Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом (п. 41 ст. 5 УПК РФ). Следователь осуществляет уголовно-процессуальную деятельность от имени государства. Объем компетенции, то есть пределов осуществления данного вида деятельности, определяется Конституцией Российской Федерации[1], общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, иными федеральными конституционными и федеральными законами.
Следователь – участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения (п. 47 ст. 5 УПК, глава 6 УПК РФ). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 УПК РФ, определяющей назначение уголовного судопроизводства, уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
В соответствии со ст. 15 УПК РФ, регламентирующей принцип состязательности сторон, функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Однако из содержания целого ряда других процессуальных норм следует, что функции следователя не сводятся исключительно к обвинению. Например, в соответствии со ст. 73 УПК РФ к числу обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности, отнесены: обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности.
Из принципа свободы оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ) усматривается, что следователь оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. При составлении обвинительного заключения на следователя возлагается обязанность перечислить как доказательства, подтверждающие обвинение, так и те, на которые ссылается сторона защиты, указать обстоятельства, смягчающие ответственность (ст. 220 УПК РФ).
Одной из важнейших процессуальных функций следователя является собирание доказательств. Собирание доказательств представляет собой деятельность дознавателя, следователя, суда при участии других субъектов, заключающуюся в поисках и обнаружении источников информации, получении ее из найденных источников сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, и в закреплении добытых сведений в установленном законом порядке.
Поиски и обнаружение носителя информации – первый этап процесса собирания доказательств, поскольку получить необходимые сведения невозможно, не обнаружив их источников.
Неудачно наименование данного этапа «обнаружением доказательств», поскольку речь может идти лишь об обнаружении источника, носителя информации: предмета, сохранившего на себе следы преступления, человека, в сознании которого запечатлелись имеющие значение для дела обстоятельства, и т.п.
Следующим этапом собирания доказательств является получение сведений от обнаруженных носителей информации с помощью предусмотренных законом процессуальных действий.
Добытые таким путем фактические данные должны быть надлежащим образом закреплены в протоколе процессуального действия, а в необходимых случаях – и путем использования дополнительных средств (аудио –и видеозаписи, фото –и киносъемки, изготовления планов и схем, слепков и оттисков и т.п.). Сведения, полученные, но не зафиксированные с соблюдением определенных законом требований, не могут использоваться в качестве доказательств. Поэтому нельзя выделять закрепление фактических данных в самостоятельную составляющую доказывания наряду с собиранием, проверкой и оценкой доказательств. Закрепление полученных сведений – неотъемлемая часть собирания доказательств; доказательство может считаться полученным лишь после фиксации добытой информации.
Основным способом собирания доказательств является производство следственных действий.
В действующем УПК РФ, к сожалению, не содержится ни определения этого понятия, ни исчерпывающего перечня следственных действий. В теории же сложилось два подхода к определению следственного действия. В широком смысле под ними понимают все процессуальные действия, производимые следователем, а в узком – только те процессуальные действия, которые направлены на собирание доказательств.
Таким образом, одним из признаков следственного действия является его предназначение – быть средством собирания доказательств. Все же иные действия, не имеющие такой направленности, можно именовать просто процессуальными.
Далее следственные действия могут проводить только уполномоченные на то государственные органы и должностные лица, ведущие уголовный процесс: судья (суд), следователь, дознаватель. Участники, отстаивающие свои собственные интересы, а также их защитники и представители вправе представлять предметы и документы органам и лицам, которые ведут производство и решают, принять или не принять переданные им материалы, придать или не придать им статус доказательства.
В штате ОВО состоят следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам. Деятельностью этого звена непосредственно руководит заместитель начальника ОВД – начальник следственного отдела.
Следователи подчиняются начальникам следственных отделов, которые контролируют действия следователей и принимают меры к более полному, своевременному и быстрому производству следствия по уголовным делам. Следователи ОВД расследуют дела: – о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; – преступлениях против собственности; – о незаконном обороте наркотиков и другие преступления. УПК РФ (ч. 2 ст. 38) предусматривает наличие у следователя широкого спектра процессуальных полномочий. Организация деятельности следственных подразделений проводится на основе текущих и перспективных планов работы органа внутренних дел и его следственного подразделения. Основные задачи следственного отдела:
1. Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел.
2. Разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан.
3. Взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.
4. Обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов потерпевших.
5. Распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств.
6. Учет поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и др.
7. Рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации обращений, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
8. Составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей.
Итоговыми актами стадии возбуждения уголовного дела, как уже отмечалось, являются постановление о возбуждении уголовного дела (ст. 146 УПК) или постановление об отказе в этом (ст. 148 УПК). Причем с принятием акта о возбуждении уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием, создаются правовые основания для последующих процессуальных действий органов дознания, предварительного следствия и суда. Исходя из этого, законом регламентирована компетенция участников данной стадии уголовного процесса.
Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:
– при регулировании деятельности следственных структур в целях надлежащей организации ведомственного (организационного) контроля за деятельностью следователей перераспределены процессуальные полномочия между руководителями различных уровней, а также без достаточных к тому оснований расширены процессуальные полномочия руководителя вышестоящего следственного органа, объем которых установлен законом;
– нужно исключить из УПК РФ указание на возможность определения ведомственными актами объема процессуальных полномочий лиц, не предусмотренных в ч. 5 ст. 39 УПК.
Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 9. – Ст. 851.
|