Пенсионное обеспечение на современном этапе развития следует рассматривать как элемент социального обеспечения.
Пенсионная система включает в себя совокупность денежных источников, субъектов и объектов правоотношений по пенсионному обеспечению, нормативно-правовых актов, которые координируют обеспечение пенсиями различных категорий населения.
Существует несколько видов пенсионных правоотношений, которые были определены законодательно:
Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию – реализация права граждан на страховую пенсию (на страховую и накопительную ее части), а также права на иные выплаты, которые предусмотрены социальным страхованием;
Правоотношения по государственному пенсионному обеспечению – реализация права граждан на виды пенсий, которые выплачиваются за счет бюджетных ассигнований, т.е. государственного бюджета, и предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
Правоотношения по дополнительному пенсионному обеспечению – реализация права отдельными категориями граждан на пенсии, которые установлены дополнительно к основным.
Главными элементами при определении вида пенсионных правоотношений можно назвать:
Субъекты правоотношений;
Способ финансирования.
Ученые-юристы среди недостатков современного пенсионного обеспечения граждан выделяют:
Сложный порядок расчета пенсий;
Нестабильность законодательства, то есть частое его изменение;
Финансовую неустойчивость ПФР;
Недостаточную сбалансированность бюджета ПФР.
Одной из важнейших характеристик пенсионных правоотношений является способ их финансирования.
Существует множество различных источников финансирования пенсионного обеспечения:
Ассигнования из бюджета;
Обязательные страховые взносы;
Средства организаций;
Добровольные взносы самозанятых физических лиц и др.
Все вышеупомянутые источники в Российской Федерации определены на законодательном уровне.
Пенсионные правоотношения, предполагающие финансирование за счет обязательных страховых взносов, то есть правоотношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом определено, что застрахованными лицами являются:
Физические лица, работающие по трудовому договору;
Физические лица, работающие по гражданско-правовому договору;
Физические лица, которые являются авторами произведений и получают выплаты по соответствующему договору;
Самозанятая категория граждан и др.
Страховщиком в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию может выступать ПФР или какой-либо негосударственный пенсионный фонд.
Страхователями же являются работодатели, производящие выплаты своим работникам, или самозанятое население. В некоторых случаях физическое лицо, не имеющее работы, может также выступать страхователем в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию[1].
Размер взносов ,которые будет уплачивать страхователь, напрямую зависит от того ,к какой категории страхователей он принадлежит. Определяется размер страховых взносов как произведение установленного тарифа на базу для начисления взносов.
По общему правилу тариф взноса составляет 26% с ограничением за соответствующий год предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая ежегодно пересматривается (с 1 января 2017 года составляет 876 000 руб.).
На 2015-2018 годы был установлен тариф составляющий 22% выплат , не превышающих предельной величины базы для начисления страховых взносов , и выплат сверх указанной величины, и в зависимости от величины дохода.
В случаях, когда доход индивидуального предпринимателя не превышает 300 000 руб. за год , то размер взносов страхователя составит произведение минимального размера оплаты труда и тарифа (26%) , увеличенное в 12 раз, но если же доход превышает 300 000 руб. за год, в таком случае к указанной сумме прибавляют 1% дохода, превышающего 300 000 руб., но не более двенадцатикратной величины от указанной суммы. Этот порядок применяется для расчета взносов, уплачиваемых такими лицами за себя, а не своих работников.
На законодательном уровне тарифы страховых взносов классифицированы также в зависимости от различных оснований:
Категории плательщиков;
Условий труда и др.
Для упрощения функционирования системы обязательно пенсионного страхования в Российской Федерации ведется индивидуальный (персонифицированный) учет, который регулируется Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Индивидуальный (персонифицированный) учет предполагает сбор информации о страховом стаже, поступивших страховых взносах, расчетном пенсионном капитале, пенсионных накоплениях застрахованного, а также другой информации, касающейся обязательного пенсионного страхования. Все собранные сведения хранятся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Индивидуальный лицевой счет – документ, который представляет собой запись, произведенную на машинном носители, имеющий своей целью упрощение определения права на страховую пенсию, а также расчета ее размера.
Взносы учитываются ПФР и направляются на финансирование страховых пенсий и других выплат по обязательному пенсионному страхованию. Из суммы страховых взносов только выплат, не превышающих предельной величины базы для начисления страховых взносов, входят в индивидуальную часть тарифа, которая предназначена для определения пенсионных прав застрахованного лица и определения размеров соответствующих видов обеспечения. Остальное относится к солидарной части страховых взносов и в этих целях не учитывается.
Для застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе в случае их выбора часть тарифа в размере 6% направляется на финансирование накопительной части трудовой пенсии (накопительной пенсии).
Однако в 2016-2017 годах определение суммы страховых взносов осуществляется исходя из направления всей индивидуальной части тарифа на финансирование страховой пенсии.
Государственное пенсионное обеспечение финансируется из средств федерального бюджета.
Дополнительное пенсионное обеспечение может финансироваться из таких источников, как:
Бюджет РФ;
Бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований;
Средства организаций;
Взносы граждан.
В качестве примера можно привести предусмотренные Законом о дополнительных страховых взносах в качестве источников финансирования взносы работодателя, дополнительные страховые взносы застрахованного лица, взносы на со финансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.
Подсистема управления представлена ПФР[2].
К территориальным органам ПФР относятся отделения по субъектам РФ, а также управления по городам и районам.
К основным полномочиям ПФР относятся:
Сбор, аккумуляция страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты;
Ведение индивидуального (персонифицированного) учета;
Назначение, выплата, индексация и перерасчет страховых и государственных пенсий (за исключением государственных пенсий военнослужащим по контракту и сотрудникам правоохранительных органов, членам их семей).
Таким образом, ПФР выполняет функции органа управления в рамках пенсионного обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а также часть функций в остальных частях пенсионной системы.
Управление государственным пенсионным обеспечением осуществляется органами, в которых граждане проходят федеральную государственную гражданскую службу, военную службу по контракту, а также правоохранительную службу. В их число входят Следственный комитет РФ, прокуратура РФ, ФСБ России, МВД России, федеральные суды и т.д.
Например, в Следственном комитете РФ работа по пенсионному обеспечению осуществляется управлением кадров, Главным управлением по обеспечению деятельности Следственного комитета РФ, кадровыми и финансовыми подразделениями его территориальных органов.
Подсистема управления дополнительным пенсионным обеспечением представлена Минтруда России, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, негосударственными пенсионными фондами, организациями.
Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию предоставляется застрахованным лицам и в некоторых случаях членам их семей. Государственные пенсии предоставляются военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам, федеральным судьям и в некоторых случаях членам их семей. Кроме того, к обеспечиваемым лицам относятся федеральные государственные гражданские служащие, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», участники ВОВ, граждане из числа работников летно-испытательного состава, нетрудоспособные граждане.
Дополнительное пенсионное обеспечение предоставляется гражданам, которые имеют особый статус, заслуги перед государством, муниципальными образованиями в спортивной или трудовой деятельности, профессиональная деятельность которых имеет важное значение, в частности лицам, замещавшим отдельные должности в органах государственной власти СССР и РСФСР, депутатам Государственной Думы, Героям Труда РФ, чемпионам Олимпийских игр, работникам угольной промышленности. По усмотрению субъектов РФ и муниципальных образований могут обеспечиваться лица, замещавшие соответствующие государственные и муниципальные должности, государственные гражданские служащие субъекта РФ и муниципальные служащие, иные категории граждан. К субъектам обеспечения относятся и работники тех организаций, в локальных нормативных актах которых предусмотрено дополнительное пенсионное обеспечение своих сотрудников.
Граждане также могут стать субъектами дополнительного пенсионного обеспечения, заключив соответствующий договор с негосударственным пенсионным фондом, вступив в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов или направив средства материнского (семейного) капитала на накопительную.
Закон об обязательном пенсионном страховании предусматривает следующие виды страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию:
Страховая пенсия по старости;
Страховая пенсия по инвалидности;
Страховая пенсия по случаю потери кормильца;
Фиксированная выплата к страховой пенсии;
Накопительная пенсия;
Единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
Срочная пенсионная выплата;
Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;
Социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
К пенсиям как виду социального обеспечения однозначно можно отнести лишь первые три выплаты и четвертую как устанавливаемую по общему правилу доплату к ним. Кроме того, в зависимости от источника финансирования накопительная пенсия может рассматриваться и как дополнительное пенсионное обеспечение. Срочная пенсионная выплата также может быть отнесена к дополнительному пенсионному обеспечению[3].
К видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся следующие выплаты:
Пенсии за выслугу лет;
Пенсии по старости;
Пенсии по инвалидности;
Пенсии по случаю потери кормильца;
Социальные пенсии.
Указанные выше виды пенсий предусмотрены для определенных категорий граждан. Например, пенсии за выслугу лет с особыми условиями и порядком определения размера предусмотрены для федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих по контракту и сотрудников правоохранительных органов, граждан из числа космонавтов, граждан из числа работников летно-испытательного состава.
Дополнительное пенсионное обеспечение представлено следующими выплатами:
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (например, Героям РФ);
Ежемесячные доплаты к пенсиям (например, к пенсиям, назначенным работникам угольной промышленности);
Негосударственная пенсия (вкладчикам негосударственных пенсионных фондов)[4].
В данный перечень также можно отнести срочную пенсионную выплату и другие выплаты, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360 «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»[5].
На уровне субъектов РФ, муниципальных образований и организаций соответствующие пенсии могут иметь различные условия назначения, порядок определения размера и наименование, например, «дополнительная пенсия», «пенсия за выслугу лет», «доплата к пенсии».
[1]Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов // М.: КноРус, 2016. — 509 с.
[2] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // СПС «КонсультантПлюс»
[3]Тучкова Э.Г. ред. Право социального обеспечения России: учебник / Э.Г. Тучкова под ред // М.: Проспект, 2014. — 452 с.
[4]Дзгоева-Сулейманова Ф.О. Право социального обеспечения в вопросах и ответах: учебное пособие / Дзгоева-Ф.О. Сулейманова // М.: Проспект, 2016. — 223 с.
[5]Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: учебник / В.Ш. Шайхатдинов // М.: Юстиция, 2017. — 551 с.
|