Вторник, 26.11.2024, 01:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Становление и развитие товарного знака и места происхождения товара

Сегодня мы живем в век капитализма, а потому о значимость капитала в жизни каждого из нас говорить не приходится. «Деньги решают все», с этой фразой живут миллиарды людей, кроме того, она заменяет человеку религию. Возможно, что капитал сегодня стал просто самоцелью жизни человека. С одной стороны это приводит к смене ценностей и целевых ориентиров, но с другой – общество стремится к обогащению и социальная мобильность нам показывает, как из бедного и не известного человека (к примеру, торговца джинсами), может получиться всеми уважаемый и богатый человек (к примеру, олигарх). И наоборот, как из деток богатых родителей выходят зеки и наркоманы.

Со словом «капитал» каждый из нас знаком почти с детства, кто-то, и это относится к старшему поколению, знает его по советскому прошлому – для них это было созвучно постулату «марксистская модель развития». Граждане среднего возраста, наращивали капитал в 90-е года всеми возможными и не возможными способами, тогда капитал ассоциировался только лишь с деньгами, а население было настолько экономически безграмотным, что то и дело ввязывалось в различные аферы и махинации. В начале 2000-ных к этому термину стали относится куда более развернуто, с ним стали связывать не только деньги, материальные ценности или средства производства, но так же ценные бумаги, электронные деньги, различные формы имущества и имущественных отношений. Кроме того к капиталу стали относить человеческие и природные ресурсы.

Сегодня, когда на дворе век капитализма – капитал становится самым важным фактором развития рыночных отношений. Как рынок, так и капитал эти термины многозначны и имеют массу вариантов применения. Но как бы там не было оба эти понятия относятся к экономическим отношениям, предполагающим какую-либо выгоду, рынок предполагает ее получение, а капитал - ее наличие.

Но процесс развития общества прошел долгую историю.

Первобытное общество, как известно – общество общинное. В основе хозяйства было собирательство, охота и рыболовство. А потому, раздел продовольствии и предметов, необходимых для жизни человека производился с расчетом – каждому по заслугам. И важно отметить, что в первобытном обществе были сильны идеи неравенства – существовала четкая иерархия отношений – вожак, его семья, воины – их семьи и все остальные. И конечно же все кто по каким-либо причинам не мог ни охотится, ни заниматься другими общественно полезными делами хотелось как-то проявить себя и получить желанные продукты или необходимые вещи.

В процессе накопления прибавочного продукта общество развивалось, все четче выделялась верхушка и обездоленными оказывались не приобщенные к делу члены общины. Именно в это время начинает развиваться ремесло, и не просто использование подручных материалов для хранения продуктов, а именно посуда и обработанные приборы, развивается оружейное мастерство, формируется система разделения труда и система обмена. Бартер – ключевое понятие данного периода, так как именно он лежит в основе получения желаемого товара в замен за другой. Важно отметить, что и сегодня можно встретить примеры бартера, так в одной из провинций Франции отказались от денег как средства оплаты и перешли к системе взаимопомощи и натуральному хозяйству, в результате если человеку что-либо нужно, он получит это, но в замен должен будет предоставить другую услугу. Эта система была широко распространена в русских крестьянских общинах. И таким образом, можно подчеркнуть, что система бартера, как продуктового, так и услуг, естественно имела большое значение в жизни, как первобытного общества, так и людей в более поздние периоды.

Так, раненые воины, которые больше не могли уходить на охоту, получили возможность обеспечивать семью за счет ремесла (необходимо сделать оговорку и отметить, что это произошло примерно 10-20 тыс. лет назад, когда постепенно идет переход от матриархата к патриархату).

И таким образом, постепенно пришло осознание, за какую работу что можно потребовать, а потому, ряд исследователей говорит о том, что первые деньги – это обычные товары, которые доступны в той или иной местности.

Однако, необходимо отметить, что общество не могло долго оставаться на одних и тех же ступенях развития. Постепенно, благодаря техническим инновациям, а так же разнообразным методам взаимодействия расслоение общества окончательно разделило людей по уровню достатка и возможностей. Дифференциация стала основой для формирования государственных структур, а для закрепления власти необходима была постоянная денежная опора, такой стали деньги. Таким образом, были заложены основы товара-обмена, рыночных отношений и особенностей восприятия ценностей и отношение к вопросу реализации потребностей.

По сути, можно говорить о том, что возникли не сами эти явления, а только их определенные сегменты рынков работ, товаров и услуг, с помощью которых во все последующие времена, вплоть до настоящего времени происходили процессы развития социально-экономической сферы жизни общества. Так, индивидуализация производимой продукции участников гражданского оборота, которые используют системы специальных обозначений, в свою очередь установленном законом порядке является своеобразным сигналом, привлекающим потребителей и образующая неотъемлемые права.

Начиная с XVII века в странах Западной Европы, а затем и в России начинает свое развитие капитализм, при чем это не просто стремление заработать, это был массовый мировоззренческий переворот (и это видно потому как стали относится в дворянству занимающемуся предпринимательством – т.е. не достойным дворянина делом, новой дворянство очень быстро заслужило уважение и почет). И конечно же с развитием торговли появилось и стремление обозначить свое место на рынке товаров и услуг, а для этого нужны были следующие вещи: реклама, знак качества и всеми узнаваемый логотип. И если первое захватит Европу в XVIII-XIX вв., то говорить о товарном знаке и о качестве предлагаемых товаров и услуг стали уже со второй половины XVII века. Так, по мнению В.М. Мельникова, в Англии, еще в 1656 году, по решению королевского суда было вынесено постановление, указывающее на необходимость маркировать одежду, что бы избежать инцидентов, связанных с подделкой. Но только в 1875 году, был издан первый законов о торговой марке. Благодаря нему предприниматели, предоставлявшие определенные товары и услуги на рынок, могли зарегистрировать свои названия и после этого никто другой не мог носить такое же.[1]

В общих чертах, необходимо отметить, что отношения, связанные с товарным знаком невозможно урегулировать только на местном уровне. Так как развитие данной отрасли становилось обширней как внутри государств, так и во внешних отношениях. Что привело к объективной необходимости урегулирования данных отношений на международном уровне. 14 апреля 1891 года в Мадриде рядом стран было всесторонне, на тот момент развития данного института права, рассмотрен данный институт права, что привело к заключению Мадридское соглашение «О международной регистрации знаков».[2] И увеличило не только объём правовой базы по данной теме, но и дало один не из маловажных толчков к правильному развитию этой отрасли науки.

На территории России еще при царствовании Алексея Михайловича, были упоминания о правовой защите товарного знака. Эти упоминания содержались в Новоторговом уставе XVII века. В дальнейшем с помощью новгородского устава были внесены такие понятия как «Клеймение товаров». Это понятие было ведено в период правления Петра I и целью применения, было взимания таможенных пошлин, с иностранных товаров. Немаловажно отметить что это правило в начале, применялось избирательно, так как с большей части товаров пошлина не взымалась, а некоторые производители даже освобождалась от уплаты пошлины. Но дальнейшими указами было ведено обязательное клеймение именно российским производителем товаров, и имело название «Указ об обязательном клеймении».[3]

В Российской империи начало правового регулирования товарного знака связано еще одним немаловажным аспектом, принятием закона «О товарных знаках (фабричных и торговых марках, и клеймах)» в 1896 года.[4] Этот законодательный акт содержал определение торговой марки, суть которого сохранилась и в наше время - это любого рода обозначения, которые ставят торговцы на товарах или упаковке, в которых они хранятся, для отличия их от товаров других торговцев. Возникновение исключительного права на торговую марку связывалось с ее регистрацией в уполномоченном органе - Министерстве торговли и промышленности, и действовало в течение 10 лет и при некоторых обстоятельствах могло быть восстановлено. Согласно положениям этого закона, уступка торговой марки была возможна только вместе с передачей самого производства (предприятия).

Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) который был принят 15 августа 1918 года стал одним из первых нормативно-правовых актов, изданных во время установления в России власти Советов, данный декрет имел название «О пошлине на товарные знаки». В нем были введены новые правила, согласно которым было необходимо зарегистрировать в Народном комиссариате торговли и промышленности все свидетельства, выданные в царской России как иностранным, так и отечественным предприятиям

17 июля 1919 года в место старых вводились новые знаки, Постановлении Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) «О товарных знаках государственных предприятий», данные знаки, которые в свою очередь несли сугубо справочный характер и не имели других особых предназначений.[5] Они создавались по принципу простоты и доступности, которые должны были содержать обязательные элементы, такие как название предприятия, а также наименование вышестоящего подразделения, и изображение герба Республики.

Во временна (НЭП) товарные знаки стали не только в полной мере регулироваться, так как переход к новой экономической политике ввел не только новые понятия, но и новую структуру. Которая в этот период стала не только одним из наиболее полных в сфере правового регулирования, но и в немалой степени активизировала динамику товарно-денежных отношений. Данные отношения приводили к большему вниманию к данной отрасли гражданско-правового регулирование отрасли права.[6] Так же данный декрет признавал утратившими силу декрет Совета Народных Комиссаров от 15 августа 1918.

В феврале 1926 года Центральный Исполнительный Комитет СССР издает Постановление «О товарных знаках», в котором было множество поправок и изменений в общем понятии товарного знака в Российской Федерации, которые помогли развитию и преобразованию права на интеллектуальную собственность, данные нормы конкретизировались нормы Декрета СНК от 10 ноября 1922 года.

В результате индустриализации, проходившей в стране в 30-х годах ХХ века, сложилась экономическая ситуация, потребовавшая приведения законодательства о товарных знаках в соответствие изменившимся условиям. Данные условия увеличивали потребность в использовании и улучшении гражданско-правовой и других сферах (уголовной и административной) ответственности за незаконное использование чужих товарных знаков. ЦИК и СНК СССР 7 марта 1936 года принимают совместное Постановление «О производственных марках и товарных знаках», согласно которому, «Все предприятия государственной промышленности, артели (товарищества) промысловой кооперации и кооперации инвалидов, а также предприятия общественных организаций обязаны снабжать выпускаемые ими изделия производственными марками, содержащими указание:

а) наименования (полного или сокращенного) предприятия;

б) его местонахождения;

в) наименования (полного или сокращенного) народного комиссариата, центрального управления или кооперативного центра, в систему которых входит данное предприятие;

г) сорта товара и номера стандарта.»[7]

В международном аспекте, права на товарный знак тоже не стояли на месте и стремительно развивались, многообразие норм и ряд конвенций, с помощью которых были изданы множество правовых актов, собрали достаточную материальную базу. Это не могло пройти мимо российских ученых теоретиков. Так было утверждено новое «Положение о товарных знаках», 8 января 1974 года Госкомизобретений СССР, в котором говорилось о товарных знаках и в соответствии с этим увеличивалась ответственность за данный тип нарушений. Данное положение было необходимостью, и его появление было связанно с международными конвенциями и самым главным это присоединением СССР к ряду этих соглашений. Можно отметить ряд немаловажных конвенций, к которым и присоединилось СССР это Ниццкое «соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» и Парижская конвенция.[8]

Соглашения СССР 1974 года стало рывком в советском законодательстве, связанном с товарными знаками. Оно не только внесло немаловажные изменения, но и привнесло новые аспекты в советское законодательство и привело его к соответствию с общими нормами международных договоров. В этом положение были введены новые определения; уточнялись требования, предъявляемые к товарным знакам; допускалась регистрация товарных знаков, регламентировались процедура регистрации обозначений и порядок их использования давалось новое определение товарного знака.[9]

После распада СССР, началась новая ветка в истории развития правовых отношений в сфере гражданско-правового регулирования товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товаров, что привело к появлению большого количества нормативных актов. Одним из первых в истории современной России являлся Закон от 23 сентября 1992 года о товарных знаках (Закон РФ от 23.09.1992года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»), этот Закон был посвящен регулированию отношений, связанных с использованием, регистрацией и правовой защитой товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товаров. Согласно данного Закона, под понятием «товарный знак», понимается «обозначение, используемое для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц». На сегодняшний день, данный Закон утратил силу.[10]

В нынешних реалиях, можно выделить ст. 1477 Гражданского Кодекса как одну из основополагающих статей, в соответствии с которой выделяется сама суть и понимание гражданско-правовой ответственности. Раскрывая понятие можно сказать про то что в п. 1 ст. 1477 ГК «товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак».[11]https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=2

В международном законодательстве можно выделить не только одну основную модель данных отношений, но также ученые выделяют еще одну не более важную модель, регулирования отношений с участием наименования места происхождении товара. Можно выделит территориальное положение стран с различн6ыми подходами к целям правовой охраны и так же средств их индивидуализации. Так Франция и Швейцария, склонялись к тому что нужно создавать отдельное специализированное законодательство. Но по мнению других стран, которые относятся ко второй группе стран, это США, Англия, Германия, регулирование отношений, связанных с товарным знаком и местом наименования товара, должны регулироваться в рамках иных законов, изданных в данных странах. В виде примера можно привести законодательство Германии, где отношения связанные с местом происхождения товара регулируется «Законом о товарных знаках» который был издан в 1994 году. Из этого можно прийти к выводу что в Германии нет законов, специально изданных для регулирование отношении связанных и местом происхождения товара.[12]

В юридическом сообществе России никогда не существовало общего мнения по поводу правовой природы права на наименование места происхождения товара. Многие ученые вели споры о исключительности права пользования наименования места происхождения товара. Приоритетной была точка зрения, которая предполагала не исключительность по своему характеру права пользования наименования места происхождения товара.

Кардинально изменилась ситуация в отношении наименования места происхождения товара с принятием части четвертой ГК РФ, вводившей исключительность права на него(п. 1 ст. 1516 ГК РФ.).»Под правоспособным наименованием места происхождения товара согласно п. 1 ст. 1516 ГК РФ понимается словесное обозначение, которое стало известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно (главным образом) определяются природными условиями и (или) людским фактором, присущим конкретному географическому объекту».https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3 Ранее законом предоставлялась правовая охрана на наименование места происхождения товара, однако право на него не признавалось исключительным (п. 2 ст. 31 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания»)[13]

Согласно ст. 1516 ГК РФ «наименование места происхождения товара определяется как обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами».[14]https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3 Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации начал использовать обозначение «производитель товара». Можно выделить наименования товара: может бытьhttps://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3 исключительно словесным; историческим или современным; неофициальным или официальным; сокращенным или полным.

https://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3Признак известности один из важных значений, его использование в отношении товара влечет не только известность данного наименования, но и взаимодействие правоспособного субъекта с государством. И не использование данного наименования места происхождения товара другим физическим или юридическим лицом. Так же существует видовое понятие такое как обозначение товара определенного вида, которое не каким образом не связанно с местом происхождения товара, и как таковое является географическим наименованием объекта. Данное понятие применялось и ранее, только использовалось для индивидуализации товара. Кроме того, марка товара должна была служить привлечению внимания, а потому каждый предприниматель стремился показать свою уникальность.

На территории РФ действуетhttps://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3 исключительное право на наименование места происхождения товара, согласно п. 1 ст. 1517 ГК РФ. Требование государственной регистрации - обязательное требование для возникновения исключительности права на наименование места происхождения товара (п. 1 ст. 1518 ГКhttps://www.antiplagiat.ru/My/Report/Full/38?page=3 РФ). Свидетельство является документом, подтверждающим факт регистрации и приобретения исключительного права (п. 2 ст. 1518 ГК РФ).[15]

20 марта 1883 года Парижская Конвенция по охране промышленной собственности указывает много деталей и фактов, которые в той или иней мере уточняют, географическое указание и делает его более точным для наименования места происхождения товара в Российской Федерации.

Также, посредством взаимных соглашений межу государствами охраняются географические указания на международном уровне. Примером таких соглашений может являться «Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний подписанное 4 июня 1999 г. в Минске».[16]

Современная экономика - это своего рода симбиоз рекламы и возрастающих потребностей. Каждый день на экранах телевизоров, по радио и на просторах Интернет человек встречает новые названия фирм, продуктов, различного рода предложений. И часто картинка не совпадает с действительностью.

Таким образом, можно предположить, что формирование денежной системы стало наиболее значимым явлением в обществе, так как оно привело к возникновению расслоения в обществе, так же поспособствовало окончательному закреплению системы разделения труда (важно отметить, что в последующие периоды развития общества было крайне затруднительно перейти из одной прослойки в другую). Так же наличие денег потребовало от правящей верхушки определенного контроля, так как фиксированные суммы необходимо было унифицировать, что бы избежать подлогов и прочих махинаций, которые проводились и проводятся до сих пор с денежными элементами. А потому, можно сказать, что с момента появления денежной системы обмена начинает развиваться и правовая основа товарно-денежного оборота, и как следствие выхода на рынок большого числа производители, каждый из которых стремился привлечь внимание покупателя к своему товару. В то же время, рынок – это сложный механизм, деятельность которого зависит от множества факторов, как внешних, так и внутренних. И конечно же важную роль в функционировании рыночных отношений отводится экономической системе того или иного государства, которое возможно определить по ряду признаков.

И естественно, что только в эпоху капитализма стали говорить о законодательном закреплении таких элементов рынка, как конкуренция, торговая марка, установление цены и качества товара и прч. А потому, можно с определенной долей уверенности отметить, что по факту и сегодня наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано в соответствии с законом только в отношении товара с особыми свойствами, которые не только отличают данный товар от товаров со схожими признаками и аналогичными товарами. Так же производство данного типа товара должно обуславливаться наличием в географическом объекте исходного сырья, как характером для данного объекта и иными природными условиями, в которых данное сырье должно добываться.

 

[1] Мельников В.М. Товарные знаки за рубежом в канун XXI века. -М., 2002.- С. 3

[2] Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.

[3] Свод законов Российской Империи. – М., 1912. Т. 1. // http://civil.consultant.ru/reprint/books/169/

[4] Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование / Под ред. А.Д. Корчагина. Справочное пособие. М., 1995. 336 с.

[5] ВСНХ «О товарных знаках государственных предприятий» СУ РСФСР. 1919. №13

[6] Декрет СНК РСФСР "О товарных знаках" 1922 г, 10 ноября №79

[7] СНК СССР 7 марта 1936 г. Постановление «О производственных марках и товарных знаках»

[8] Постановления Совмина СССР от 15 мая 1962 г. "О товарных знаках"

[9] Положение о товарных знаках от 8 января 1974 года, утвержденное Государственным Комитетом СССР по делам изобретений и открытий.

[10] Закон РФ от 23.09.1992года № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

[11] Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ

[12] Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sudact.ru/.

[13] Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2013.

[14] Там же

[15] Гражданский кодекс Российской Федерации ….// Консультант Плюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2013

[16] Минское Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 г., утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 726. //Бюллетень международных договоров. 2002. № 3

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (09.07.2017)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%