Основными причинами совершения укрывательства являются: заинтересованность в ряде случаев укрывателей в неразоблачении основного преступника, мотивированные чувством «ложного товарищества»; скептические отношения к деятельности правоохранительных органов, нежелание содействовать; правовой нигилизм; боязнь мести со стороны виновников основного преступления. Прежде всего, предупредительные меры заранее не обещанного укрывательства как части преступности должны проводиться путем воздействия на сознание граждан методами морально-воспитательного характера.
Укрывательство является видом прикосновенности к преступлению, то есть деятельности, связанной с совершением преступления, но не являющейся содействием ему и не находящейся в причинной и виновной связи с преступным результатом укрываемого деяния. Таким образом, укрывательство не является соучастием в преступлении.
Объектом укрывательства преступлений являются интересы правосудия. Общественная опасность укрывательства особо тяжких преступлений заключается в том, что такими действиями создаются препятствия к своевременному разоблачению и изоляции от общества особо опасных преступников.
Следует обратить особое внимание на квалификацию укрывательства, совершенного несколькими лицами, при котором это деяние выполняется супругом или близким родственником основного преступника, а другое лицо, не обладающее указанными признаками, организует или возбуждает желание на его совершение[1]. Согласно примечанию к ст.316 УК, лицо не подлежит уголовной ответственности за укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником. Следовательно, такие случаи нельзя признать соучастием из-за отсутствия его количественного признака. Они должны рассматриваться как посредственное причинение. Виновного, не являющегося супругом или близким родственником, следует признать исполнителем заранее не обещанного укрывательства.
Кроме того, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье само лицо, совершившее особо тяжкое преступление, а также его соучастники (при принятии ими мер к сокрытию содеянного). Так, например, П., К. и присоединившийся к ним позже А. поочередно совершили изнасилование приглашенной ими Л. После этого П., опасаясь, что потерпевшая может обратиться в правоохранительные органы, нанес Л. удар ножом в шею, а затем задушил шпагатом. К. снял с трупа потерпевшей украшения из золота и совместно с П. эти украшения, а также норковое пальто и телефон потерпевшей продали. Утром следующего дня П. и К. вынесли труп потерпевшей из квартиры и спрятали его в колодце теплотрассы, туда же выбросили нож, а также одежду и документы потерпевшей. Наряду с другими преступлениями действия осужденных К. и А. также были квалифицированы по ст. 316 УК РФ. Суд необоснованно признал К. и А. виновными в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления − убийства, поскольку они сами являлись непосредственными участниками преступлений, совершенных в отношении потерпевшей. К. и А. изнасиловали потерпевшую, а затем К. и П. совершили кражу ее имущества. Укрывая труп, вещи и документы потерпевшей, а также орудие преступления, осужденные скрывали свои преступные действия. По смыслу же ст. 316 УК должно иметь место заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления, совершенного другими лицами. При таких обстоятельствах в действиях К. и А. отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 316 УК РФ[2].
Предметом преступления могут быть орудия и средства совершения преступления; следы преступления; предметы, добытые преступным путем или даже лицо, совершившее преступление.
Укрывательство преступника состоит, например, в предоставлении ему помещения для укрытия, транспортных средств, фальшивых документов, в изменении внешнего вида преступника и т.п. Под укрывательством средств или орудий совершения преступления понимается их хранение в специальных местах, уничтожение, изменение, продажа средств или орудий преступлений и т.п. Укрывательство следов преступления может выражаться в уничтожении одежды со следами крови, предметов с отпечатками пальцев.
Объективная сторона преступления выражается в активных действиях, направленных на сокрытие самого особо тяжкого преступления, его орудий и предметов, следов, а также на укрывательство лица, совершившего преступление. К числу таких действий может относиться уничтожение путем поджога или затопления орудий преступления, затирание следов, перевозка на автомобиле в безопасное место преступника, дача советов относительно способов сокрытия преступления, направление правоохранительных органов по заведомо ложному следу[3].
Состав рассматриваемого преступления — формальный. Наступление общественно опасных последствий не влияет на квалификацию деяния. Начальным моментом заранее не обещанного укрывательства следует считать совершение активных действий, направленных на сокрытие преступления и преступника. По общему правилу, действия укрывателя производятся в течение более или менее длительного промежутка времени и нередко представляют собой длящееся преступление. Однако в отдельных случаях сокрытие преступления и преступника может выражаться в конкретном единичном действии лица. Конечный момент укрывательства зависит от ряда обстоятельств, в частности, от прекращения укрывателем действий по своей собственной воле, от событий реальной действительности, препятствующих продолжению заранее не обещанного укрывательства преступления и преступника или же от обстоятельств, устраняющих преступность какого-либо деяния.
Преступление признается оконченным с момента укрывательства преступления. Последующие активные действия лица по предупреждению нанесенного ущерба рассматриваются как смягчающие ответственность обстоятельства либо могут служить основанием для освобождения виновного от уголовной ответственности либо наказания (ст. ст. 50, 51 52 УК и др.).
Заранее не обещанное укрывательство, совершенное должностным лицом путем использования своего служебного положения, квалифицируется по совокупности преступлений: укрывательство и злоупотребление служебным положением.
Незначительная помощь преступнику, не имевшая целью оказать содействие в сокрытии совершенного им преступления и фактически не оказавшая такого содействия, состава укрывательства не образует. В подобных случаях при определенных условиях может идти речь о наличии признаков состава недонесения.
[1] Метельский П. С., Уголовная ответственность за укрывательство преступлений (ст. 316 УК РФ) // Вестник НГУ. Серия: Право. – 2011.
[2] . Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В. М. Лебедева. М.: Юрид. программы, 2004.
[3] Бриллиантов, А. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А. В. Бриллиантов, Г. Д. Долженкова, Я. Е. Иванова. – М.: Проспект, 2010.
|