В результате реформы 2002 года пенсионная система России на современном этапе состоит из двух относительно самостоятельных подсистем:
Системы страховых пенсий, закрепленной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях»;
Системы государственных пенсий, закрепленной Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях».
Государственные пенсии назначаются, как уже сказано выше, в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях».
Кроме того, Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» содержат в себе нормы и условия пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 года, распространены также на прокурорско-следственных работников и работников таможенной службы.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы России была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 года N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». Она разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с учетом Бюджетных посланий Президента РФ и Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Реализация основных концептуальных положений указанной выше Стратегии будет осуществляться в процессе применения норм новых пенсионных законов, принятых в конце 2013 года как логического завершения острейших дискуссий, проходивших в процессе обсуждения основных направлений реформирования страховой пенсионной системы.
Одним из основных среди этих законов является Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 1 января 2015 года. А части 14 и 15 ст. 17 вышеупомянутого закона, предусматривающие повышение страховой пенсии по старости и по инвалидности на 25% суммы фиксированной выплаты лицам из числа тех, кто проработал не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, прекратил работу и проживает в сельской местности, вступили в силу с 1 января 2016 года[1].
Со дня вступления в силу данного закона не применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением тех норм, которые регулируют исчисление размеров трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях».
Обращает на себя внимание несоответствие содержания Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» заявленной им цели, под которой понимается защита прав граждан на страховую пенсию, с учетом социальной значимости трудовой и иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создастся материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Анализ норм данного закона свидетельствует о том, что главной его целью была оптимизация расходов на пенсионное обеспечение, то есть их сокращение, что объективно исключает возможность достижения названной выше цели.
Вышеупомянутым законом изменены условия назначения страховой пенсии по старости. При сохранении прежнего пенсионного возраста (для мужчин 60 лет, а для женщин 55 лет) увеличена продолжительность страхового стажа, необходимого для вхождения в страховую пенсионную систему. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа в 2015 году составляла 6 лет, в 2016 году – 7 лет, в 2017 году – 8 лет. Продолжительность страхового стажа будет ежегодно увеличиваться до 2024 года и в итоге составит 15 лет.
При определении периодов работы, включаемых в страховой стаж, законодатель проигнорировал соответствующее решение Конституционного Суда РФ и вновь указал, что они включаются в стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР[2]. Следовательно, неуплата недобросовестным работодателем страховых взносов за работника лишает права последнего на включение в его страховой стаж соответствующего периода и снижает величину индивидуального пенсионного коэффициента. Это не согласуется с одним из основных положений: работники по найму подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) в силу закона, а не в силу уплаты за них работодателем страховых взносов.
Среди иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, повышена продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Продолжительность указанного периода увеличена на 1,5 года по сравнению с той, которая была ранее установлена, начиная с 1 января 2014 года (4,5 года) Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вводится новое дополнительное условие, необходимое для возникновения права на страховую пенсию по старости – наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Закон о страховых пенсиях сохранил досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с занятостью на определенных видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 ст. 30. Названные периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в специальный страховой стаж, во-первых, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», и, во-вторых, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426 «О специальной оценке условий труда». Закон предоставляет работнику право присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте и обжаловать ее результаты, если он с ними не согласен.
В соответствии с классификацией условий труда они подразделяются на четыре класса:
Оптимальные;
Допустимые;
Вредные;
Опасные.
Вредные условия труда отнесены к третьему классу, а опасные – к четвертому классу[3].
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, отражается в лицевом счете застрахованного лица[4].
Указанные сведения и являются документальным доказательством, на основании которых названные работы включаются в специальный страховой стаж.
Условия назначения страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца принципиальных изменений не претерпели.
Наиболее сложными и практически недоступными для понимания большинством людей, включая законодателей, проголосовавших за принятие Закона «О страховых пенсиях», являются его нормы, закрепляющие правовой механизм формирования пенсионных прав граждан.
Закон вводит в страховую пенсионную систему новые правовые категории, предназначенные для учета пенсионных прав застрахованных. Это индивидуальный пенсионный коэффициент и стоимость пенсионного коэффициента.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – число, отражающее в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Юридическое значение данного юридического факта заключается в том, что с ним связан не только размер страховой пенсии, но и право на пенсию по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, причем отдельно за периоды страхового стажа, имевшие место до 1 января 2015 года, и начиная с 1 января 2015 года. Данная величина определяется с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР путем деления суммы страховых взносов, уплаченных за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с индивидуальным тарифом, на нормативный размер страховых взносов за соответствующий календарный год. Нормативный размер страховых взносов – величина производная, которая определяется путем умножения максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов, на предельную величину базы для начисления страховых взносов в ПФР за соответствующий календарный год.
Закон предусматривает также величину коэффициента за полный календарный год иного периода, включаемого в страховой стаж. Так, например, за период службы по призыву, ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им полутора лет – 1,8; за вторым ребенком до достижения того же возраста – 3,6; за третьим и четвертым соответственно – 5,4.
Максимальный индивидуальный пенсионный коэффициент начиная с 2021 года и в последующие годы не может быть свыше 10 для застрахованных лиц, у которых не формируются пенсионные накопления, и не свыше 6,25 – для тех, у кого формируются пенсионные накопления[5]. Что касается его максимальной величины в период с 2015 до 2021 году, то она указана в Приложении N 4 к Закону о страховых пенсиях.
Стоимость пенсионного коэффициента – число, отражающее соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет ПФР в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховой пенсии. Данный параметр чрезвычайно важен, поскольку именно с его учетом определяется размер страховой пенсии.
Стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2017 года равна 74,27 руб. Стоимость одного пенсионного коэффициента после устанавливается ежегодно устанавливается с 1 апреля Федеральным законом о бюджете ПФР на соответствующий год. Методика определения его стоимости утверждается Правительством РФ. Кроме того, ежегодно с 1 февраля стоимость пенсионного коэффициента увеличивается на индекс роста потребительских цен за прошедший год, размер которого также устанавливается Правительством РФ.
В конечном итоге в результате применения формулы исчисления пенсии ее размер ставится в зависимость от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Величина ИПК определяется на день назначения пенсии и представляет собой сумму ИПК за периоды стажа, имевшие место до 1 января 2015 года, и за периоды с 1 января 2015 года по день назначения пенсии.
Указанная сумма может быть увеличена для тех застрахованных, кто имеет право при исчислении размера пенсии на применение коэффициента повышения ИПК.
Случаи применения коэффициента повышения ИПК указаны в пункте 15 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». К ним относятся:
Назначение страховой пенсии по старости впервые позднее возникновения на нее права;
Отказ от получения уже установленной пенсии по старости и последующее восстановление ее выплаты;
Назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с его смертью, если он не обращался за пенсией по старости, имея на нее право, либо отказался от ее получения уже после назначения.
Размеры коэффициента повышения ИПК установлены вышеупомянутым законом и приведены в Приложении N 1 к данному закону.
По Закону о трудовых пенсиях структура пенсии по старости и по инвалидности состояла их трех частей:
Страховой;
Фиксированного базового размера;
Накопительной части.
С 2015 года накопительная пенсия стала самостоятельным видом и ее формирование регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424 «О накопительной пенсии». Размер данного вида пенсии определяется исходя из накоплений и ожидаемого периода ее выплаты, который до 2016 года составлял 19 лет, а с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии. В пенсионные накопления входят страховые взносы на накопительную пенсию (включая дополнительные взносы, взносы работодателя по программе софинансирования), направленные на эти цели средства материнского капитала и доходы от их инвестирования. Предусмотрена корректировка накопительной пенсии по результатам инвестирования средств выплатного резерва. В случае смерти застрахованного его пенсионные накопления выплачиваются его правопреемникам.
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2013 года N 351 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» все граждане 1967 года рождения и моложе до конца 2015 года должны были добровольно определиться с выбором варианта пенсионного обеспечения в части формирования пенсионных накоплений: перевести свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды либо выбрать частную управляющую компанию или выбрать инвестиционный портфель государственной управляющей компании. При выборе инвестиционного портфеля государственной управляющей компании граждане вправе изменить вариант пенсионного обеспечения, отказавшись от накопительной пенсии[6].
Для тех, кто уже сделал такой выбор, тариф на накопительную пенсию по-прежнему составит 6%. У застрахованных лиц, чьи обязательные накопления находятся в ПФР, все 6% страховых взносов будут поступать в распределительную часть и формировать их страховую пенсию, а также будут учитываться при индексации их расчетного пенсионного капитала.
Для молодежи, впервые вступающей в систему обязательного пенсионного страхования с 2014 года, на выбор варианта пенсионного обеспечения отведено 5 лет. До тех пор, пока такой выбор не будет сделан, все страховые взносы будут поступать в распределительную часть.
Что касается фиксированного базового размера трудовой пенсии, то он трансформировался в фиксированную выплату, которая устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии. Размер этой выплаты дифференцирован в зависимости от вида пенсии и составляет: к пенсии по старости и по инвалидности (кроме инвалидности группы) – 3935 руб. в месяц[7]. Фиксированная выплата инвалидам группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в сумме, равной 50% указанного выше размера. Тем застрахованным, которые имеют право на применение при исчислении страховой пенсии коэффициента повышения ИПК, он применяется также и к фиксированной выплате, но в иных размерах, указанных в Приложении N 2 к Закону о страховых пенсиях.
Закон сохранил право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости лицам, достигшим 80 лет или являющимся инвалидами I группы, к пенсии по инвалидности – инвалидам I группы; детям – круглым сиротам и детям умершей одинокой матери. Размер их фиксированной выплаты составит 200% от указанной выше суммы. Право на повышение фиксированной выплаты предоставлено также лицам, имеющим стаж работы в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к ним, не менее той продолжительности.
Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности повышается лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в ст. 10 Закона о страховых пенсиях.
Фиксированная выплата к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
Ежегодно с 1 апреля Правительство РФ вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты с учетом роста доходов ПФР, одновременно определяя коэффициент ее индексации[8].
Таким образом, та часть пенсии, которая не зависит ни от стажа, ни от заработка и не является по существу страховой выплатой, очевидно, станет главным элементом в системе пенсионного обеспечения застрахованных лиц. В связи с этим финансирование данной выплаты за счет страховых взносов абсолютно несовместимо с основными принципами социального (включая пенсионное) страхования.
Что же касается механизма формирования страховых пенсионных прав застрахованных, закрепленного в законе, то по своей правовой природе он характерен для гражданско-правового страхования, которое принципиально отличается от социального страхования, поскольку спецификой обязательного социального страхования и неотъемлемым его атрибутом является участие в нем самого государства, несущего субсидиарную ответственность в случае недостаточности средств на выплату страховых пенсий. Идеология данного закона заключается в переходе от формирования обязательств государства, выраженных в абсолютных суммах пенсий, гарантированных каждому, к обязательствам пенсионных выплат, обеспеченных только страховыми взносами. Реализация данной идеологии практически исключает субсидиарную ответственность государства как одного из субъектов системы обязательного социального страхования и обрекает ее на девальвацию. Ни один человек до дня своего выхода на пенсию не будет располагать информацией об абсолютном размере полагающейся ему пенсии. Индивидуальный пенсионный коэффициент, о котором выше шла речь, позволит тем, кто сможет разобраться в законе, в лучшем случае лишь подсчитать конечное количество баллов, которое само по себе без денежного его выражения в форме размера полагающейся пенсии не обладает стимулирующим эффектом. Миллионы людей из числа застрахованных потеряют интерес к системе, которая так организована, что за их многолетний труд на благо общества не гарантирует достойного уровня жизни при наступлении старости, в случае инвалидности и утраты кормильца. Это спровоцирует поиск решения данной проблемы вне правового поля и приведет к резкому росту расходов государства на выплату социальных пенсий, право на которые имеет каждый как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью человека[9].
Для урегулирования пенсионного обеспечения лиц, выезжающих за пределы Российской Федерации 17 декабря 2014 года было принято Постановление Правительства РФ N 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации». Ранее решение вопросов пенсионного обеспечения данной категории лиц предусматривали положения Федерального закона от 06 марта 2001 года N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», а до принятия вышеупомянутого федерального закона положения о выплате пенсий лицам, выезжающим за пределы Российской Федерации, содержал в себе Закон РФ от 02 июля 1993 года N 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»[10].
Исходя из сказанного ранее, можно сделать вывод, что в Российской Федерации принято множество нормативно-правовых актов, которые регулируют сферу пенсионного обеспечения, а также все нормативно-правовые акты об обеспечении пенсиями в Российской Федерации делятся на те, которые являются обобщающими в сфере пенсионного обеспечения, и на те, которые занимаются только вопросами пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.
Понятие и группы граждан, выезжающих за пределы Российской Федерации
В законодательных актах Российской Федерации нет понятия граждан, выезжающих за пределы Российской Федерации. Поэтому изначально следует рассмотреть признаки, которыми обладают граждане, выезжающие за пределы Российской Федерации.
К признакам вышеупомянутой категории лиц можно отнести:
Граждане – физические лица;
К ним могут относится как граждане РФ, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства, которые находились в Российской Федерации на законных основаниях;
Данные лица осуществляли в Российской Федерации трудовую деятельность;
Указанные лица выехали или собираются выехать из Российской Федерации[11].
Таким образом, можно сделать вывод, что граждане, выезжающие за пределы Российской Федерации – это физические лица, которые находились в Российской Федерации на законных основаниях, осуществляли трудовую деятельность в государстве, что могут подтвердить различными документами, и собираются покинуть или уже покинули пределы Российской Федерации, т.е. эмигрируют или эмигрировали в иное государство.
Как уже было отмечено, к гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации, могут относится:
Граждане РФ;
Иностранные граждане;
Лица без гражданства[12].
Гражданин Российской Федерации – это физическое лицо, которое имеет устойчивую правовую связь с Российской Федерации, которая выражается в возникновении между физическим лицом и государством совокупности взаимных прав и обязанностей[13].
Иностранным гражданином является физическое лицо, которое не имеет гражданства Российской Федерации и имеет гражданство (подданство) иного государства[14].
Под лицом без гражданства, согласно нормативно-правовым актам Российской Федерации, понимают физическое лицо, которое не имеет не только гражданства Российской Федерации, а и любого другого государства[15].
Также к гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации, некоторые ученые-правоведы относят лиц, которые имеют двойное гражданство.
Лицами, имеющими двойное гражданство, являются физические лица, которые имеют гражданство Российской Федерации, а также гражданство (подданство) какого-либо иного государства, что предусмотрено положениями Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[16].
Обязательным условием для иностранных граждан и лиц без гражданства, о которых говорилось ранее, является наличие постоянной регистрации в каком-либо субъекте Российской Федерации. Также иностранные граждане и лица без гражданства могут претендовать на получение пенсионного обеспечения в Российской Федерации только при условии наличия официального трудоустройства и уплаты за них работодателем взносов в такие государственные органы, как Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из сказанного ранее, можно утверждать, что к гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации и имеющим право на получение пенсионного обеспечения, относятся физические лица, среди которых граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и лица, имеющие двойное гражданства, которые были постоянно зарегистрированы в каком-либо субъекте государства, осуществляли официальную трудовую деятельность и собираются покинуть (или покинули) пределы Российской Федерации.
[1]Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О. Буянова, З.А. Кондратьева, С.И. Кобзева // М.: КноРус, 2017. — 463 с.
[2] Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС «КонсультантПлюс»
[3] Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О специальной оценке условий труда» // СПС «КонсультантПлюс»
[4] Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // СПС «КонсультантПлюс»
[5] Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС «КонсультантПлюс»
[6]Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие / Т.К. Миронова // М.: КноРус, 2016. — 312 с.
[7] Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС «КонсультантПлюс»
[8] http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/index_pens/
[9] http://newinspire.ru/l/2/22/950-ponyatie-funktsii-i-istochniki-finansirovaniya-pensionnogo-fonda-rf.html
[10] http://www.almaata.mid.ru/opogr.htm
[11] http://www.shirekrug.com/index.php/2013-05-08-10-04-29/item/1011-izmenenie-poryadka-vyplaty-pensij-grazhdanam-vyezzhayushchim-vyekhavshim-na-postoyannoe-zhitelstvo-za-predely-rossii
[12] Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1386 (ред. от 13.08.2016) «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации»(вместе с «Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СПС «КонсультантПлюс»
[13] Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
[14] Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
[15] Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
[16] Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебное пособие / Г.В. Сулейманова // М.: КноРус, 2016. — 344 с.
|