти лет.[6]
Таможенный кодекс СССР 1964 г. предусматривал ответственность и за нарушение таможенных правил, и за контрабанду. Ст.100 определяла признаки административной контрабанды, а ст.102 устанавливала ответственность за совершение уголовно наказуемой контрабанды (последняя полностью воспроизводила содержание ст.15 Закона о государственных преступлениях).
[1] Антохина Н.Ю. Уголовно-правовые меры борьбы с контрабандой // Наука и практика. – 2012. - № 2 (51). – С. 7.
[2] Беспалько В.Г. Становление уголовно-правовых норм о контрабанде культурных ценностей и перспективы их развития в условиях функционирования Таможенного союза // Актуальные проблемы применения норм российского законодательства в условиях функционирования Таможенного союза: сборник материалов межкафедральной научно-практической конференции юридического факультета Рос. тамож. акад. – М.: Изд-во Рос. тамож. акад., 2012. – С. 63.
[3] Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. - М., 2006 – С. 21.
[4] Основы таможенного дела: учебник / Под ред. В.Г. Драганова. – М.: Экономика, 2011. – С. 76.
[5] Там же. – С. 78.
[6] Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник. / Под ред. А. И. Рарога. - М., 2006. – С. 154.
|