Вторник, 26.11.2024, 01:25
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Субъекты, организации и контроля за деятельностью дознавателя и следователя

Орган дознания – это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.

Под иной деятельностью здесь понимается не уголовно-процессуальная деятельность, обусловленная оперативно-розыскными или другими административно-властными полномочиями учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания[1]. Виды органов дознания и пределы их подведомственности определены ст. 40, 157 УПК РФ[2]. Закон наделил полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, и др. органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения – должностное лицо (командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения или гарнизона и др.). Наиболее многочисленные органы дознания – органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции.

Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками полиции. Причем полиция в РФ – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность, обеспечивать общественную безопасность и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами.

Полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ (ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»).

Дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации производится дознание в полном объеме по всем делам, по которым предварительное следствие не обязательно, за исключением тех, дознание по которым вправе производить другие органы дознания (дознаватели) (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

По общему правилу орган дознания вправе производить в пределах своей компетенции уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности: 1) предварительная проверка заявления (сообщения) о преступлении (ст. 140–148 УПК); 2) неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); 3) дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223–225 УПК); 4) исполнение поручений и указаний другого органа предварительного расследования (ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК).

На первой стадии уголовного процесса – стадии возбуждения уголовного дела орган дознания производит предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении.

Осуществляя предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, орган дознания вправе: – собирать доказательства без производства следственных действий; – получать объяснения, образцы для сравнительного исследования; – истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК; – назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок; – требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлечения к их участию специалистов; – требовать от средства массовой информации имеющиеся в распоряжении у него документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации; – производить осмотр места происшествия, документов, предметов, осмотр трупа, освидетельствование; – предупреждать участников проверки заявления (сообщения) о преступлении о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК; – давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий; – обеспечивать безопасность участника досудебного производства в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

При этом он обязан: – принимать, рассматривать и разрешать все подведомственные заявления (сообщения) о преступлении; – выдавать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия; – регистрировать заявления (сообщения) о преступлении; - разъяснять лицам, участвующим в проверке заявления (сообщения) о преступлении, их права и обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечивать возможность осуществления этих прав; – при наличии к тому оснований в пределах своей компетенции возбуждать и отказывать в возбуждении уголовного дела, передавать заявление (сообщение) о преступлении по подследственности или в суд.

Орган дознания на стадии возбуждения уголовного дела имеет и иные права (обязанности).

Задачи, стоящие перед органами дознания, предопределены теми видами деятельности, осуществление которых на них возложено.

Органы дознания вправе и обязаны применять оперативно-розыскные меры, осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», задачи органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, это: – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; – розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших; – добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

На первой стадии уголовного процесса – стадии возбуждения уголовного дела перед органами дознания стоит двуединая задача реагирования на каждый факт совершения преступления, и вместе с тем ограждения последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения происшествий, не связанных с совершением преступления.

Приступая к производству неотложных следственных действий, исполняя поручения (указания) следователя, они стремятся обеспечить возможность установления истины по делу, способствуют всесторонности, полноте и объективности дальнейшего предварительного расследования.

Осуществляя уголовно-процессуальную деятельность по делам, по которым предварительное расследование необязательно, органы дознания решают задачу предварительного (досудебного) собирания, закрепления, проверки и оценки доказательств обо всех обстоятельствах, перечисленных в ст. 73 УПК РФ.

Дознаватель – это должностное лицо, которое одновременно является стороной обвинения и субъектом, осуществляющим уголовно-процессуальное правоприменение. Дознавателем с позиции уголовно-процессуального права является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные действия (после чего передавать уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности), розыскные меры, дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в том числе дополнительное дознание. При производстве предварительного следствия органу дознания может быть дано поручение о производстве следственного действия (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК). Это поручение исполняет орган дознания, а не дознаватель.

Применительно к органам дознания системы МВД России, дознавателями выступают аттестованные сотрудники, уполномоченных на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления. Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, которые на него возлагаются начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК). О уполномочен: 1) самостоятельно в пределах своей компетенции производить следственные и иные процессуальные действия, также принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК для этого требуются получение согласия начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение; 2) осуществлять иные полномочия дознавателя, а в некоторых случаях и органа дознания, прямо предусмотренные УПК.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия[3]. Между тем такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сообщения) о преступлении, а также производить неотложные следственные действия.

На дознавателя не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя. При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам факт такого обжалования не приостанавливает исполнения указаний прокурора.

Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

По общему правилу под понятием «орган внутренних дел» как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения.

Деятельность «служащего – частица деятельности органа, т. к. любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа.

Компетенция служащего – частица компетенции органа, в котором он занимает должность»[4]. Однако не у всех сотрудников равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания (учреждение) функции.

Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положение прямо закреплено в законе.

Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[5] сотрудник органов внутренних дел – гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник полиции. Сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными Федеральным законом «О полиции»[6], в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). А п. 8 ч. 1 ст. 12 того же Закона возлагает на полицию обязанность в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 Федеральным законом «О полиции» обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.

Начальник органа дознания или его заместитель возлагает на сотрудника органа внутренних дел уголовно-процессуальные полномочия путем назначения его на должность и утверждения соответствующего должностного регламента (должностной инструкции).

В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания.

Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником (его заместителем) и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

Существует два вида представителей органа дознания, так же, как и два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

Дознаватель – сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания – самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование.

Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав, (обычно – должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания) круг следственных и иных действий. То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых процессуальных постановлений. В приведенной ситуации вынесение таким дознавателем решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

Начальник органа сам входит в штат учреждения, наделенного полномочиями органа дознания. Содержание его деятельности, а, следовательно, и его правовой статус производен от содержания статуса органа. При определенных обстоятельствах руководитель учреждения, наделенного правами органа дознания (его начальник), может выступать в уголовном процессе в качестве дознавателя. Однако и в этом случае такой человек будет обладать более широким объемом прав, нежели любой другой сотрудник, выступающий в этом качестве.

В уголовно-процессуальном законе о начальнике органа дознания упоминается применительно к институту продления до 10 суток срока производимой дознавателем предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК), восстановления утраченного дознавателем уголовного дела (ч. 1 ст. 158.1 УПК), утверждения обвинительного акта (ч. 4 ст. 225 УПК) и обвинительного постановления (ч. 2 ст. 226.7 УПК), а также к его полномочиям поручать дознавателю производство дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ), давать дознавателю обязательные для исполнения указания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ) и др.

Каждый начальник учреждения, названного в ст. 40 УПК, осуществляет руководство возглавляемым им органом дознания. При этом организационное руководство всеми определенного вида органами дознания в полном объеме возложено на руководителя центрального аппарата ведомства: в частности, министра внутренних дел. Поэтому, когда Уголовно-процессуальным кодексом право принятия конкретного процессуального решения предоставлено органу дознания, начальник центрального аппарата ведомства своим приказом имеет право внести дополнительные требования к порядку его осуществления. Так, ведомственные приказы требуют утверждения начальниками органа внутренних дел постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Ведомственные нормативные акты требуют от сотрудников органов дознания утверждения не всех решений. Поэтому, когда вышестоящим руководителем не регламентированы дополнительные гарантии законности принятия того или иного процессуального решения, они могут быть определены начальником нижестоящего подразделения. Вплоть до любого территориального органа дознания. Если же предварительную проверку или дознание осуществляет начальник органа, ни одно из его процессуальных решений (кроме тех, что требуют согласования с прокурором) не утверждаются и не согласовываются. Начальник учреждения, перечисленного в ст. 40 УПК РФ, вправе давать входящему в штат этого подразделения дознавателю собственные указания, отстранять такового от предварительной проверки (дознания) и поручать их производство другому подчиненному ему по службе аттестованному сотруднику.

Помимо вышеназванных в уголовном процессе имеется еще один субъект досудебного производства – руководитель подразделения дознания – начальник одноименного структурного подразделения учреждения, наделенного статусом органа дознания. Данного участника уголовного судопроизводства законодатель именует начальником подразделения дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК начальник подразделения дознания – это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующий в пределах своей компетенции.

Под группой здесь понимается действующая, к примеру, в территориальном органе по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса – дознавателем. Старший дознаватель – руководитель такой группы помимо статуса дознавателя наделен также правовым положением начальника подразделения дознания. Полномочиями начальника подразделения дознания не обладает выезжающий на место происшествия дознаватель – руководитель «следственно-оперативной группы», в которой следователь отсутствует. Заменивший следователя в такой группе дознаватель согласно закону не обладает полномочиями начальника подразделения дознания, несмотря на то что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в рассматриваемое организационное образование сотрудников. В такой ситуации дознаватель (старший дознаватель) по должности обладает лишь правами, обязанностями и ответственностью дознавателя как субъекта уголовного процесса.

Согласно ст. 40.1 УПК начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен: 1) поручать дознавателю проверку заявления (сообщения) о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; 2) изымать уголовное дело у подчиненного ему по службе дознавателя и передавать его другому подчиненному ему дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; 3) отменять необоснованные постановления о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вынесенные дознавателем, за уголовно-процессуальной деятельности которого он осуществляет контроль; 4) вносить надзирающему прокурору ходатайство об отмене незаконных и (или) необоснованных постановлений подчиненного ему дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Помимо того, начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полным комплексом полномочий как дознавателя, так и начальника подразделения дознания.

А в случае если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, начальник подразделения дознания наделяется также полномочиями руководителя этой группы.

Реализуя свою уголовно-процессуальную функцию и осуществляя процессуальный статус, начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении предварительного расследования в форме дознания, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, (обвиняемого) меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме предъявляемого лицу обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания и (или) прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель наделен правом представления соответствующим должностным лицам материалов уголовного дела и (или) письменных возражений на указания начальника подразделения дознания.

Процессуальный статус настоящей процессуальной фигуры служит дополнительной гарантией соблюдения законности при производстве уголовно-процессуальной деятельности дознавателями.

Орган предварительного следствия – это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73, 421, 434 УПК), вобравший в себя максимум предусмотренных законом гарантий соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Органу предварительного следствия подследственны уголовные дела, по которым обязательно производство предварительного следствия.

Основной субъект, производящий предварительное следствие, – следователь.

Следователь как субъект уголовного процесса – это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) Главного следственного управления Следственного комитета РФ, следственного управления (следственного отдела) Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации, по районам, городам, специализированного следственного управления Следственного комитета РФ, специализированного следственного отдела Следственного комитета РФ на правах районного, военного следственного управления Следственного комитета РФ по военному округу, флоту, ракетным войскам стратегического назначения, военного следственного отдела Следственного комитета РФ по объединениям, соединениям, гарнизонам, а также следственного органа Министерства внутренних дел РФ. Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь Следственного комитета РФ, не являющийся гражданином России[7], согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»[8], т.к. сотрудниками Следственного комитета РФ, а значит и следователями могут быть только граждане Российской Федерации.

Процессуальным статусом следователя обладает также руководитель следственного органа, производящий предварительное следствие самостоятельно, руководитель следственной группы. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя – члена следственной группы.

Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В то же время он вправе осуществлять также смешанное предварительное расследование, а по делам о преступлениях, о которых идет речь в п. 7 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК, кроме того, и дознание.

В связи с чем следователь вправе: 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК; 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (ч. 2 ст. 38 УПК).

Постановления, требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его полномочий по находящимся в производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

На следователя закон возложил и ряд обязанностей.

Он обязан: 1) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение; 2) в каждом случае обнаружения уголовно процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; 3) выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; 4) выносить постановление о прекращении уголовного преследования, после получения предварительно на то согласия руководителя следственного органа или, если закон этого не требует, – без такового, принимать некоторые иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих фактических оснований. Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий.

Правовое положение следователя хорошо демонстрируется в сравнении с правовым статусом дознавателя. Следователь, так же как и дознаватель по подследственным им уголовным делам, осуществляет уголовный процесс от его начала до окончания стадии предварительного расследования. И тот, и другой все процессуальные решения принимают самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение согласия у прокурора (руководителя следственного органа), а применительно к дознавателю, кроме того, – когда он не обладает правами органа дознания. Следователь несет полную ответственность за законность и своевременность всего хода предварительного следствия.

Принято считать, что дознаватель, если и несет аналогичную ответственность, то неполную, так как не обладает «процессуальной самостоятельностью», присущей следователю.

Тем не менее постановления как следователя, так и дознавателя, вынесенные с соблюдением требований закона по находящимся в их производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Помимо предоставления общих прав, на следователя и дознавателя закон возложил и ряд общих обязанностей.

Они обязаны в пределах своей компетенции возбуждать уголовное дело, избирать меру пресечения, выносить постановление о прекращении уголовного преследования, принимать иные процессуальные решения при наличии в их распоряжении соответствующих фактических оснований.

Следователь должен выявлять причины преступления и условия, способствовавшие его совершению, принимать меры к их устранению.

Но отличия в полномочиях следователя и дознавателя все же имеются. Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания) следующим. Ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем следователь обладает такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.

Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Однако когда следователь не согласен с направленным в его адрес требованием прокурора, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа. Последний информирует прокурора об обжаловании следователем его требования и приступает к рассмотрению требования прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования. По результатам такого рассмотрения руководитель следственного органа дает следователю письменные указания об устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора.

Таким образом, прокурор имеет возможность (в случае согласия с его позицией руководителя следственного органа) влиять на принимаемые следователем процессуальные решения. Еще большими полномочиями наделен сам руководитель следственного органа. Он вправе давать подчиненному ему по службе следователю обязательные для исполнения письменные указания (ч. 1 и 3 ст. 39 УПК). В то же время у следователя имеются возможности отстоять свое мнение по наиболее важным вопросам расследования. Законодатель предоставил ему право обжаловать данные указания руководителю вышестоящего следственного органа. Обжаловать указания надзирающего либо контролирующего органа вправе и дознаватель. Но куда бы он ни жаловался и какое бы указание ни обжаловал, он все равно обязан его исполнить.

В отличие от дознавателя следователь не исполняет указание (несмотря на то, что оно в законе именуется письменным и обязательным для исполнения) руководителя следственного органа, касающееся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. Правда, не исполнять таковое он вправе только, если обжаловал его вышестоящему руководителю следственного органа. А вот направление последнему материалов уголовного дела и своих письменных возражения на обжалуемое указание это уже право следователя, отказ от реализации которого не возлагает на следователя обязанности исполнить обжалованное им указание. Что же в этой ситуации может сделать руководитель вышестоящего следственного органа, которому поступила жалоба следователя?

Если ему поступила жалоба на указание, касающееся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа, или же отстранить следователя от дальнейшего производства расследования по делу, когда последним допущено нарушение требований УПК. Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.

Руководитель следственного органа в уголовном процессе может выступать в двух статусах: как должностное лицо, контролирующее деятельность подчиненных ему следователей, и как орган предварительного следствия, возбудивший уголовное дело о подследственном ему преступлении. И в том, и в другом случае уровень его процессуальной самостоятельности аналогичен тому, что присущ и самому следователю. За исключением права производства смешанного предварительного расследования и дознания по делам, о которых идет речь в п. 7 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК. По меньшей мере, именно к такому выводу приводит буквальное толкование действующей редакции ч. 2 ст. 39 УПК.

Руководитель следственного органа – это Председатель Следственного комитета РФ, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ, руководитель следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ, по району, городу, его заместитель, а также руководитель следственного органа такого федерального органа исполнительной власти как Министерство внутренних дел РФ.

Полномочиями руководителя следственного органа не наделен руководитель следственной или следственно-оперативной группы, которая является одним (а не несколькими) органом предварительного расследования. Такой руководитель согласно закону не обладает полномочиями руководителя следственного органа, несмотря на то что и он в определенной степени занимается контролем над деятельностью входящих в такое организационное образование следователей. Этот субъект уголовного процесса обычно наделен статусом руководителя следственной группы.

Правовому статусу руководителя следственного органа посвящена ст. 39 УПК.

Согласно закрепленным в ней и некоторых иных статьях УПК правовым положениям руководитель следственного органа уполномочен: 1) по ходатайству подчиненного ему следователя продлевать срок производимой последним проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления (ч. 3 ст. 144 УПК); 2) поручать производство предварительного следствия подчиненному следователю либо нескольким, входящим в штат возглавляемого им следственного подразделения следователям, а также изымать уголовное дело у такого следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; 3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления подчиненного ему по службе следователя; 4) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя и др.) другого органа предварительного расследования; 5) давать соответствующему следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении; 6) давать согласие подчиненному ему следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства; 7) разрешать отводы, заявленные такому следователю, а также его самоотводы; 8) отстранять подчиненного ему по службе следователя от дальнейшего производства предварительного расследования, если им допущено нарушение требований УПК; 9) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; 10) продлевать срок предварительного расследования; 11) утверждать постановление подчиненного ему следователя о прекращении производства по уголовному делу; 12) давать согласие указанному следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решения надзирающего прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК; 13) возвращать уголовное дело находящемуся в штате возглавляемого им подразделения следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (ч. 1 ст. 39 УПК); 14) при наличии к тому фактических оснований давать письменное указание руководству определенного средства массовой информации сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136 УПК); 15) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Осуществляя контроль за правильностью составления обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, постановления о прекращении уголовного дела, а также при передаче дела другому органу предварительного следствия или в орган дознания, руководитель следственного органа обязан проверить наличие в уголовном деле документов, в которых отражено место нахождения вещественных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по делу, сверить их с записями в книге учета вещественных доказательств.

Руководители следственных органов обязаны также не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету. О результатах проверки составляется акт, направляемый вышестоящему руководству, обязанному принимать меры к оборудованию специальных помещений и хранилищ для вещественных доказательств, ценностей и иного имущества, требовать обеспечения надлежащих условий их хранения.

Руководитель следственного органа, кроме того, может возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и сам произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, предусмотренными УПК.

Письменные указания руководителя следственного органа подчиненному следователю, данные в порядке, установленном УПК, являются обязательными для исполнения последним. Обжалование полученных указаний вышестоящему руководителю следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются: 1) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю; 2) привлечения лица в качестве обвиняемого; 3) квалификации вменяемого лицу в вину преступления; 4) объема предъявляемого (необходимого для предъявления) обвинения; 5) избрания меры пресечения; 6) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; 7) направления дела в суд или его прекращения.

Причем на следователя в этом случае не возлагается обязанности представления уголовного дела вышестоящему руководителю следственного органа с письменным изложением своих возражений по поводу возможности и (или) необходимости исполнения указаний руководителя следственного органа, в штате которого он служит. Для приостановления исполнения указаний руководителя следственного органа достаточно направления следователем вышестоящему руководителю следственного органа письменной жалобы на таковые. Последний, если посчитает это нужным, сам может затребовать из следственного органа и материалы уголовного дела, и объяснения следователя, в производстве которого находится уголовное дело.

В системе органов внутренних дел статусом начальника органа дознания наделен начальник ОВД как руководитель (ст. 40 УПК РФ). Однако если ранее согласно Закону «О милиции» (ст. 8, 9) заместители начальника ОВД (начальник криминальной милиции и начальник милиции общественной безопасности) также обладали статусом начальника органа дознания, то в настоящее время, как обоснованно отметил С.И. Гирько, анализ положений Федерального закона «О полиции» (ст. 2, 12) позволяет сделать вывод, что ни в одной из статей не содержится прямого указания на то, что полиция является органом дознания[9]. Иными словами, возникает вопрос: является ли начальник полиции, как заместитель начальника ОВД, начальником органа дознания и распространяется ли на него соответствующий процессуальный статус, предусмотренный для начальника органа дознания[10].

Полномочия начальника органа дознания указаны законодателем в различных статьях УПК РФ (ч. 1, 4 ст. 41, ст. 144, ч. 4 ст. 225 УПК РФ и другие) и такое положение не позволяет в полном объеме оценить его уголовно-процессуальное положение. Разумнее урегулировать процессуальный статус данного должностного лица в отдельной статье УПК РФ, как это сделано в отношении руководителя следственного органа.

Помимо полномочий начальника органа дознания, закрепленных в УПК РФ, некоторые авторы полагают необходимым закрепить за данным должностным лицом также такие полномочия, как: а) утверждение вынесенных дознавателем по уголовному делу постановлений о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственных и других процессуальных действий или принятии решений, для которых УПК РФ требует согласия прокурора и судебного решения; б) утверждение постановления дознавателя о возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий, задержании подозреваемого и прекращении уголовного дела (уголовного преследования); в) возвращение уголовного дела дознавателю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Эта позиция представляется спорной, поскольку в случае законодательного закрепления этих полномочий за начальником органа дознания дознаватель вынужден будет значительную часть своего рабочего времени затрачивать на согласование различных процессуальных документов у начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, прокурора, прежде чем обратиться в суд.

В настоящее время возникает много вопросов правового и прежде всего практического свойства, на которые нет ответов: является ли полиция органом дознания, кто является начальником органа дознания – начальник ОВД или начальник полиции, обладает ли заместитель начальника полиции полномочиями заместителя начальника органа дознания и имеет ли он все процессуальные права, а самое важное – право давать указания по уголовным делам подчиненным им дознавателя[11].

По мнению специалистов, необходимо внести соответствующие дополнения в Федеральный закон «О полиции», отнеся полицию к числу органов дознания. Также необходимо в системе полиции повысить статус руководителей подразделений дознания, возведя их в ранг заместителей начальников полиции, и тем самым вернуть им требуемую процессуальную компетенцию по руководству дознавателями. Кроме того, следует включить в компетенцию дознания выполнение процессуальной работы в порядке ст. 157 УПК РФ по уголовным делам, подследственным следователям.

К одной из непроцессуальных форм взаимодействия следователя с органами дознания относится организация и деятельность следственно-оперативной группы (СОГ). Согласно ведомственному нормативному акту МВД России СОГ является специфической организационной формой взаимодействия следователя с сотрудниками органов дознания. При этом СОГ представляет собой организационное формирование (постоянного или временного характера), которое состоит из следователя (следователей) и сотрудников органов дознания, в частности, подразделений, наделенных правом осуществлять ОРД и судебно-экспертную деятельность.

Черты, характеризующие СОГ: 1) проводимые членами СОГ следственные действия (далее – СД) и оперативно-розыскные мероприятия (далее – ОРМ) подчинены единым целям; 2) совместные действия согласуются между всеми взаимодействующими сторонами, в частности, путем разработки согласованного плана СД и ОРМ; 3) каждый из участников СОГ, действуя в пределах своей компетенции, сохраняет функциональную самостоятельность; 4) работа в составе СОГ обеспечивает возможность незамедлительного использования следователем полученных оперативным путем данных, а оперативными сотрудниками – информации, полученной в ходе проведения СД. СОГ является одной из наиболее важных и действенных непроцессуальных форм взаимодействия следователя и органов дознания. Рассматриваемая форма взаимодействия позволяет комплексно использовать и рационально сочетать имеющиеся в наличии у каждого из субъектов взаимодействия различные силы, средства и методы.

Быстрота, объективность и всесторонность расследования, обработка большого массива данных и выполнение значительного объема работы в определенные законом сроки зависят от решения следующих задач: – на начальном этапе расследования и при выдвижении следственных версий принять во внимание всю информацию, полученную следователем и работниками уголовного розыска; – согласовывать производство сложных и значительных по объему СД, что отражается как в совместном плане расследования, так и в планах ОРМ; – значительно облегчить дачу следователем органу дознания поручений и указаний о производстве розыскных мероприятий и СД, т. к. уже нет необходимости каждый раз обращаться к начальнику органа дознания, а можно давать поручения сотруднику органа дознания, входящему в состав СОГ; – ускорить процесс взаимного обмена информацией; – четко разграничить компетенцию следователя и оперативных сотрудников – членов СОГ; – обеспечить действенный контроль со стороны руководителей следственного и оперативного подразделения за раскрытием и расследованием преступлений путем проверки выполнения совместных, согласованных планов.

В СОГ обеспечивается возможность постоянного и полного обмена информацией между ее членами. Проверка версий осуществляется как следственным, так и оперативно-розыскным путем. Совместный анализ собранных доказательств позволяет обнаружить новые возможности для их проверки и оценки, а также для собирания новых доказательств. Если работа в СОГ хорошо организована, то использование этой формы взаимодействия способствует рациональному сочетанию имеющихся сил и средств, что, в свою очередь, позволяет осуществить в минимальные сроки, часто одновременно, необходимое количество розыскных, следственных и иных процессуальных действий, а также ОРМ.

В целях наиболее эффективного взаимодействия следователя с подразделениями органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений создаются СОГ, которые с учетом характера, объема решаемых ими задач и продолжительности их деятельности подразделяются на дежурную и специализированную.

Дежурная СОГ создается для проверки сообщения о преступлении, а также обеспечения производства неотложных СД и ОРМ при возбуждении уголовного дела.

В качестве обстоятельств, служащих основанием для создания СОГ, называют необходимость в производстве большого объема следственных действий и ОРМ и особую важность дела. Применительно к деятельности СОГ под сложностью уголовного дела следует понимать ситуацию, при которой следователю по независящим от него причинам затруднительно единолично без помощи сотрудников оперативных подразделений провести расследование уголовного дела. Такими причинами могут быть[12]:

– большое количество эпизодов преступной деятельности или лиц, привлекаемых к уголовной ответственности;

– необходимость оперативного обеспечения расследования;

– ограниченная осведомленность следователя об обстоятельствах совершенного преступления;

– целесообразность одновременного проведения большого количества следственных и розыскных действий и т.д.

Взаимодействие между следователем и дежурной частью начинается, как правило, с момента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, подследственном следователю.

В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нормативными актами.

Дежурная часть призвана по поступлении сообщения о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и других специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержания преступника[13].

При непосредственном обращении граждан в дежурную часть каждое заявление о преступлении заносится в книгу учета сообщений о происшествиях, в которой отмечается число, время, от кого поступили и о чем. При этом в обязательном порядке оформляется протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а заявителю выдается уведомление о принятии заявления. Как только заявление или сообщение будет подтверждено следственно-оперативной группой с места происшествия, оно регистрируется в журнале о совершенных происшествиях.

Зарегистрированные заявления и сообщения передаются на рассмотрение начальнику органа внутренних дел, который дает соответствующие направления возбуждать уголовное дело, провести проверку, провести досудебную подготовку материалов. В книге учета сообщений об этом делается пометка. В ней же указывается номер и дата возбуждения уголовного дела.

При отказе в возбуждении уголовного дела указывается номер проверочного материала.

Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Каждому из материалов присваивается очередной порядковый номер.

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более 30 суток должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 144–145 УПК РФ).

УПК РФ определяет, что одним из следственных действий, проведение которых возможно до возбуждения уголовного дела, является осмотр места происшествия.

При этом одной из предпосылок успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной группы (СОГ) для осмотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для задержания преступника. Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступлении сообщения о преступлении – пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях независимо от способа и формы поступления информации о преступлении зависит от инициативы и знания сотрудниками дежурных частей своих обязанностей, определенных ведомственными нормативными актами.

Правильная и своевременная организация выезда на место происшествия, его квалифицированный осмотр следователем – непременное условие успешного раскрытия преступления.

Осмотр места преступления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания информации о преступлении и преступнике, умелое использование которой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскрытию преступления по горячим следам.

Информационное взаимодействие между следователем, на котором лежит обязанность доказывания и оперативным работником, подчинено целям доказывания[14].

Ведомственными нормативными актами закреплено, что следователь является руководителем СОГ, выезжающей на место происшествия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов.

Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра как в процессе подготовки, так и при его проведении.

Обязанность следователя – собрать воедино разнообразные данные осмотра, проанализировать их и в связи с полученными результатами решить вопрос о дальнейшем направлении работы.

Он должен быстро и оперативно определить обстоятельства, при которых было совершено преступление.

Следователь обязан решить и другую задачу – в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оперативных данных принимать меры к установлению и задержанию преступника. В связи с этим он еще до окончания осмотра дает поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий. Основная работа по установлению и розыску преступников возлагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть.

В соответствии с ведомственными нормативными актами взаимодействие с дежурной частью в период осмотра возлагается на оперативного работника.

Он должен сообщить в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников.

В соответствии с ведомственными нормативными актами дежурный по органу внутренних дел информирует о происшествии патрульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых уполномоченных, а также сотрудников ОВД на транспорте, и при необходимости информируются дежурные части других горрайорганов.

Дежурная часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его движения и возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного реагирования[15].

Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы.

Контроль за организацией и состоянием совместной оперативно-служебной деятельности, своевременная оценка ее результатов, принятие мер по устранению выявленных недостатков, а также оказание практической и методической помощи подчиненным сотрудникам при осуществлении ими полномочий по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел возлагается на начальника органа внутренних дел, его заместителей (руководителя следственного подразделения, начальника полиции), начальника штаба, а также начальника подразделения дознания и начальника экспертно-криминалистического подразделения.

О выполнении плановых мероприятий и результатах работы следователь, дознаватель и сотрудники иных подразделений докладывают соответствующим руководителям.

В ходе осуществления мероприятий по организации совместной оперативно-служебной деятельности начальник органа внутренних дел:

– контролирует незамедлительное реагирование дежурной части на сообщения о преступлениях, своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий (в пределах своей компетенции) и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступлений в возможно короткие сроки;

– осуществляет постоянный контроль за своевременностью выездов дежурных СОГ на места происшествий, полнотой их состава и оснащением материально-техническими средствами и расходными материалами для обнаружения, фиксации, изъятия следов преступления и вещественных доказательств;

– лично выезжает или направляет своего заместителя на место происшествия при совершении особо тяжкого, тяжкого или иного преступления в зависимости от его характера и конкретных обстоятельств;

– при возвращении дежурной СОГ изучает собранные материалы, дает указания (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя) по организации раскрытия преступления, а также утверждает согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В случае необходимости дежурный обеспечивает выделение дополнительных сил и средств;

– с целью контроля за состоянием и ходом работы по нераскрытым преступлениям заслушивает (по расследуемым уголовным делам – регулярно, по приостановленным – ежеквартально) отчеты руководителей и сотрудников подразделений, привлеченных к раскрытию преступлений (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя), дает оценку выявленным недостаткам, принимает меры по их устранению;

– ежеквартально подводит итоги и оценивает результаты совместной оперативно-служебной деятельности.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (07.07.2017)
Просмотров: 229 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%