Человеческая деятельность обычно осуществляется целенаправленно, с целью достижения какого-то результата, являясь, таким образом, целевой. Очевидно, что деятельность дознавателя (следователя), которая направлена на раскрытие и расследование преступлений, является целевой.
Целью при этом является осуществление содействия правосудию, восстановлению нарушенных общественных отношений, защите прав и интересов, компенсация ущерба, причиненного преступлением.
Любой целевой деятельности необходима организация. Понятие «организация» (от греч. «органон» – «упорядочиваю») можно рассматривать в трех аспектах[1]: – как качество или форму взаимодействия элементов системы или процесса (так сказать, его «упорядоченность»); – вид людской деятельности по упорядочению чего-либо; – как некую общность, объект, систему, учреждение и т. п. Применительно к хозяйственной деятельности понятие «организация» как форма выражает характер взаимодействия всевозможных ресурсов (материальных, трудовых, информационных и иных) субъекта деятельности в процессе достижения его целей.
Организация как особый вид деятельности по упорядочению взаимодействия элементов в системе можно рассматривать как совокупность научных, проективных, управленческих методов изучения, создания, поддержания либо преобразования имеющейся совокупности ресурсов для достижения поставленных целей. Понятие организации как общности, объекта может быть применимо к любому учреждению, его подразделению, коллективу, которые выступают как единое целое в объективно определенных рамках взаимодействия со средой, которая их окружает. Предмет науки организации заключается в исследовании объективных тенденций, законов и форм организованности различных систем, методов и способов упорядочения их элементов, а также функционального поведения организаций как объектов в среде, которая их окружает. В целом могут иметь место различные виды упорядочения взаимодействия элементов систем: конструктивные, химические, математические и др. Но именно упорядочение взаимодействия элементов систем деятельности людей относится к особому виду организационной деятельности. Организационную деятельность в широком значении можно воспринимать как равнозначную понятию «менеджмент» (в пер. с англ. – «руководство»). Деятельность любой организации может рассматриваться как определенный непрерывный цикл, направленный на разработку, принятие (выбор) и реализацию тех или иных запланированных решений. При этом среди них управленческое решение является основным видом решения, которое осуществляется, как правило, линейными и функциональными руководителями.
Управленческое решение – результат определенной управленческой деятельности менеджера, коллективного творческого труда людей.
Разработка, принятие и реализация управленческого решения опираются на теоретические и методические положения, созданные учеными, а также на практический и профессиональный опыт. Разработка решений для руководителей входит в их функциональные обязанности, в рамках которых для них установлен комплекс прав и ответственности.
Организация исполнения управленческого решения предстает в качестве составной части управленческого процесса, следующей сразу за стадией его выработки и принятия. Под организацией исполнения управленческого решения принято подразумевать деятельность (системную совокупность действий, операций) субъекта управления, посредством которой принятое решение реализуется на практике. В конечном счете, в зависимости от организации исполнения находится эффективность и продуктивность управленческого процесса в целом. Механизм организации претворения в жизнь управленческих решений включает в себя субъекты, требования (принципы), формы, методы обозначенной деятельности и сам организационный процесс. В качестве постоянных субъектов указанного механизма выступают, в том числе начальники ОВД, их заместители, руководители отраслевых и функциональных служб, иные сотрудники, которые могут наделяться соответствующими полномочиями.
К числу субъектов организации исполнения управленческих решений могут быть также отнесены организационные, инспекторские и штабные подразделения. Часто руководители свои полномочия делегируют субъектам управления, которые им подчиняются. Иногда руководителю одной из служб, интересы которой преобладают в проводимых комплексных мероприятиях, делегируются временно полномочия, выходящее за пределы его повседневной компетенции. Таких субъектов условно называют временными. Все указанные субъекты управления занимаются осуществлением организации исполнения как собственных решений, так и решений вышестоящих начальников. Подготовка и принятие управленческих решений всегда носят интеллектуальный характер, представляют собой мыслительный процесс, организация исполнения обычно выступает как материальная деятельность.
Реализация управленческих решений образует практическую сторону управления, т.к. здесь, в организаторской деятельности, имеет место «материализация» заключенных в управленческих решениях социальных идей, целей, задач, норм, перевод их в реалии фактических действий под воздействием влияния управляющей подсистемы на управляемую с целью ее преобразования в качественно новое состояние. В наибольшей степени отличие между признаками деятельности по подготовке и принятию управленческих решений и деятельности по их реализации проявляется в конечных результатах. Итогом первой будет само такое решение, воплощенное в определенной форме, например, нормативный акт, приказ, распоряжение, план, график, команда и т. д. Вторая будет проявляться в виде совокупности определенных действий субъектов и объектов управления, направленных на практическое выполнение объективированных решений, результатом чего должны быть достигнутые цели, решенные задачи и т. д.
Процессы, касающиеся подготовки и принятия управленческих решений и организации их исполнения, имеют отличия по технологии, среди которых – стадии реализации. Самым отчетливым образом это просматривается при выполнении конкретной практической задачи.
Можно взять в качестве примера задачу организации взаимодействия в ОВД. В целях исполнения разработанного и принятого управленческого решения по организации совместной деятельности нужно вначале создать систему определенных органов. Следует предварительно определиться с объектами и субъектами организации взаимодействия, выступающими в качестве элементов системы. На данном этапе происходит уточнение, учет произошедших изменений в системе ОВД и во внешней среде.
Создание системы органов, осуществляющих взаимодействие, предполагает решение таких вопросов, как: – выявление связей, имеющих место между участниками согласуемой совместной деятельности (объектами и субъектами); – наделение элементов системы компетенцией, которая необходима для успешного функционирования (полномочия по решению основных задач остаются неизменными, т. к. службы и подразделения, сообща выполняющие общие для них задачи, реализуют свои повседневные функции); – принятие мер на случай нарушения связей.
Наличие связей является обязательным условием координации элементов системы ОВД, взаимодействующих между собой. Их установление позволяет осуществлять обмен информацией, установить продолжительность, пути и способы решения задач, передавать необходимые указания субъектов объектам, получать от последних необходимые сведения о ходе совместной деятельности. Необходимым является установление оптимального числа связей. Их количество обусловливается различными факторами, в их числе можно отметить такие, как число объектов; объем необходимой информации, ее источники и каналы получения; перечень органов, заинтересованных в ее получении. На число устанавливаемых в системе связей оказывает влияние и такое обстоятельство, как количество субъектов организации данного вида деятельности. Ранее рассматривалось функционирование лишь таких субъектов, которые принимают непосредственное участие в координации деятельности соответствующих подразделений. На практике их количество, как правило, больше, что определяется в основном объемом выполняемой работы и значением решаемой задачи.
Однако сложность осуществления этой задачи, а также ее социально-политическая значимость приводят к тому, что в данном виде управленческой деятельности наряду с непосредственным субъектом участие принимают и вышестоящие руководители, которые контролируют и регулируют ее реализацию. Зачастую такими субъектами являются несколько руководителей различных управленческих уровней.
По мере выявления круга субъектов между ними и взаимодействующими органами устанавливаются необходимые связи, характер которых должен зависеть от их роли и степени участия, в организации взаимодействия. Неправильна практика, когда между субъектами и объектами существуют только прямые связи, позволяющие всем, в том числе и вышестоящим, субъектам вмешиваться в деятельность подразделений, совместно решающих общие задачи.
Это приводит к дублированию, нарушению принципа единоначалия и личной ответственности за порученный участок работы, подрыву авторитета непосредственного руководителя, вызывает у него и участников взаимодействия чувство неуверенности. В результате снижается эффективность функционирования системы. Вмешательство вышестоящих руководителей в деятельность субъектов организации взаимодействия может иметь место только в исключительных случаях, оправданных необходимостью оперативного решения определенных задач (например, неправильными действиями нижестоящего субъекта и т. д.). Обычно прямые связи должны устанавливаться между объектами и непосредственным субъектом организации взаимодействия.
Участие вышестоящих руководителей в управлении системой взаимодействующих органов может осуществляться, как правило, лишь через непосредственного субъекта, который в большей степени знаком с оперативной обстановкой на данном административном участке, лучше знает своих сотрудников, особенности решения поставленной задачи. На количество и характер связей влияет и такой фактор, как объем и содержание циркулирующей информации, источники и каналы ее получения.
После создания системы взаимодействия органов, ее составляющих, доводится содержание ранее принятого управленческого решения по организации взаимодействия между конкретными службами и подразделениями (на практике эти мероприятия иногда осуществляются одновременно). Такая деятельность выступает в качестве самостоятельной стадии процесса организации взаимодействия в ОВД и предполагает решение следующих вопросов: – определение способов передачи информации; – изучение надежности их функционирования, а также скорости передачи сообщений; – установление времени передачи и содержания принятого решения; – выявление необходимости в подтверждении получения взаимодействующими элементами ОВД управленческого решения.
Принятое управленческое решение обычно направляется в адрес лица, возглавляющего систему взаимодействующих органов. После его получения субъект управления уясняет его содержание.
После этого он принимает необходимые меры по доведению управленческого решения до взаимодействующих служб и подразделений, его разъяснению и детализации, степень которых зависит от сложности основной задачи, квалификации объектов организации взаимодействия, их прошлого опыта в решении аналогичных задач.
Разъяснение, детализация содержания управленческого решения могут осуществляться путем проведения инструктажа, издания специального документа, методического указания, а также в ходе совместных учений, штабных тренировок и т. д.
На этой стадии освещаются вопросы: – содержание основной задачи; – общий план действий по ее решению; – сведения о взаимодействующих органах; – задачи, осуществляемые конкретными службами и подразделениями; – временные характеристики выполнения данных задач; – этапы решения основной задачи, на которых службы и подразделения выполняют детализированные задачи автономно или совместно; – согласование по месту, времени, территории; – оценка оперативной обстановки и информации о факторах, способствующих или препятствующих ее выполнению; – возможные изменения обстановки и способы действий в новых условиях; – время готовности, начала, окончания и продолжительности совместных действий, возможные перерывы; – способы и средства поддержания связи между участниками взаимодействия; – порядок информирования руководителей и взаимодействующих органов и содержание сообщаемых сведений; – материально-техническое и иное обеспечение взаимодействия; – контроль за функционированием взаимодействующих элементов системы органов внутренних дел.
После реализации перечисленных стадий процесса организации взаимодействия и решения вышеназванных вопросов службы и подразделения ОВД приступают к выполнению общей для них задачи.
В этот период субъекту координации взаимодействующих органов необходимо организовать контроль за их функционированием.
Как известно, контроль фактически представляет собой деятельность субъекта управления по сбору и анализу осведомительной информации за претворением в жизнь принятого управленческого решения.
Поэтому он предполагает в первую очередь установление обратных связей, без наличия которых невозможно получение информации подобного рода. Эта стадия связана с изучением таких вопросов, как: – определение объектов взаимодействия, от которых необходимо получение осведомительной информации (этот вопрос в принципе решается на предыдущих стадиях); – установление обратных связей между взаимодействующими службами и подразделениями и субъектом организации взаимодействия; – определение каналов движения обратной информации и их надежности; – принятие мер, необходимых для восстановления утраченных связей. Следующей стадией процесса организации взаимодействия является получение осведомительной информации. Она предполагает рассмотрение: – круга проблем, которые должна освещать осведомительная информация (в соответствии с ним определяются ее вид, содержание и объем); – очередности и сроков посылки информации элементами системы; – ответственности на случай непредоставления осведомительной информации и нарушений требований к ней (полноты, достоверности, своевременности).
Получив осведомительную информацию, субъект управления данной системой взаимодействующих органов оценивает ее. Начинается следующая стадия процесса организации взаимодействия, содержание которой включает решение таких вопросов, как: – насколько соответствует деятельность взаимодействующих органов содержанию принятого управленческого решения по организации взаимодействия; – правильно ли принято управленческое решение по организации взаимодействия; – способствует ли оно осуществлению основной задачи; – какие изменения произошли в оперативной обстановке и что надо предпринять для более успешного решения стоящих перед системой задач; – какие взаимодействующие органы функционируют успешно, а какие не справляются со своими обязанностями; – можно ли повысить эффективность деятельности последних; – какую дополнительную информацию следует собрать для более полного освещения процесса организации взаимодействия по решению конкретной задачи. На основании полученной информации субъект организации деятельности в ОВД принимает новые управленческие решения, способствующие более эффективному функционированию взаимодействующих служб и подразделений. Важную роль при организации деятельности в ОВД играет контроль. Контроль – это одна из основных функции управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.
Процесс контроля – это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от этих стандартов; с другой – процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки результатов в ходе их выполнения. Основная причина необходимости контроля – это неопределенность, являющаяся неотъемлемым элементом будущего и присущая любому управленческому решению, выполнение которого предполагается в будущем. Отсутствие надежной системы контроля, и как следствие эффективной обратной связи, может привести организацию к кризисной ситуации. Если принятое ранее решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации.
Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный. Предварительный контроль осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в правильном направлении. На этом этапе контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Как правило, он осуществляется непосредственным начальником и основан на измерении фактических результатов проделанной работы. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учтены при проведении последующих работ. Еще одной важной функцией заключительного контроля является его определяющая роль при реализации функции мотивации. Мотивация осуществляется по результатам контроля. Основными составляющими процесса контроля являются выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий. Стандарты – это конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. Для каждой из таких целей должны быть определены временные рамки их выполнения и критерии, позволяющие оценить степень их достижения при выполнении работы.
Только четкие количественные показатели позволяют сопоставить конкретные результаты работы, результаты принятых решений с запланированными. Отсутствие же возможности измерить результат принятого ранее решения и выполненной работы делает невозможным реальное осуществление контроля. В зависимости от сопоставления результатов выполненной работы, принятого ранее решения со стандартом, если отклонения незначительны, можно ничего не предпринимать. Если отклонения превышают допустимую норму, то необходимы корректирующие действия. Контроль должен быть своевременным и гибким, ориентированным на решение поставленных организацией задач и соответствующим им[2]. Непрерывность контроля обеспечивается специально разработанной системой мониторинга хода реализации работ и принятых решений.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
– любой целевой деятельности необходима организация, это очевидно и в отношении деятельности дознавателя (следователя);
– организацию деятельности нужно понимать как упорядочивающее воздействие, как качество или форму взаимодействия элементов системы или процесса.
[1] Безрядин Д.Н. Основы управления органами внутренних дел: пособие/ Д.Н. Безрядин. – М.: Академия управления МВД России, 2008. – 235 с.; Коренев А.П. Основы управления в ОВД/ А.П. Коренев. – М.: 2008. – 325 с.
[2] Майдыков А.Ф. Правовые и организационные основы осуществления функций управления в горрайорганах внутренних дел. – М., 2003. – 375 с.
|