Рассмотренные в предыдущем параграфе формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ были прямо предусмотрены Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Однако общественный контроль может осуществляться и в формах, предусмотренных иными правовыми актами, в том числе регулирующими вопросы осуществления общественного контроля в отдельных сферах общественных отношений. К таким сферам согласно статье 2 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» отнесены: обеспечение обороны страны и безопасности государства, общественная безопасность и правопорядок, деятельность полиции, органов следствия, прокуратуры и судов, деятельность, связанная с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи[1]. К сожалению, федеральное законодательство в этой части отдельно регламентирует только осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также общественного контроля за деятельностью полиции1.
Одной из наиболее распространенных правовых форм общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ, прямо не упомянутой в Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», является обращение гражданина в органы государственной власти. Право на такое обращение закреплено в статье 33 Конституции РФ, а механизм реализации - в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») . Посредством обращения в органы государственной власти субъектов РФ граждане реализуют, защищают и отстаивают свои права и свободы, высказывают отношение к вопросам эффективности функционирования институтов государственной власти, освещают проблемы и негативные явления в организации деятельности указанных органов. При этом обращение гражданина выполняет еще и коммуникационную («партиципаторную») функцию, которая заключается в том, что власть получает ту информацию, которые граждане хотят до нее донести[2] [3] [4] [5].
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» отношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются исключительно федеральным законодательством, нормативные правовые акты субъектов РФ могут устанавливать только положения, направленные на защиту права граждан на обращение и дополнение гарантий права на обращение, предусмотренных данным Федеральным законом. Во исполнение этой нормы во многих субъектах РФ, в частности в Московской, Брянской, Тверской, Томской областях, Республике Башкортостан, были приняты специальные законы, направленные на обеспечение государственных гарантий защиты права граждан на обращение и его соблюдение органами государственной власти данных субъектов РФ1. В ряде других субъектов РФ, например в городе Москве, особенности рассмотрения обращений были определены в подзаконных нормативных правовых актах региональных органов исполнительной власти[6] [7].
В орган государственной власти субъекта РФ обращение может быть подано в форме предложения, заявления или жалобы. В зависимости от выбранной формы оно должно содержать в себе либо рекомендацию по совершенствованию нормативных правовых актов субъекта РФ, деятельности региональных органов государственной власти, улучшению какой-либо сферы деятельности государства и общества, либо просьбу о содействии в реализации прав и свобод лица, законных интересов, восстановлении или защите нарушенных прав, свобод, законных интересов, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов государственной власти субъекта РФ, их должностных лиц.
Субъектами, обладающими правом направления обращения в региональные органы государственной власти, являются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также с мая 2013 года «объединения граждан в форме юридических лиц». В связи с указанием в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» последних особый интерес представляет понимание на региональном уровне того, какие именно обращения следует относить к обращениям юридических лиц как объединений граждан. Так, например, в городе Москве данный вопрос получил частичное разрешение в Административном регламенте исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан, адресованных Мэру Москвы, в Правительство Москвы, Аппарат Мэра и Правительства Москвы (приложение 13 к Регламенту Правительства Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. № 112-ПП)[8]. В нем были определены случаи, на которые установленный Регламентом порядок рассмотрения обращений юридических лиц не распространяется. В частности, это случаи направления обращений юридических лиц, в которых содержатся рекомендации, просьбы, сообщения или критика, связанные исключительно с хозяйственными отношениями, в которых участвуют указанные юридические лица. Еще одним критерием, в соответствии с которым обращение организации не подпадет под регулирование Регламента, является отсутствие в обращении рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению различных сфер деятельности государства и общества, просьбы о содействии в реализации конституционных прав и свобод граждан и других лиц, сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, критика деятельности указанных органов и должностных лиц, просьбы о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов граждан и других лиц. Все остальные обращения организаций, исходя из этой логики подпадают под категорию объединений граждан в форме юридических лиц.
Согласно статье 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации» гражданин может устно обращаться в органы государственной власти субъектов РФ, а также направить обращение в письменной форме или в форме электронного документа. Несмотря на то что обращение, поступившее в форме электронного документа, должно рассматриваться в том же порядке, что и письменное обращение гражданина, в ряде субъектов РФ на официальных сайтах региональных органов государственной власти определены основания оставления обращений без рассмотрения, не установленные в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В частности, во Владимирской области основанием для оставления обращения без рассмотрения является факт набора текста обращения целиком заглавными буквами1, в Курской области запрещена отправка обращений, нарушающих общепринятые понятия об этике общения, компрометирующих любые группы людей по любому признаку, носящих отвлеченный характер, смысл текста которых трудно уловить . Такая ситуация представляется недопустимой и может быть расценена как ограничение граждан в праве подачи обращений в форме электронного документа. Она свидетельствует о необходимости проведения органами государственной власти субъектов Российской Федерации тщательного анализа размещаемой ими в сети Интернет информации о процедуре подачи обращений на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
Положительно следует оценить предусмотренные в ряде субъектов РФ сокращенные сроки рассмотрения обращений, направленных в органы государственной власти субъектов РФ, в зависимости от категории обратившихся граждан и содержания сообщаемой информации. Так, Закон Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 г. № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» определяет специфические сроки рассмотрения отдельных обращений - рассмотрению безотлагательно, в срок не позднее двух [9] [10] дней со дня регистрации подлежат обращения, содержащие сведения о возможности наступления аварий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций1. Представляется, что установление сокращенных сроков рассмотрения обращений в указанных случаях не противоречит Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и должно рассматриваться как дополнительная гарантия при обращении.
В случае, если в обращении содержится информация о нарушении прав, свобод и законных интересов гражданина, орган обязан принять меры, направленные на их восстановление или защиту. В некоторых региональных правовых актах, в частности в Законе Томской области от 11 января 2007 г. № 5-03 «Об обращениях в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления», при этом указывается, что такие меры должны носить исчерпывающий характер , органы государственной власти данного субъекта РФ обязаны сделать все возможное в пределах своей компетенции для восстановления или защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, а также для устранения причин, порождающих нарушения прав и свобод. А Областной закон Свердловской области от 20 марта 2006 г. № 13-03 «Об обращениях граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в государственные органы Свердловской области, государственные организации Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» указывает еще и на обязанность органов принести лицу, чьи права, свободы или законный интерес были нарушены, извинения в письменной форме .
Ответ гражданину должен быть дан по существу поставленных в обращении вопросов, подписан руководителем органа государственной власти [11] [12] [13] субъекта РФ либо иным уполномоченным на то лицом и направлен в письменной форме обратившемуся по указанному им почтовому адресу. В случае, если обращение было направлено в форме электронного документа, ответ на него может быть направлен гражданину либо по адресу электронной почты, указанному в обращении, либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Представляется, что обращение граждан в органы государственной власти субъектов РФ является первичной формой общественного контроля, позволяющей наиболее оперативно реагировать на выявленные недостатки в системе государственного управления в субъекте РФ. В свою очередь, органы государственной власти субъектов РФ посредством анализа поступающих к ним обращений получают представление об отношении общества к проводимой в регионе государственной политике. В этой связи следует отметить, что сегодня в ряде субъектов РФ работа по анализу обращений носит постоянный характер. Так, согласно части 4 статьи 30 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы» по вопросам, затрагивающим действие правовых актов, органами государственной власти с привлечением общественных объединений, научных организаций, граждан, осуществляется аналитическое обобщение обращений граждан и их объединений в органы государственной власти1. А в статье 8 Закона Орловской области от 2 ноября 2013 г. № 1554-03 «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Орловской области» закреплена обязанность государственных органов области периодически (не реже одного раз в год) проводить обобщение и анализ обращений с целью выявления причин и условий, влияющих на обращения граждан . По результатам такого анализа они должны принять меры к устранению выявленных в своей деятельности нарушений и недостатков. Указанное обстоятельство свидетельствует о заинтересованности органов государственной власти данных [14] [15] субъектов РФ в устранении дефектов в своей работе и предупреждении новых нарушений.
Как уже было отмечено ранее, с развитием общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ формы такого контроля становятся все более сложными, и зачастую их правовому закреплению предшествует формирование практики реализации. Вследствие этого многие из уже сложившихся форм общественного контроля, но пока не имеющих должного правового регулирования, не стоит рассматривать как некие промежуточные или переходные. Еще не обладая статусом правовой формы, они могут активно и регулярно использоваться субъектами общественного контроля и быть востребованным способом воздействия на органы государственной власти субъектов РФ. К их числу относятся так называемые интерактивные формы контроля - правовые и организационные формы общественного контроля, реализация которых связана с использованием субъектом общественного контроля информационных технологий, в том числе сети Интернет, позволяющих обеспечить непосредственное взаимодействие, диалог такого субъекта с публичной властью.
Появление интерактивных форм общественного контроля неразрывно связано с активным развитием информационных технологий, сетевой коммуникации и в конечном счете формированием нового «цифрового» пространства. Результаты научных достижений в области информатизации сегодня все активнее внедряются во все сферы жизни общества. Новейшие технологии призваны как можно более эффективно служить гражданам, способствовать созданию современных действенных инструментов для реализации ими своих конституционных прав. В связи с этим одним из наиболее актуальных вопросов становится построение такой формы организации общественно-политической деятельности граждан, которая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий обеспечивает качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами1. Предметом особого внимания становится внедрение информационных технологий в сферу контроля общества за деятельностью публично-правовых образований, которые также не являются статичными и подвержены изменениям под влиянием процессов информатизации.
Как уже было сказано выше, одной из наиболее распространенных на сегодняшний день форм общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ, способом участия граждан и их объединений в управлении делами государства на региональном уровне является обращение в органы государственной власти субъектов РФ, которое может быть подано в форме электронного документа. Для обеспечения возможности подачи обращения в форме электронного документа во всех субъектах РФ на официальных сайтах высших исполнительных органов государственной власти созданы специальные разделы - электронные приемные (интернет-приемные, общественные интернет-приемные и пр.) . Как правило, они содержат формы, заполнение которых необходимо для направления обращения. По завершении процедуры подачи обращения с использованием электронной приемной оно либо передается модератору официального сайта, а затем в систему электронного документооборота органа исполнительной власти субъекта РФ, либо сразу направляется в указанную систему для последующего рассмотрения. При этом в некоторых субъектах РФ, в частности в Республиках Карелия[16] [17] [18], Башкортостан[19], существуют «единые» электронные приемные, предоставляющие гражданам возможность подачи обращения в любой орган исполнительной власти региона, что делает процедуру подачи обращения более удобной и быстрой.
Программно-технические средства, обеспечивающие функционирование электронных приемных в ряде субъектов РФ, позволяют отслеживать ход процедуры рассмотрения обращений на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ. В частности, при помощи идентификационного кода, выдаваемого при направлении обращения с использованием портала Правительства Омской области или интернет-приемной Хабаровского края, автор обращения может самостоятельно получить информацию о стадии его рассмотрения1. Заявителю не требуется звонить в структурное подразделение органа, отвечающее за обработку писем граждан, или совершать какие-либо иные действия по проверке готовности ответа. Но, несмотря на то что использование сервиса максимально простое и удобное, внедрен он не во всех субъектах РФ. Например, в Республике Тыва даже в случае направления обращения в Правительство Республики Тыва в форме электронного документа узнать информацию о ходе и результатах его рассмотрения можно исключительно в управлении по работе с обращениями граждан Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва, что далеко не способствует упрощению процедуры взаимодействия населения и республиканской власти . Представляется, что для повышения качества работы с обращениями возможность отслеживания процедуры рассмотрения обращений должна быть предусмотрена в электронных приемных всех органов государственной власти субъектов РФ. Это даст возможность гражданам максимально быстро определить дальнейший порядок действий для решения поставленных в обращениях вопросов, а также будет дополнительным аргументом для использования им таких электронных сервисов.
Нельзя не отметить, что правовые акты некоторых субъектов РФ, регулирующие порядок работы электронных приемных, в частности Указ Президента Республики Башкортостан от 18 января 2013 г. № УП-5 «Об [20] [21] информационной системе «Электронная приемная органов власти Республики Башкортостан»1, и официальные сайты ряда региональных органов государственной власти содержат указание на то, что возможность подачи обращения с использованием электронных приемных является дополнительным средством реализации конституционного права граждан на обращение . Однако такое указание представляется неверным ввиду отсутствия как в самой Конституции РФ, так и в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» деления на основные и дополнительные средства направления обращения.
Сегодня преимущества подачи обращения в орган государственной власти субъекта РФ в электронной форме очевидны: она позволяет облегчить и упростить процедуру официального направления обращения для рассмотрения, а также сократить временные затраты граждан. Кроме того, для подачи обращения не требуется личное присутствие заявителя в том органе, куда оно направляется, а также отсутствует необходимость контакта с работниками структурного подразделения органа, осуществляющего прием писем граждан. Для направления обращения в форме электронного документа необходимы только выход в сеть Интернет и навыки владения компьютерной техникой. Именно простота и удобство подачи электронного обращения, на наш взгляд, способствуют постоянному увеличению числа лиц, активно реализующих данную форму общественного контроля.
Еще одной интересной интерактивной формой общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ являются так называемые открытые письма, размещаемые в публичном доступе, в частности в сети Интернет, предмет которых может затрагивать оценку гражданами деятельности органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ. Законодательство не раскрывает [22] [23] определения открытого письма. Тем не менее анализ ряда открытых писем высшим должностным лицам субъектов РФ, опубликованных в период с 2012 по 2016 г.1, позволяет сделать вывод, что под открытым письмом следует понимать способ публичного выражения мнения граждан по какому-либо вопросу с целью привлечения к нему внимания не только лица, которому письмо адресовано, но и всего общества.
Как правило, открытые письма публикуются в общедоступных средствах массовой информации, размещаются в сети Интернет, в том числе на специализированных сайтах, посвященных вопросам открытого публичного обсуждения проблемных вопросов. Адресатом открытого письма является должностное лицо, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса.
На уровне субъектов РФ законодательно институт открытого письма не закреплен, не установлена и обязанность его рассмотрения, направления ответа на него или иного способа информирования граждан о результатах рассмотрения открытого письма. А в нормативных правовых актах Российской Федерации подобные письма упомянуты лишь единожды - согласно подпункту «р» пункта 5 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций одной из основных функций Управления является рассмотрение открытых писем, адресованных Президенту и Администрации Президента Российской Федерации . Данное Положение, однако, не устанавливает каких-либо требований, предъявляемых к открытому письму, не уточняет, что подразумевается под словами «адресованных Президенту и Администрации Президента Российской Федерации». Не ясно также, должно ли открытое письмо быть послано по адресу для направления обращений граждан Президенту и Администрации либо достаточно его опубликования в [24] [25]
общедоступных средствах массовой информации или в Интернете1.
Публикация открытого письма преследует цель вызвать общественный резонанс по поднятому в нем вопросу. В ряде случаев оно воспринимается как последняя возможность повлиять на ситуацию путем привлечения внимания общества к существующей проблеме. Открытое письмо демонстрирует важность поднятого в нем вопроса, автор ждет отклика на его публикацию со стороны государства и общества. Сегодня уже существуют примеры активного взаимодействия государства и общества, начало которому положила публикация открытого письма . Представляется, что анализ открытых обращений граждан органами государственной власти субъектов РФ и возможное принятие мер реагирования на них позволяют снизить риски негативного общественного обсуждения поднимаемых в таких письмах тем.
Вопрос о необходимости нормативного закрепления открытого письма, несмотря на значимость такой формы общественного контроля, до сих пор остается открытым и, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении. Размещение письма в публичном доступе не лишает авторов возможности направить его в письменном виде или в форме электронного документа адресату с соблюдением требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и в ряде случаев граждане поступают именно таким образом . Однако, если открытое письмо опубликовано, но копия его текста не направлена в орган государственной власти в официальном порядке, возникает вопрос, каким образом информация о самом существовании обращения будет доведена до указанного органа: путем осуществления мониторинга средств массовой информации и информации, размещенной в сети [26] [27] [28]
Интернет, либо путем уведомления автором открытого письма его адресата о публичном размещении письма? С учетом необходимости эффективной организации труда в региональных органах государственной власти проведение их работниками мониторинга на предмет выявления публикаций открытых писем представляется нецелесообразным, и оптимальным способом информирования органов о публикации писем является направление уведомлений.
Отдельно стоит отметить возможность использования при осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ различных негосударственных информационных систем, целью создания которых являются публикация в том числе открытых писем граждан в электронном виде и осуществление сбора подписей в поддержку таких обращений. В частности, созданный в 2010 г. портал «Демократор»[29] позволяет публично размещать обращения граждан по различным социально значимым вопросам. При этом пользователям портала предоставляется возможность оценить значимость затронутых в обращениях проблем, проголосовав за них, а также составить рейтинг субъектов РФ в зависимости от результатов их работы с опубликованными на портале обращениями. По результатам сбора голосов пользователей портала в поддержку обращения оно направляется на бумажном носителе в орган государственной власти, к компетенции которого относится решение поставленного в нем вопроса. Это позволяет привлечь внимание общества и государства к решению проблемы и оказать определенное влияние на принятие властных решений органами государственной власти субъектов РФ.
Ответ органа государственной власти субъекта РФ подлежит публикации на портале и оценке пользователями, что позволяет определить степень удовлетворенности граждан решением поставленного в обращении вопроса. И если рассмотрение опубликованных открытых обращений граждан не может быть гарантировано (за исключением открытых писем, направленных Президенту Российской Федерации и его Администрации) и обеспечивается исключительно общественным авторитетом лиц, его написавших, то рассмотрение обращения, направленного в орган государственной власти субъекта РФ по результатам его публичной оценки пользователями портала, позволяет обеспечить соблюдение процедуры рассмотрения обращений граждан, установленной Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»».
Сами органы государственной власти субъектов РФ сегодня активно внедряют информационные системы, обеспечивающие возможность публичного размещения предложений или жалоб на их деятельность с использованием сети Интернет. При этом не во всех субъектах РФ подобной информации придан статус обращений1. В этой связи интересен опыт города Москвы, где с 2011 года функционирует портал «Наш город» . Информация, поступающая от граждан на портал в виде текстового комментария, рассматривается как сообщение пользователя портала. Оно является обязательным к рассмотрению и принятию необходимых мер всеми уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы, но рассматривается в порядке, отличном от порядка, установленного Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» . Отличие состоит в более коротких сроках рассмотрения сообщения (восемь рабочих дней), возможности отклонения сообщений по указанным в Единых правилах модерации сообщений на порталах Правительства Москвы причинам без подготовки ответа, публичном размещении текста сообщения на портале. Рассмотрение сообщений в таком порядке гарантируется принятием пользователями условий пользовательского соглашения как единственной возможности использования сервисов портала. Подобная модель построения отношений между пользователем портала и субъектом РФ в лице оператора портала допустима, поскольку оператор портала самостоятельно [30] [31] [32] определяет порядок его эксплуатации1.
Редакцией портала проводится анализ ответов органов государственной власти города Москвы на предмет обязательного наличия в них сроков окончания работ или совершения иных действий, необходимых для решения проблемы. А пользователь портала имеет возможность самостоятельно оценить
своевременность реагирования органов государственной власти на проблему, объем и качество выполненных с этой целью работ, опубликовать информацию о том, была ли устранена проблема. Сообщение, ответ на него и отметка гражданина об устранении или неустранении проблемы размещаются открыто, и другие пользователи портала могут получить информацию о проблеме и ее решении.
На сегодняшний день использование информационных систем, подобных порталам «Демократор» или «Наш город», получило широкое распространение. С помощью некоторых из них осуществляются прием обращений граждан, определение органа государственной власти субъекта РФ, в компетенции которого находится решение поставленного в конкретном обращении вопроса, направление обращения в орган в форме электронного документа (порталы «Сердитый гражданин», «Довольный гражданин» и проч.). Другие созданы для обсуждения значимых вопросов, проектов решений органов и размещения информации о недостатках в их деятельности. Однако главное в работе данных ресурсов - их направленность на построение новой модели контроля общества за деятельностью органов государственной власти, реализуемой посредством публичного размещения информации о проблеме и отслеживания действий компетентных лиц по ее решению. По этой причине органы государственной власти субъектов РФ должны быть максимально заинтересованы в качестве проводимых ими работ.
Еще одним из относительно новых способов осуществления контроля за [33] [34] деятельностью органов государственной власти субъектов РФ является наблюдение за состоянием какого-либо объекта с использованием сети Интернет. Примером интернет-наблюдения является применение в ряде субъектов РФ, в частности в городе Москве, системы видеотрансляции изображения из помещений для голосования. Так, в день выборов Мэра Москвы 8 сентября 2013 г. всем прошедшим авторизацию на сайте www.vybory.mos.ru гражданам была обеспечена возможность наблюдения за помещением для голосования, местом выдачи избирательных бюллетеней и работы со списком избирателей, стационарными и переносными ящиками для голосования, а также комплексами обработки избирательных бюллетеней, местом подсчета и погашения бюллетеней, местом проведения итогового заседания избирательной комиссии.
Благодаря доступности сети Интернет использование электронного наблюдения позволяет сделать процесс осуществления общественного контроля за выборами более простым, привлечь к его проведению широкий круг граждан. Однако возможность осуществления такой формы общественного контроля напрямую зависит от состояния используемых при этом технических и программных средств. На указанных выборах Мэра Москвы программное обеспечение портала www.vybory.mos.ru и возможности технического оборудования позволили в течение всего дня голосования осуществлять просмотр записей с избирательных участков непосредственно в день голосования без подачи письменных заявлений в компетентные органы государственной власти. В случае сомнения в правомерности того или иного действия, зафиксированного гражданами при помощи трансляции, они имели возможность удостовериться в правильности своих выводов, просмотрев соответствующий хронологический отрезок видеоизображения. В то же время на выборах в Московской области 14 октября 2012 г. в единый день голосования, как отмечалось в средствах массовой информации, трансляции с избирательных участков осуществлялись с перерывами, иногда имело место низкое качество изображения[35]. Таким образом, эффективность электронного наблюдения напрямую зависит от технического обеспечения бесперебойной работы интернет-ресурсов, осуществляющих трансляцию, и от регламентации собственниками таких ресурсов вопросов хранения видеоизображений с избирательных участков, доступа к ним граждан.
Рассмотренные выше интерактивные формы общественного контроля являются одними из наиболее активно используемых в субъектах РФ, но не единственными. На сегодняшний день на основе информационных технологий или с их применением могут быть успешно реализованы практически любые формы взаимодействия общества с органами государственной власти субъектов РФ: голосования по предложенным органами вопросам, обсуждения проектов правовых актов субъектов РФ, общественные экспертизы, общественные проверки, гражданские акции, общественные инициативы и пр. Эффективность применения интерактивных форм контроля зависит и от условий, которые создаются государством для их обеспечения, и от общественных ожиданий и запросов, уровня доверия населения к власти. При этом гражданское общество становится все более открытым для внутренних и внешних воздействий в условиях новых информационных технологий1, что позволяет и ему самому создавать интерактивные формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ. Полагаем, что в дальнейшем необходимо продолжить работу по автоматизации процессов осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ .
[1] В большинстве указанных сфер органы государственной власти субъектов РФ не наделены какими-либо полномочиями (за исключением содержания детей сирот и оказания психиатрической помощи), и, следовательно,
общественный контроль в отношении них в этой части осуществляться не будет.
[3] В 2012 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен, а затем принят в первом чтении законопроект № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако до настоящего момента данный акт не принят.
[4] См. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 1. Ст. 2060.
[5] Верещагина Л.Н. Практика отстаивания интересов граждан через обращения в органы государственной власти как форма социального контроля. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.04. - Краснодар, 2011. С.25.
[6] См. Закон Московской области от 5 октября 2006 г. № 164/2006-03 «О рассмотрении обращений граждан» // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2006. № 189; Закон Брянской области от 11 ноября 2008 г. № 90-3 «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Брянской области» // Информационный бюллетень Официальная Брянщина. 2008. № 23; Закон Томской области от 11 января 2007 г. № 5-03 «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления» // Томские новости. 2007. № 3; Закон Тверской области от 13 апреля 2009 г. № 27-30 «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Тверской области» // Тверские ведомости. 2009. № 16; Закон Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 г. № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» // Республика Башкортостан. 2006. № 241 (26224).
[7] См. Постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. № 112-1111 «О Регламенте Правительства Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. № 17.
[8] Постановление Правительства Москвы от 21 февраля 2006 г. № 112-ПП «О Регламенте Правительства Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. № 17.
[9] Горячая линия Губернатора Владимирской области. URL: http://gubemator33.ru/priemnaya/goryachaya-liniya (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[10] Официальный сайт Администрации Курской области. URL: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=443 (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[11] Закон Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 г. № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая. Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2007. № 3.
[12] См. Закон Томской области от 11 января 2007 г. № 5-03 «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления» // Томские новости. 2007. № 3.
[13] Областной закон Свердловской области от 20 марта 2006 г. № 13-03 «Об обращениях граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в государственные органы Свердловской области, государственные организации Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» // Областная газета. 2006. № 81 - 82.
[14] См. Закон города Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы // Тверская, 13. 2009. № 90.
[15] См. Закон Орловской области от 2 ноября 2013 г. № 1554-03 «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Орловской области» // Орловская правда. 2013. № 166.
[16] См.: Чеботарев В.Е., Коновалова Е.И. Электронное государство, электронное правительство, электронная демократия на современном этапе развития Российской Федерации // Юридический мир. 2012. № 7. С. 35 - 38 // СПС КонсультантПлюс.
[17] По состоянию на 31 марта 2017 г.
[18] См. Официальный интернет-портал Республики Карелия. Единая виртуальная приемная органов исполнительной власти Республики Карелия URL: http://www.gov.karelia.ru/request/about.html (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[19] В «Единой электронной приемной Республики Башкортостан при заполнении необходимых полей сообщения заявитель может не указывать адресата в случае, если он «сомневается», при этом в соответствующей строке ему необходимо выбрать «на усмотрение модератора».
[20] Портал Правительства Омской области; Портал Правительства Омской области.
URL:http://www.omskportal.ru/ru/govemment/priemnaya/callStatus.html (дата обращения: 31 марта 2017 г.); Интернетприемная Правительства Хабаровского края URL: http://www.services.khv.ru/hod.aspx (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[21] Официальный портал Республики Тыва. URL: http://gov.tuva.ru/intemet-reception (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[22] Указ Президента Республики Башкортостан от 18 января 2013 г. № УП-5 «Об информационной системе «Электронная приемная органов власти Республики Башкортостан» // Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан. URL: http://www.npa.bashkortostan.ru. 22 июня 2013 г.
[23] См., например, Официальный сайт Правительства Новгородской области. URL: http://www.novreg.ru/vlast/govemor/request.php (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[24] См., например: Открытое письмо Р. Дасаева губернатору Московской области Воробьеву А.Ю. URL:http://lamagrad.net/posts/6306-otkrytoe-pismo-rinata-dasaeva-gubernatora-moskovskoi-oblasti-vorobevu-a-yu.html (дата обращения: 31 марта 2017 г.); Открытое письмо самарских дизайнеров губернатору Меркушкину и главе города Фурсову. URL:http://samcult.ru/review/11789 (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[25] Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. № 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций» // Российская газета. 2010. № 37.
[26] См.: Хохлова Е.А. Открытое письмо как конституционно-публичный институт выражения мнения // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 11. С. 23 - 34 // СПС КонсультантПлюс.
[27] В частности, 8 апреля 2013 г. на сайте www.citybranding.ru было опубликовано открытое письмо губернатору Пензенской области по вопросу формирования «бренда региона» с целью повышения инвестиционной и туристской привлекательности области. Авторы письма выступили с резкой критикой разрабатываемой стратегии формирования продвижения бренда Пензенской области. Ими подчеркивалось, что работа по ее общественному обсуждению стратегии проведена не была. Спустя 11 дней после публикации письма, 19 апреля 2013 г., состоялась официальная встреча авторов письма, разработчиков стратегии, представителей органов государственной власти Пензенской области и средств массовой информации, которая привела к пересмотру положений стратегии.
[28] См., например: City branding. URL: http://citybranding.ru/penzabrand (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[29] Демократор. URL: http://democrator.ru (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[30] См.: распоряжение Заместителя мэра в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата мэра и Правительства Москвы от 12 октября 2012 г. № 61-РР «Об утверждении Регламента обработки и публикации информации на порталах Правительства Москвы» // СПС КонсультантПлюс.
[31] URL: http://gorod.mos.ru (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[32] См.: Постановление Правительства Москвы от 15 апреля 2013 г. № 234-1111 «Об интерактивном взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы с населением города Москвы» / Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 23. 25 апреля 2013 г.
[33] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 22. Ст. 309.
[34] Сердитый гражданин. URL: http://www.angrycitizen.ru (дата обращения: 31 марта 2017 г.); Довольный гражданин. URL: http://socialsys.ru/happy-citizen/description.html (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
[35] Мособлизбирком объяснил причины перебоев онлайн-трансляции с выборов. URL: http://ria.ru/society/20121014/773999625.html (дата обращения: 31 марта 2017 г.).
|