Понедельник, 25.11.2024, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Определение правомерности государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Идея о том, что нотариально удостоверенные сделки с недвижимостью не должны подвергаться дополнительной проверке регистратором либо должны проверяться «по сокращенной программе», существовала в нотариальном сообществе начиная с 1994 г. Этой идее активно сопротивлялись регистраторы, при этом в качестве основного аргумента звучало то, что закон возлагал на них ответственность за действительность зарегистрированных прав независимо о того, удостоверена сделка нотариально или нет.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в течение 16 лет своего действия не делал какого-либо различия между порядком правового исследования договоров, совершенных в простой письменной форме, и нотариально удостоверенных договоров. Все они в соответствии со ст. 13 этого закона были объектом правовой экспертизы документов, проверки законности сделки, в том числе установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.

Теперь абзац третий п. 1 ст. 13 Закона о регистрации звучит иначе и относит к компетенции регистратора: «правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества,, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Аналогичные изменения внесены и в абзац одиннадцатый п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, в которой из состава правовой экспертизы нотариально удостоверенных сделок также исключена проверка законности сделки.

Следствием вышеуказанных изменений стало введение в Закон о регистрации положения о том, что «при государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки» (абзац четвертый п. 1 ст. 31 Закона о регистрации).

Итак, с одной стороны, сделки, удостоверенные нотариально, не подлежат проверке на законность регистратором, а с другой стороны, с регистратора снята ответственность за законность сделки. Законность удостоверяемой им сделки проверяет нотариус, он же несет ответственность (прежде всего материальную) за удостоверение незаконной сделки.

Единственное понятие, подлежащее в этом случае максимально точному определению, - понятие законности сделки. Без этого споры между нотариусами и регистраторами, заложниками которых будут участники сделок, не прекратятся, а процесс оформления прав на недвижимость по нотариально удостоверенным сделкам не упростится.

Попробуем найти ответ на этот вопрос в законодательстве. Статья 163 ГК РФ содержит положение о том, что «нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение». Хотя определение понятия законности сделки здесь отсутствует, но из этой формулировки можно однозначно заключить, что в эту проверку входит проверка права сторон на совершение сделки. Статья 54 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате включает норму о том, что «нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона». Из этого можно заключить, что нотариус несет ответственность за соответствие закону содержания удостоверяемой сделки.

Более подробно порядок деятельности нотариуса при установлении сделок с имуществом регламентируют Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации. Пункт 10 Рекомендаций предписывает нотариусам при удостоверении сделок с имуществом проверять:

принадлежность этого имущества на праве собственности или ином вещном праве;

наличие сособственников;

наличие обременений, запрещения отчуждения или ареста данного имущества.

Пункт 11 Рекомендаций при совершении сделок с недвижимым имуществом требует от нотариуса проверять документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пункты 15-18 Рекомендаций говорят о необходимости проверки наличия согласия на совершение сделки, когда необходимость такого согласия и запроса такого согласия предусмотрена законодательством (п. 2 ст. 295, п. 1 ст. 297, п. 2 ст. 250, п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 30, п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ, ст. 35 Семейного кодекса РФ). Вполне очевидно, что все правила служат этой цели: не будет законной сделка, если отчуждение производится лицом, не имеющим вещного права на её предмет; наличие сособственников ставит вопрос о соблюдении правил п. 2 ст. 250 ГК РФ); наличие или отсутствие согласия влияет на решение вопроса о праве лица на совершение сделки; незаконным может быть совершение сделки при наличии ареста, запрещения; наличие обременения предполагает его обязательное указание в договоре, а в некоторых случаях требует согласия на сделку (например, иногда при ипотеке).

На основании Закона о регистрации также непросто установить, что именно относится к проверке законности сделки, а что составляет иные аспекты правовой экспертизы документов. Из новой формулировки гг 1 ст. 13 Закона о регистрации можно заключить, что правовая экспертиза, по общему правилу, включает в себя проверку законности сделки, а кроме того, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления. Из такой формулировки следует вывод, что для нотариально удостоверенных сделок из правовой экспертизы исключается только проверка законности сделки, а все остальные элементы правовой экспертизы присутствуют.

Таким образом, правовая экспертиза нотариально удостоверенной сделки включает в себя:

а) установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами,

б) установление других оснований для отказа в государственной регистрации,

в) установление оснований для приостановления государственной регистрации.

Приходя к такому выводу из текста новой редакции п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, мы исключили для себя иное толкование этой нормы, которое могло бы заключаться в том, что нотариально удостоверенные сделки вообще не подлежат правовой экспертизе. Во-первых, такое толкование не вытекает из текста анализируемой нормы. Если бы ее авторы имели в виду исключение правовой экспертизы для нотариально удостоверенных сделок и невозможность отказа в их регистрации, они так бы и написали: «Нотариально удостоверенные сделки не подлежат правовой экспертизе». Однако это означало бы невозможность отказа в регистрации прав на основании таких сделок, что абсолютно не соответствовало бы стабильности гражданского оборота.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (11.07.2017)
Просмотров: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%