Удивительно, что развитие всех сфер жизни общества, в современный век демократии и вседозволенности, уходит на попечение государства, несмотря на то, что по идее правительства не должны этим интересоваться. Но по факту выходит, что, если государственное регулирование не будет затрагивать контроль над какой-либо сферой жизни общества – это ничем хорошим для общества не закончится. Так было в нашей стране, когда в 90-х годах людям дали полную свободу, а они, не зная, что с ней делать позабыли о том, что такое культура, патриотизм, уважение, честь и других положительных моментах советского прошлого. Сегодня наше правительство постепенно возвращается к прежним идеям, возрождая патриотизм, культуру и постепенно расширяя сферу контроля над различными областями жизни общества.
Одной из таких областей была и остается экономика. Начиная с 1998 года она постепенно переходила под контроль правительства и конечно же сегодня так же контролируется им. Но не только официальная, но и теневая экономика постепенно переходит под контроль и методы регулирования государством. Так есть во всем мире, и так постепенно будет и в России.
Ведущие страны мира, сегодня стоят свою государственную систему на Конституции. Конституция, как главный закон государства должна регулировать все сферы жизни общества и являться основой для всех кодексов и нормативных актов государства.
Если мы посмотрим на законодательную систему РФ, то именно так и происходит – в Конституции прописаны основные нормы – на основе которых уже созданы все остальные законы. При этом, что перечень прав и свобод довольно обширен как и субъекты права. А вот то как люди нарушают законы так же можно просмотреть во многих отраслях. Но с другой стороны проблема правопорядочности современного населения основывается на том, что люди перестали задумываться о последствиях.
Да, в какой-то степени всем известно, что за нарушение прав и законов человек будет наказан, при этом перечень наказаний каждый так же знает, и не потому что они перечислены в законодательстве, но еще и потому, что в процессе воспитания каждый член общества узнает что можно делать, а что нельзя.
В то же время мы нарушаем законы, человек, особенно российский человек, стремится обойти нормы и правила, ссылаясь на собственный менталитет, но подсознательно понимая, что нарушив закон он идет по более легкому пути к своей цели, чем тот, кто этим законам будет следовать. А потому необходимо применять меры по укреплению правопорядка в современной России, а правительству искать пути стабилизации.
Защита интеллектуальной собственности распространена на средства индивидуализации товаров. К таковым можно отнести товарные знаки, фирменные наименования, географические обозначения и доменные имена. В экономической среде все представленные средства объединены в единый институт маркетингового обозначения. Потребность в выделении интеллектуального права на средства индивидуализации появилась вследствие развития и глобального роста мирового рынка. Чтобы обеспечить неприкосновенность торговых марок и других подобных объектов, были созданы специальные способы их учёта и защиты. Впервые средства индивидуализации официально закрепились в Парижской конвенции по охране промышленной собственности.[1]
На сегодняшний день можно выделить ряд следующих нарушений:
- Нарушение авторских прав (пиратство и плагиат).
- Распространение или использование объектов, которые содержат методы, описанные или содержащиеся в патентах.
- Ввоз на территорию Российской Федерации контрафактного товара.
- Любые действия, направленные на обход существующих способов защиты авторских и смежных прав, а также распространение объектов для этих целей.
- Изменение или подделка информации, которая имеет интеллектуальную ценность или связана с результатами интеллектуальной деятельности.
- Нарушения прав на географическое обозначение товаров.
- Иные нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности.
Следует отметить, что в каждой стране существует специальная служба по интеллектуальной собственности, которая занимается вопросами защиты данной категории, а также в некоторых случаях рассматривает споры по факту нарушения прав граждан. В России – это «Роспатент».
Данная организация является крайне интересным органом, в чию деятельность входит реализация контрольной и надзорной функций, как основополагающих для непосредственного рассмотрения процессе передачи и использования собственности, причем всех видов, и в частности интеллектуальной. Надо отметить, что именно к таковой собственности относят бренд и марку, так как данные категории определяют узнаваемость и как следственно покупаемость предлагаемого товара или услуги.
Сегодня основными функциями «Роспатента» являются:
- реализация норм Конституции РФ, законов, подзаконных нормативных актов, объектом которых является интеллектуальная собственность; - проведение и контроль специальных экспертиз на объекты сферы интеллектуальной собственности, а также выдача специальных охранных документов на подобные объекты;
- лицензирование договоров и закрепление прав на объекты интеллектуальной собственности;
- надзор и контроль процесса уплаты патентных пошлин;
- регистрация и аттестация патентных поверенных.[2]
Таким образом, управление интеллектуальной собственностью в России осуществляется за счёт деятельности службы, в структуру которой входят специальные подведомственные организации, имеющие специфические задачи и функции.
Если у обладателя товарного знака возникают убытки вследствие незаконного использования товарного знака, они подлежат возмещению в полном объёме нарушителем. Потерпевшим могут быть как сами владельцы товарного знака (прежде всего) так и лица на которых возложено право пользоваться товарным знаком на основании лицензионного договора, и которые в свою очередь имеют право на возмещение вреда в порядке, указанном в договоре.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, однозначными субъектами права на фирменное название являются юридические лица, которые занимаются коммерческой деятельностью. Они не только имеют право на государственную регистрацию и присвоение себе названия, но также обязаны осуществить эту операцию. К слову, отметим, что цель коммерческой деятельности – получение прибыли, что и отличает ее от некоммерческой.
Торговые знаки регистрируются на определенных условиях. В частности, каждый новый символ должен быть оригинальным. Он не может повторять уже зарегистрированные и существующие на рынке. Торговые знаки не указывают на особенные свойства продукта или на его высокое качество, не содержит сведений, которые могут ввести покупателя в заблуждение. К примеру, на духах нельзя размещать Эйфелеву башню, поскольку потребитель может подумать, что они непосредственно из Франции.[3]
Торговые знаки России могут включать определение, которое указывает на происхождение продукции. В мире на сегодняшний день насчитывается более 5 млн таких символов. В современных рыночных условиях справедливым считается мнение о том, что конкуренция сместилась в сторону имиджей производителей.[4]
Благодаря товарному знаку, можно отделить один товар от другого и закрепить за ним какие-либо полномочия. Благодаря рекламе и другим рыночным путям, товар способен приобретать всемирную известность и потребителей. А это, в свою очередь, хорошо влияет на производительность и рост продажи товара. Знак на товаре помогает запоминать образ, обозначение или символ и тем самым помогает потребителям различить услуги и товары одних организаций от других.
Когда товар на рынке стремительно продвигается, его рыночная стоимость заметно возрастает и превышает стоимость материальных и производственных ресурсов. Отсюда и оценка товарного знака положительно влияет на всю общую рыночную стоимость. Отсюда и идет привлечение инвесторов, потребителей и партнеров. Когда осуществляется такой процесс, как оценка товарного знака, то здесь рассчитывается сама рыночная стоимость товара через степень отличительного признака на данную величину прибыли организации, которую получают от реализации.
Если говорить о таком направлении, как исключительное право на товарный знак, то данное право может быть получено как юридическим лицом, так и индивидуальным предпринимателем, которые действуют согласно законодательным требованиям.
В РФ действует Закон № 3520 - I. Он регулирует вопросы, касающиеся товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения продукции. Правовая защита символов предоставляется в соответствии с государственной регистрацией. На торговый знак выдается соответствующее свидетельство. Регистрация действительна в течение 10-ти лет с даты, когда заявление было получено Патентным ведомством. По обращению владельца символа срок может быть продлен.[5]
Право на торговый знак, вступающий в качестве юридически определенного объекта, может передаваться его владельцем другим лицам. При этом заключается лицензионный договор. Субъект - владелец знака - может также продать свое право на него. При этом составляется договор по уступке.
«П. 3 ст. 1519 ГК: не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).»[6]
«Выявлено, что содержание указанного в ст. 1229 ГК исключительного права не соответствует правовому положению НМПТ, поскольку сужает понятие незаконного использования, не включая в него незаконные действия правообладателей при наличии самостоятельных исключительных прав на объект, и, соответственно, ограничивает действие правомочия запрета действием лишь в отношении лиц, не являющихся правообладателями.» «Содержание исключительного права должно быть дополнено указанием на то, что понятие «незаконное использование» включает и незаконные действия самих правообладателей в тех случаях, когда Кодекс допускает предоставление самостоятельных исключительных прав на один объект (п. 4 ст. 1229 ГК).»[7]
Основные пути укрепления законности, правопорядка и дисциплины в российском обществе:
стабилизация экономических отношений;
рост материальной обеспеченности людей (снижение уровня имущественного расслоения общества);
нравственное и правовое воспитание;
укрепление социальных связей, развитие демократии;
обеспечения законности в деятельности государственного аппарата;
упреждающее устранение различными способами угроз правам, свободам и законным интересам граждан, интересам общества и государства;
общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения[8].
Таким образом, государству просто необходимо начать с социально-экономических перемен в обществе, а затем уже и проводить реформы в законодательной сфере. И важно отметить, что одно другому может только поспособствовать.
Товарная марка считается собственностью конкретной организации только после получения сертификата о внесении соответствующей пометки в общий реестр, что свидетельствует об окончании государственной регистрации. Однако многие предприниматели до сих пор не видят смысла в прохождении столь утомительной процедуры.
Итак, разберемся с тем, какие преимущества дает официальная регистрация. Только ваша компания имеет официальное право размещать данное изображение на упаковках всех своих товаров, а также на договорах поставки и прочих документах фирмы. Данный символ способствует развитию узнаваемости продукта конкретного предприятия, а значит (при грамотной рекламной кампании) можно рассчитывать на увеличение объема продаж.
Таким образом, организации становится проще заработать положительную репутацию на рынке и выделиться среди конкурентов.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что именно под воздействием правовых и нормативных особенностей формируется представление о том, что крайне необходимо не только регистрировать свою организацию, но так же контролировать деятельность конкурирующих фирм, а кроме того, важно проверять рынок на наличие подобных мелких фирм-однодневок или фирм-подражателей, которые целиком и полностью перенимают возможные фирменные особенности компании, а потому и переманивают клиентов наименьшей ценой. В условиях современного кризисного явления такое положение вещей все чаще проявляется на местном уровне и именно этим необходимо озаботиться не столько законодателю, сколько самим предпринимателям, а потому самым главным методом борьбы за уникальность является создание в компании штата аналитиков, которые смогут контролировать рынок и пресекать возможные угрозы в самом начале их зарождения.
[1] Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1996.- № 2.
[2] Приказ Роспатента № 131 от 7 декабря 2001 г. «О введении в действие 8-й редакции Международной классификации товаров и услуг».
[3] Китайский В.Е. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. — М.: РГИИС; Книжный мир, 2007. 165 с.
[4] Приказ Роспатента от 31.12.2009 N 197 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство"
[5] Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
[6] Комментарий к Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» / Э.П. Гаврилов, Е.А. Данилина. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 320 с.
[7] Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс : справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2013
[8] Основные пути укрепления законности, правопорядка и дисциплины в российском обществе// http://jurkom74.ru/materialy-dlia-ucheby/osnovnye-puti-ukrepleniia-zakonnosti-pravoporiadka-i-distcipliny-v-rossiiskom-obshchestve
|