Воскресенье, 24.11.2024, 22:49
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Особенности гражданско-правового договора на оказание услуг с участием потребителя

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения, участниками которых являются потребители и организации (индивидуальные предприниматели). Законодательство о защите прав потребителей – это совокупность разноотраслевых нормативных актов, объединенных общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей.

Основы защиты прав потребителей заложены специальным Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (далее – Закон «О защите прав потребителей»), который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В части, не урегулированной указанным Законом, к данным правоотношениям также применяются положения иных нормативных актов. Cт. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает, что в случаях, если в обязательстве присутствует потребитель, то такой гражданин должен иметь правомочия стороны гражданского обязательства в соответствии с ГК РФ. Судебная практика исходит из того обстоятельства, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

При этом Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется независимо от того, есть или нет на него ссылка в ГК РФ, в случаях, если данный Закон:

а) конкретизирует и детализирует положения ГК РФ;

б) регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ;

в) предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами.

Среди других федеральных законов, регламентирующих сферу защиты прав потребителей услуг, можно назвать Федеральный закон «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие:

– при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

– при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

– при оценке соответствия обязательным техническим регламентам.

Порядок оказания услуг связи регулируется законодательством РФ в области связи, и в первую очередь Федеральным законом «О связи» и т.д.

Меры ответственности за нарушение прав потребителей услуг также закреплены в действующем законодательстве. В частности, ч. 1 ст. 238 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 (далее – УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований предусмотрена ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 (далее – КоАП РФ).

Правительство РФ вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Разъяснения по ряду принципиальных вопросов, возникающих при рассмотрении дел о защите прав потребителей, даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел от 01.02.2012.

Верховный Суд РФ пояснил, что, хотя отдельные виды отношений с участием потребителей и регулируются специальными законами РФ (по договору участия в долевом строительстве, договору страхования, как личного, так и имущественного, договору банковского вклада, договору перевозки, договору энергоснабжения и др.), к подобным отношениям Закон о защите прав потребителей применяется в части тех прав, которые не урегулированы специальными законами, а именно:

– право граждан на предоставление информации (ст. 8 – 12);

– ответственность за нарушение прав потребителей (ст. 13);

– возмещение вреда (ст. 14);

– компенсация морального вреда (ст. 15);

– альтернативная подсудность (п. 2 ст. 17);

– освобождение от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17).

Потребители являются сторонами различных гражданско-правовых договоров по оказанию услуг. Вместе с тем, определить полный и исчерпывающий перечень данных договоров, которые подвергаются соответствующему правовому регулированию законодательством о защите прав потребителей, является достаточно сложным и проблематичным.

По нашему мнению, представляется проблематичным сформировать даже примерный перечень поименованных договоров, поскольку это может привести к появлению различных разновидностей данных договоров, а также постоянному уточнению и дополнению закрепленного перечня таких договоров. Как верно замечает М.Ю. Челышев, необходимо также принимать во внимание допущение гражданским законодательством заключения и непоименованных в ГК РФ договоров, а также смешанных договоров. В конечном счете, закрепленный перечень гражданско-правовых договоров с участием потребителей имел бы спорный характер.

Обязательства по оказанию услуг в ГК РФ охватывают значительное количество видов договорных обязательств. К ним относятся: перевозка, транспортная экспедиция, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание иных услуг. В последние годы значительно возрос интерес исследователей к изучению проблемы правового регулирования договоров возмездного оказания услуг.

Полагаем, что закрепление исчерпывающего перечня гражданско-правовых договоров с участием потребителя является просто невозможным.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» отмечено, что законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения по приобретению товаров (работ, услуг) по возмездному договору, если цена в таком договоре не указана. К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей (п. 9 Постановления).

В науке гражданского права является дискуссионным вопрос об отнесении отдельных гражданско-правовых договоров к разновидности договоров с участием потребителя по оказанию услуг, в частности соглашения с адвокатом, что является актуальным для многих тысяч россиян. Наиболее распространенным является понимание договора между адвокатом и доверителем как договора о возмездном оказании услуг. Иной точки зрения придерживается М.В. Кратенко, отмечающего, что соглашение об оказании юридической помощи в наибольшей степени соответствует таким типам гражданско-правовых обязательств как возмездное оказание услуг, поручение и подрядное обязательство[1]. А.Ф. Карманов соглашение об оказании адвокатом юридической помощи относит к договору смешанного типа, который включает в себя элементы и договора возмездного оказания услуг, и договора поручения. По нашему мнению, в силу своей специфики предмета такого соглашения и правоотношений между доверителем и адвокатом соглашение об оказании юридической помощи следует признать смешанным видом гражданско-правового договора. Вместе с тем, в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что законодательство о защите прав потребителей не подлежит применению к отношениям по совершению нотариусом нотариальных действий, а также к отношениям по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами, что, по нашему мнению, связано с тем, что нотариусы и адвокаты не являются субъектами предпринимательской деятельности.

На особенность регулирования правоотношений с участием потребителей обращается внимание в юридической литературе. В частности, отмечается, что на сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция обобщения законодателем судебной практики, а также взаимного дополнения законодательства и судебной практики.

Как устанавливает ч. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Приведенное законодательное определение позволяет прийти к выводу, что договор возмездного оказания услуг носит консенсуальный характер, что означает признание его заключенным и вступившим в силу с момента подписания договора между заказчиком и исполнителем. Именно консенсуальный характер договора возмездного оказания услуг является его характерным отличием от некоторых иных договоров, которые являются реальными, что означает их признание их заключенными только с момента оплаты или передачи товара. Данная точка зрения поддерживается большинством исследователей. Соответствующей позиции придерживается и судебная практика.

Для признания установления между сторонами договорных отношений необходимым является наличие определенных условий, сводящихся, в частности, к согласованию сторонами вида подлежащей оказанию услуги, а также готовности заказчика принять данную услугу. Вместе с тем, в судебной практике можно встретить отдельные решения, в которых отмечается, что договор возмездного оказания услуг носит реальный характер. Полагаем такие выводы судов ошибочными. Так, ООО «КСИ Интернэшнл Софтвэр» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к компании «YHI Yellow Pages Ltd» о взыскании 70 000 руб. задолженности за услуги по договору № Service-4/23 от 02.05.2006 г. и проценты по ст. 395 ГК РФ в сумме 609 руб. на 14.03.2007 г. Решением от 24.01.2008 г. иск удовлетворен в полном объеме. Апелляционный суд указал, что в соответствии со ст.ст. 779, 780 ГК РФ договор возмездного оказания услуг является реальным. Учитывая, что Обществом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств исполнения обязательств в соответствии с условиями заключенного договора (а именно совершения перечисленных в техническом задании действий), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности иска по праву

Договор возмездного оказания услуг является двусторонним, по которому взаимными правами и обязанностями обладают как исполнитель, так и заказчик. Так, исполнитель принимает на себя обязательства по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В свою очередь, заказчик наделяется правом требования к исполнителю оказать оговоренные договором услуги, а исполнитель у заказчика требовать оплаты оказанных услуг.

Глава 39 ГК РФ непосредственно не указывает на публичный характер отдельных видов договоров услуг. Вместе с тем, исходя из содержания ст. 426 ГК РФ следует, что в качестве публичных следует рассматривать такие виды договоров услуг, как договоры об оказании услуг связи, туристических, медицинских и гостиничных услуг.

Как гласит ч. 2 ст. 779 ГК РФ, правила гл. 39 применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса. Исходя из этого, можно прийти к следующим выводам:

1) перечень договоров возмездного оказания услуг, закрепленный ГК РФ, не является исчерпывающим;

2) все обязательства делятся на обязательства по передаче имущества, выполнению работ и оказанию услуг. Поэтому перевозка, поручение и прочее – это тоже оказание услуг, только регулируется не гл. 39 ГК РФ, а иными главами ГК РФ.

При этом следует иметь в виду, что набор услуг, подпадающих под действие гл. 39 ГК РФ, весьма широк: медицинские услуги и услуги социального характера; ветеринарные услуги; гигиенические услуги; услуги связи и информации; аудиторские услуги; оценочные услуги; правовые услуги; образовательные услуги; услуги в содействии занятости населения; услуги общественного питания; гостиничные услуги; коммунальные услуги; ритуальные услуги; спортивно-оздоровительные услуги; санаторно-курортные услуги; туристско-экскурсионные услуги; культурно-зрелищные услуги и т.д.

В частности, И.В. Матвеев отмечает, что под предметом договора об оказании театрально-зрелищных услуг следует рассматривать «действия исполнителя по оказанию соответствующей зрелищной услуги, которая выражается в показе живого действия (спектакля, концерта, циркового представления, иной сценической постановки)».

Услуги – полезная деятельность, удовлетворяющая потребности тех, кто в ней нуждается. Термин «услуга» имеет двойственный характер. На это обращают внимание многие ученые, характеризуя единство двух сторон услуги: услуги как процесса труда, как одной из форм труда и услуги как результата конкретного труда, его полезного эффекта. Многие авторы придают огромное значение двум составляющим услуги: цели (а не результату), на достижение которой она направлена (польза, помощь), и средствам достижения этой цели (совершение тем, кто оказывает услугу, действия). Не могут являться услугой действия, которые направлены не на достижение полезной цели, а также действия, которые хоть и направлены на достижение такой цели, но они не являются необходимыми, соответствующими для этой цели. Одни авторы считают, что услуга – это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности, другие определяют услугу как экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека. Н.А. Баринов считает, что лицо, которое обращается за услугой, рассчитывает на определенный результат, а не на сам процесс ее оказания, поэтому главное в услуге необходимо выделить результат, а не процесс, как труд[2].

В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно назвать следующие основные признаки, характеризующие потребителя как сторону договора на оказание услуг. В качестве потребителя может признаваться исключительно гражданин. Юридическое лицо не может выступать на стороне потребителя по договору оказания услуг, а, следовательно, нормы законодательства о защите прав потребителей к юридическим лицам не могут быть применены. Следует отметить, что Закон «О защите прав потребителей» говорит исключительно о возможности выступать на стороне потребителя именно физического лица, что обуславливается правовой природой и целью потребительских правоотношений – удовлетворение личных, бытовых потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поэтому физическое лицо в статусе индивидуального предпринимателя также как и юридическое лицо не может выступать потребителем по договору на оказание услуг.

Как отмечает С.М. Корнеев, «ГК РФ использует более широкую категорию – «физические лица», в числе которых находятся не только граждане, но и другие лица – не граждане».

Цель оказания потребителю услуги не связана с осуществлением предпринимательской деятельности, а обусловлена личными целями и потребностями (хозяйственными, семейными, духовными и т.д.). Данный признак потребителя имеет своей целью выделение целевого предназначения факта приобретения услуги. Необходимо отметить, что в юридической литературе имеются различные формулировки определения целевого характера использования услуг, например, «не связанное с осуществлением предпринимательской деятельности»; «в потребительских целях»; «для собственных нужд» и другие.

В этой связи необходимо выяснить вопрос о целесообразности выбранной законодателем формулировки и полноты его правового содержания. До внесения соответствующий изменений в Закон «О защите прав потребителей» к признакам потребителя относилось приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. В тоже время термин «прибыль» использовался законодателем в качестве признака предпринимательской деятельности, а не как извлечение дохода от приобретения товара. Следовательно, потребителем не мог быть признан индивидуальный предприниматель, извлекающий прибыль от систематического приобретения товаров (услуг). Г.П. Гафарова в этой связи полагает, что внесенные изменения оказали положительное значение в понимании термина «прибыль».

Согласно ч. 1 ст. 492 ГК РФ покупателю передается товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Однако, под термин «иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью» могут подпадать определенные потребности, которые с формальной точки зрения невозможно отнести к личным, семейным или домашним потребностям, и в тоже время они не обусловлены осуществлением предпринимательской деятельности. Так, дискуссионным является вопрос о возможности признания в качестве потребителя лица, которому оказывается транспортная услуга в процессе нахождения в командировке.

Следует заметить, что с лексической точки зрения понимание термина «потребитель» способствует существованию определенных расхождений с правовым содержанием категории потребителя-гражданина. По мнению некоторых исследователей, понятие «потребитель» необходимо рассматривать в двух значениях: широком и узком. В широком понимании потребителя следует рассматривать как физическое, так и юридическое лицо, приобретающие и использующие определенные товары.

В узком же смысле в качестве потребителя следует понимать гражданина, использующего или заказывающего определенные товары, работы, услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Именно в узком смысле действующим законодательством и понимается потребитель. По утверждению А.А. Райлян, законодательство о защите прав потребителей направлено, в первую очередь, на защиту более слабой стороны в потребительских правоотношениях, которой выступает непосредственно потребитель – физическое лицо, с целью защиты прав от неправомерных действий продавцов (изготовителей).

Ряд авторов высказывается о том, что в целях разрешения возможных разногласий в понимании термина «потребитель» в названии самого Закона «О защите прав потребителей» необходимо дополнить в скобках словом «граждан», поскольку согласно буквальному толкованию наименования данного закона под потребителями можно понимать не только граждан, но и любых хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Позволим не согласиться с приведенной точкой зрения, поскольку в качестве характеризующего признака гражданско-правового положения потребителя в понятийном аппарате Закона «О защите прав потребителей» имеется указание на гражданина, что логично исключает отнесение к потребителям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В юридической литературе также активно дискутируется вопрос о возможности признания потребителем юридических лиц различной организационно-правовой формы. По данному поводу А.Е. Шерстобитов отмечает, что в законодательстве ряда стран можно наблюдать тесное соприкосновение запрета по включению условий в договор, ущемляющих права потребителя, с аналогичными правилами, установленными антимонопольным и конкурентным законодательством. Вместе с тем, ни антимонопольное, ни конкурентное законодательство по своей сущности и содержанию не призваны регулировать договорные отношения, участниками которых являются потребители-граждане.

Правовое положение потребителя дополняется и конкретизируется нормами гражданского законодательства. Однако, общее содержание правосубъектности потребителя не изменяется.

В качестве другого характеризующего признака потребителя можно назвать то обстоятельство, что тот обладает намерением заказать или приобрести определенный товар (услугу). В данном случае можно говорить о существовании преддоговорных отношений на стадии до заключения гражданско-правового договора с участием потребителя.

Вторым возможным случаем следует назвать установление договорных отношений между потребителем и продавцом, т.е. непосредственно в момент заключения и исполнения договора с участием потребителя.

Третьим возможным случаем следует назвать ситуацию, когда гражданином используются (потребляются) товары, которые были приобретены иным субъектом. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей подлежит применению к правоотношениям по работам и услугам не только в случае, когда потребитель лично заключил соответствующий договор, но и в случае заключения договора в его пользу третьим лицом. В этой связи выбранная законодателем формулировка значительным образом расширяет перечень субъектов, признаваемых потребителями, обладающих соответствующими правами на защиту своих прав в случае их нарушения. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

Интересным представляется высказывания некоторых авторов о том, что возникающие между потребителем и продавцом обязательства не подлежат прекращению в связи с наступлением такого юридического факта как смерть потребителя, поскольку потребительские отношения невозможно рассматривать в качестве строго личных обязательств[3]. Кроме того данные авторы отмечают, что Законом «О защите прав потребителей» регулируются отношения исключительно с конечными потребителями, выводящими из гражданского оборота определенные товары в сферу личного потребления.

Укажем, что приведенный признак потребителя является достаточно интересным и заслуживающим пристального внимания ввиду того обстоятельства, что характеризует правоотношения с участием потребителя, возникающие до момента заключения договора, а также непосредственно в процессе его исполнения. Кроме того, правовой регламентации подлежат правоотношения, которые возникли и с участием третьего лица. Данная ситуация является не свойственной отечественному гражданскому законодательству, что и предопределяет специфическое положение потребителя как участника потребительских правоотношений.

Итак, правовое регулирование сферы правоотношений с участием потребителей в сфере оказания услуг осуществляется специальными источниками права, которые представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы права.

 

[1] Кратенко М.В. Договор об оказании юридической помощи в современном гражданском законодательстве: Дис. ... к.ю.н. 12.00.03. - Томск, 2005. – С. 14.

[2] Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2001. – С. 17.

[3] Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право / Отв. Ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут. 2011. – С. 208.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.02.2017)
Просмотров: 341 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%