Понедельник, 25.11.2024, 23:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Объективная сторона вымогательства

С объективной стороны вымогательство слагается из двух взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных действий: требования и угрозы, содержание которых определены законом.

Требование означает настоятельное, категоричное предложение ультимативного характера безвозмездно предоставить вымогателю имущество либо документы, дающие ему право обращаться с имуществом как со своим собственным или позволяющие ему стать субъектом ограниченного вещного права, а также совершить в его пользу действия имущественного свойства, — при том непременном условии, что оно является заведомо необоснованным и противоправным.

Угроза при вымогательстве выступает в качестве средства воздействия на потерпевшего, побуждающего его к нужному вымогателю поведению. Обычно она выражается в обещании применить в случае невыполнения требований вымогателя определенные меры в отношении потерпевшего или близких ему лиц. Однако для состава вымогательства не существенно, чтобы виновный был намерен в случае отказа в действительности привести в исполнение свою угрозу. Довольно, чтобы он полагался на нее как на средство, вполне достаточное для устрашения потерпевшего и принуждения его к выполнению предъявленных требований по передаче имущества, права на имущество или совершения других действий имущественного характера. А для этого угроза должна восприниматься потерпевшим как реальная, вполне осуществимая, что зависит от многих обстоятельств: характера, содержания и формы угрозы, личности угрожающего, места и времени ее доведения до жертвы и т. д.

Адресатом угрозы может быть как сам потерпевший, так и его близкие, в собственности, ведении или под охраной которых находится имущество. При этом вопрос о том, является ли тот или иной человек близким по отношению к потерпевшему, решается самим потерпевшим.

С точки зрения формы, угроза может быть выражена вовне как устно, так и письменно, сообщена потерпевшему непосредственно либо через третьих лиц, донесена до него при личной встрече или при посредстве средств связи, облечена в форму откровенного и недвусмысленного ультиматума или выражена в завуалированном виде, т.е. изложена в весьма корректных выражениях, не оставляющих, однако, сомнения в серьезности и опасности подобной «вежливой просьбы о любезном одолжении.

В содержательном плане угроза при вымогательстве выражается в запугивании потерпевшего такими высказываниями или действиями, которые демонстрируют намерение: а) применить физическое насилие; б) уничтожить или повредить имущество; в) распространить позорящие либо иные сведения, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Угроза насилием может состоять в обещании лишить жизни, причинить вред здоровью, нанести побои, применить пытки и т. п., не требуя при этом дополнительной квалификации по совокупности со ст. 119 УК.

Угроза уничтожением чужого имущества представляет выраженное вовне намерение полного его истребления, т. е. приведения в полную его непригодность, когда оно утрачивает хозяйственную ценность, а угроза повреждением такого имущества состоит в обещании приведения его в частичную непригодность.

Угроза распространения позорящих сведений о лицах, ведающих имуществом, либо об их близких, т. е. шантаж (фр. chantage), — это запугивание угрозой разоблачения потерпевшего в случае неудовлетворения последним имущественных требований вымогателя путем разглашения порочащих его сведений или другой информации, которую потерпевший желал бы сохранить в тайне.

Порочащими являются, в частности, сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или близким ему лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной или предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые (сведения) умаляют честь и достоинство потерпевшего или его близких (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

К иным следует относить другие сведения, которые хотя и не являются порочащими, но в случае предания их огласке могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Не умаляя чести, достоинства и деловой репутации, данные сведения способны нанести ущерб другим указанным в ст. 150 ГК нематериальным благам (например, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне) даже в случае, когда они соответствуют действительности.

Под угрозой распространения указанных сведений следует понимать обещание опубликовать их в печати, транслировать по радио и телевидению или продемонстрировать в других средствах массовой информации, разместить в сети Интернет, изложить в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях или сообщить в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному третьему лицу.

Характер данных сведений в значительной мере зависит от их субъективной оценки потерпевшим, поскольку именно он выбирает варианты своего поведения, в том числе и с учетом того, что в отличие от угрозы насилием, реализация которой обычно отодвинута в будущее, угроза разгласить нежелательные для потерпевшего сведения может быть осуществлена виновным и немедленно.

Воспринимаемая потерпевшим как реальная, угроза является психическим фактором подавления его воли, вынуждая его согласиться на выполнение требований вымогателя. Именно из-за этой угрозы для вымогательства характерна внешне добровольная уступка имущественных благ, выглядящая как обычная имущественная сделка, при которой виновный не изымает имущество из владения потерпевшего, а получает его «по собственной воле» последнего.

Юридический момент окончания вымогательства нередко связывается в литературе с моментом заявления угрожающим требования о передаче чужого имущества, права на имущество или совершении других действий имущественного характера, независимо от достижения виновным поставленной цели. Однако для признания вымогательства завершенным мало предъявить соответствующее требование. Необходимо еще, чтобы оно было получено и адекватно воспринято потерпевшим.

Приведение угрозы в исполнение выходит за пределы рассматриваемого состава и требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК о преступлениях против личности или собственности.

Я считаю, что с объективной стороны вымогательство представляет собой сложное составное преступление: требования передачи имущества, права на имущество, совершения действий имущественного характера, с одной стороны, применения психического насилия – с другой.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (10.07.2017)
Просмотров: 155 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%